Договаривающиеся стороны: Правительство Республики Саха (Якутия), Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), республиканские объединения работодателей, действующие в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы.
Стороны в числе приоритетных задач Соглашения в предстоящий период ставят содействие в реализации стратегических целей, обозначенных в "майских" Указах Президента Российской Федерации, создание условий для формирования устойчивой, конкурентоспособной экономики, путем роста производительности труда, создания рабочих мест, позволяющих эффективно использовать материальные и человеческие ресурсы, подготовки квалифицированной рабочей силы, сохранения стабильной занятости; совершенствования государственной социальной политики, направленной на повышение престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики, на увеличение высококвалифицированных работников, на повышение качества жизни работников и их семей и на поддержание социальной стабильности и развития адресной социальной помощи незащищенных слоев населения.
1. В области экономической политики
В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" стороны считают необходимым:
1.1. В целях достижения стратегических целей содействовать модернизации экономики, диверсификации ее структуры способствовать увеличению объема валового регионального продукта, производства промышленной продукции и вводу в эксплуатацию жилых домов.
Обеспечить достижение поставленных целевых значений в части увеличения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза; увеличения объема валового регионального продукта в 1,3 раза; обеспечения роста промышленного производства не менее чем в 1,3 раза.
Обеспечить темп роста валового регионального продукта не менее 3,7% в 2014 году, 6,0% - в 2015 году, 6,5% - в 2016 году к уровню предыдущего года.
Обеспечить создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году.
Обеспечить увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП (в субъекте к ВРП) в 1,3 раза к 2018 году относительно 2011 года.
1.2. Способствовать привлечению в экономику республики финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению инновационных и современных информационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.
1.3. Обеспечить опережающее развитие инфраструктуры в республике.
1.4. Повышать эффективность государственного управления и бюджетных расходов.
1.5. Разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического развития республики и отдельных отраслей ее экономики.
1.6. Обеспечивать в полном объеме выполнение государственных программ Республики Саха (Якутия), федеральных и республиканских целевых программ.
1.7. Разрабатывать и реализовывать меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, в том числе через укрепление материально-технической базы сельского хозяйства и модернизацию технологических процессов и повышения квалификации и заработной платы работников агропромышленного комплекса.
1.8. Разрабатывать нормативно-правовое обеспечение в области регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Реализовать мероприятия в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в республике.
1.9. Стимулировать мероприятия по энергосбережению, модернизацию системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.
1.10. Принимать меры по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения сдерживанию роста тарифов локальных монополистов, не допускать необоснованного повышения цен и тарифов.
1.11. В целях ускорения социально-экономического развития республики и выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, направлять совместные усилия на повышение социальной ответственности бизнеса и заключение соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между правительством республики и финансово-промышленными группами, иными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории республики.
1.12. Обсуждать в рамках Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ход реализации "майских" Указов Президента Российской Федерации.
2. В области занятости населения
Стороны считают проведение государственной политики, направленной на обеспечение полной, стабильной и качественной занятости населения является одной из приоритетных задач в области занятости республики. В этих целях стороны считают необходимым осуществлять взаимодействие в сфере занятости населения по следующим направлениям:
2.1. В целях содействия создания рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда увеличить число высококвалифицированных работников к 2020 году, не менее трети от числа квалифицированных работников. Принимать меры по снижению уровня общей безработицы в среднем за год 7,5%, уровня регистрируемой безработицы - 1,6% к 2016 году.
2.2. Реализовывать меры, направленные на совершенствование государственной политики и повышение качества государственных услуг в сфере занятости, эффективное расходование бюджетных средств, в том числе меры, обеспечивающие целевое и эффективное использование выделяемых средств из федерального бюджета на мероприятия по поддержке занятости населения и на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации.
2.3. При разработке отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров предусматривать меры по сохранению и созданию рабочих мест, осуществлять меры, обеспечивающие участие объединений работодателей:
- в организации непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики профессиональной подготовки кадров;
- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;
- развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, развитие системы профессиональной ориентации.
2.4. Обеспечивать развитие модернизации системы профессионального образования, развития его технологической базы, в том числе укрепление учебно-материальной базы учреждений профессионального образования.
2.5. Стимулировать участие бизнеса в модернизации профессионального образования и обучения, развитию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала за счет средств работодателей.
