Приказ Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия)
от 2 марта 2015 г. N 017-П
"Об утверждении методических рекомендаций но юридико-техническому оформлению правовых актов Главы Республики Саха (Якутии), Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутии)"
В соответствии с пунктом 4.2.2 Регламента Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 03.11.2010 года N 490, и на основании пунктов 2.1, 3.1.1, 3.1.8 Положения о Государственном комитете юстиции Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.05.2012 года N 171, приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по юридико-техническому оформлению правовых актов Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Структурным подразделениям Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия), проводящим правовую и антикоррупционную экспертизу правовых актов Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), обеспечить соблюдение исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) указанных методических рекомендаций.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на основании данного приказа разработать правовые акты об утверждении правил по оформлению муниципальных правовых актов.
4. Отделу нормотворческой деятельности, правоприменения и мониторинга законодательства (Кузьмина С.Л.) разместить настоящий приказ на официальном сайте Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия) и довести до исполнительных органам государственной власти Республики Саха (Якутия) для использования в работе.
Председатель |
С.М. Гурьева |
Методические рекомендации
по юридико-техническому оформлению правовых актов Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
1. Общие требования к оформлению правовых актов
1.1. Проекты актов Главы Республики Саха (Якутия) (далее - Глава), Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство), исполнительных органов государственной власти (далее - ИОГВ) Республики Саха (Якутия) (далее - PC (Я) излагаются на языке согласно законодательству РФ и РС (Я), печатаются на стандартных листах бумаги формата Д4 (210 х 297).
1.2. Каждый напечатанный лист проекта, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 30 мм - левое; 10 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее. Верхнее поле первой страницы документа устанавливается границами бланка.
1.3. Текст проекта печатается в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman размером N 14 с межстрочным интервалом 18 пт.
Каждый многострочный реквизит документа, кроме текста проекта, печатается через один межстрочный интервал.
1.4. Первая строка абзаца текста проекта начинается на расстоянии 1 см от левой границы текстового поля.
1.5. Допускается уменьшение интервалов между реквизитами "Место издания", "Наименование документа (заголовок)", "Текст", "Подпись" при необходимости размещения текста проекта на одной странице.
1.6. В верхней правой части проекта акта проставляется слово "Проект".
1.7. Номера страниц проставляются арабскими цифрами посередине верхнего поля, начиная со второго листа.
1.8. Дата документа должна быть оформлена арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами: 18.01.2015.
Если день месяца или порядковый номер месяца - число однозначное, перед ним обязательно ставится "0".
Цифровой способ (например, 07.03.2015) используется в наименовании проекта правового акта, при указании редакций правового акта, при внесении в него изменений.
Словесно-цифровой способ (например, 07 марта 2015 г.) используется в оформлении даты правового акта, в преамбуле, в тексте проекта правового акта, в пункте о признании утратившими силу правовых актов, о вступлении в силу правового акта.
1.9. К проекту прилагается пояснительная записка, подписанная руководителем органа, вносящего проект. Пояснительная записка оформляется в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.05.2014 N 2688 "О Порядке подготовки, оформления и вступления в силу указов и распоряжений Главы Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства PC (Я) от 03.11.2010 N 490 "Об утверждении Регламента Правительства Республики Саха (Якутия)", постановлением Правительства PC (Я) от 24.12.2009 N 572 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и их государственной регистрации".
Пояснительная записка к проекту оформляется на стандартных листах бумаги формата А4, печатается в текстовом редакторе Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman шрифтом размером N 14 через 1 интервал. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1 см от левой границы текстового поля.
1.10. Согласование проектов правовых актов Главы, Правительства оформляется на листах согласования, утвержденных распоряжением Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация). Визы проставляются на оборотной стороне первого листа первого экземпляра проекта документа.
1.11. При наличии замечаний и предложений к проекту составляется реестр учета замечаний и предложений, подписанный руководителем органа, вносящего проект в соответствии с Типовой формой, утвержденной постановлением Правительства от 03.11.2010 N 490 "Об утверждении Регламента Правительства Республики Саха (Якутия)", с Инструкцией по делопроизводству в Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).
1.12. Подписанный (утвержденный) акт подлежит переводу на язык саха и опубликованию.
1.13. Проект акта должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и наименование документа (заголовок);
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
2. Особенности оформления проектов актов Главы
2.1. Проекты актов Главы имеют следующие реквизиты:
Наименование вида акта - Указ (распоряжение) Главы Республики Саха (Якутия).
Наименование документа (заголовок) печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа, пишется с прописной буквы, выделяется полужирным шрифтом. Гонка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал.
