Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена:
постановлением Нерюнгринской районной администрации
от 15.08.2014 N 1976
(приложение)
Муниципальная целевая программа
"Упорядочение и развитие объектов размещения и переработки твердых бытовых, промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище) на территории Нерюнгринского района на 2012-2017 годы"
I. Паспорт программы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
|||||
1 |
Наименование муниципальной программы |
"Упорядочение и развитие объектов размещения и переработки твердых бытовых, промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище) на территории Нерюнгринского района на 2012 - 2017 годы" (далее - Программа). |
||||||
2 |
Основание для разработки муниципальной программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
||||||
3 |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Нерюнгринская районная администрация: - заместитель главы Нерюнгринской районной администрации по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и энергоресурсосбережения, - отдел жилищно-коммунального хозяйства и энергоресурсосбережения Нерюнгринской районной администрации. |
||||||
4 |
Соисполнители муниципальной программы |
Муниципальное унитарное предприятие МО "Нерюнгринский район" "Переработчик", подрядные организации. |
|
|||||
5 |
Цель и задачи муниципальной программы |
Цель: 1. Исполнение природоохранного законодательства, санитарных норм и правил в части охраны окружающей среды и природопользования, улучшение санитарного состояния территории Нерюнгринского района. Задачи: 1. Благоустройство. 2. Возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг. 3. Возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях муниципального образования "Нерюнгринский район". |
||||||
6 |
Сроки реализации (этапы) муниципальной программы |
Программа реализуется в течение 2012-2017 годов по следующим этапам: - первый этап 2012-2013 годы - разработка проектно-сметной документации; - второй этап 2014-2017 годы - реализация технических мероприятий в соответствии с проектно-сметной документацией. |
||||||
7 |
Наименование подпрограмм (стратегические направления) |
Подпрограмм нет |
|
|||||
8 |
Целевые индикаторы муниципальной программы |
1. Непревышение предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. 2. Отсутствие вирусных инфекций на территории района, источником которых являются биологические отходы. 3. Снижение количества несанкционированных свалок на территории района. 4. Снижение количества предписаний территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Нерюнгринском районе и Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) 5. Исключение возникновения эпизоотии и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть безнадзорные животные. 6. Количество обращений и жалоб от граждан Нерюнгринского района на ненадлежащее оказание ритуальных услуг. |
|
|||||
9 |
Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам и источникам финансирования |
|
|
|||||
|
|
Объём средств на реализацию программы |
|
|||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
Внебюджетные источники |
Итого |
||||||
2012 |
11 410,00 |
950,00 |
12 360,00 |
|||||
2013 |
11 031,57 |
750,00 |
11 781,57 |
|||||
2014 |
3 988,30 |
450,00 |
4 438,30 |
|||||
2015 |
3 988,30 |
4 450,00 |
8 438,30 |
|||||
2016 |
4 303,30 |
750,00 |
5 053,30 |
|||||
2017 |
6 243,78 |
0,00 |
6 243,78 |
|||||
Всего |
40 965,25 |
7 350,00 |
48 315,25 |
|||||
| ||||||||
10 |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют: 1. Заместитель главы администрации по ЖКХ и Э. 2. Отдел ЖКХ и Э Нерюнгринской районной администрации. 3. Контрольно-счетная палата МО "Нерюнгринский район" |
II. Нормативно-правовое обеспечение
Настоящая Программа реализуется в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Законом Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-З N 211-III "Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)", Законом Республики Саха (Якутия) от 23.04.2009 688-З N 267-IV "Об отходах производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации", постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", постановлением Нерюнгринской районной администрации от 22.08.2012 N 1623 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ Муниципального образования "Нерюнгринский район".
III. Характеристика текущей ситуации, содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к одним из наиболее важных направлений в области управления отходами. Проблема экологической опасности затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная от их сбора в местах образования и транспортировки и заканчивая складированием и захоронением на полигонах.
Работа по снижению экологической опасности обращения с отходами должна проводиться комплексно, как на уровне муниципальных образований каждого поселения, так и на уровне района.
