Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Окружной администрации города Якутска
от 29.10.2014 г. N 1883р
План мероприятий ("Дорожная карта")
по регулированию численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск" на 2014-2017 годы
I. Общее описание "Дорожной карты"
План мероприятий ("Дорожная карта") по регулированию численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск" на 2014-2017 годы направлен на реализацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных домашних животных: собак и кошек.
1.1. Задачи реализации "Дорожной карты"
Задачами "Дорожной карты" являются:
1.1.1. Регулирование численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск".
1.1.2. Разработка подпрограммы "Регулирование численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск" на 2014-2017 годы".
1.1.3. Реализация подпрограммы "Регулирование численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск" на 2014-2017 годы".
1.1.4. Учет поголовья владельческих животных с целью исключения попадания особей из этой группы в группу безнадзорных животных.
1.2. Анализ ситуации, основные проблемы
В связи с возникновением угрозы жизни и здоровью людей, в целях улучшения санитарно-эпидемиологического состояния на территории города, Якутска, исключения распространения инфекционных заболеваний, существует реальная необходимость регулирования численности безнадзорных животных на территории городского округа "город Якутск".
Проблемы, возникающие при отсутствии регулирования численности безнадзорных животных выражаются в факторах:
- Распространения заболеваний, ухудшающих эпидемиологическую обстановку в городе и опасных для человека и других животных;
- Случаях укусов и стрессом для людей, вызванным агрессивным поведением животных;
- Неудобства, вызываемым шумом и лаем;
- Запахом и эстетическим качеством среды обитания животных: территориальное мечение мочой, загрязнение фекалиями и попадание мочи во время ее утилизации в окружающую среду.
Согласно статистическим данным Департамента Ветеринарии РС (Я) по г. Якутску следующая динамика основных показателей с 2012 года до настоящего времени такова:
N п/п |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
I полугодие 2014 года |
Годы | ||||
1. |
Количество зарегистрированных животных, голов: |
7922 |
7800 |
8181 |
- собак |
5833 |
5273 |
5675 |
|
- кошек |
2089 |
2527 |
2506 |
|
2. |
Количество безнадзорных животных, голов: |
2692 |
1679 |
479 |
- собак |
2591 |
1446 |
383 |
|
- кошек |
101 |
233 |
96 |
|
3. |
Количество вакцинированных животных: |
8402 |
8963 |
6000 |
- собак |
6053 |
6293 |
4360 |
|
- кошек |
2349 |
2670 |
1640 |
|
4. |
Количество случаев бешенства |
2 случая (волк, лиса) - 1 неблагополучный пункт |
не выявлено |
не выявлено |
Как видно из таблицы, которые предоставил Департамент Ветеринарии РС (Я) по г. Якутску, представленные данные не совсем корректны, т.к. при ежегодной вакцинации животного от бешенства, когда животное в ветеринарный пункт приводит владелец, в специальный журнал должна в обязательном порядке регистрироваться следующая информация: вид животного, ФИО владельца и адрес. Согласно же имеющихся показателей, количество вакцинированных животных значительно меньше зарегистрированных, так в 2012 году эта цифра составляет 480 голов, а в 2013 году 1163 головы. Это говорит о том, что имеющаяся база регистрации животных, имеющих владельцев, неточна.
Данные по количеству безнадзорных животных (даже если допустить в них небольшие корреляционные неточности, что связано со специфичностью подсчета данной группы животных), говорят о проведенной в городе в последнее время работе по отлову безнадзорных животных.
Кроме этого, необходимо отметить, что вся популяция домашних животных (кошек и собак) разделяется на две группы:
Первая: безнадзорные животные, свободно перемещающиеся по территории города.
Вторая: животные, имеющие владельцев, осуществляющих контроль за их перемещением.
При этом в группе безнадзорных животных могут находиться животные, имеющие безответственных владельцев, что особенно часто встречается на территории частного сектора города и дачных кооперативах.
Разграничив популяцию домашних животных на безнадзорных и имеющих владельцев, можно говорить о программе более эффективной, менее затратной для бюджета города и более направленной на благосостояние животных.
