Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
В целях реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года на 2008-2011 и последующие годы, в рамках целевого обучения приоритетным направлением является подготовка специалистов технического профиля - специалистов железнодорожного, авиационного, водного транспорта, связи и информатизации, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства т.д. На сегодняшний день для республики инженерно-технические кадры для республики готовят 102 вузов РФ и 12 ссузов по 154 специальностям. Ежегодная доля набора на них составляет не менее 70% от общего числа целевых мест.
В соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в специалистах с высшим профессиональным образованием ежегодно формируется государственный заказ на подготовку специалистов в учреждениях высшего образования федерального ведения. Государственный заказ на подготовку специалистов в высшие учебные заведения, находящиеся на территории Республики Саха (Якутия) составляет не менее 200 мест, в том числе по специальностям:
2008-2009 гг. - 65 мест для агропромышленного комплекса: менеджмент, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономика и правление на предприятии в аграрном производстве, агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, зоотехния, механизация сельского хозяйства, технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе, ветеринария.
2010-2011 гг. - 75 мест для агропромышленного комплекса:
агрономия, менеджмент, механизация сельского хозяйства, технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, бухгалтерский учет, анализ и аудит, экономика и правление на предприятии в аграрном производстве, зоотехния, ветеринария.
150 мест на подготовку специалистов в учреждениях высшего профессионального образования: лечебное дело, землеустройство и кадастр, психология.
2011-2012 гг. - 295 мест по программам высшего профессионального образования согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2011 г. N 711-р.
Подготовка высококвалифицированных специалистов в аспирантуре, ординатуре в ведущих учебных заведениях высшего профессионального образования Российской Федерации с 2010 года включена в контрольные цифры государственного заказа, утверждаемого распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
В начале 2011 года за пределами Республики Саха (Якутия) для обеспечения потребностей рынка труда в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования за пределами республики обучалось 4497 студентов. В том числе 4429 в учебных заведениях РФ, 68 - за рубежом. Также обучается 78 аспирантов, докторантов и 29 клинических ординаторов. Установлены долгосрочные договорные отношения с 198 учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, в которых ведется обучение по 220 специальностям, из них - по 180 подготовка в профессиональных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) не ведется.
Таблица 1
Распределение выпускников по направлениям подготовки
N |
Направления |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
1 |
Техника и технологии |
264 |
40,6 |
285 |
44,5 |
231 |
45,9 |
273 |
49,1 |
- |
- |
2 |
Экономика и управление |
131 |
20,2 |
130 |
20,3 |
75 |
14,9 |
109 |
19,6 |
77 |
12,9 |
3 |
Гуманитарные и социальные науки |
90 |
13,9 |
90 |
14,1 |
65 |
12,9 |
62 |
11,1 |
77 |
12,9 |
4 |
Естественные науки и математика |
26 |
4 |
21 |
3,3 |
31 |
6,2 |
22 |
3,9 |
14 |
2,3 |
5 |
Культура и искусство |
36 |
5,5 |
31 |
4,8 |
25 |
5,0 |
14 |
2,5 |
24 |
4 |
6 |
Здравоохранение |
56 |
8,6 |
47 |
7,4 |
52 |
10,3 |
47 |
8,4 |
50 |
8,3 |
7 |
Образование и педагогика |
36 |
5,5 |
25 |
3,9 |
15 |
3,0 |
18 |
3,2 |
13 |
2,2 |
8 |
Сельское и рыбное хозяйство |
2 |
0,3 |
5 |
0,8 |
4 |
0,8 |
4 |
0,7 |
14 |
2,3 |
9 |
Сфера обслуживания |
8 |
1,2 |
5 |
0,8 |
3 |
0,6 |
4 |
0,7 |
6 |
1 |
10 |
Информационная безопасность |
1 |
0,2 |
1 |
0,2 |
2 |
0,4 |
2 |
0,3 |
6 |
1 |
11 |
Геодезия и землеустройство |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
18 |
3 |
12 |
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
41 |
6,8 |
13 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и металлообработка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
31 |
5,2 |
14 |
Авиационно-ракетно-космическая техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
22 |
3,6 |
15 |
Морская техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
0,3 |
16 |
Транспортные средства |
- |
- |
-- |
- |
- |
- |
- |
- |
32 |
5,3 |
17 |
Приборостроение и оптотехника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
0,5 |
18 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
3,3 |
19 |
Автоматика и управление |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
1,6 |
20 |
Информатика и вычислительная техника |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
3,3 |
21 |
Химическая техника и биотехнологии |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
0,6 |
22 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
1 |
23 |
Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
-- |
21 |
3,5 |
24 |
Архитектура и строительство |
- |
- |
-- |
- |
- |
- |
- |
- |
50 |
8,3 |
25 |
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
18 |
3 |
26 |
Металлургия, машиностроение и металлообработка |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
17 |
2,8 |
|
Общий итог |
650 |
100% |
640 |
100% |
503 |
100% |
556 |
100% |
596 |
100% |
В целом по республике в течение последнего десятилетия отмечается увеличение обучения в аспирантуре и снижение в докторантуре1. Данный фактор, с учетом необходимости развития кадрового потенциала для отрасли науки и высшего профессионального образования, свидетельствует о необходимости качественного изменения в подходах к поствузовскому образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.