Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2013 г. N 2349 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 14
к государственной программе Республики
Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2012-2020 годы"
Организация
управления программой и контроль за ходом ее реализации, в том числе управление рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
21 марта, 4 декабря 2013 г.
Организация управления государственной программой
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), которое:
координирует деятельность исполнителей Программы, обеспечивает своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы, осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы, сбор статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
направляет бюджетные заявки на финансирование мероприятий на очередной финансовый год;
разрабатывает порядок предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на весь период реализации Программы;
ежегодно уточняет значения целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы, объем необходимых ассигнований на реализацию программных мероприятий, механизм реализации Программы и состав исполнителей;
заключает в установленном порядке с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, главами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), с другими участниками Программы соглашения о реализации мероприятий Программы, в которых предусматриваются обязательства по финансированию мероприятий Программы за счет средств федерального, республиканского, муниципального бюджетов и привлеченных внебюджетных средств (собственных средств участников и кредитных ресурсов), а также обязательства по выполнению мероприятий Программы и достижению установленных показателей;
совместно с другими республиканскими государственными органами, уполномоченными Правительством Республики Саха (Якутия) для участия в реализации Программы в рамках своей компетенции, проводит работу по внесению изменений в законодательство Республики Саха (Якутия), регулирующее вопросы сельскохозяйственной деятельности на территории Республики Саха (Якутия);
ежеквартально и ежегодно в 25-дневный срок после окончания отчетного периода (квартал, год) представляет информацию о ходе реализации государственной программы в Министерство экономики Республики Саха (Якутия);
проводит ежегодную оценку эффективности реализации Программы в соответствии с Порядком, установленным Правительством Республики Саха (Якутия);
готовит доклад о ходе реализации государственной программы в соответствии с решением Правительства Республики Саха (Якутия) и вносит на заседание Правительства Республики Саха (Якутия);
осуществляет контроль за реализацией Программы в соответствии с действующим законодательством.
Соисполнителями государственной программы являются:
Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) - соисполнитель I типа, ответственный за реализацию мероприятий подпрограммы "Ветеринарное обеспечение";
Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство спорта Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - соисполнители II типа по подпрограммам "Устойчивое развитие сельских территорий" и "Создание общих условий функционирования АПК".
Общая координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации государственной программы осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), в компетенцию которого входит курирование отрасли в соответствии с распределением обязанностей.
Механизм реализации государственной программы
Главными распорядителями бюджетных средств являются Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), по подпрограмме "Ветеринарное обеспечение" - Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального, республиканского, местного бюджетов, внебюджетных источников и собственные средства сельхозтоваропроизводителей.
Финансирование программных мероприятий осуществляется путем предоставления:
субсидий субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса;
средств на оплату услуг, выполняемых по государственным контрактам;
выплат премий, фантов и призовых фондов на поддержку сельскохозяйственного производства.
Средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства из республиканского бюджета предоставляются хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса при соблюдении условий, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Основными принципами государственной поддержки сельскохозяйственного производства являются:
равная доступность государственной поддержки для всех субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности;
адресность государственной поддержки;
целевой характер получения и использования бюджетных средств;
эффективность использования бюджетных средств.
Получателями государственной поддержки сельскохозяйственного производства республики (далее - субъекты хозяйствования агропромышленного комплекса) являются:
Сельскохозяйственные товаропроизводители, которыми, в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации");
крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Обеспечение функций управления в сфере АПК
Управление АПК Республики Саха (Якутии) будет осуществляться Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия).
Расходы на текущее содержание аппарата Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) произведены по базовому варианту формирования государственной программы. Расчеты произведены в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) на основании сформированных фактических расходов за последние два года и предстоящими планируемыми расходами, не предусмотренными нормативами. В 2012 году объем затрат составит 135 млн. руб. без учета дополнительно выделяемых из государственного бюджета ассигнований на повышение заработной платы и начислений. Планирование расходов на период с 2012 по 2020 годы будет осуществляться с применением индекс-дефлятора на товары и услуги.
Риски реализации государственной программы
При реализации целей и задач государственной программы осуществляются меры, направленные на достижение предусмотренных в ней конечных результатов, на предотвращение негативного воздействия рисков и угроз.