Необходимо также обратить внимание и на кладбище, которое является социально значимым объектом похоронного назначения. Однако в настоящее время на данном объекте отсутствует электроснабжение и в неудовлетворительном состоянии находится "прощальное место".
Достаточно остро стоит вопрос по отлову безнадзорных животных (собак). На территории Нерюнгринского района неоднократно фиксировались факты нападения безнадзорных животных на людей.
В 2014 году принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих данный вопрос:
1. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.03.2014 N 2532 "О дополнительных мерах по регулированию численности безнадзорных животных на территории Республики Саха (Якутия)".
2. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.03.2014 N 238-р "О мерах по реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 12.03.2014 N 2532 "О дополнительных мерах по регулированию численности безнадзорных животных на территории Республики Саха (Якутия)".
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных".
4. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.04.2014 N 89 "Об утверждении Порядка отлова и содержания безнадзорных собак, кошек, экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)".
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие оборудованного полигона ТБО г. Нерюнгри. |
1. Наличие необорудованных санкционированных свалок в поселениях. 2. Отсутствие электроснабжения на кладбище. |
Возможности |
Угрозы |
1. Решение вопросов по безопасному обращению с отходами производства и потребления. 2. Недопущение превышения предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу. |
1. Несоответствие санкционированных свалок требованиям СНиП. 2. Выдачи предписания территориального отдела управления "Роспотребнадзор" по РС (Я) в Нерюнгринском районе и Нерюнгринского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС (Я) |
3.1. Твердые бытовые отходы
Проблемы обращения с бытовыми отходами занимают одно из центральных мест в области охраны окружающей среды и здоровья людей. Ежегодно каждый житель района в среднем производит 1,51 куб. метров (300 кг) твердых бытовых и 0,19 куб. метров (38 кг) крупногабаритных отходов.
Твердые бытовые отходы (далее - ТБО) включают разнообразные вещества органического и неорганического происхождения. Содержание отдельных компонентов, выраженное в процентах к общей массе отходов, определяет морфологический состав ТБО.
Наибольшее количество из твердых бытовых отходов, образующихся в поселениях, составляют пищевые отходы - 47%, далее бумага и картон - 19%, стекло - 8%, металл - 9%, пластик - 6%, резина, текстиль, кожа в общей сложности до 5%, 1% приходится на дерево, до 5% составляют прочие отходы.
Сбор твердых бытовых отходов
Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования, которыми являются:
- жилищный фонд;
- объекты социальной, культурной, бытовой сферы;
- предприятия торговли;
- промышленные предприятия;
- садово-огороднические товарищества;
- гаражные кооперативы.
Основным поставщиком отходов потребления является жилищный фонд.
За последние годы в районе появилось достаточно большое количество предприятий торговли. Супермаркеты, оптовые базы, рынки служат источниками образования отходов.
Мелкие предприятия торговли, расположенные внутри жилых кварталов, зачастую заключая фиктивные договоры на вывоз мусора, сами тем временем сваливают свои отходы в контейнеры жилого сектора, увеличивая, таким образом, объемы собираемых от населения отходов, что в свою очередь дополнительным бременем ложится на расходы населения. Проблема в данном случае заключается в том, что вместе с бытовым мусором попадают промышленные и токсичные отходы, которые затем вывозятся на полигон, что категорически запрещается делать.
Предприятия малого бизнеса либо вообще не заключают договоры на вывоз отходов, либо, заключая договоры, значительно занижают количество образующихся отходов.
Ежегодно большое количество отходов потребления образуется на территории садово-огороднических массивов, откуда сбор и вывоз ТБО осуществляется не везде. Проблемы заключаются в том, что во-первых, установка контейнеров и вывоз мусора требуют финансовых затрат со стороны садово-огороднических товариществ, на которые члены товариществ идти не готовы, во-вторых, установка контейнеров для сбора отходов вследствие узких проездов внутри массивов дач возможна только у въездов на их территорию. Образовавшийся мусор дачники выносят в ближайший лес.
Особую проблему составляют остатки красок и растворителей. Эти вещества относятся к опасным в экологическом и санитарно-гигиеническом отношении. Их нельзя смешивать с бытовыми отходами. В настоящее время эти отходы выбрасываются рядом с территориями товариществ, их разносит ветром и размывает осадками, они попадают в почву и грунтовые воды.