Т.к. основной проблемой, связанной с безнадзорными животными, является проблема покусов населения, для анализа ситуации необходимо привести данные антирабического кабинета ГБУ РС (Я) "Медицинский центр г. Якутска":
N п/п |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
I полугодие 2014 года |
Годы | ||||
1. |
Количество людей, обратившихся с покусами |
1754 |
1404 |
628 |
- в т.ч. дети до 14 лет |
500 |
371 |
174 |
|
2. |
Количество известных собак, из-за которых обратились с покусами |
907 |
815 |
328 |
3. |
Количество неизвестных собак, из-за которых обратились с покусами |
715 |
435 |
234 |
Как видно из таблицы, часть собак, покусавших людей в г. Якутске, имеют владельцев, а в той части, которую не удалось идентифицировать так же могут быть владельческие животные. Кроме этого, если сравнить показатель имеющихся безнадзорных животных в г. Якутске, который с 2012 года на сегодняшний день из-за отлова снизился более чем в 5,6 раз, то показатель покусов снизился только в 2,8 раза.
Это говорит о том, что для решения проблемы покусов недостаточно заниматься только отловом безнадзорных животных в городе, необходимо понимать причины возникновения, пополнения, воспроизведения и поведенческих отклонений безнадзорной популяции, которые можно разделить на блоки:
1.2.1. Из-за отсутствия идентификационной базы животных в городе, на сегодняшний день невозможно с точностью определить, имеет ли животное, находящееся в свободном выгуле, владельца. Так же невозможно определить, имело ли оно изначально владельца, который несет ответственность за него.
1.2.2. В силу различных заболеваний среди безнадзорных животных, влияющих на репродуктивные функции, большая часть безнадзорных животных не способна к воспроизводству, и пополнение популяции идёт за счет владельческих животных:
- из-за выбрасывания их на улицу владельцами, отказывающимися нести обязательства по содержанию своего животного;
- при хаотичном размножении владельческих животных, т.е. если потомство не имеет племенной ценности, оно также пополняет популяцию безнадзорных животных.
1.2.3. Генетический пул агрессивных безнадзорных животных формируется за счет вливания наследственных поведенческих черт владельческих породных животных, несущих в своей генетике охранные, служебные и травильные качества, что формирует высокую выживаемость таких особей в стаях безнадзорных животных и что непосредственно связано с нападением на людей.
На сегодняшний день в основной массе рассматривается в основном проблема покусов людей и соответственно упор делается на борьбу с безнадзорными собаками. Вопрос эпидемиологической угрозы в городе рассматривается только с точки зрения вакцинации от бешенства, тогда как существуют и другие заболевания, которыми может заболеть человек: лишай и такие сравнительно новые в городе заболевания, как дирофиляриоз (сердечные глисты) и демодекоз (клещ, поражающий кожу). Указанными заболеваниями болеют как собаки, кошки, так и человек. И для устранения данных заболеваний необходим жесткий контроль именно владельческих животных, тесно контактирующих с человеком. Именно поэтому необходимо рассматривать вопрос не только безнадзорности собак, но и кошек, в силу тесных контактов которых с человеком, возникают не только травматическая, но и инфекционная опасность. Таким образом, вместо упора на создание приютов и центров по передержке и передаче животных новым хозяевам, отлов и умерщвление безнадзорных животных - то есть работы со следствием, а не с причиной, гораздо действеннее сосредоточить усилия на развитии ответственности владельцев животных, как метода борьбы пополнения популяции безнадзорных животных и улучшения эпидемиологической обстановки в городе.
1.3. Механизмы регулирования популяций безнадзорных животных (собак и кошек)
Безнадзорные животные - особый вид бесхозяйного имущества. Бездомные животные в российских городах - это выброшенные домашние животные или их потомки. Большое количество бездомных собак - показателе падения ответственности владельцев и проведения жесткой политики властей в данном вопросе. В России резкий рост численности бездомных собак наблюдается в последние 10-15 лет. Исходя из анализа комплекса факторов, оптимальным представляется вариант западного подхода, предусматривающего активное профессиональное воздействие на популяции бездомных животных путем безвозвратного отлова, сети приютов неограниченного приёма, но основным фактором снижения численности может стать только всемерное предотвращение бесконтрольного размножения владельческих животных.