К этим рискам и угрозам относятся:
макроэкономические факторы, в том числе рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические ресурсы, потребляемые в отрасли, что ограничивает возможности у значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять инвестиционные и инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям;
отставание социальной инфраструктуры сельских территорий от городов и промышленных центров, доходов занятых сельскохозяйственной деятельностью - от их уровня у работников других сфер экономики, падение привлекательности труда в сельском хозяйстве, и, как следствие, отток квалифицированных кадров, особенно молодежи, из сферы сельскохозяйственной деятельности, потеря чувства перспективы у значительной части сельского населения;
недостаточный уровень развития инфраструктуры агропродовольственного рынка и сложность доступа к ней сельскохозяйственных товаропроизводителей;
несовершенство земельных отношений в аграрной сфере, приведшее к обезземеливанию значительной части занятых в сельскохозяйственном производстве, чрезмерной концентрации земель сельскохозяйственного назначения у ограниченного числа собственников, что ослабляет стимулы к повышению плодородия почв, проведению мелиоративных мероприятий, создает предпосылки для выбытия земель из хозяйственного оборота;
природные риски, связанные с тем, что сельскохозяйственное производство в республике осуществляется в зонах рискованного земледелия, в неблагоприятных условиях, при отсутствии или недостатке финансовых и других резервов, приводят к значительным потерям объемов производства, доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, ухудшению ценовой ситуации на продовольственном рынке, росту ввоза пищевых продуктов извне республики.
Нормативное правовое обеспечение
Проведение государственной политики в области развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) требует дополнительной разработки и принятия нормативных правовых актов, которые позволят сформировать целостную систему аграрного законодательства и устранить пробелы и противоречивость действующего законодательства.
Республика Саха (Якутия) достаточно полно использует переданные ей полномочия в области сельского хозяйства. В сфере сельского хозяйства действует более 50 нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), из них 20 - законов Республики Саха (Якутия).
Среди условий эффективного использования государственно-правовых способов регулирования в экономике сельского хозяйства выделяются: во-первых, тщательная регламентация методов государственного регулирования в специальных актах либо их разделах, с определением конкретных понятий, круга уполномоченных органов (должностных лиц), видов представляемых документов, прав граждан и юридических лиц, порядка принятия решений и их обжалования, ведение реестра и пользование им; во-вторых, обоснованный выбор государственно-правового регулирования с учетом специфики тех или иных объектов воздействия, с учетом природы субъектов сельского хозяйства, принадлежащих к разным формам собственности на основе анализа оценки динамики объектов; В третьих, гибкое сочетание методов.
В качестве базового законодательного акта для развития агропромышленного комплекса, определяющего основные направления региональной аграрной политики, формы и методы государственной поддержки и регулирования АПК, и другие условия, обеспечивающие повышение эффективности производства, предполагается подготовить проект закона Республики Саха (Якутия) "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)".
На сегодняшний день в республике действуют следующие законы, регулирующие аграрный сектор:
"О племенном деле в животноводстве" от 19.05.1993 N 1484-ХII;
"О северном домашнем оленеводстве" от 25.06.1997 З N 179-I;
"О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)" от 14.06.2000 З N 207-II;
"Об охране и использовании генофонда якутского скота" от 07.06.2001 З N 291-II;
"О производстве кумыса в Республике Саха (Якутия)" от 17.10.2002 64-З N 465-II;
"О государственном регулировании агропромышленного производства в Республике Саха (Якутия)" от 11.12.2002 89-З N 507-II;
"О сайылыках" от 10.07.2003 52-З N 107-III;
"О табунном коневодстве (новая редакция)" от 10.07.2003 53-З N 109-III;
"О мелиорации земель в Республике Саха (Якутия) (новая редакция)" от 17.10.2003 77-З N 167-III;
"О кочевом жилье для работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия)" от 20.02.2004 114-З N 245-III;
"О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)" от 11.10.2005 279-З N 563-III;
"О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Саха (Якутия)" от 13.07.2006 364-З N 743-III;
"О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" от 13.07.2006 370-З N 755-III;
"О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)" от 11.10.2006 381-З N 775-III;
"О ветеринарии (новая редакция)" от 14.02.2007 428-З N 871-III;
"О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 19.06.2007 464-З N 945-III;
"О мерах государственной поддержки работников агропромышленного комплекса по санаторно-курортному лечению" от 16.12.2009 771-З N 451-IV;
"О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства" от 15.12.2010 881-З N 639-IV;
"Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов" от 19.04.2013 1193-З N 1279-IV.
