Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Главы Республики Саха (Якутия)
от 27 января 2015 г. N 300
Подпрограмма
"Поддержка молодежных инициатив и оказание социально-психологической помощи"
Паспорт
подпрограммы
|
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
1. |
Наименование подпрограммы |
Поддержка молодежных инициатив и оказание психологической поддержки |
|
2. |
Основание для разработки подпрограммы |
Закон Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 1998 г. З N 49-II "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)"; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08 мая 2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)" |
|
3. |
Соисполнители подпрограммы |
Соисполнители 1 типа: Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия). Соисполнители 2 типа: Министерство образования Республики Саха (Якутия); Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия); Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) |
|
4. |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель: создание условий вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной и предпринимательской активности молодежи, формирование системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, профилактика правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде. Задачи: развитие системы информирования и программы социального просвещения молодежи; вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствование нормативной правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов; обеспечение увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, научные олимпиады), совершенствование методик отбора; развитие системы адресной государственной поддержки общественных объединений и структур по молодежной политике Республики Саха (Якутия); развитие молодежного самоуправления и формирование кадрового резерва; оказание социально-психологической поддержки |
|
5. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
- Количество выпущенных теле- и радиопередач, рубрик в средствах массовой информации, кино и видеопродукции по направлениям молодежной политики; - уровень безработицы среди молодежи; численность молодежи, работавшей по линии студенческих отрядов; - количество конкурсных мероприятий, направленных на поддержку талантливой молодежи и инициативной молодежи; - количество молодежных проектов, получивших гранты Правительства Республики Саха (Якутия) по направлениям Дальневосточного молодежного образовательного форума "СахаСелигер"; - количество молодежных общественных организаций, получивших поддержку из государственного бюджета Республики Саха (Якутия); - количество городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия), получивших гранты Главы Республики Саха (Якутия); - количество детей, охваченных Единым детским движением в Республике Саха (Якутия); - численность молодых граждан, ежегодно рекомендуемых в кадровый резерв Республики Саха (Якутия); - численность молодежи, занятых в Деловых играх и молодежных образовательных форумах; - количество мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни; - количество услуг по социально-психологической поддержке семьи и молодежи; - уровень удовлетворенности клиентов качеством полученной услуги |
|
6. |
Сроки реализации подпрограммы |
2014-2017 годы |
|
7. |
Предельный объем средств на реализацию подпрограммы с разбивкой по годам |
Источниками финансирования подпрограммы являются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Общий объем финансирования на 2014 - 2017 годы - 560 747,9 тыс. руб.: 2014 год - 217 150,9 тыс. руб.; 2015 год - 118 099,0 тыс. руб.; 2016 год - 116 296,0 тыс. руб.; 2017 год - 109 202,0 тыс. руб. |
Источниками финансирования подпрограммы являются средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Общий объем финансирования на 2014 - 2017 годы - 870 209,9 тыс. руб.: 2014 год - 265 628,4 тыс. руб.; 2015 год - 235 375,4 тыс. руб.; 2016 год - 192 714,9 тыс. руб.; 2017 год - 176 491,2 тыс. руб. |
I. Характеристика текущей ситуации
Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) ведет целенаправленную работу по вовлечению молодежи в процессы развития института гражданского общества путем оказания всесторонней правовой, информационной, методической и материальной поддержки в деятельность молодежных и детских общественных объединений.
Реализацию государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) регулирует Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р. Действует федеральная государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", ключевое внимание в которой уделено именно молодежи.
Особо следует отметить роль такой прогрессивной формы сотрудничества власти и общественных институтов как грантовая поддержка общественных объединений. Проводя данные конкурсы, Министерство отбирает среди множества идей и новаций в молодежной среде наиболее прогрессивные, реальные и, самое главное, социально значимые и через общественные организации, их силами, претворяет эти идеи и новации в жизнь.