Эффективная программа регулирования популяций собак требует применения комплексного подхода в решении задачи максимального перевода группы безнадзорных животных в группу животных, имеющих владельцев. Указанная программа должна состоять из многокомпонентных, взаимнофункционирующих механизмов, направленных на максимальное уменьшение популяции безнадзорных собак и кошек.
1.3.1. Чипирование как инструмент идентификации животного.
Наиболее эффективным способом идентификации животного и отождествления его с конкретным владельцем является вживление микрочипа. При разработке соответствующей нормативной базы это должно повысить ответственность владельцев, поскольку по животному можно будет идентифицировать его хозяина. Идентификация является важным средством для того, чтобы получить максимальную информацию о конкретном животном, а так же вернуть потерявшихся животных их хозяевам, что может служить основой для применения соответствующей законодательной базы, включая законодательство, согласно которому владелец несет ответственность за выброшенное на улицу животное.
Наилучшим выбором в настоящее время является микрочип, в силу того, что:
1.3.1.1. Микрочип выполняется в виде микросхемы и имеет в своем составе приемник, передатчик и блок памяти для хранения кода, которые находятся в стеклянной или металлической оболочке вместе с многовитковой антенной.
1.3.1.2. Размер капсулы микрочипа, предназначенного для мелких домашних животных (собак и кошек), используемый в России, имеет микроразмер при достаточно большом объеме памяти и уникальный номер.
1.3.1.3. Количество вариаций цифр в коде микрочипа достаточно, чтобы идентифицировать всю популяцию собак и кошек города Якутска.
1.3.1.4. Код, занесенный в память микрочипа является "пожизненным паспортом" животного, т.к. информация не стирается и перепрограммировать код невозможно.
1.3.1.5. Микрочип очень прост в установке, проводится путём подкожной инъекции, что не требует особой подготовки животного и затрат на установку.
1.3.1.6. Стоимость одного микрочипа ниже стоимости одной прививки, при этом периодичность установки микрочипа - один раз в жизни животного. Стоимость сканера, посредством которого считывается информация с микрочипа, так же невысока и колеблется в зависимости от его функциональности: стационарные, переносные и с функцией считывания на расстоянии.
1.3.1.7. Вводить микрочипы возможно в период обязательной, ежегодной вакцинации собак и кошек против бешенства. Это позволит наладить не только учет поголовья животных с привязкой к владельцу, но и учет привитых и больных животных, что в свою очередь даст информацию об эпидемиологической обстановке в городе, которая может выражаться как: благополучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая. Кроме этого чипирование можно возложить на организации, занимающиеся организацией племенной работы.
1.3.2. Единая база учета данных поголовья владельческих домашних животных (собак и кошек).
1.3.2.1. Микрочип создан по типу штрих-кода на товарах, благодаря чему специальным считывателем можно легко найти владельца найденного животного в базе домашних собак и кошек. Микрочип полностью исключает подмену животных, благодаря чему можно систематизировать сведения о животных в виде электронной базы данных.
1.3.2.2. Через электронное устройство (сканер), сразу после введения микрочипа, проверяется его работоспособность и оформляется регистрационное свидетельство: номер чипа, данные животного и его владельца. Регистрационное свидетельство с данными на животное выдается владельцу, а информация вносится в единую базу данных.
1.3.2.3. База данных может иметь различную форму, зависящую от направленности использования, фильтрацию данных можно производить по различным параметрам: вид животного (кошка, собака) и его параметры, включая медицинскую карту, данные о владельце животного. Это позволит вычленить из общего поголовья домашних животных (собак и кошек) ту часть, которая имеет владельцев и отрабатывать вопрос в сторону уменьшения безнадзорной части популяции, используя механизмы:
- стерилизации и контроля за содержанием, воспроизводством собак и кошек, имеющих владельцев;
- передачи безнадзорных животных новым владельцам после чипирования, стерилизации, проверки на заболевания и вакцинации;
- эвтаназии животных, не имеющих владельца и создающих эпидемиологическую угрозу.