В связи с принятием Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV признаны утратившими силу Закон Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 204-З N 413-III "О бесплатном предоставлении гражданам на праве общей собственности сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности" и Закон Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 512-З N 1039-III "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)". В сельском хозяйстве вопросы владения, пользования и распоряжения землей, механизмы оборота земель являются самыми насущными и составляют главную основу деятельности селянина. В этом направлении целесообразно внесение изменений в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия).
В условиях постоянного изменения, совершенствования действующего законодательства проводится мониторинг федерального и республиканского законодательства и работа по приведению в соответствие нормативных правовых актов республики, регулирующих агропромышленный сектор. Имеются законы, потерявшие часть своих основных норм вследствие внесения изменений. Необходимо подготовить акты о признании их утратившими силу, ведя предварительную разъяснительную работу с населением, органами местного самоуправления, представительными органами власти, принимавшими данный конкретный законодательный акт.
Положения об осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию государственной программы
При необходимости органами финансового контроля осуществляется контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию государственной программы.
План реализации программных мероприятий государственной программы
Реализация государственной программы совпала с передачей отдельных государственных полномочий в области поддержки сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления, что влечет за собой существенное изменение в структуре управления сельским хозяйством республики. Передача отдельных государственных полномочий дает органам местного самоуправления не только самостоятельность и право выбора в решении направлений государственной поддержки, но и накладывает большую ответственность по достижению конечных целей государственной программы, выполнению доведенных заданий Правительства Республики Саха (Якутия) по производству важнейших видов продукции, эффективному и целевому использованию бюджетных средств. Для успешной реализации государственной программы и безболезненного перехода отдельных государственных полномочий в области поддержки сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления немаловажное значение имеет своевременное совершенствование действующих и принятие новых нормативных правовых актов в области регулирования отношений в АПК. В ближайшей перспективе будут приняты нормативные правовые акты в области совершенствования инвестиционной стратегии агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года, схемы размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия). Для повышения ответственности и заинтересованности органов местного самоуправления в решении задач государственной программы будет разработана методика определения эффективности деятельности органов местного самоуправления по переданным отдельным государственным полномочиям. Размер дальнейшего финансирования улусов будет увязан с конечными результатами сельскохозяйственного производства. К таким показателям относятся производство валовой и товарной продукции сельского хозяйства, по животноводству - прирост поголовья сельскохозяйственных животных, повышение качественных показателей животноводства, валовой надой молока, реализация скота и птицы на убой в живом весе, производство яиц, в растениеводстве - урожайность и валовой сбор сельскохозяйственных культур.
Все это предполагает непосредственное участие органов местного самоуправления в реализации государственной программы путем софинансирования отдельных мероприятий программы, привлечения внебюджетных источников, обеспечения выполнения целевых индикаторов государственной программы, целевого и эффективного использования финансовых средств из государственного бюджета республики.
В конечном счете, передача отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) должна обеспечить стабильное развитие экономики и социальной сферы на селе, стимулировать ответственное экономическое поведение субъектов хозяйствования, сокращая нагрузку на бюджет, самостоятельность органов местного самоуправления при принятии управленческих решений, ответственность за принятые решения и действия, заинтересованность в конечных результатах труда.
В части изменения структуры управления АПК с 2012 года планируется:
в области мелиорации - создание государственного бюджетного учреждения на базе государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Министерства сельского хозяйств и продовольственной политики Республики Саха (Якутия)" с созданием филиалов путем оптимизации субъектов госсектора;
развитие единой сбытовой системы сельскохозяйственной продукции путем консолидации государственных активов (магазинов). Данная мера позволит повысить качество реализуемой продукции и сформировать единый товарный знак (бренд);
развитие единой сбытовой системы сельскохозяйственной продукции путем приватизации государственных активов (ГУП "Чолбон" и ГУП ФАПК "Туймаада"), что позволит повысить конкурентоспособность реализуемой продукции, поднимет на качественно новый уровень развитие логистической системы снабжения сельскохозяйственной продукцией и менеджмент;
развитие отрасли птицеводства и производства зерна в республике, включающее мероприятия по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению производственных мощностей, консолидации инвестиционных возможностей, перепрофилирование отдельных видов экономической деятельности.