2.6. Разрабатывать и реализовывать меры, способствующие расширению возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными физическими возможностями. Создание в период с 2013 по 2015 годы 255 специальных рабочих мест для инвалидов, организация профессионального обучения (переобучения) 750 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
2.7. Разрабатывать и реализовывать меры, направленные на приоритетное использование местных трудовых ресурсов при заключении контрактов на выполнение различных видов работ, финансируемых за счет любых источников, на повышение уровня территориальной мобильности трудовых ресурсов (внутренней трудовой миграции): привлечение к работе по вахтовому методу, организованному набору и на контрактной основе.
2.8. В целях повышения эффективности внешней и внутренней трудовой миграции и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы на основе потребностей экономики в трудовых ресурсах и соблюдения принципа приоритетного использования местных трудовых ресурсов стороны обязуются:
- ежегодно рассматривать в Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с проведением миграционной политики и привлечения иностранных граждан, на осуществление трудовой деятельности в республике;
- формировать предложения по привлечению иностранных работников с учетом развития перспективных отраслей экономики и потребности в трудовых ресурсах с учетом приоритетного использования местных трудовых кадров их профессиональной подготовки и переподготовки, а также дифференцированного подхода к привлечению высококвалифицированных, квалифицированных иностранных работников;
- проводить консультации по вопросам установления квот на привлечение и использование иностранной рабочей силы в соответствии с действующей нормативной базой;
- при формировании потребности в привлечении иностранных работников не выдавать положительные заключения на привлечение и использование труда иностранных работников организациям-заявителям при наличии фактов: высвобождения работников-граждан России в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, отказа или невыполнения условий настоящего Соглашения и Республиканского соглашения о минимальной заработной плате, предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций, существенного занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- трудоустройство иностранных работников работодателями осуществлять при наличии профессионально-квалификационных требований, подтвержденных документами об образовании, выданных в Российской Федерации или признаваемых в Российской Федерации на основании международных договоров (соглашений);
- проводить оценку эффективности использования иностранной рабочей силы.
2.9. В случае предстоящего массового высвобождения работников работодатели обязуются информировать профсоюзы, органы службы занятости на местах не менее чем за три месяца до увольнения работников и совместно разрабатывать меры по их трудоустройству.
К основным критериям массового высвобождения относятся:
- ликвидация предприятий любой организационно-правовой формы собственности с численностью работников 10 и более человек;
- сокращение численности или штата работников свыше 20% от общей численности работающих в течение 90 дней;
- увольнение работников в количестве 1% от общего числа работающих в течение 30 календарных дней в улусах (городах) с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.
2.10. Разработать новые направления активной политики занятости населения, содействовать и оказывать государственную поддержку в развитии "самозанятости" населения, в том числе в области сельского хозяйства.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.12. Не допускать при проведении структурных преобразований в отраслях образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания массовых сокращений работников, заранее планировать трудоустройство высвобождаемых работников.
2.13. При переводе на "аутсорсинг" государственных и муниципальных услуг в бюджетных учреждениях предварительно проводить анализ рынка предоставляемых услуг, экономического эффекта в учреждениях от перевода отдельных услуг на "аутсорсинг", а также принять меры по трудоустройству работников высвобождаемых работников;
2.14. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях предоставление работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата работников, возможность переобучения новым профессиям, а также оплачиваемое время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
2.15. Осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда, регулярно информировать через средства массовой информации население о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан, представлять профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и качественном составе безработных граждан.
2.16. Продолжить работу по профессиональной ориентации, в том числе по формированию у подрастающего поколения мотивации к труду, осознанному планированию и выбору будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также оказывать содействие в трудоустройстве выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования в организациях всех форм собственности.
3. В сфере оплаты труда и уровня жизни
Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение уровня и качества жизни населения. В этих целях Стороны обязуются:
3.1. Содействовать реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" в части увеличения размера реальной заработной платы.
3.2. Проводить мониторинг:
повышения заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
реализации "дорожных карт" изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части повышения заработной платы отдельных категорий работников;
исполнения Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) в части обеспечения организациями республики установленного в республике размера минимальной заработной платы.
3.3. В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы учитывать ежегодные рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов, утверждаемые решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3.4. Разработать предложения о мерах, обеспечивающих повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений.