1.3.3. Обеспечение контроля за состоянием здоровья домашних животных, имеющих владельцев. Вакцинация и дегельминтизация.
Превентивные ветеринарные меры могут предоставляться для защиты здоровья и благосостояния животных, а также для уменьшения проблемы инфекционных и паразитарных заболеваний. Приоритетным вопросом обычно является вакцинация от бешенства, которая относится к обязательным ветеринарным мероприятиям. При этом необходимо проводить вакцинацию также против ещё некоторых заболеваний, вызываемых паразитами, живущими в организме животного. На сегодняшний день на фоне того, что из-за ввоза импортных животных в городе появились нехарактерные для нашей популяции заболевания, обладающие высокой степенью заражения и представляющие опасность как для человека, так и для животных, не определяемые без специальных анализов, контроль за здоровьем животных не ведется в полном объеме. В этом случае реальную помощь может оказать чипирование, позволяющее путем идентификации животного с привязкой к владельцу, осуществлять ветеринарный контроль за здоровьем, вакцинацией и дегельминтизацией животного. Так же одним из показателей здоровья животного может быть повышенная агрессивность, которую необходимо контролировать наряду с опасными заболеваниями. Привязка животного к владельцу в данном случае поможет возложить на последнего обязательства за здоровье и поведение питомца, а так же помочь контролирующим органам применять меры воздействия к недобросовестным владельцам.
1.3.4. Стерилизация как метод предупреждения бесконтрольного воспроизводства животных.
Контроль за воспроизводством популяции собак и кошек может быть достигнут только при отлаженном механизме стерилизации, учитывающим направленность действий на определенную группу животных и максимально исключающим возможность увеличения популяции безнадзорных животных, за счет воспроизводства их от животных, имеющих владельцев. Стерилизация безнадзорных животных может проводится по двум направлениям, зависящим от принадлежности животных (имеющие владельца и не имеющие):
1.3.4.1. По животным, имеющим владельцев, необходима обязательная стерилизация той части поголовья, которое не участвуют в племенной программе питомников и зоологических организаций, в уставе которых прописана деятельность по составлению программ породного разведения. Круг организаций, работающих в сфере племенного разведения собак и кошек в г. Якутске ограничен, актируемые такими организациями щенки и котята перед получением свидетельств о происхождении обязательно идентифицируются путём клеймения, которое видно визуально. Реестр клейменных щенков и котят находится в организации, присвоившей клеймо. В этой части необходимо:
- установить круг организаций, имеющих в своём уставе пункт о деятельности в сфере племенного разведения,
- отработать с установленными организациями вопрос о чипировании выпускаемых пометов щенков и котят,
- отработать с указанными организациями вопрос о предоставление физическими лицами, занимающимися разведением породных животных в рамках деятельности этих организаций, данных о владельцах, приобретших у них идентифицированных щенков и котят для включения в единую базу данных,
- для предотвращения воспроизводства животных вне племенной программы, необходимо привлекать активистов зоозащитных организаций, которые смогут на добровольной основе проводить мониторинг ситуации с целью выявления мест хаотичного размножения и продажи животных, основная масса из которых пополняет популяцию безнадзорных животных.
1.3.4.2. Для стимуляции владельцев, не занимающихся породным разведением, ввести обязательство по стерилизации своих питомцев, для чего необходимо ввести налог либо взнос на нестерилизованное животное.
1.3.4.3. Для предупреждения бесконтрольного разведения домашних животных необходимо установить налог или взнос с каждого щенка или котенка, воспроизведенного вне племенной программы разведения организаций, указанных в п. 1.3.5.1. Полученные таким образом щенки и котята подлежат обязательной идентификации и стерилизации.
1.3.4.4. Безнадзорные животные, происхождение которых было не установлено по единой базе данных, передаваемые новым владельцам из приютов и центров по передержке и передаче животных, подлежат обязательной стерилизации до момента их передачи.
