Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению 12-й сессии
Нерюнгринского районного Совета депутатов
от 24.09.2014 г. N 8-12
Порядок
реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании "Нерюнгринский район"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок реализации правотворческой инициативы граждан в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" (далее - Порядок) разработан на основании статьи 26 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Нерюнгринский район", с учётом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", и направлен на реализацию права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления посредством выдвижения правотворческой инициативы.
1.2. Под правотворческой инициативой граждан (далее - правотворческая инициатива) в муниципальном образовании "Нерюнгринский район" (далее - Нерюнгринский район) понимается право граждан, проживающих на территории Нерюнгринского района и обладающих избирательным правом, вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления Нерюнгринского района проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
2. Предмет правотворческой инициативы
2.1. Предметом правотворческой инициативы могут выступать:
2.1.1. проект Устава Нерюнгринского района;
2.1.2. проект решения Нерюнгринского районного Совета депутатов о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Нерюнгринского района;
2.1.3. проекты решений Нерюнгринского районного Совета депутатов;
2.1.4. проекты постановлений главы Нерюнгринского района;
2.1.5. проекты постановлений Нерюнгринской районной администрации;
2.1.6. проекты иных муниципальных правовых актов.
2.2. Не являются предметом правотворческой инициативы вопросы:
2.2.1. предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета;
2.2.2. не относящиеся к вопросам местного значения Нерюнгринского района;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.2.4. направленные на ограничение или отмену общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, гарантий реализации таких прав и свобод.
2.3. Реализация права правотворческой инициативы осуществляется через инициативные группы граждан Нерюнгринского района путем внесения в органы местного самоуправления Нерюнгринского района (далее - орган местного самоуправления), должностному лицу местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты, либо о признании их утратившими силу.
3. Принципы реализации гражданами правотворческой инициативы
3.1. Участие граждан Российской Федерации, проживающих на территории Нерюнгринского района, в реализации правотворческой инициативы является свободным и добровольным.
3.2. Никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в осуществлении правотворческой инициативы.
4. Порядок формирования инициативной группы граждан
4.1. Формирование инициативной группы по внесению в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства и работы, на сходах граждан, а также общественными объединениями граждан.
4.2. Членом инициативной группы может быть совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, зарегистрированный на территории Нерюнгринского района, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления.
4.3. Минимальная численность инициативной группы граждан составляет 0,1 процент от числа жителей Нерюнгринского района, обладающих избирательным правом.
4.4. Члены инициативной группы избирают из своего состава:
4.4.1. председателя;
4.4.2. секретаря;
4.4.3. лицо (лиц), уполномоченное (ых) действовать от имени инициативной группы и представлять её при рассмотрении проекта правового акта (далее - уполномоченный представитель инициативной группы).
Количество и состав уполномоченных представителей инициативной группы граждан определяется инициативной группой самостоятельно (но не менее одного).
Инициативная группа граждан вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя, письменно известив его об этом и направив уведомление о прекращении полномочий уполномоченного представителя в орган местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления.
4.5. Решение собрания о создании инициативной группы граждан оформляется протоколом и подписывается председателем и секретарем собрания.
5. Внесение проекта муниципального правового акта в порядке реализации правотворческой инициативы
5.1. В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, следующие документы:
5.1.1. протокол собрания жителей Нерюнгринского района, на котором было принято решение о создании инициативной группы. В протоколе должны быть указаны место и дата проведения собрания, количество и состав участников, фамилии, имена, отчества председательствующего и секретаря, резолютивная часть решения, результаты голосования при принятии решения. Протокол подписывается председательствующим и секретарем собрания;
5.1.2. копии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также уполномоченных представителей инициативной группы;
5.1.3. письменные заявления граждан о согласии быть уполномоченными представителями инициативной группы;
5.1.4. проект правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы, и иные документы, прилагаемые к нему;
5.1.5. пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;
5.1.6. финансово-экономическое обоснование (в случае внесения муниципального правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат). Финансово-экономическое обоснование представляет собой расчет средств, которые необходимо предусмотреть на реализацию вносимого проекта муниципального правового акта в местном бюджете Нерюнгринского района на следующий финансовый год;
5.1.7. пронумерованный и сброшюрованный (прошитый) подписной лист о поддержке правотворческой инициативы граждан (далее - подписной лист), составленный по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, который должен содержать: наименование проекта правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы, фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта (заменяющего его документа), с указанием наименования выдавшего его органа, адрес места жительства, контактный телефон, личную подпись, дату её внесения и отметку о согласии (не согласии) на обработку персональных данных каждого члена инициативной группы, а также лица, осуществившего сбор подписей и уполномоченного (ых) представителя (ей) инициативной группы;
5.1.8. копию свидетельства о регистрации общественного объединения (при наличии).