Текст отделяется от заголовка дополнительным интервалом 24 пт, печатается с межстрочным интервалом 18 пт и выравнивается по ширине текстового поля.
Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1 см от левой границы текстового поля.
Допускается уменьшение интервалов между реквизитами "Заголовок", "Текст", "Подпись" и "Место издания" при необходимости размещения текста проекта указа (распоряжения) Главы на одной странице.
Текстовая часть, как правило, состоит из констатирующей части (преамбулы) и постановляющей части - в указах, постановлениях, распорядительной части - в распоряжениях.
Преамбула в указах Главы завершается словом "постановляю:" (вразрядку курсивом).
Пример:
В рамках проведения .........................
постановляю:
1. Провести в Республике Саха (Якутия) ........................
Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут разделяться на подпункты, которые могут нумероваться арабскими цифрами или строчными буквами с закрывающей круглой скобкой.
Все изменения, вносимые в ранее принятый указ (распоряжение), должны соответствовать структуре основного нормативного акта.
При использовании в проектах актов Главы и приложениях к ним списков с указанием должностных лиц рекомендуется использовать формат таблицы из 3-х колонок со скрытой сеткой:
Фамилия И.О. |
- |
должность |
Фамилии в списках указываются в алфавитном порядке (за исключением фамилий лиц, назначаемых руководителями, заместителями и секретарями создаваемых совещательных, координационных органов, комиссий, групп).
Подпись отделяется от текста дополнительным интервалом 32 пт и состоит из слов "Глава Республики Саха (Якутия)" и инициала имени и фамилии Главы Республики Саха (Якутия), которые печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. От границы левого поля печатаются слова "Республики Саха (Якутия)", а слово "Глава" центрируется относительно этих слов. Инициал имени и фамилия Главы печатаются у правой границы текстового ноля.
Место издания в указе Главы отделяется от подписи, как правило, межстрочным интервалом 48 пт и печатается от границы левого поля: Якутск.
Дата проставляется после подписания документа Главой, отделяется от подписи, как правило, межстрочным интервалом 48 пт, оформляется словесно-цифровым способом и отделяется от реквизита "Место издания" межстрочным интервалом 12 пт. Печатается от левой границы текстового поля, например: 7 декабря 2014 г.
Порядковые номера указов Главы присваиваются по единой нумерации с начала избрания Главы до конца полномочий. Номер проставляется после подписания, печатается от левой границы текстового поля и отделяется от реквизита "Дата" межстрочным интервалом 12 пт, например: N 1037.
Номер распоряжения проставляется после подписания, отделяется от реквизита "Дата" межстрочным интервалом 18 пт. Распоряжениям Главы присваиваются порядковые номера в пределах календарного года по единой нумерации с буквенным индексом "-РГ".
2.2. Приложения к правовым актам Главы оформляются в соответствии с разделом 5 настоящих Требований.
2.3. Образцы оформления указов и распоряжений Главы приведены в приложениях N 1 и N 2.
3. Особенности оформления проектов актов Правительства
3.1. Проект правового акта Правительства имеет следующие реквизиты:
Наименование вида акта - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) или распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия).
Место издания указывается в заголовочной части ниже реквизита "Вид документа" через 1,5 межстрочных интервала и оформляется центрованным способом.
Дата акта отделяется от наименования вида акта, как правило, межстрочным интервалом 24 пт, оформляется словесно-цифровым способом, печатается центрованным способом, например: "от 16 января 2015 г.". Дата проставляется после подписания акта.
Порядковый номер акта (постановления, распоряжения) печатается сразу после даты арабскими цифрами в одну строку и состоит из знака N и порядкового номера, присваиваемого документу по единой нумерации в пределах календарного года после проставления личной подписи Председателем Правительства, например: N 143.
К порядковому номеру распоряжений через дефис добавляется буква "р", например: N 153-р.
Наименование документа (заголовок к тексту) печатается на расстоянии не менее 10 см от верхнего края листа с прописной буквы, через 1 межстрочный интервал и выделяется полужирным шрифтом. Заголовок, как правило, отвечает на вопрос: о чем (о ком) издан документ. Точка в конце заголовка не ставится.
Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается с межстрочным интервалом 18 пт.
Допускается уменьшение интервалов между реквизитами "Заголовок", "Текст", "Подпись" и "Место издания" при необходимости размещения текста проекта постановления, распоряжения Правительства на одной странице.
Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля.
Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1 см от левой границы поля.
Текст может подразделяться на констатирующую часть (преамбулу) и постановляющую часть (в распоряжениях - распорядительную).
Преамбула (констатирующая часть) в проектах постановлений Правительства завершается словом "постановляет:" (вразрядку курсивом).