Кроме того, в ходе реализации государственной программы в структуру управления АПК будут внесены иные изменения, которые могут быть обусловлены изменением законодательства, внесением нормативных правовых актов и т.д.
Методика оценки достижения конечных результатов государственной программы
Расчет фактического выполнения цели подпрограммы:
, где:
- фактическое значение индикатора;
- плановое значение индикатора.
Расчет выполнения задач подпрограммы:
, где:
- фактическое значение показателя;
- плановое значение показателя.
Среднее значение выполнения задач подпрограммы
, где:
- значение выполнения задачи подпрограмм;
- количество задач.
Сравнение среднего значения выполнения цели подпрограммы со средним значением выполнения задач подпрограммы:
В случае, если разница между средним значением выполнения цели подпрограммы () и средним значением выполнения задач подпрограммы () составляет не более 10%, то показатели задач в полной мере способствуют достижению цели подпрограммы.
В случае, если разница между средним значением выполнения цели подпрограммы () и средним значением выполнения задач подпрограммы () составляет свыше 10%, то показатели задач не способствуют достижению цели подпрограммы.
Интегральная оценка достижения цели государственной программы
, где:
- значение выполнения цели подпрограммы;
- весовой коэффициент, присваиваемый для каждой цели подпрограммы. При этом суммарное значение весовых коэффициентов должно быть равно 1.
Среднее значение выполнения целей подпрограмм будет являться расчетной оценкой выполнения цели государственной профаммы.
В случае, если , цель реализации государственной программы выполняется.
В случае, если , цель реализации государственной программы не выполняется.
Весовые коэффициенты подпрограмм
1. |
Подпрограмма "Развитие животноводства" |
0,35 |
2. |
Подпрограмма "Развитие табунного коневодства" |
0,35 |
3. |
Подпрограмма "Развитие растениеводства" |
0,05 |
4. |
Подпрограмма "Развитие традиционных отраслей Севера" |
0,02 |
5. |
Подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности" |
0,02 |
6. |
Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса" |
0,02 |
7. |
Подпрограмма "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель на 2012-2020 годы" |
0,02 |
8. |
Подпрограмма "Ветеринарное обеспечение" |
0,02 |
9. |
Подпрограмма "Социальное развитие села на 2012-2013 годы" |
0,02 |
10. |
Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
0,02 |
11. |
Подпрограмма "Развитие кооперации и малых форм хозяйствования на селе" |
0,02 |
12. |
Подпрограмма "Строительство производственных объектов, техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса" |
0,06 |
13. |
Подпрограмма "Создание общих условий функционирования АПК" |
0,02 |
Реализация мероприятий Программы создаст условия для прироста производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и развития сырьевой базы для пищевых и перерабатывающих предприятий республики, увеличения доходов производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также сохранения и воспроизводства используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и иных природных ресурсов.
Экономическая эффективность при реализации программных мероприятий позволит к 2020 году увеличить стоимость валового регионального продукта на 135,1% (27,3 млрд. руб., в том числе продукция животноводства - 19,8 млрд. руб., продукция растениеводства - 7,5 млрд. руб.). За счет увеличения объемов бюджетных инвестиций в сельское хозяйство произойдет уменьшение размера валового регионального продукта на 1 рубль республиканских бюджетных средств (с 2,8 до 2,2 рублей).
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы заключается в повышении доходов производителей сельскохозяйственной продукции. В ходе реализации мероприятий Программы будет обеспечено сохранение рабочих мест на селе, самозанятость и самообеспечение продуктами питания сельского населения, улучшение условий труда работников сельского хозяйства и повышение его привлекательности, условие для привлечения в отрасль квалифицированных трудовых ресурсов. За период реализации Программы планируется по базовому (интенсивному) варианту ввести жилья в сельской местности - 374,0 (571,4) тыс. кв. м, газопроводов - 443,5 (1 796,0) км, водопроводов - 487,2 (599,8) км.
За 2012-2020 годы на развитие сельскохозяйственного производства планируется направить:
по базовому варианту |
102,9 млрд. рублей; |
по интенсивному варианту |
195,8 млрд. рублей. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.