Таким образом, стерилизация, как метод предупреждения бесконтрольного воспроизводства животных, должна носить обязательный характер, если животное не используется как племенное и его потомство не выпускается с определенной целью.
1.3.5. Приюты и центры по передержке и передачи животных новым хозяевам.
Безнадзорные животные могут поступать в приют в результате их отлова, правила которого отражены в муниципальном стандарте N 9 "Отлов и содержание безнадзорных животных", а так же от частных лиц.
Пунктом 2.3. Порядка отлова и содержания безнадзорных собак, кошек, экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 7 апреля 2014 г. N 89 введено понятие пункта передержки животных и пункты 3.5.-3.14. регламентирует основные моменты работы такого пункта.
С целью снижения бюджетных затрат необходимо рассмотреть вариант строительства приюта для безнадзорных животных, работающего на условиях муниципально-частного партнерства, оговоренных в решении Якутской городской Думы от 9 апреля 2014 г. N 180-НПА "О муниципально-частном партнерстве в городском округе "город Якутск", с обязательным включением пункта передержки безнадзорных животных, как объекта муниципально-частного партнерства в пункт 4 статьи 2 указанного нормативно-правового акта.
Но необходимо отметить, что постройка приюта для безнадзорных животных, соответствующего всем санитарно-эпидемиологическим нормам, не решит проблем контроля за бродячими животными на долговременный период. Также нужно отметить, что содержание пункта по передаче домашних животных новым хозяевам обходится очень дорого, не всегда сможет справиться с потоком отловленных безнадзорных животных, поэтому следует рассмотреть альтернативные возможности, вкупе формирующие единый комплекс передержки безнадзорных животных в городе.
Кроме строительства главного пункта передержки отловленных безнадзорных животных необходимо создание вспомогательных пунктов, помогающих снять нагрузку с главного пункта:
- система приютов добровольцев, которые могут брать бездомных животных к себе домой на время;
- приюты передержки и передачи животных новым владельцам некоммерческих зоозащитных организаций.
Для поддержки деятельности вспомогательных пунктов возможно частичное субсидирование их затрат муниципалитетом. К затратам, которые можно возмещать полностью или частично, относятся: затраты на содержание помещения, питание животных, расходы на вакцинацию, стерилизацию и. чипирование.
Кроме вспомогательных пунктов возможно возмещение затрат частным лицам, выступающих в качестве добровольцев, осуществляющих передержку безнадзорных животных на дому.
Безнадзорные животные содержатся в приюте до момента их возврата прежним собственникам либо до момента их передачи иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию и имеющим для этого соответствующие условия. При этом пункт передержки должен провести следующие мероприятия:
1.3.5.1. Обеспечить поступившее животное:
- кормлением полнорационным сухим сертифицированным кормом в соответствии с видом животного;
- проведением ветеринарного осмотра с обязательным предварительным карантином, а при необходимости - оказанием квалифицированной ветеринарной помощи;
- удовлетворением потребностей в полнорационном сбалансированном питании, сне, движении.
1.3.5.2. Произвести учет поступившего животного, включающий в себя:
- дату его поступления,
- вид, окрас, вес, приблизительный возраст,
- заключение специалиста в области ветеринарии о состоянии здоровья животного,
- сведения о наличии у животного уникальных отличительных признаков или мечения, сведения о лице, от которого животное поступило в приют.
1.3.5.3. Для более эффективной работы по нахождению владельцев для беспризорных животных, а так же устройству их к новым владельцам разработать простейший сайт, куда бы помещались фото поступивших животных с указанием их отличительных качеств.
1.3.5.4. В случае отсутствия микрочипа обеспечить его чипирование, а также обязательных вакцинаций.
1.3.5.5. Принимать меры по недопущению размножения животных, в том числе обеспечивать проведение мероприятий по стерилизации животных, владельцы которых не были найдены и животных, не представляющих племенной ценности. Проведение ветеринарных мероприятий (осмотр, карантин, лечение, стерилизация или кастрация безнадзорных животных) осуществляется специалистами в области ветеринарии с обязательным обеспечением животного необходимым послеоперационным уходом, содержанием, реабилитацией.