На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2010 г. N 432 "О ежегодных грантах Главы Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия)" в Республике Саха (Якутия) ежегодно проводится конкурс на получение гранта Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект социально-экономического развития городских и сельских поселений. Победители получают суммы от 600 тысяч до 1,5 млн рублей для реализации проектов по таким направлениям, как:
Сельскохозяйственное производство;
Благоустройство населенных пунктов;
Организация бытовых услуг;
Транспорт и связь.
Общая сумма ежегодных грантов Президента Республики Саха (Якутия) на лучший молодежный проект - 20 млн рублей. По итогам 2010 - 2013 гг. было поддержано 64 проекта на общую сумму 80 млн рублей.
В 2013 году на конкурс было подано 87 заявок, из которых отобрано 16 лучших проектов.
Начиная с 2012 года, на территории Республики Саха (Якутия) действует Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2012 г. N 1775 "О ежегодных грантах Президента Республики Саха (Якутия) в области государственной молодежной политики", предусматривающий выделение 3 млн 150 тыс. рублей на молодежные проекты по 5 номинациям - "Поддержка деятельности молодежных общественных организаций, представляющих интересы молодежи Республики Саха (Якутия), находящихся за пределами Республики Саха (Якутия)", "Содействие деятельности молодежных советов в трудовых организациях", "Лучший молодежный бизнес-проект", "Лучший проект по развитию волонтерства", "Популяризация творчества и деятельности А.Е. Кулаковского". Каждая номинация предусматривает выделение 630 тыс. рублей из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Начиная с 2009 года, в Республике Саха (Якутия) проводится Республиканская деловая игра "Молодежь - инновационно-стратегический ресурс Республики Саха (Якутия) (МИНИСТР)". Согласно Положению учредителями деловой игры выступают Глава Республики Саха (Якутия) и Правительство Республики Саха (Якутия).
Деловая игра проводится в целях создания условий эффективного использования научного и творческого потенциала молодежи для реализации инновационных проектов, направленных на решение практических задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и формирование резерва управленческих кадров республики.
Участники деловой игры разделены на 7 команд по 14 человек в каждой. Формирование команд происходит по разным направлениям: молодые специалисты министерств и ведомств, молодые ученые, студенты вузов и ССУЗов, лидеры молодежных общественных организаций, школьники.
Формирование инициативного и конкурентоспособного кадрового резерва - одна из приоритетных задач государственной молодежной политики в республике. Министерством ведется реестр кадрового резерва для органов государственной власти республики. Республиканская деловая игра "МИНИСТР" и молодежный образовательный форум "СахаСелигер" являются программными мероприятиями при формировании резерва управленческих кадров.
С 6 по 13 августа 2012 года в городе Якутске, в местности Ус Хатын, на основании распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2012 г. N 471-РП "Об организации и проведении Дальневосточного образовательного молодежного форума "СахаСелигер 2012" впервые прошел Дальневосточный образовательный молодежный форум "СахаСелигер 2012".
Образовательная программа форума проводилась по шести направлениям: "Политика", "Инновации и изобретательство", "Молодежное предпринимательство", "Информационный поток", "Добровольчество и волонтерство", "Наша армия". Для качественного проведения образовательной программы на Форуме было задействовано более 40 экспертов и преподавателей, представляющих Федеральное агентство по делам молодежи, Всероссийский фонд "Национальные перспективы", вузы России. На форуме реализованы федеральные проекты "Технология добра", "Команда 2018".
В форуме приняли участие 814 участников из Республики Саха (Якутия) и субъектов Дальневосточного федерального округа.
За время проведения Форума с его участниками встретились Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов и руководитель Федерального агентства по делам молодежи С.Ю. Белоконев.
На закрытии были вручены гранты Президента Республики Саха (Якутия), Министерства по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), гранты Всероссийского фонда "Национальные перспективы". Общая сумма грантов - 8 млн рублей.
Всероссийский молодежный образовательный форум "СахаСелигер 2013" прошел на основании распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) с 20 по 27 июля 2013 года в местности "Усадьба Булуус" Хангаласского улуса.