Не лучшим образом складывается ситуация с организацией сбора и переработки отходов от гаражных кооперативов. Отходы, образующиеся на этих территориях, достаточно специфичны. В основном это отработанные технические жидкости, отдельные узлы и агрегаты, замена которых производится непосредственно на территории гаражных кооперативов владельцами автотранспортных средств. Эти отходы, а также замазученный песок, смет, ветошь и различная упаковка смешиваются вместе с ТБО и в лучшем случае вывозятся на полигон, что также категорически запрещено, либо попросту разносятся ветром и размываются осадками.
Как правило, места сбора располагаются при въезде на территорию гаражно-строительного кооператива (ГСК) или на прилегающей территории. В редких случаях они оборудуются контейнерами для сбора отходов, чаще мусор сваливается прямо на землю, образуя стихийные свалки, уборка которых производится без определенной периодичности.
Утилизация твердых бытовых отходов
В мировой практике известно много методов обезвреживания и утилизации отходов. По конечной цели эти методы делятся на ликвидационные (решающие в основном санитарно-гигиенические задачи) и утилизационные (позволяющие использовать отходы в качестве вторичных ресурсов); по технологическому принципу - на биологические, термические, химические, механические, смешанные. Большинство этих методов не нашли значительного распространения в нашей стране в связи с их технологической сложностью и высокой себестоимостью переработки отходов.
Самым доступным и дешевым способом утилизации ТБО на сегодняшний день является захоронение на полигонах ТБО. Основной полигон, обслуживающий 4 поселения (Нерюнгри, Беркакит, Серебряный Бор, Чульман) расположен в районе карьера "Гранитный", на расстоянии 3,1 км на Северо-восток от железнодорожной эстакады через Федеральную автомагистраль "Лена". Способ утилизации - захоронение.
Четыре санкционированных свалки, находящиеся в поселках Хатыми, Золотинка, Иенгра, Хани, не обустроены и не соответствуют требованиям СНиП: отсутствуют водоотводные канавы, освещение, ограждение по периметру свалок и т.д.
Согласно постановлению Нерюнгринской районной администрации от 26.10.2010 N 2371 "О переносе срока закрытия санкционированной свалки городского поселения "Поселок Чульман" с 01.04.2010 прием отходов на свалку п. Чульман прекращён.
В сентябре 2011 года на свалке п. Чульман были проведены работы по рекультивации нарушенных земель и произведено её закрытие в связи со скоплением птиц на свалке и реальной угрозе безопасности полетов. Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" запрещается размещать свалки на землях, прилегающих к территории аэродрома, на расстоянии менее 15 км.
3.2. Отходы производства
Отходы производства, образующиеся на предприятиях района, многообразны по составу, полный учет их не проводится.
Утилизация части промышленных отходов производится на полигоне промышленных отходов, расположенном в районе карьера "Гранитный".
Многообразие видов отходов, нестабильность их составов и свойств, широкий диапазон объема образования обуславливают сложность решения проблемы обезвреживания отходов. В результате многие предприятия либо хранят их на своей территории, либо осуществляют неорганизованный вывоз отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза ТБО.
Переработку и обезвреживание отходов производства необходимо рассматривать в качестве одной из основных задач, возложенных законодательством на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы производства.
3.3. Отходы строительства и сноса объектов
Состав строительных отходов весьма разнообразен и, как показывает практика, в них присутствуют вредные вещества, такие как асбест, битум, гудрон, краска и другие.
Одним из вариантов учета и контроля образования, переработки и размещения строительных отходов может стать разработка порядка обращения с отходами строительства и сноса с учетом санитарно-экологических требований и требований радиационной безопасности.
3.4. Отходы лечебно-профилактических учреждений.
К отходам, образующимся на территории лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), предъявляются различные требования по их сбору, хранению и транспортированию в зависимости от класса опасности в соответствии с классификацией СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163).
При реализации Комплексной Программы упорядочения и развития объектов размещения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на территории Нерюнгринского района на 2009 - 2011 годы приобретена и смонтирована в 2010 году инсинераторная установка ИУ-80 для утилизации отходов I-IV классов опасности, что позволило принимать и обезвреживать отходы, образующиеся в том числе от лечебно-профилактических учреждений района.