1.3.5.6. Предоставлять лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по содержанию животного, информацию о животных, содержащихся в приюте.
1.3.5.7. В случае, если животное не погибло и не подверглось эвтаназии, приют обязан предоставить уполномоченному органу, осуществляющему функции по ведению базы чипирования животных, данные о том, что животное с указанным микрочипом было стерилизовано (если нет, то по какой причине с предоставлением документа, подтверждающего эту причину), когда покинуло приют и куда поступило из приюта: старому или новому владельцу, отпущено в прежнюю среду обитания.
1.3.5.8. Возврат животного прежнему собственнику осуществляется после установления фактов, свидетельствующих о праве его владения данным животным, подтверждаемых наличием унифицированного индивидуального номера - татуировки или электронного микрочипа, которые позволяют идентифицировать животное, или иными способами, не противоречащими гражданскому законодательству Российской Федерации.
1.3.5.9. В случае возврата безнадзорного животного прежнему собственнику приют имеет право на возмещение собственником животного расходов, понесенных на содержание животного в приюте, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
1.3.6. Эвтаназия.
При работе приютов и центров по передаче животных новым хозяевам, может потребоваться эвтаназия для животных, страдающих от неизлечимых заболеваний, ранений или поведенческих проблем, препятствующих их передаче новым хозяевам, или в том случае, если приюты не справляются с поддержанием должного уровня благосостояния животных ввиду их большого количества. В конечном счете, успешная программа регулирования популяции должна создать ситуацию, при которой вышеуказанные случаи будут единственными, когда требуется эвтаназия, а всем здоровым животным будет найден новый дом.
Эвтаназия помогает устранить лишь симптомы, но не причины проблем популяции. В каких бы случаях ни использовалась эвтаназия, во время её применения должны использоваться гуманные методы, гарантирующие, что животное сначала теряет сознание, а затем умирает без страданий.
1.3.7. Ограничение доступа к ресурсам.
Собаки чаще всего бродят в публичных местах, где есть доступ к таким ресурсам, как пища. Для ограничения случаев появления стай безнадзорных животных в жилых кварталах, образовательных и культурных учреждений, доступ к ресурсам пищи в этих местах должен быть ограничен. Всё это должно быть сделано тщательно и вкупе с мерами по уменьшению популяции, чтобы избежать смерти собак от голода или миграции в другие места, когда возможности получения пищевых ресурсов будут отрезаны.
1.3.8. Законодательная и нормативная база.
Важно, чтобы программа регулирования популяции безнадзорных собак и кошек не противоречила действующему законодательству и включала в себя комплекс требований не только законодательных и нормативных актов, но и ветеринарных, санитарных, экологических, эпидемиологических и иных норм и правил. Законодательная и нормативная база важна для устойчивого развития программы и может быть использована для обеспечения гуманного регулирования популяций собак и кошек, а так же для применения мер воздействия к физическим и юридическим лицам, способствующим ухудшению эпидемиологической обстановки, возникающей из-за нарушения правил содержания домашних животных.
Так же необходимо проработать данный вопрос в части того, что животное, имеющее микрочип и введенное в базу чипированных животных, относится к разряду животных, имеющих владельцев со всеми вытекающими из этого обязанностями для владельцев и мерами воздействия на них за неисполнение их со стороны властей в виде штрафов и проч.
Животное (собака или кошка), не имеющее микрочипа, как инструмента его идентификации, относиться к безнадзорным и подлежит;
- передаче новому владельцу после обязательного чипирования, стерилизации, ветеринарного осмотра с подтверждением его безопасности и вакцинации;
- эвтаназии в случае болезни или отклонений в поведении.
В связи с вышеперечисленными моментами, особенное внимание необходимо уделить нормотворчеству на уровне муниципалитета и законотворчеству на уровне субъекта, в части разработки правил содержания и разведения владельческих животных, без чего популяция безнадзорных животных будет пополняться особями, способными к размножению и агрессии на людей.
1.3.9. Просвещение, разъяснительная и информационная работа с населением.