Мероприятие собрало на одной площадке 400 участников со всей республики, ряда регионов Российской Федерации и зарубежных стран. Так, для участия в Форуме в Якутию приехали ребята из Амурской и Ростовской областей, Хабаровского и Красноярского края, Москвы, а также из Бурятии, Китая и Германии.
Форум проводился при поддержке Федерального агентства по делам молодежи.
В этом году участники форума "СахаСелигер" работали по шести направлениям: "Инновации и изобретательство", "Молодежное предпринимательство", "Молодежь села", "Политика", "Арт-квадрат" и "Беги за мной".
Форум включил в себя интенсивную образовательную программу, встречи с российскими и региональными экспертами, представителями власти и бизнеса. В рамках форума по направлениям были организованы круглые столы, дискуссии, деловые игры, защита проектов.
Молодежь республики активно участвует в работе круглых столов и дискуссионных площадок по обсуждению актуальных вопросов духовного, социального и экономического развития республики. Необходимо подчеркнуть, что большая часть мероприятий дискуссионного характера проведена по инициативе общественных объединений и представителей молодого поколения.
В целях сохранения и пропаганды национальных традиций ежегодно проводится национальный праздник Ысыах молодежи, в котором участвует молодежь со всех районов и улусов республики. В рамках праздника проходят соревнования по национальным видам спорта, конкурсы, направленные на популяризацию якутской культуры.
В 2013 году Ысыах молодежи прошел в с. Томтор Оймяконского улуса (района). Молодежные делегации были представлены 26 районами республики и 10 молодежными общественными организациями. Общее количество участников - 750 человек.
В рамках развития добровольчества и волонтерства при Министерстве по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) действует Центр поддержки волонтерства. Центр принимал активное участие в подготовке и проведении V Международных спортивных игр "Дети Азии" и Форума "Россия - спортивная держава". Всего в данных мероприятиях было задействовано более 1 ООО волонтеров.
В Якутии развито движение молодежных строительных отрядов. Ежегодно порядка трех тысяч студентов высших и средних учебных заведений Республики Саха (Якутия) вступают в ряды студенческих отрядов и проводят свое лето на строительных площадках республики и за ее пределами. Молодежные студенческие отряды Республики Саха (Якутия) эффективно занимают молодежь в летний трудовой сезон путем обеспечения вторичной занятостью и организацией досуга, возможностью приобщения к спорту и здоровому образу жизни.
Итого в трудовом сезоне в 2013 году приняло участие 3 345 человек, которые работали в 88 отрядах по 11 направлениям.
В целях обеспечения финансовой поддержки и стимулирования деятельности органов местного самоуправления для эффективной реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Министерством ежегодно реализуется конкурс по предоставлению субсидий на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи среди органов местного самоуправления. В 2012 году конкурс был объявлен на сумму 15 млн рублей. Документы на конкурс предоставили 35 муниципальных районов с выделением из муниципального бюджета около 30 млн рублей, что представляет собой 100-процентное участие.
По предоставлению социально-психологических услуг с 2007 года наблюдается рост количественных показателей охвата населения и оказываемых услуг психологическими услугами. С 2012 года наблюдается стабилизация показателей, что показывает системность проводимой работы. Динамика отмечается за счет новых филиалов.
Рисунок 1
Количественные показатели охвата населения и оказываемых услуг по годам (человек/услуг)
За 2013 год охвачено 96 610 человек, что на 1,69% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Оказано 25 960 услуг, что на 8,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Подробный количественный анализ по направлениям представлен в таблице N 2.
Таблица 1
Количественный анализ по направлениям работы
Наименование |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Психологическое направление |
|
|
|
количество человек |
42 026 |
43 514 |
43 621 |
количество услуг |
11 465 |
11 679 |
15 067 |
телефонное консультирование |
|
2 165 |
3 711 |
Информационное и социальное |
|
|
|
количество человек |
39 493 |
51 682 |
46 981 |
количество услуг |
10 021 |
10 803 |
9 752 |
количество полиграфии |
6 333 |
93 014 |
175 069 |
количество выходов в СМИ |
485 |
525 |
657 |
Методико-аналитическое направление |
|
|
|
количество человек |
7 565 |
7 772 |
6 246 |
количество услуг |
1 209 |
1 301 |
1 141 |
Стабильный ежегодный прирост наблюдается по психологическому направлению. Наблюдается значимый прирост по оказанию телефонного консультирования. В то же время наблюдается снижение показателей по информационному направлению.