3.5. Проводить консультации по вопросам обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, сложившейся практики ее индексации, подготовить предложения по совершенствованию механизмов проведения индексации.
3.6. При формировании тарифных ставок (окладов) работников организаций, применяющих тарифные системы оплаты труда, устанавливать их уровень в соответствии с квалификацией и сложностью работы.
3.7. Разработать предложения по совершенствованию системы нормирования труда.
3.8. Обеспечить уровень минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в течение срока действия настоящего Соглашения с внесением изменением в Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством республики, республиканскими объединениями профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей начиная с 2015 года ежегодно с 1 июля.
3.9. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Республиканским (региональным) соглашением о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством республики, республиканскими объединениями профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей.
3.10. Не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством.
3.11. Определять денежную компенсацию работнику за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
3.12. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (Банк России).
3.13. Рекомендовать при заключении отраслевых соглашений и коллективных договоров устанавливать размер минимальной заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Республики Саха (Якутия).
3.14. Проводить консультации с работодателями, представительными органами работников по реализации политики в сфере оплаты труда, применения отраслевых и региональных коэффициентов, систем премирования и иных дополнительных выплат.
3.15. Производить индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными актами, а в других организациях в порядке, установленном коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом организации.
3.16. Рассматривать вопросы дифференциации и прозрачности заработной платы различных категорий работников, включая административно-управленческий персонал, в государственных корпорациях и организациях с преобладающим государственным участием.
3.17. Усилить государственный и общественный контроль (с участием отраслевых республиканских и территориальных органов управления и соответствующих органов профсоюзных объединений и профсоюзов) за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и пособий из бюджетов всех уровней.
3.18. Продолжить работу по легализации "теневой" части заработной платы, в том числе за счет повышения минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия).
3.19. Устанавливать ежеквартально величину прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в Республике Саха (Якутия).
4. В области социальной защиты населения
В целях создания условий для развития социальной стабильности, гарантированной государственной поддержки отдельных категорий населения и развития адресной социальной помощи незащищенных слоев населения стороны обязуются:
4.1. Совершенствовать систему предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, а также малоимущим семьям, исходя из принципа нуждаемости, устанавливаемого законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
4.2. В целях развития адресной социальной помощи провести анализ практики и эффективности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта.
4.3. Обеспечить предоставление мер социальной поддержки ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам труда, жертвам политических репрессий, инвалидам и другим малообеспеченным гражданам в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Совершенствовать законодательное обеспечение системы государственной поддержки граждан, имеющих детей, правовой и социальной защиты женщин и молодежи, обеспечить реализацию мер, направленных на охрану материнства и детства, работающих инвалидов и ветеранов труда, а также на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан.
4.5. Не допускать увеличения доли расходов граждан по оплате содержания, ремонта, найма жилья и коммунальных услуг выше уровня, соответствующего федеральным стандартам. Предоставлять в установленном порядке субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг социально незащищенным слоям населения. Проводить разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг
4.6. Обеспечить гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению при лечении и профилактике заболеваний, социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4.7. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний, профилактику алкоголизма и наркомании среди работников.
4.8. Проводить согласованную политику по установлению платы за коммунальные услуги, оказываемые населению, принимать согласованные меры по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции. Обеспечивать открытость и доступность информации для населения о рассмотрении и утверждении тарифов на коммунальные услуги.
4.9. В рамках реализации Федерального закона от 28.12.2013 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контролировать введение механизмов ограничения темпов роста вносимой платы граждан за коммунальные услуги.
4.10. Содействовать сохранению и созданию на территории республики курортов и здравниц, отвечающих современным требованиям, для лечения и отдыха различных категорий граждан и рассмотреть возможность поддержки для их развития.
4.11. Проводить зимние и летние спартакиады, фестивали художественного творчества трудовых коллективов, а также чемпионаты и первенства республики по отдельным видам спорта с различными категориями населения, в том числе с инвалидами.
4.12. Проводить совместную работу по сохранению и развитию загородных детских оздоровительных лагерей и баз отдыха организаций всех форм собственности. Увеличить объемы круглогодичного оздоровления детей в местных детских санаторно-оздоровительных лагерях, санаториях-профилакториях. Принимать долевое участие в их финансировании. Обеспечивать охват различными формами отдыха, оздоровления и занятости детей не ниже уровня предыдущего года.