Постановляющая (распорядительная) часть проектов постановлений (распоряжений) Правительства, как правило, подразделяется на пункты. Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют.
Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Председатель Правительства Республики Саха (Якутия)", инициала имени и фамилии Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Слова "Председатель Правительства" и "Республики Саха (Якутия)" печатаются в две строки через 1 межстрочный интервал. Слова "Председатель Правительства" печатаются от левой границы текстового поля, а слова "Республики Саха (Якутия)" центрируются относительно первой строки реквизита.
Инициал имени и фамилия Председателя Правительства РС (Я) печатаются у правой границы текстового поля.
Документы (программы, положения, регламенты, планы, нормы и др.), которые предлагается утвердить подготавливаемым проектом акта Правительства, в обязательном порядке прилагаются к данному проекту акта.
3.2. Приложения к правовым актам Правительства оформляются в соответствии с разделом 6 настоящих Требований.
3.2.1. Копии актов, в которые вносятся изменения, в обязательном порядке прилагаются к данному проекту акта и представляются с соблюдением порядка внесения и процедуры согласования проектов актов Правительства.
3.2.2. Проект акта Правительства по организации исполнения закона или акта Президента РФ или Главы РС (Я) должен содержать ссылку на соответствующий закон или акт Президента РФ или Г лавы PC (Я).
3.2.3. Приложения к постановлениям Правительства о внесении в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) проектов законов оформляются в соответствии с Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я).
3.3. Образцы оформления актов Правительства приведены в приложениях N 4 и N 5.
4. Структурные части проектов правовых актов
4.1. Наименование документа (краткое содержание, заголовок).
4.1.1. Наименование проекта правового акта отражает его содержание и основной предмет регулирования. Наименование правового акта в краткой форме отражает содержание документа и содержит ответ на вопрос "о чем?" ("о ком?") он издан.
4.1.2. Наименование документа (заголовок) печатается строчными буквами полужирным шрифтом по центру страницы на расстоянии не менее 8 см от верхнего края листа. Первая буква заголовка печатается с прописной буквы. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал. Переносы слов и оставления предлогов на предыдущей строке не допускаются.
Пример:
О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)
4.1.3. Конкретизация наименования проекта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в один проект правового акта.
Пример:
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 г. N 396 "О порядке переселения граждан из жилых помещений, подлежащих освобождению в Республике Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)"
4.1.4. В случае внесения изменений в два и более акта наименование проекта излагается в следующей редакции: "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия)"
4.2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть текста проекта, которая содержит обоснование необходимости принятия проекта, мотивы, цели и задачи, послужившие причиной или поводом для его издания, а в случае необходимости - ссылки на законы или иные акты, в соответствии с которыми принимается правовой акт. При этом указываются все реквизиты упоминаемых актов (название вида документа, дата, номер, заголовок).
Преамбула в проектах правовых актов, как правило, состоит из одного абзаца. Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.
4.2.1. Преамбула:
содержит ссылки на правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный проект, с указанием их реквизитов и наименования;
не содержит норм права;
не делится на структурные единицы;
не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием данного правового акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования проект правового акта;
не нумеруется.
Структурные единицы проекта не могут иметь преамбулу.
4.3. Постановляющая (распорядительная) часть проекта.
4.3.1. Постановляющая (распорядительная) часть текста проекта должна содержать:
предписываемые действия (в повелительной форме) с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения;
в качестве исполнителей указываются исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), Администрация или конкретные должностные лица;
точное наименование исполнителей заданий, поручений;
полное наименование упоминаемых правовых актов с указанием их даты и номера;
указание о сроке вступления правового акта в силу (при необходимости);
фамилия и наименование должности лица, на которого возложен контроль исполнения правового акта;
при подготовке распоряжений Председателя Правительства по кадровым вопросам - основание принятия со ссылкой на соответствующий документ (соответствующие документы).
4.3.2. Если подготавливаемый акт Правительства влечет за собой внесение изменений в другие акты Правительства, эти изменения включаются в проект подготавливаемого решения или представляются в виде самостоятельного решения.
4.3.3. Проект акта Правительства по организации исполнения закона или акта Президента РФ или Главы PC (Я) должен содержать ссылку на соответствующий закон или акт Президента РФ или Главы PC (Я).
4.3.4. В случае необходимости дать поручения рекомендательного характера органам местного самоуправления муниципальных образований РС (Я) используется формулировка: "Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) ...".
4.3.5. Данный оборот применяется также при необходимости дать рекомендации организациям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и другим органам власти (либо их руководителям), руководство деятельностью которых не осуществляет Правительство.