За 2013 год по индивидуальным формам работы анкету заполнили 8 665 человек (АППГ - 961).
Так, содержанием проведенных индивидуальных работ полностью удовлетворено 56,6% (АППГ - 65,34%) опрошенных клиентов, а 34,9% удовлетворено в основном (АППГ - 31,79%). 7,58% клиентов удовлетворено частично (АППГ - 2,69%), неудовлетворено 0,41% (АППГ - 0) клиентов.
Организацией индивидуальных работ полностью удовлетворено 62,58% клиентов (АППГ - 63,99%), 32,16% удовлетворено в основном (АППГ - 33,08%), и 3,75% удовлетворено частично (АППГ - 3,7%). Не удовлетворены услугой 1,5% (АППГ - 0).
Условием проведения индивидуальной работы полностью удовлетворено 67,75% клиентов (АППГ - 54,34%), 45,65% удовлетворено в основном (АППГ - 26,75%), и 5,5% удовлетворены частично (АППГ-8%).
Полученной информацией удовлетворено полностью 46,7% клиентов (АППГ - 49,7%), 46% удовлетворено клиентов в основном (АППГ - 49,26%), и 7,3% удовлетворено частично (АППГ - 1,58%).
Отношением консультанта к себе удовлетворено полностью - 82,15% клиентов, 25,86% удовлетворено в основном, и 2,14% удовлетворено частично.
Профессиональной квалификацией консультанта удовлетворено полностью 72,8% (АППГ-62,32%) клиентов, удовлетворено в основном - 24% (АППГ - 34,14%), и 3% (АППГ - 3,82%) удовлетворено частично. Не удовлетворено 0,08% (АППГ - 0).
Применяемыми средствами и методиками индивидуальной работы удовлетворено полностью - 65,5% (АППГ - 72,62%) клиентов, удовлетворено в основном - 26,5% (АППГ - 25,79%), частично удовлетворено - 7,25% (АППГ - 3,5%).
Продолжительностью индивидуальной работы удовлетворено полностью 69,9% (АППГ - 81,75%) клиентов, удовлетворено в основном 23,75% (АППГ - 18,01%), частично удовлетворено 4,83% (АППГ - 1,42%) клиентов. 1,58% (АППГ - 0,18%) не удовлетворены.
Отсюда вытекает общий анализ удовлетворенности клиентов от полученных индивидуальных консультаций:
Качеством индивидуальной консультации полностью удовлетворено 63,32% клиентов (АППГ - 67,67%). Итогом полученной консультации удовлетворено в основном 30,75% клиентов (АППГ - 29,29%). Частичное удовлетворение получило 5,3% (АППГ - 2,99%) клиентов.
По групповым видам работы в оценке полученных государственных услуг приняло участие 8 454 клиентов (АППГ - 4 542).
Содержанием проведенных групповых работ полностью удовлетворено 66,66% (АППГ-71,93%) опрошенных клиентов, а 29% (АППГ - 23,26%) удовлетворено в основном. 3,75% (АППГ - 5,58%) клиентов удовлетворено частично.
Организацией групповых работ полностью удовлетворено 50% (АППГ - 55,07%) клиентов, 45,9% (АППГ - 42,92%) удовлетворено в основном, 3,9% (АППГ - 3,62%) удовлетворено частично.
Условием проведения групповой работы полностью удовлетворено 68,83% (АППГ - 58,29%) клиентов, 29,75% (АППГ-49,20%) удовлетворено в основном, 1,25% (АППГ - 0,9%) удовлетворено частично.
Полученной информацией удовлетворено полностью 66,25% (АППГ - 67,23%) клиентов, 3% (АППГ - 30,67%) удовлетворено в основном, и 3,83% (АППГ - 3,64%) удовлетворено частично.
