Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 мая 2013 г. N 3-12/2013
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1664 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов",
установил:
13 октября 2012 года издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1664 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов" (далее - Указ), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 80 20 октября 2012 г. и "Саха Сирэ", N 215 от 23 октября 2012 г.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1664 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов".
В обоснование заявления указано, что пункты 1 и 2 названного Указа вступают в противоречие с нормами действующего федерального законодательства, в частности, ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 6, ч. 2 и 4 ст. 7, ч. 4 ст. 57, ч.ч. 2 и 9 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п.п. 12., 21 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель заинтересованного лица Президента Республики Саха (Якутия) Кривошапкина Т.И., действующая на основании доверенности от 20.08.2012 г. N ..., в судебном заседании заявила об устранении выявленных противоречий путем принятия Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2013 года N 2045 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов". Указывает на то, что оспариваемые прокурором положения нормативного правового акта в связи с этим фактически утратили силу. Просит прекратить производство по данному делу в указанной части.
В судебном заседании прокурор Долганов Г.В. не возражает против прекращения производства по данному делу в связи с устранением со стороны Президента Республики Саха (Якутия) выявленных противоречий нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
13 октября 2012 года издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1664 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов" (далее - Указ), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 80 20 октября 2012 г. и "Саха Сирэ", N 215 от 23 октября 2012 г.
Пунктом 1 Указа определено, что Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (далее - Государственный комитет) является исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Саха (Якутия), за исключением номенклатуры товаров, работ и услуг, утверждаемой Правительством Республики Саха (Якутия) и размещаемой через уполномоченный орган по размещению заказов Республики Саха (Якутия).
Пунктом 2 Указа функции Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов переданы Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов.
Прокурором указывалось наличие противоречия данных пунктов ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 6, ч. 2 и 4 ст. 7, ч. 4 ст. 57, ч.ч. 2 и 9 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", п.п. 12., 21 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
25 апреля 2013 Президентом Республики Саха (Якутия) издан Указ N 2045 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов" пунктом 5, которого признаются утратившими силу вышеуказанные оспариваемые пункты. Данный Указ Президента РС (Я) от 25.04.2013 г. N 2045 опубликован в печатном издании "Якутские ведомости" N 30 от 8 мая 2013 года.
Таким образом, на день рассмотрения настоящего дела в суде оспариваемые пункты Указа фактически утратили силу.
Согласно абзацу 1 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении, поданном от своего имени, не затрагиваются права, свободы или законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" согласно которой "недействующий нормативный правовой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Поскольку до рассмотрения заявления о пресечении судом действия отдельных положений нормативного правового акта последние утратили силу, у суда имеются основания для прекращения производства по делу по правилам статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае нарушения прав и законных интересов в период действия утратившего силу нормативного правового акта заинтересованные лица могут обратиться в суд с соответствующим иском с соблюдением правил подсудности.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 220, пунктом 1 части 1 статьи 134, статьями 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 1 и 2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2012 года N 1664 "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия) на осуществление контроля в сфере размещения заказов".
Разъяснить заинтересованным лицам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 дней со дня вынесения определения.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2013 г. N 3-12/2013
Текст определения официально опубликован не был
Текст определения размещен на официальном сайте Верховного суда Республики Саха (Якутия) в Internet (http://vs.jak.sudrf.ru)