5.2. В случае внесения в порядке правотворческой инициативы нескольких проектов правовых актов сбор подписей проводится за каждый из предлагаемых проектов отдельно.
5.3. Гражданин, поддерживающий правотворческую инициативу, вправе ставить подпись в поддержку данной правотворческой инициативы только один раз.
5.4. Подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5.5. Право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы, по ее решению, может заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей.
Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
5.6. Участие органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности в процессе сбора подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение (подкуп) за внесенные подписи, не допускается.
5.7. Сбор подписей может производиться по месту жительства граждан, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен настоящим Порядком.
5.8. Сбор подписей в процессе и местах выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
5.9. Лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано ознакомить граждан, поддерживающих правотворческую инициативу путем внесения подписей в подписной лист, с проектом правового акта, вносимого в порядке правотворческой инициативы.
5.10. Орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие муниципального правового акта, вправе отказать инициативной группе граждан в принятии указанных документов только в случае нарушения требований настоящего Порядка, предъявляемых к численности и порядку создания инициативной группы граждан, а также к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы.
В случае отказа в принятии документов инициативной группе в 10 дневной срок выдается письменный мотивированный ответ, который может быть обжалован в судебном порядке.
5.11. Отказ в принятии документов не является препятствием для повторного внесения проекта муниципального правового акта в порядке реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой граждан нарушений, явившихся причиной для отказа в принятии документов.
6. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписном листе о поддержке правотворческой инициативы граждан. Обработка персональных данных
6.1. Орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в течение трех дней со дня внесения инициативной группой граждан проекта муниципального правового акта создают Комиссию по проверке подписных листов (далее - Комиссия).
6.2. Комиссия в течение семи дней со дня ее создания организует обработку персональных данных, содержащихся в подписных листах с целью проверки соблюдения порядка сбора подписей в поддержку правотворческой инициативы, правильности оформления подписных листов, соответствия количества подписей требуемому числу, достоверности сведений о жителях района, внесших свои подписи в поддержку правотворческой инициативы, и их подписей.
Комиссия, для проведения проверки достоверности сведений о гражданах, поставивших свои подписи в подписных листах, вправе привлечь соответствующих экспертов, специалистов, а также направить запрос в уполномоченные органы и организации, ответ на который должен быть направлен в Комиссию в установленные сроки.
6.3. При проведении проверки подписных листов Комиссией вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы. О времени и месте проведения проверки Комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам.
6.4. Проверке подлежат все подписи, поданные в поддержку правотворческой инициативы.
6.5. Обработка (проверка) содержащихся в подписных листах персональных данных членов инициативной группы производится с согласия субъектов персональных данных.
Заполняя подписной лист, члены инициативной группы принимают решение о предоставлении своих персональных данных (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, кем и когда он выдан, адрес места жительства, контактный телефон) и свободно, своей волей и в своем интересе дают согласие на их автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку путем сбора, систематизации, хранения, уточнения и удаления, а так же путем передачи (предоставления) третьим лицам, привлеченным для достижения целей, предусмотренных настоящим Порядком.
6.6. Согласие на обработку персональных данных действует бессрочно и прекращается при наступлении одного из следующих событий: отзыв согласия на обработку персональных данных или достижение цели обработки персональных данных.
6.7. Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется субъектом персональных данных путём направления письменного уведомления об этом в орган местного самоуправления либо должностному лицу местного самоуправления, в адрес которого внесён проект муниципального правового акта.
В случае отзыва членом инициативной группы согласия на обработку персональных данных - его голос аннулируется.
6.8. Проверке и учету не подлежат подписи участников правотворческой инициативы, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в орган местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, а также подписи лиц, направивших в адрес органа местного самоуправления либо должностному лицу местного самоуправления письменное уведомление об отзыве согласия на обработку персональных данных.
6.9. Не могут служить основанием для признания подписи участника правотворческой инициативы недействительной имеющиеся в сведениях об участнике правотворческой инициативы, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
6.10. По результатам проверки подпись гражданина, внесенная в поддержку правотворческой инициативы, может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
6.11. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного в случае необходимости к проверке.