Отношением консультации к себе удовлетворено полностью 62,41% (АППГ - 66,49%) клиентов, 35,5% (АППГ - 32,78%) удовлетворены в основном, и 2,66% (АППГ - 0,92%) удовлетворены частично.
Профессиональной квалификацией консультанта удовлетворено полностью 73,91% (АППГ - 75,50%) клиентов, удовлетворено в основном 24,58% (АППГ - 23,21%), и 1,33% (АППГ - 1,33%) клиентов удовлетворено частично.
Применяемыми средствами и методиками групповой работы удовлетворено полностью 73,91% (АППГ - 75,65%) клиентов, удовлетворено в основном 21% (АППГ - 22,30%), а 4,91% (АППГ - 1,89%) клиентов удовлетворено частично.
Продолжительностью групповой работы удовлетворено полностью 68,91% (АППГ - 83,21%) клиентов, удовлетворено в основном - 28,41% (АППГ - 18,24%), а 2,33% (АППГ - 1,17%) клиентов удовлетворено частично.
Качеством групповых работ полностью удовлетворено 66,36% (АППГ - 70,93%) клиентов. Итогом полученной услуги удовлетворено в основном 30,51% (АППГ - 26,95%) клиентов. Частичное удовлетворение получило 2,99% (АППГ - 2,12%) клиентов.
Согласно утвержденному порядку о сотрудничестве от 01 января 2010 г. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП) направляет в филиалы государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи" несовершеннолетних и их родителей, состоящих на учете. Кроме того, в отчетном году по заявке администраций Верхоянского, Жиганского, Момского, Кобяйского улусов произведены выездные работы психологов с данной категорией населения.
Из общего количества состоящих на учете КДН и ЗП несовершеннолетних 49% (АППГ - 54,8%) были направлены для прохождения психокоррекционных мероприятий в филиалы учреждения. Всего 36,82% (АППГ - 82,47%) несовершеннолетних, направленных КДН и ЗП, прошли индивидуальные психокоррекционные формы работы, а 35,8% - охвачено групповыми формами работы.
Родители, ненадлежащим образом выполняющие свои родительские обязанности, в основном охватываются индивидуальной формой работы. Источниками запроса по данной проблеме выступают КДН и ЗП, Центры социальной помощи семье и детям, образовательные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции и близкие родственники. По запросам КДН и ЗП охватываются родители, лишенные родительских прав, с ними проводятся психокоррекционные и реабилитационные мероприятия.
В 2012-2013 годах большой упор в работе сделан на работу с семьями. Согласно программе "Мир молодой семьи" ведется работа, направленная на повышение родительской ответственности, формирование семейных ценностей, улучшение семейного климата, улучшение супружеского и детско-родительского взаимоотношений. В районах, где функционируют филиалы, с каждым годом уменьшается число родителей, совершивших административное правонарушение: в 2009 г. - 4 030 чел., 2011 г. - 4 298 чел., 2011 г. - 4 110 чел., 2012 г. - 3 204 чел., 2013 г.- 1 804 чел. За отчетный период охвачено 2 650 человек по проблеме детско-родительского взаимоотношения, по проблеме воспитания. ребенка обратилось 1 404 человек, по проблеме домашнее физическое насилие над детьми - 4 обращений, психологическое насилие над детьми - 16 обращений.
По статистическим данным 37,5% (АППГ - 33,33%) несовершеннолетних от общего количества направленных после прохождения психокоррекционных мероприятий сняты с учета комиссий.
Необходимо отметить, что с 2010 года отмечается снижение количества несовершеннолетних, совершивших уголовные преступления: 2009 год - 90 чел., 2010 год - 136 чел., 2011 год - 117 чел., 2012 год - 103 чел., 2013 год - 67 чел. Снижение количества данных показывает на эффективность проведенной работы.
Согласно программе соглашению с УИН ведется работа с молодежью, осужденной без изоляции от общества.