4.3.6. Текст документа должен быть предельно кратким, с соблюдением официально-делового стиля и использованием терминологии, обозначений и определений, установленных соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятых терминов. Положения правовых актов должны быть лаконичными и содержательно согласованными, исключающими неоднозначное толкование. Применяются только общепринятые или официально установленные сокращения, юридическая терминология.
4.3.7. При выводе из состава совещательного органа участника в проекте указывается только фамилия и инициалы выводимого участника.
4.3.8. В случае если проект не содержит порученческих пунктов, пункт о контроле не указывается.
4.3.9. В проектах пункт об официальном опубликовании в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) указывается последним пунктом.
4.3.10. По окончании постановляющей (распорядительной) части проекта через три межстрочных интервала размещается подпись должностного лица Республики Саха (Якутия), оформленная следующим образом, например:
Глава Республики Саха (Якутия) |
И. Фамилия |
или
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
И. Фамилия |
4.4. Деление проекта акта на структурные единицы.
4.4.1. При большом объеме документа употребляются следующие структурные единицы указов, постановлений, распоряжений по нисходящей:
глава;
раздел;
подраздел;
часть;
пункт;
подпункт;
абзац.
4.4.2. Раздел как структурная единица проекта.
Раздел должен иметь заголовок. Используется, как правило, в приложениях, имеет порядковый номер в пределах всего документа. Номера проставляются римскими или арабскими цифрами с точкой, записанные с абзацного отступа.
Наименование раздела не должно содержать норм права.
Наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Наименование раздела печатается в одну строку с обозначением номера раздела. Точка в конце заголовка не ставится.
Пример:
1. Правила подготовки и оформления служебных документов
4.4.3. Подраздел как структурная единица проекта.
Подраздел используется, как правило, в приложениях; имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; имеет наименование.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы в одну строку с обозначением номера подраздела полужирным шрифтом.
Наименование подраздела не должно содержать норм права.
Проект правового акта делится на подразделы только в случае деления его на разделы.
Подраздел имеет наименование, имеет нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка.
Наименование подраздела печатается в одну строку с обозначением номера подраздела с прописной буквы полужирным шрифтом. Точка в конце заголовка не ставится.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3, 4 межстрочным интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала.
Пример:
1.1. Требования к оформлению реквизитов документов
4.4.4. Пункт как структурная единица проекта. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта ставится точка.
Пример:
1 Типы и основные размеры
1.1.
1.2.
Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.
Пример:
3. Методы испытаний
3.1. Подготовка к испытанию
3.1.1.
3.1.2.
Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.
Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.
Пример:
1. ______________________. (пункт 1)
2. ______________________. (пункт 2)
2.1. ____________________. (подпункт 1 пункта 2)
2.2. ____________________. (подпункт 2 пункта 2)
Внутри пунктов или подпунктов могут быть перечисления.
Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений - строчная буква русского алфавита, после которой ставится скобка.
Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа.
Примеры возможных вариантов структуры пунктов постановления:
1. __________________________. (пункт 1)
2. __________________________. (пункт 2)
или
1. ______________________________: (пункт 1)
а) ______________________________; (подпункт "а)" пункта 1)
б) ______________________________. (подпункт "б)" пункта 1)
или
Глава 5. Классификация автомобильных дорог
1. _____________________________. (часть 1)
2. _____________________________: (часть 2)
а) _____________________________; (пункт "а" части 2)
б) _____________________________: (пункт "б" части 2)
1) _____________________________; (подпункт 1) пункта "б" части 2)
2) _____________________________. (подпункт 2) пункта "б" части 2)
Каждый пункт, подпункт и перечисление необходимо строить таким образом, чтобы они состояли из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы.
В пунктах, содержащих основные понятия или основные термины, используемые в правовом акте, осуществляется как правило деление на абзацы.
4.4.5. Порядок оформления сносок.
В случае необходимости дать пояснение к пункту, абзацу проекта, дать определение понятию используются сноски, которые оформляются внизу страницы, на которой стоит знак сноски.
В таблице ссылка на сноску может быть обозначена звездочкой или цифрой. Сноски могут быть даны как на каждой странице, где есть ссылки на сноску, так и в конце таблицы. После сноски текст сноски начинается с прописной буквы. конце текста сноски ставится точка.
4.4.6. Примечания к пунктам.
Целесообразно избегать включения в проект примечаний к разделам, подразделам, пунктам или к проекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Юридическая сила примечаний и пункта правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение примечания располагается после текста структурной единицы проекта с абзацного отступа. Текст примечания печатается в строку с обозначением примечания, даже если он разделен на пункты. Арабская цифра с точкой в примечании означает пункт.
Примечание дается в конце приложения. Если есть сноски, то примечание дается после сносок.