3.5. Биологические отходы
Биологические отходы очень близки по своим свойствам и способу образования к медицинским. В соответствии с законодательством биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживания в биотермических ямах, уничтожению сжиганием или, в исключительных случаях, захоронению в специально отведенных местах.
Поскольку биологические отходы по способу образования и морфологическому составу очень близки к медицинским, то решение вопроса их обеззараживания и уничтожения следует рассматривать в комплексе с вопросом утилизации медицинских отходов.
Для решения этой проблемы приобретена и смонтирована в 2010 году инсинераторная установка ИУ-80 для утилизации отходов I-IV классов опасности в рамках реализации Комплексной Программы упорядочения и развития объектов размещения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на территории Нерюнгринского района на 2009 - 2011 годы.
3.6. Места захоронения (городское кладбище)
Городское кладбище образовано в 1987 году. Его площадь составляем 23,9 га. Эксплуатацией данного объекта занимается муниципальное унитарное предприятие "Переработчик". На сегодняшний день остро стоит проблема электрификации и отсыпка и планировка межквартальных дорог с устройством системы поверхностного водоотвода, расширение парковочной площадки для автотранспорта, устройство минерализованной полосы.
IV. Цели и задачи муниципальной программы
Основной целью настоящей Программы является исполнение природоохранного законодательства, санитарных норм и правил в части охраны окружающей среды и природопользования, улучшение санитарного состояния территории Нерюнгринского района.
Достижение поставленной цели будет обеспечено путем решения следующих задач:
1. Благоустройство.
В рамках данной задачи по полигонам (свалкам) твердых бытовых отходов Нерюнгринского района необходимо выполнить ряд мероприятий направленных на:
- упорядочение, обустройство и эксплуатацию объектов размещения отходов производства и потребления;
- решение вопросов по безопасному обращению с отходами производства и потребления;
- развитие и модернизацию объектов утилизации, захоронения твердых бытовых отходов;
- выполнение проектирования и строительство полигонов твердых бытовых отходов.
По городскому кладбищу Нерюнгринского района необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на развитие и модернизацию территории мест захоронения.
2. Возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг.
В рамках данной задачи выполняется ряд организационных мероприятий, направленных на возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг для населения за счет средств бюджета Нерюнгринского района, в соответствии с постановлением Нерюнгринской районной администрации от 29.01.2009 N 36 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета Нерюнгринского района субсидий в целях возмещения затрат при оказании ритуальных услуг населению".
3. Возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях.
В рамках данной задачи выполняется ряд организационных мероприятий, направленных на возмещение затрат, связанных с отловом, содержанием животных, утилизацией трупов безнадзорных животных за счет средств бюджета Нерюнгринского района.
V. Система программных мероприятий
5.1. Благоустройство:
5.1.1. Полигоны (свалки) твердых бытовых отходов нерюнгринского района:
Полигон по обезвреживанию бытовых отходов в г. Нерюнгри введен в эксплуатацию в 1982 году. Проектный срок эксплуатации полигона - 13 лет.
В рамках реализации Комплексной Программы упорядочения и развития объектов размещения и переработки твердых бытовых и промышленных отходов на территории Нерюнгринского района на 2009 - 2011 годы было сделано большое количество технических мероприятий:
1. Строительство линии 6 кВ.
2. Строительство КТПН-400 кВА.
3. Монтаж линии 0,4 кВ до полигонов ТБО и ПО.
4. Монтаж весовой (весы для взвешивания автомобилей с отходами, навес весовой).
5. Приобретение модульных вагончиков для персонала и диспетчерской весовой.
6. Монтаж освещения, в том числе с использованием энергосберегающих светодиодных светильников и видеонаблюдения.
7. Приобретение и монтаж инсинераторной установки ИУ-80 для утилизации отходов I-IV классов опасности.
При реализации данной Программы предлагается выполнить следующие технические мероприятия:
1. Капитальный ремонт тракторного бокса (полигон ТБО).
2. Ремонт водоотводных труб подъездной дороги на полигоны ТБО и ПО.