4.13. Предусматривать в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) ежегодную индексацию средств, направляемых на финансирование оздоровления и отдыха детей, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики и не допускать снижения качества детского отдыха в летний период.
4.14. Считать главной задачей государственной жилищной политики создание условий для осуществления гражданами их конституционных прав на жилище, а основной целью современных преобразований в жилищной сфере - обеспечение доступности жилья для широких слоев населения и создание безопасных и комфортных условий проживания в нем; продолжить оказание государственной поддержки работникам бюджетной сферы, направленной на улучшение их жилищных условий.
4.15. Продолжить реализацию программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
4.16. Рекомендовать работодателям:
- В случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Разница между фактическим заработком и максимальным размером пособия, установленного федеральным законом, выплачивается за счет средств работодателя.
- В целях закрепления проживания и работы молодежи в Республике Саха (Якутия) устанавливать лицам в возрасте до 30 лет процентные надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня их работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, если они прожили в указанных районах не менее 5 лет.
- Устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), правовыми актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в организациях, финансируемых из местных бюджетов - правовыми актами органов местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - локальными нормативными актами организаций и закреплять в коллективном договоре, но не менее чем в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
- Устанавливать размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом лицам, работающим в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), правовыми актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), в организациях, финансируемых из местных бюджетов - правовыми актами органов местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - локальными правовыми актами организаций и закреплять в коллективном договоре, но не менее чем в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
- С целью стимулирования формирования накопительной части пенсионного обеспечения уплачивать пенсионные взносы тех работников, которые участвуют в формировании своих пенсионных накоплений, путем перечисления дополнительных страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды за счет средств организации.
4.17. Содействовать развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения.
4.18. Принимать участие в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические проблемы северных регионов России.
4.19. Участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в области труда и трудовых отношений, предоставлять бесплатную консультационную правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза по вопросам защиты трудовых прав, занятости, охраны труда, трудового законодательства.
5. В области молодежной политики
Стороны Республиканского соглашения признают молодыми работниками для целей настоящего Соглашения работников в возрасте до 35 лет.
Приоритетными направлениями совместной деятельности сторон считать защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни республики, всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности, закрепление молодых работников в организации, содействие повышению их профессиональной квалификации, служебному росту.
В этих целях стороны:
5.1. При реализации государственной молодежной политики учитывают мнение молодежных, детских общественных объединений, профсоюзных организаций, объединяющих молодежь, молодежных советов (комиссий).
5.2. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
5.3. Содействуют трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях, развитию движения студенческих трудовых отрядов.
5.4. Проводят мероприятия по повышению социальной активности молодежи, предупреждению негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
5.5. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству жилья для молодых семей, в том числе с использованием внебюджетных источников, а также с предоставлением жилья в рассрочку на льготных условиях и привлечением молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.
5.6. Обеспечивают регулярное освещение реализации мероприятий настоящего раздела Республиканского соглашения в республиканских средствах массовой информации.
5.7. Информируют население, профсоюзные, молодежные объединения, организации о принятых решениях по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
6. В области охраны труда и экологической безопасности
Стороны считают обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала и рассматривают их в неразрывной связи с решением задач по улучшению условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности и принимают следующие обязательства:
6.1. Разрабатывать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими, стимулирования работодателя к замещению рабочих месте вредными условиями труда, усиление ответственности работодателей и работников за соблюдение государственных нормативных требований по охране труда.
6.2. Внедрять систему специальной оценки условий труда, обеспечивать реализацию мероприятий, разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда.
6.3. Продолжить работу по пропаганде заинтересованности работодателей в практическом использовании средств государственного социального страхования в части применения скидок и надбавок к страховым тарифам и финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма работников.
6.4. Разработать комплекс мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизацию производства в целях улучшения условий труда, последовательное снижение доли производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов.
6.5. Проводить анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях республики, разрабатывать меры по их улучшению, рассматривать на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее рабочей группы с участием заинтересованных министерств и ведомств, Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) состояние условий и охраны труда на предприятиях республики, а также выполнение отраслевых соглашений по разделу "Условия и охрана труда".
6.6. Принять участие в продолжении реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний, в целях выполнения второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351.
6.7. Организовывать за счет средств работодателя проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта.