6.12. Недействительными считаются подписи, собранные с нарушениями порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, устанавливаемыми настоящим Порядком, а именно:
6.12.1. подписи лиц, не обладающих избирательным правом на момент внесения подписи в подписной лист;
6.12.2. подписи участников правотворческой инициативы, не имеющих регистрацию по месту жительства в Нерюнгринском районе;
6.12.3. подписи участников правотворческой инициативы, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации;
6.12.4. подписи участников правотворческой инициативы без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Порядком сведений либо без указания даты внесения подписи;
6.12.5. подписи участников правотворческой инициативы, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6.12.6. подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками, а также подписи участников правотворческой инициативы, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;
6.12.7. подписи участников правотворческой инициативы с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках, если эти исправления специально не оговорены участниками правотворческой инициативы или лицами, заверяющими подписные листы;
6.12.8. все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников правотворческой инициативы, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
6.12.9. все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, изготовленном с отступлениями от формы, установленной приложением N 1 к настоящему Порядку;
6.12.10. все подписи участников правотворческой инициативы в подписном листе, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5.8. настоящего Порядка.
6.13. Если при проверке подписных листов обнаружится несколько подписей одного и того же гражданина, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
6.14. По окончании проверки подписей составляется итоговый протокол, в котором указывается количество проверенных подписей, количество достоверных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными и аннулированными, с указанием оснований признания их таковыми.
Итоговый протокол подписывается председателем Комиссии и составляется в двух экземплярах, один из которых передается в орган местного самоуправления, должностному лицу местного самоуправления, а другой - уполномоченному представителю инициативной группы.
6.15. В случае если количества достоверных подписей достаточно для рассмотрения правого акта в порядке правотворческой инициативы, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления принимают решение о рассмотрении проекта правого акта в порядке правотворческой инициативы и доводят это до сведения инициативной группы в течение трех дней с момента вынесения соответствующего решения.
7. Рассмотрение правотворческой инициативы
7.1. Проект правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы в соответствии с настоящим Порядком, в течение трех месяцев со дня его внесения подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными для принятия соответствующих муниципальных правовых актов.
7.2. В случае если проект муниципального правового акта внесен в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления, в компетенцию которого не входит принятие данного акта, соответствующий орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, обязаны в течение 7 дней со дня внесения проекта муниципального правового акта, а в случае, предусмотренном пунктом 7.4. настоящего Порядка - со дня принятия соответствующего решения, направить весь комплект документов, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, в орган или должностному лицу местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие данного муниципального правового акта.
7.3. Порядок рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, внесенных в порядке реализации правотворческой инициативы главе Нерюнгринского района или в Нерюнгринскую районную администрацию, определяется постановлением Нерюнгринской районной администрации.
7.4. Проект муниципального правового акта, внесенный в Нерюнгринский районный Совет депутатов (далее - Совет), подлежит обязательному предварительному рассмотрению на заседании постоянной депутатской комиссии Совета в порядке, установленном Регламентом Совета.
В случае если по результатам предварительного рассмотрения постоянная депутатская комиссия Совета определит, что принятие соответствующего муниципального правового акта не относится к компетенции Совета, то комиссия может предложить председателю Совета направить проект акта в другой орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
7.5. В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции Совета, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании (сессии) Совета с участием уполномоченных представителей инициативной группы.
7.6. Не позднее, чем за 10 дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в письменной форме уведомляют уполномоченного представителя (представителей) инициативной группы о месте, дате и времени рассмотрения, внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивают уполномоченным представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Представляет проект муниципального правового акта на заседании Совета докладчик, указанный в сопроводительном письме к внесённому проекту муниципального правового акта.
7.7. При принятии правового акта, внесённого в порядке правотворческой инициативы, к рассмотрению в его текст могут быть внесены изменения, обусловленные требованиями законодательной техники и правового стиля изложения, не изменяющие смысл и сущность внесённого правового акта.
7.8. В случае невозможности принятия муниципального правового акта в том варианте, который был представлен инициативной группой граждан, орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления обязаны, в течение 10 дней после принятия решения, проинформировать об этом уполномоченных представителей инициативной группы граждан.
7.9. Решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, должно быть в письменной форме доведено до сведения инициативной группы и официально опубликовано в средствах массовой информации не позднее 3 рабочих дней после подписания.
7.10. Представители инициативной группы и (или) инициативная группа вправе обжаловать в порядке, установленном законодательством, решение, принятое по результатам рассмотрения проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.
8. Ответственность за нарушение прав граждан на реализацию правотворческой инициативы
8.1. Лица, путем насилия, подкупа, угроз, подлога документов или иным способом, препятствующие свободному осуществлению гражданами Российской Федерации прав на реализацию правотворческой инициативы, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Председатель Нерюнгринского районного Совета депутатов |
В.В. Селин |
Глава района |
А.В. Фитисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.