Необходимо отметить, что все молодые люди в обязательном порядке проходят психодиагностику. Психологические портреты впоследствии направляются в уголовно-исполнительные инспекции, которые в дальнейшем служат основой для работы инспектора.
Индивидуальные психокоррекционные услуги оказаны 80% молодых людей. В групповых психокоррекционных мероприятиях приняли участие 46% молодых людей.
Примерно 10% молодых людей, прошедших психокоррекционные мероприятия, сняты с учета УИИ: 2009 г. - 7,5%, 2010 г. -15,7%, 2011 г. - 11,2%, 2012 г. - 9,43%, 2013 г. - 3,3%.
По соглашению с Центрами занятости населения об оказании государственных услуг по профориентации, социальной адаптации и психологической поддержке молодых безработных людей ежегодно заключаются соглашения с Центрами занятости населения в муниципальных районах. В тех районах, где в Центрах занятости населения имеются психологи, работа с безработными ведется по запросу самих безработных или близких родственников безработной молодежи.
С каждым годом число безработной молодежи, обращающейся за психологической услугой растет.
Групповыми формами работы охвачено в 2009 году 943 чел., в 2010 году - 687 чел., в 2011 году - 752 чел., в 2012 году - 1 151 чел., в 2013 году - 1 169 чел. В целом, 75,3% безработных принимают участие в психологических занятиях, практикумах, тренингах на формирование навыков эффективного поиска работы, формирования навыков снятия тревожности, стресса, поиска оптимального способа саморегуляции, развития уверенности в себе, формирования осознанного отношения к выбору профессии. Также безработные проходят психодиагностику.
В среднем 40% молодых людей, прошедших психокоррекционные мероприятия, трудоустраиваются.
С проблемой суицидального поведения обращаются молодые люди самостоятельно или по запросу близких родственников. В последние годы наблюдается положительная тенденция снижения завершенных суицидов среди несовершеннолетних и молодежи в районах, в которых функционируют филиалы.
Так, с попыткой к суициду обратились в 2009 году - 38 чел., в 2010 году - 34 чел., в 2011 году - 40 чел., в 2012 году - 22 чел., в 2013 году - 28 чел. Несовершеннолетние и молодые люди с суицидальным поведением включаются в психокоррекционные группы или проходят индивидуально психокоррекционные мероприятия. За годы работы учреждения отмечен 1 случай завершенного суицида после прохождения психологического консультирования в 2009 г.
В последние годы отмечается рост запросов от учреждений, муниципальных образований на проведение методической работы для специалистов, просветительской и коррекционной форм работы для родителей подростков и молодежи по проблеме суицидального поведения.
Для более полного понимания развития сферы государственной молодежной политики необходимо выделить сильные стороны:
наличие нормативной правовой основы и качественно выработанной стратегии развития государственной молодежной политики в соответствии с социально-экономическим развитием Республики Саха (Якутия), в которой определены приоритетные направления, задачи и механизмы реализации стратегии;
функционирование налаженной системы организации активного досуга и летней трудовой занятости молодежи путем привлечения их в деятельность молодежных студенческих отрядов;
ежегодный рост молодежных инициатив в виде повышения интереса к реализации социально значимых проектов путем соискания грантовых средств;
возможность укрепления межрегионального взаимодействия в сфере молодежных инициатив на примере увеличения числа участников общероссийских мероприятий;
повышение интереса молодежи к процессам развития институтов гражданского общества в республике на примере деятельности Молодежного Правительства Республики Саха (Якутия) и Молодежного Парламента при Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
повышение уровня гражданского самосознания, социальной активности молодежи;
формирование социального и психологического здоровья молодежи;
повышение уровня психологической культуры в молодежном социуме.