6.8. Обеспечивать приобретение и выдачу за счет средств работодателя специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
6.9. Предоставлять работникам, предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями и коллективными договорами гарантии и компенсации за работу в тяжелых условиях труда, за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Содействовать развитию системы после сменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе.
6.10. Продолжить работу по созданию и укреплению служб охраны труда, разработке и внедрению системы управления охраной труда (СУОТ) в отраслевых министерствах, ведомствах, органах местного самоуправления, в организациях независимо от форм собственности.
6.11. Координировать деятельность в области охраны труда, охраны окружающей среды, экологической безопасности. Организовывать работу межведомственных комиссий по охране труда и охране окружающей среды.
6.12. Содействовать общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Создавать комитеты (комиссии) по охране труда из представителей работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
6.13. Содействовать организации наблюдения за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах и формирования системы оценки производственных рисков, проводимых уполномоченными по охране труда профсоюзных организаций.
6.14. Организовать финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда за счет средств предприятий, исходя из принципа достаточности направляемых средств на эти цели, но в размерах не менее нормативов, установленных трудовым законодательством. Обеспечить контроль за целевым расходованием средств на охрану труда в соответствии с Типовым перечнем ежегодно реализуемых работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.
6.15. Развивать и совершенствовать систему обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
6.16. Разрабатывать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы и осуществлять мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану природных ресурсов, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
6.17. Проводить ежегодно республиканские акции, направленные на создание благоприятной экологической обстановки, привлечение внимания общественности к вопросам охраны окружающей среды в рамках Общероссийских дней защиты от экологической опасности.
6.18. Организовывать проведение смотров, конкурсов по прогрессивной организации работы по охране труда и окружающей среды, обобщать и внедрять положительный опыт работы.
6.19. В целях дальнейшего планового внедрения на предприятиях и организациях в практику поведенческого аудита безопасности и изменения отношения работников к вопросам безопасности при выполнении работ, содействовать обучению руководителей и специалистов всех уровней управления предприятий процедурам, практике, методике проведения и разработке корректирующих и предупреждающих мероприятий поведенческого аудита.
6.20. Содействовать организации изучения нормативных правовых актов содержащих регулирование специальной оценки условий труда, проведению определения уровня профессионального риска работодателя. При формировании комиссий по специальной оценке условий труда в организациях, включать в состав комиссии не менее двух представителей профсоюзного комитета первичной профорганизации.
6.21. Организовать финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране труда за счет средств предприятий, исходя из принципа достаточности направляемых средств на эти цели в размерах не ниже установленных нормативов.
7. В области совершенствования социального партнерства
Стороны считают необходимым обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства, более эффективное использование его возможностей при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, регулирования трудовых отношений.
7.1. Стороны обязуются:
- при регулировании социально-трудовых отношений руководствоваться принципами социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), принимать все меры, направленные на их соблюдение органами исполнительной власти, профессиональными союзами и работодателями, предпринимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;
- проводить трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия) и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;
- в период действия Соглашения не допускать принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей, обобщить и расширить практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.
7.2. Стороны признают, что основой для заключения отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров в отраслях, организациях и предприятиях республики является Республиканское (региональное) соглашение о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия). Включенные в Республиканское соглашение трудовые, социально-экономические гарантии являются минимальными и не могут быть занижены при заключении тарифных соглашений и коллективных договоров.
7.3. Стороны считают необходимым продолжить совершенствование правовых основ социального партнерства, а также совместную работу по вопросам, направленным на совершенствование правовой базы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности разрешения коллективных трудовых споров.
7.4. Проводить совместную работу по вопросам развития социального партнерства на муниципальном уровне, реализации Закона РС (Я) "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в РС (Я)".
7.5. Ввести в практику изучение и распространение опыта Территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
7.6. Стороны способствуют формированию объединений работодателей на отраслевом и территориальном уровнях.
7.7. Правительство и объединения работодателей:
- содействовать деятельности профсоюзов, соблюдать права профсоюзов в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Трудовым кодексом Российской Федерации, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организация - # признают обязанность работодателей обеспечить перечисление на счета профсоюзных организаций профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.
7.8. В 10-дневный срок после подписания Республиканского соглашения каждая из сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, и представляет их в секретариат трехсторонней комиссии.