3. Очистка отстойника и фильтрующей дамбы полигона ТБО.
4. Строительство ремонтного бокса для автомобилей.
5. Приобретение экскаватора ЕК-18-90.
6. Устройство противопожарной полосы.
7. Устройство водоотводной канавы.
8. Сооружение гидрогеологической наблюдательной скважины на полигоне ТБО.
5.1.2. Городское кладбище нерюнгринского района.
При реализации данной Программы предлагается выполнить следующие технические мероприятия:
1. Электрификация:
- строительство воздушной линии электропередач 6 кВ от КТПН полигонов ТБО и ПО;
- монтаж КТПН;
- пуско-наладочные работы.
2. Демонтаж "прощального места".
3. Устройство минерализованной полосы.
4. Расширение парковочной площадки для транспорта.
5. Отсыпка и планировка межквартальных дорог с устройством системы поверхностного водоотвода.
6. Устройство ограждения территории городского кладбища (Колючая проволока по деревянным опорам).
7. Вырубка кустарника.
8. Ремонт дорожного покрытия.
5.2. Возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг.
5.2.1. Городское кладбище нерюнгринского района.
В целях возмещения затрат, в связи с оказанием ритуальных услуг для населения, содержания мест захоронений, зданий и сооружений похоронного назначения на территории городского кладбища Нерюнгринского района Муниципальному унитарному предприятию МО "Нерюнгринский район" "Переработчик" предусмотрено выделение субсидии за счет средств бюджета Нерюнгринского района.
5.3. Возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях.
5.3.1. Межселенная территория (городское кладбище, полигон тбо)
В целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях Нерюнгринского района, Программой предусмотрены средства бюджета Нерюнгринского района на возмещение затрат подрядной организации, оказывающей соответствующие услуги.
Система программных мероприятий по источникам финансирования и срокам исполнения по базовому варианту развития программы представлена в Приложении N 1.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение Программы может изменяться, учитывая финансовые возможности утвержденного бюджета Нерюнгринского района и изменения, вносимые в бюджет по решениям Нерюнгринского районного Совета депутатов на соответствующий год и плановый период 2012-2017 г.г.
Источники финансирования |
Базовый вариант, тыс. руб. |
Интенсивный вариант |
Всего: |
48 315,25 |
|
в том числе: |
|
|
Федеральный бюджет |
0,00 |
|
Бюджет Республики Саха (Якутия) |
0,00 |
|
Местный бюджет Нерюнгринского района |
40 965,25 |
|
Внебюджетные источники |
7 350,00 |
|
Прогнозная оценка необходимых ресурсов на реализацию Программы по базовому и интенсивному варианту развития по направлениям представлена в Приложении N 1.
VII. Ожидаемые результаты и перечень целевых индикаторов и показателей программы
В рамках настоящей Программы реализуется ряд мероприятий, ожидается, что будут достигнуты следующие результаты:
1. Уменьшено негативное воздействие на окружающую среду от хозяйственной деятельности при переработке отходов.
2. Полигоны захоронения отходов потребления приведены в соответствии с требованиями Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПИН 2.1.7.1038-01".
3. Улучшено санитарное состояние и благоустройство полигонов.
4. Исключено распространение вирусных инфекций, источником возникновения которых являются биологические отходы, безнадзорные животные.
5. Выполнены технические мероприятия по электрификации и благоустройству мест захоронения.
6. Исключены возникновения эпизоотии и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть безнадзорные животные.
Оценка реализации Программы по базовому и интенсивному вариантам.
N |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Отчетный период |
Текущий год (2014) |
Результаты реализации программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
Базовый вариант (2017) |
Интенсивный вариант |
||||
1 |
Превышение предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Вирусные инфекции на территории района, источником которых являются биологические отходы, безнадзорные животные. |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Несанкционированные свалки на территории района |
мест |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Нерюнгринском районе и Нерюнгринской инспекции охраны природы. |
шт. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Чрезвычайные ситуации, связанные с заразными болезнями, носителями которых могут быть безнадзорные животные. |
к-во |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Количество обращений и жалоб от граждан Нерюнгринского района на ненадлежащее оказание ритуальных услуг |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Система целевых индикаторов представлена в Приложении N 2.
VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы
Эффективность реализации настоящей Программы обеспечивается за счет:
- тщательной формулировки технических заданий на разработку инвестиционных программ по реконструкции, модернизации, обустройству полигонов по захоронению твердых бытовых, промышленных отходов и мест захоронения;
- обоснованной оценки инвестиционных программ;
- установления прозрачных и эффективных процедур согласования и пересмотра инвестиционных программ;
- заключения сбалансированных договоров (соглашений) на реализацию инвестиционных программ;
- осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ.
Эффективность реализации настоящей Программы оценивается нулевыми значениями индикаторов.
IX. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют:
1. Заместитель главы Нерюнгринской районной администрации по ЖКХ и Э.
2. Отдел ЖКХ и Э Нерюнгринской районной администрации.
3. В качестве экспертов и консультантов для анализа и оценки мероприятий могут быть привлечены экспертные организации.
Ответственные исполнители Программы направляют:
- ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, а по итогам года до 25 января, в адрес УЭР и МЗ отчет о ходе реализации программных мероприятий по источникам финансирования и отчет об эффективности реализации Программы согласно установленным формам, с соответствующим обоснованием;
- ежеквартально, в срок до 25 числа, следующего за отчетным, а по итогам года до 25 января, в адрес УЭР и МЗ информацию (оценку) по неосвоенным финансовым средствам, выделенным из местного бюджета на программные мероприятия согласно установленным формам, с соответствующим обоснованием;
- ежегодно, в срок до 25 января в адрес УЭР и МЗ аналитическую записку по итогам реализации Программы за отчетный год, по схеме согласно установленной форме;
- ежегодно до 1 августа в адрес УЭР и МЗ бюджетные заявки на следующий финансовый год для выделения ассигнований из местного бюджета согласно установленным формам с соответствующим обоснованием;
- по окончании действия Программы, в срок до 1 февраля года, следующего за годом реализации Программы, в адрес УЭР и МЗ аналитическую записку по итогам реализации Программы за весь период ее действия.
Ответственный исполнитель Программы согласно доведенным лимитам бюджетных обязательств, ежегодно, в срок до 1 февраля утверждает правовым актом Нерюнгринской районной администрации детализированный план по реализации программных мероприятий текущего года, с указанием сроков исполнения мероприятий и ответственных исполнителей установленным формам.
Управляющий делами Нерюнгринской районной администрации |
В.А. Табуркин |
Приложение N 1
к целевой муниципальной программе "Упорядочение и развитие
объектов размещения и переработки твердых бытовых,
промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище)
на территории Нерюнгринского района на 2012-2017 годы"
Система программных мероприятий
целевой программы "Упорядочение и развитие объектов размещения и переработки твердых бытовых, промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище) на территории Нерюнгринского района на 2012-2017 годы"
Наименование основного мероприятия |
Источники финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||||||||||
Итого |
Плановый период |
Итого |
Плановый период |
||||||||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
Задача N 1. Благоустройство | |||||||||||||||
I. Полигоны (свалки) твердых бытовых отходов Нерюнгринского района |
Всего: |
9704,48 |
1049,00 |
750,00 |
450,00 |
4450,00 |
750,00 |
2255,48 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
2354,48 |
99,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2255,48 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
7350,00 |
950,00 |
750,00 |
450,00 |
4450,00 |
750,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 1. Капитальный ремонт тракторного бокса (полигон ТБО) |
Всего: |
800,00 |
400,00 |
400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
800,00 |
400,00 |
400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 2. Капитальный ремонт бульдозера |
Всего: |
550,00 |
550,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
550,00 |
550,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 3. Ремонт водоотводных труб подъездной дороги на полигоны ТБО и ПО |
Всего: |
350,00 |
0,00 |
350,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
350,00 |
0,00 |
350,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 4. Очистка отстойника и фильтрующей дамбы полигона ТБО |
Всего: |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
450,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 5. Строительство ремонтного бокса для спец. техники |
Всего: |
1400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
650,00 |
750,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
1400,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
650,00 |
750,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 6. Приобретение экскаватора ЕК-18-90 |
Всего: |
3800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
3800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3800,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 7. Устройство противопожарной полосы |
Всего: |
585,88 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
585,88 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
585,88 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
585,88 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 8. Устройство водоотводной канавы |
Всего: |
187,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
187,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