В целом при положительной картине развития государственной молодежной политики в регионе необходимо выделить характерные факторы, усложняющие ее развитие:
нехватка специалистов по работе с молодежью ввиду отсутствия специально обученных специалистов по соответствующей специальности. На данный момент более чем в 60% из 586 муниципальных образований-поселений республики отсутствуют специалисты по работе с молодежью. В основном это северные, арктические улусы. Структуры по реализации государственной молодежной политики в виде комитетов, управлений, отделов или специалиста по молодежной политике предусмотрены во всех администрациях районов и городских округов;
недостаточная работа по повышению квалификации специалистов;
отсутствие условий систематизации и урегулирования деятельности молодежных общественных объединений Республики Саха (Якутия) путем создания и организации деятельности социальных объектов в виде молодежных центров, в деятельности которых будет сконцентрирована целенаправленная работа по организации досуга и занятости молодежи;
отсутствие целенаправленной работы по сбору статистических данных по социально-экономическому положению молодежи и низкий уровень научно-исследовательских работ в области развития государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) ввиду недостаточного финансирования;
недостаточная организация деятельности ЯРО ДОСААФ России по охвату и военно-патриотической подготовке допризывной молодежи в республике для подготовки к военной службе, развитию военно-прикладного спорта и получению военно-учетных специальностей;
развитие основ психосоциальных технологий в организации службы для молодежи является инновационным подходом в системе государственной молодежной политики республики. Деятельность социально-психологической службы на первый взгляд невидима и не имеет своей целью достижения немедленных результатов. Эффективного результата можно достичь только системной комплексной работой, выстраиваемой в течение нескольких лет. Актуальным вопросом в выстраивании системной долгосрочной работы является подготовка специалистов, владеющих современными психотехнологиями и умеющих эффективно работать с молодежью различных целевых групп в учебных заведениях и в социальных службах.
Также необходимо поставить вопрос недостаточной организации работы с молодежью, отбывающей наказание в местах лишения свободы и попавшей в трудную жизненную ситуацию: отсутствие трудовой занятости осужденных во время отбывания наказания в исправительных учреждениях; недостаточность программно-методического обеспечения по реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Все реализуемые программы и мероприятия в полной мере работали на достижение поставленной в области государственной молодежной политики цели. Однако, в связи с изменяющимися условиями современности, развитием Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, новыми социально-политическими и общественно-экономическими вызовами необходимо проведение единой системной государственной молодежной политики. Только в этом случае будут созданы все условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, произойдет развитие потенциала молодежи, который будет использован в интересах инновационного развития страны.
II. Цели и стратегические направления подпрограммы
Целью государственной подпрограммы является создание условий вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной и предпринимательской активности молодежи, формирование системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи, профилактика правонарушений и асоциальных явлений в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели государственной подпрограммы определены следующие задачи:
1. Развитие системы информирования и программы социального просвещения молодежи.
2. Вовлечение молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развитие молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствование нормативной правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов.
3. Обеспечение увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, научные олимпиады), совершенствование методик отбора.
4. Развитие системы адресной государственной поддержки общественных объединений и структур по молодежной политике Республики Саха (Якутия).
5. Развитие молодежного самоуправления и формирование кадрового резерва.
6. Оказание социально-психологической поддержки.