7.9. В целях повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений стороны обязуются:
- содействовать заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности, на уровне муниципальных образований, систематически рассматривают ход этой работы на трехстороннем уровне;
- содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования и работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в каждом улусе (городе);
- созданию профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности;
- осуществлять мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также практики работы органов социального партнерства;
- сформировать информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на республиканском уровне социального партнерства;
- проводить консультации, разрабатывать предложения по внесению изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе по вопросам распространения соглашений, особенностей коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в отраслях естественных монополий, в субъектах малого предпринимательства;
- содействовать распространению межрегиональных, региональных, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений на всех работодателей и работников;
- проводить консультации по вопросу введения в правоприменение понятие "мотивированного отказа от присоединения к отраслевым соглашениям", определив его критерии;
- проводить консультации по уточнению структуры и содержания соглашений и коллективных договоров и при необходимости подготовить рекомендации Комиссии;
- подготовить предложения по совершенствованию механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров;
7.10. Стороны предусматривают в отраслевых тарифных соглашениях, коллективных договорах размеры и условия отчислений хозорганами средств профсоюзным комитетам на проведение ими культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах.
Члены профсоюзных органов, комиссий и уполномоченные (доверенные) по охране труда, создаваемые профсоюзными органами, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, пленумов, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов и выполнения обязанностей, возложенных на них профсоюзными органами.
7.11. Стороны принимают участие в проведении ежегодного всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности" на всех его этапах - от разработки плана мероприятий по проведению конкурса до определения победителей и призеров конкурса и награждения победителей на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.12. Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
7.13. Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на всех уровнях по согласованию с соответствующими профсоюзными органами.
7.14. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярную публикацию в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.
8. Действие Соглашения и ответственность сторон
8.1. Стороны признают настоящее Республиканское соглашение республиканским правовым актом, устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 - 2016 годы, принимают на себя обязательства соблюдать его условия и нести в рамках законодательства Российской Федерации ответственность за непредставление информации о ходе его выполнения и нарушениях.
8.2. Изменения и дополнения к Соглашению могут быть рассмотрены и приняты сторонами в течение срока действия данного Соглашения по инициативе одной из сторон, подписавших Соглашение.
8.3. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также организаций, отказавшихся в установленном порядке от присоединения к данному Соглашению.
8.4. Контроль за ходом выполнения Соглашения, разрешение разногласий, возникающих в ходе его заключения и реализации, осуществляются Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Стороны соблюдают взвешенный подход к возникающим конфликтным социально-экономическим ситуациям, проявляют стремление к незамедлительному их разрешению.
Профсоюзы не выступают инициаторами забастовок, иных коллективных акций протеста при условии выполнения Правительством Республики Саха (Якутия) и работодателями Республиканского соглашения, отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.
Работодатели обеспечивают стабильную работу предприятий и организаций. Соблюдают нормативные акты в области оплаты и охраны труда, технической и экологической безопасности.
8.6. В 10-дневный срок после подписания Соглашения:
- Правительство Республики Саха (Якутия) обеспечивает опубликование текста Соглашения в официальных печатных изданиях и на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия);
- Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия) и объединения работодателей обеспечивают доведение текста Соглашения до своих членских организаций.
8.7. Стороны обязуются:
- представлять информацию о ходе выполнения обязательств, включенных в Соглашение, по запросам любой из сторон;
- способствовать предотвращению коллективных трудовых споров и участвовать в их разрешении в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивать контроль со стороны органов надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов о труде и охране труда.
8.8. Республиканское соглашение вступает в силу с момента его подписания полномочными представителями сторон.
8.9. Зафиксированные в ряде пунктов положения, требующие бюджетного финансирования, включаются в проект государственного бюджета на 2014-2016 годы, исходя из финансовых возможностей и после предварительных консультаций на трехстороннем уровне.
8.10. Соглашение заключено на 2014-2016 годы.
От Правительства Республики Саха (Якутия) |
|
Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г.В. Вадюхин |
От Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) |
|
Председатель Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) |
А.Н. Ким-Кимэн |
От Объединения работодателей Республики Саха (Якутия) |
|
|
С.А. Ларионов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Республиканское (региональное) соглашение "О взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и республиканскими объединениями работодателей на 2014-2016 годы"
Текст Соглашения официально опубликован не был