187,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
187,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 9. Сооружение гидрогеологической наблюдательной скважины на полигоне ТБО |
Всего: |
1482,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1482,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
1482,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1482,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 10. Подготовка проектно-сметной документации обустройства свалки (осуществление функций заказчика по предпроектной разработке объекта) |
Всего: |
99,00 |
99,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
99,00 |
99,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
II. Городское кладбище Нерюнгринского района |
Всего: |
15457,87 |
7711,00 |
7431,87 |
0,00 |
0,00 |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
15457,87 |
7711,00 |
7431,87 |
0,00 |
0,00 |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N.1. Строительство ВЛ-6 кВ и КТПН |
Всего: |
4141,40 |
0,00 |
4141,40 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
4141,40 |
0,00 |
4141,40 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 2. Реконструкция "прощального места" (проведение геологических и геодезических изысканий, проектные работы) |
Всего: |
398,10 |
398,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
398,10 |
398,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 3. Ремонт дорожного покрытия |
Всего: |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
315,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 4. Благоустройство территории |
Всего: |
7542,90 |
7312,90 |
230,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
7542,90 |
7312,90 |
230,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 5. Устройство ограждения территории городского кладбища (Колючая проволока по деревянным опорам) |
Всего: |
3060,47 |
0,00 |
3060,47 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
3060,47 |
0,00 |
3060,47 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Задача N 2 Возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг. | |||||||||||||||
1. Городское кладбище Нерюнгринского района |
Всего: |
22320,00 |
3600,00 |
3456,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
22320,00 |
3600,00 |
3456,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 1. Субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг для населения. |
Всего: |
22320,00 |
3600,00 |
3456,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
22320,00 |
3600,00 |
3456,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
3816,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Задача N 3 Затраты, связанные с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях муниципального образования "Нерюнгринский район". | |||||||||||||||
1. Межселенная территория (городское кладбище, полигон ТБО) |
Всего: |
832,90 |
0,00 |
143,70 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
832,90 |
0,00 |
143,70 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Мероприятие N 1. Затраты, связанные с оказанием услуг по сбору и утилизации биологических отходов на межселенных территориях муниципального образования "Нерюнгринский район". |
Всего: |
832,90 |
0,00 |
143,70 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
832,90 |
0,00 |
143,70 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
172,30 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого по программе |
Всего: |
48315,25 |
12360,00 |
11781,57 |
4438,30 |
8438,30 |
5053,30 |
6243,78 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
в том числе: | |||||||||||||||
Местный бюджет Нерюнгринского района |
40965,25 |
11410,00 |
11031,57 |
3988,30 |
3988,30 |
4303,30 |
6243,78 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Внебюджетные источники |
7350,00 |
950,00 |
750,00 |
450,00 |
4450,00 |
750,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Приложение N 2
к целевой муниципальной программе "Упорядочение и развитие
объектов размещения и переработки твердых бытовых,
промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище)
на территории Нерюнгринского района на 2012-2017 годы"
Система целевых индикаторов
муниципальной целевой программы "Упорядочение и развитие объектов размещения и переработки твердых бытовых, промышленных отходов и мест захоронения (городское кладбище) на территории нерюнгринского района на 2012-2017 годы"
N |
Наименование индикатора |
Значение показателей |
||||||
Ед. изм. |
2012 |
2013 |
плановый период |
|||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Превышение предельно-допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Вирусные инфекций на территории района, источником которых являются биологические отходы |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Количество несанкционированных свалок на территории района |
мест. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Предписания территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС (Я) в Нерюнгринском районе и Нерюнгринской инспекции охраны природы. |
шт. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Чрезвычайные ситуаций, связанные с заразными болезнями, носителями которых могут быть безнадзорные животные. |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Количество обращений и жалоб от граждан Нерюнгринского района на ненадлежащее оказание ритуальных услуг |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Нерюнгринской районной администрации Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. N 1976 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.