Таблица 2
Оценка реализации подпрограммы по базовому и интенсивному вариантам
Наименование целевого индикатора |
Ед. изм. |
2012 год |
2013 год |
Результаты реализации государственной программы |
|
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
||||
Количество выпущенных телевизионных и радиопередач, рубрик в средствах массовой информации, кино и видеопродукции по направлениям молодежной политики |
шт. |
255 |
280 |
375 |
400 |
Уровень безработицы среди молодежи |
% |
13,5 |
13,2 |
12,1 |
10 |
Численность молодежи, работавшей по линии студенческих отрядов |
чел. |
3 500 |
4 000 |
4 100 |
4 500 |
Количество конкурсных мероприятий, направленных на поддержку талантливой и инициативной молодежи |
кол-во |
54 |
56 |
62 |
64 |
Количество молодежных проектов, получивших гранты Правительства Республики Саха (Якутия) по направлениям Дальневосточного молодежного образовательного форума "СахаСелигер" |
кол-во |
21 |
23 |
23 |
30 |
Количество молодежных общественных организаций, получивших поддержку из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) |
кол-во |
12 |
13 |
24 |
28 |
Количество городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия), получивших гранты Главы Республики Саха (Якутия) |
кол-во |
16 |
16 |
|
16 |
Количество детей, охваченных Единым детским движением в Республике Саха (Якутия) |
тыс. чел. |
65 |
67 |
75 |
85 |
Численность молодых граждан, ежегодно рекомендуемых в кадровый резерв Республики Саха (Якутия) |
чел. |
15 |
18 |
25 |
28 |
Численность молодежи, занятых в Деловых играх и молодежных образовательных форумах |
чел. |
500 |
550 |
750 |
770 |
Количество мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни |
кол-во |
30 |
32 |
41 |
41 |
Количество услуг по социально-психологической поддержке семьи и молодежи |
кол-во |
8 594 |
9 155 |
10 127 |
10 728 |
Уровень удовлетворенности клиентов качеством полученной услуги |
% |
не менее 75% от общего числа опрошенных клиентов |
не менее 75% от общего числа опрошенных клиентов |
не менее 75% от общего числа опрошенных клиентов |
не менее 75% от общего числа опрошенных клиентов |
Оценка целевого индикатора и показателей реализации государственной программы будет производиться на основании статистических данных и ведомственной отчетности.
В результате проведения комплексных мероприятий при условии полного финансирования ожидается исполнение утвержденных индикаторов государственной программы.
III. Объем финансовых ресурсов
Финансирование программных мероприятий подпрограммы "Поддержка молодежных инициатив и оказание социально-психологической поддержки" государственной программы "Реализация семейной, демографической и молодежной политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2017 годы" предусматривается за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2014 - 2017 годы составляет 548 354,7 тыс. руб. по базовому варианту и 857 816,4 тыс. руб. по интенсивному варианту.
Таблица 3
Ресурсное обеспечение подпрограммы
(тыс. рублей) | ||
Источник финансирования |
Базовый вариант |
Интенсивный вариант |
Всего: |
560 747,9 |
870 209,9 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
528 747,9 |
838 209,9 |
местные бюджеты |
32 000,0 |
32 000,0 |
IV. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом её реализации, в том числе и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы
Ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия).
Соисполнителями 1 типа являются:
Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия).
Соисполнителями 2 типа являются:
Министерство образования Республики Саха (Якутия);
Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);
Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) организует реализацию подпрограммы, вносит изменения в подпрограмму в соответствии с установленными Методическими рекомендациями и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей подпрограммы, а также конечных результатов ее реализации.
Ответственный исполнитель формирует сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий подпрограммы, и ежегодно представляет ее в Министерство экономики Республики Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития республики и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Контроль за исполнением мероприятий подпрограммы основан на мониторинге целевых индикаторов и показателей реализации Программы путем сопоставления фактически достигнутых и целевых показателей. В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым результатам реализации в подпрограмму могут быть внесены корректировки.
Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) ежеквартально и ежегодно в 25-дневный срок после окончания отчетного периода (квартал, год) предоставляет информацию о ходе реализации подпрограммы в Министерство экономики Республики Саха (Якутия).
Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) подготавливает доклад о ходе реализации подпрограммы в соответствии с решением Правительства Республики Саха (Якутия) и вносит на заседание Правительства Республики Саха (Якутия).
Общая координация исполнения и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации подпрограммы осуществляется заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), в компетенцию которого входит рассмотрение курируемых отраслей в соответствии с распределением обязанностей.
Внешние риски реализации подпрограммы по результатам проведенного SWOT-анализа включают:
снижение финансирования из-за резкого уменьшения налогооблагаемой базы федерального, республиканского и местных бюджетов вследствие резких колебаний на финансовых и товарных рынках в период реализации государственной программы;
нехватка финансовых средств республиканского и местных бюджетов в период реализации подпрограммы вследствие возможности возникновения негативных природных явлений, в том числе паводков, наводнений, масштабных пожаров и иных явлений, имеющих форс-мажорный характер.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 января 2015 г. N 300 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.