В долгосрочной перспективе, просвещение, разъяснительная и информационная работа с населением является одним из самых важных элементов всестороннего подхода к регулированию популяции, поскольку человеческое поведение - это фактор, имеющий исключительное влияние на динамику популяции безнадзорных собак. В общем, обучение требуется для мотивации владельцев к увеличению ответственности в отношении регулирования численности популяции и ухода за отдельными животными. Для образования владельцев кошек и собак необходимо привлечение специалистов зоозащитных организаций, объединений любителей животных, ветеринарных клиник.
1.4. Ожидаемые результаты
Результатом успешной реализации "Дорожной карты" является регулирование популяции безнадзорных животных (собак и кошек) путём увеличения количества владельческих животных, содержащихся в соответствии с правилами содержания домашних животных, за счет передачи безнадзорных новым владельцам.
Реализация "Дорожной карты" будет проявляться в следующем:
- регистрации владельческих животных, часть которых свободно перемещается по территории города, без надзора владельцев;
- передаче безнадзорных животных новым владельцам;
- создании законодательной и нормативной базы для осуществления контроля за содержанием владельческих животных,
- создании условий, при которых неплеменные животные будут подлежать стерилизации с целью регулирования воспроизводства и невосполнения популяции безнадзорных животных.
Критериями исполнения "Дорожной карты" будет являться выполнение контрольных показателей, определенных в таблице 1.4.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.4. Контрольные показатели
Примечание по таблице:
1.4.1. В строке N 1 отражается количество животных (собак и кошек), чипированных и внесенных в единую муниципальную базу учета поголовья собак и кошек за год, в процессе ежегодной вакцинации в городе, через ветеринарные клиники, общественные зоозащитные организации, клубы, приюты за указанный в таблице год. Показатели регистрируемых животных должны уменьшаться из года в год в силу уменьшения поголовья безнадзорных животных и контроля за воспроизводством. Основной скачок количества чипированных животных должен прийтись на год введения единой базы учета поголовья, т.е. предположительно на 2016 год, в дальнейшем чипироваться будет только молодняк.
1.4.2. В строке N 2 отражается количество добровольцев и частных приютов, сотрудничающих с муниципалитетом в течение указанного в таблице года Количество частных приютов и добровольцев должно оставаться на одном уровне по годам, как результат отлаженного взаимодействия с муниципалитетом.
1.4.3. В строке N 3 отражается количество животных, которые будут переданы новым владельцам в обязательном порядке стерилизованными и с уже поставленным микрочипом, к которому возможно привязать данные на нового владельца. Данный критерий является показателем уменьшения поголовья безнадзорных, а так же выброшенных животных за счет передачи их новым владельцам.
1.4.4. В строке N 4 отражается количество утилизированных животных за год. Данный критерий прямо пропорционально связан с уменьшением поголовья больных и агрессивных безнадзорных животных и является показателем улучшения эпидемиологической обстановки в городе. С введением программы учета и обязательной стерилизации неплеменных животных, а так же законодательных и нормативных рычагов на нерадивых владельцев, данный показатель должен снижаться.
1.4.5. В строке N 5 отражается главный показатель, определяющий безопасность людей на территории муниципалитета, который должен идти на снижение.
II. План мероприятий
п/п |
Наименование мероприятия / Этап реализации мероприятий |
Ожидаемый результат / событие или результат этапа |
Сроки или срок реализации этапа |
Ответственный исполнитель |
Вид документа или итоговый документ |
Задача 1. Организация пункта временного содержания безнадзорных животных | |||||
1.1. |
Аналитическая записка по своду правил (законов, нормативов, санитарно-эпидемиологических условий) по размещению главного городского пункта передержки безнадзорных животных |
Аналитическая записка с приложенной выборкой законодательных и нормативных документов и требований СанПин. |
1 месяц |
Правовой департамент OA города Якутска |
Аналитическая записка Правового департамента со ссылкой на имеющееся законодательство. |
1.2. |
Выбор варианта размещения земельного участка для использования под строительство главного городского пункта передержки безнадзорных животных на 50 голов с учетом охранной зоны, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки, Проекта планировки территории города Якутска и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов размещения |
|
2 месяца |
Департамент имущественных и земельных отношений OA города Якутска |
Распоряжение Окружной администрации г. Якутска о выдаче земельного участка |
1.3. |
Разработка проектно-сметной документации для строительства главного городского пункта передержки безнадзорных животных на 50 голов с учетом всех требований и привязке к местности |
|
4 месяца |
Департамент градостроительной политики OA города Якутска |
|
1.4. |
Строительство главного городского пункта передержки безнадзорных животных на 50 голов с учетом всех требований и привязке к местности |
|
|
Департамент градостроительной политики OA города Якутска |
|
Задача 2. Учет поголовья животных (собак и кошек) в городе | |||||
2.1. |
Разработка Положения по учету поголовья собак и кошек в городе Якутске с указанием круга лиц, ответственных за чипирование животных и внесение их данных в городскую базу (государственные и частные ветеринарные клиники) |
|
|
Правовой департамент OA города Якутска |
положение по учету животных |
2.2. |
Разработка программы единой базы учета данных поголовья владельческих домашних животных на основе данных по установленным микрочипам |
|
|
МКУ "Центр информационных технологий", МКУ "СЭГХ". |
|
2.3. |
Отработка положения по работе с единой базой учета поголовья |
|
|
МКУ "Центр информационных технологий", МКУ "СЭГХ". |
|
2.4. |
Закуп микрочипов и сканеров для снабжения ими ветеринарных клиник по договорам взаимодействия в целью бесплатного массового чипирования животных, установления возможности идентификации животных |
|
|
МКУ "СЭГХ". |
|
2.5. |
Контрольные мероприятия - ежемесячники комиссионного обхода представителями Управ, ветеринарных клиник и представителей общественности по частным дворам с целью проверки вакцинации против бешенства с привязкой к идентификационному номеру микрочипа |
|
|
Управления территориальных округов |
|
2.6. |
Отработка с общественностью вопроса привлечения представителей организаций, занимающихся племенным разведением, зоозащитников, активистов домов, дачных кооперативов, частного сектора с целью выявления: - неблагополучных владельцев, допускающих безнадзорный выгул своих животных и их хаотическое размножение; - нестерилизованных животных, которые не участвуют в племенном разведении |
|
|
Управления территориальных округов |
|
2.7. |
Отработка с организаций, занимающихся племенным разведением вопросов уведомления своих членов об обязательном чипировании владельческих животных |
|
|
Управление территориальных округов |
|
2.8. |
Отработка с государственными клиниками вопроса контроля за допуском на зоотехнические мероприятия (выставки, смотры) только чипированных животных |
|
|
МКУ "СЭГХ" |
|
3. Подготовка законодательной, нормативной базы и возможности введения налогообложения и штрафов владельцев, не соблюдающих правила содержания животных. | |||||
3.1. |
Подготовка свода правил и обязанностей для владельцев животных на территории ГО "город Якутск" с разработкой возможных санкций, штрафов, налогообложения за безнадзорный выгул животного, за отказ от чипирования, стерилизации неплеменного животного, за рождение пометов вне рамок племенного разведения |
|
|
Правовой департамент OA города Якутска, Административная комиссия Окружной администрации города Якутска |
|
4. Подготовка Положения о работе пунктов передержки. | |||||
4.1. |
Подготовка Положения о работе главного городского пункта передержки животных на основе муниципально-частного партнерства |
|
|
ПД, ДЖКХиЭ, МКУ "СЭГХ" |
|
4.2. |
Подготовка Положения о работе вспомогательных пунктов передержки и приютов животных некоммерческих зоозащитных организаций и добровольцев с возможностью частичной компенсации затрат в виде грантов и субсидий |
|
|
ПД, ДЖКХиЭ, МКУ "СЭГХ" |
|
5. Отлов, эвтаназия, утилизация безнадзорных животных | |||||
5.1. |
Отлов безнадзорных животных |
|
|
Управления территориальных округов |
|
5.2. |
Эвтаназия безнадзорных животных |
|
|
Управление территориальных округов |
|
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Окружной администрации города Якутска от 29 октября 2014 г. N 1883р "Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.