Пример:
* Замещающие государственные должности Республики Саха (Якутия; на постоянной основе.
Примечание. 1. ......................................................................... .
2. ......................................................................... .....
4.4.7. Абзац как структурная единица проекта.
Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте проекта считается такой, когда пункт делится на абзацы.
4.4.8. Нумерация разделов, подразделов, глав, частей, пунктов должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация подразделов каждого раздела или отдельная нумерация пунктов.
5. Приложения к проектам правовых актов
5.1. Приложениями к проектам правовых актов являются положения, регламенты, перечни, списки, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и др.
5.2. При наличии приложений к правовым актам в тексте на них обязательно делается ссылка.
5.3. Сведения о наличии приложений оформляются разными способами. При наличии одного приложения, а также при утверждении или введении в действие какого-либо документа ссылка на него в тексте оформляется словами "прилагаемый", "прилагается", "согласно приложению", "в соответствии с приложением".
5.4. Приложения к проектам актов оформляются на отдельных листах бумаги.
5.5. Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы при печатании приложений идентичны размерам, применяемым при печатании текстов правовых актов.
Если приложением являются таблицы, графики, карты, образцы бланков, документов, схем то разрешается изменение размеров полей, шрифтов, межстрочных интервалов.
5.6. Гриф приложения располагается в правом верхнем углу первого листа приложения и печатается от границы верхнего поля центрованным способом без кавычек прописными буквами.
Пример:
Приложение N 1
5.7. Если к проекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами со знаком "N".
5.8. Если в тексте дается ссылка "согласно приложению", то на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово приложение, ниже дается ссылка на правовой акт. Все составные части реквизита центрируются относительно самой длинной строки и печатаются через 1 межстрочный интервал. При наличии нескольких приложений они нумеруются с указанием знака "N". Если приложение одно, оно не нумеруется.
Пример:
Приложение N 1
к Указу Главы Республики Саха (Якутия)
от __________ N_____
5.9. При наличии в тексте проекта акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое положение, правила, инструкцию, перечень мероприятий, состав комиссии, перечень мероприятий и др.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается слово утверждено или утвержден со ссылкой на правовой акт, его дату, номер.
Слова утверждено и утвержден согласуются в роде и числе с видом утверждаемого документа: положение - утверждено, программа - утверждена, мероприятия - утверждены).
Если утверждаемое приложение одно, слово "приложение" не печатается.
Пример:
Приложение N 2
Утверждено
Указом Главы Республики Саха (Якутия)
от _______________ N ______
5.10. Заголовок к тексту приложения печатается центрованным способом. Первое слово заголовка к тексту приложения выделяется прописными буквами, полужирным шрифтом и может быть напечатано в разрядку (положение, перечень, список и др.).
Межстрочный интервал между первой строкой заголовка и последующими строками может быть увеличен на 6 пт.
Заголовок приложения отделяется от даты и номера акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.
Наименование вида документа (слово "приложение") и наименование документа (заголовок к тексту) печатаются полужирным шрифтом. Заголовок к тексту приложения отделяется от даты и номера правового акта дополнительным интервалом 70 пт, интервалами от текста приложения - дополнительным интервалом 24 пт.
При наличии в тексте приложения нескольких разделов их заголовки печатаются центрованным способом (относительно границ текста). Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.
5.11. В положениях, программах, уставах и других подобных документах разделы и главы нумеруются, как правило, римскими цифрами, а пункты и подпункты так же, как и в тексте правовых актов.
В указанных документах их составные части (разделы, подразделы, пункты, подпункты) можно также нумеровать арабскими цифрами.
Подразделы нумеруют в пределах раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой (например, 1.2.).
Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками (например, 2.З.1.). Пункты при необходимости могут подразделяться на подпункты, которые имеют порядковую нумерацию в пределах каждого пункта (например, 1.2.2.1.).
5.12. Текст приложения может быть оформлен в виде таблицы.
Заголовки граф печатаются с прописной буквы, выравниваются по центру ячейки таблицы. В конце заголовка точка не ставится. Сокращение слов в заголовках граф не допускается.
Подзаголовки граф грамматически должны быть согласованы с заголовками.
5.13. Числа, одно-, двух- или многострочные текстовые элементы в графах равняются по первой (верхней) строке боковика.
5.14. Если таблицу печатают более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами и на всех последующих страницах печатаются только номера этих граф.
5.15. При наличии в тексте приложений ссылки на сноску она оформляется звездочкой или цифрой. Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка. На одной странице проставляется не более трех сносок.
5.16. Страницы приложения нумеруются самостоятельно, начиная со второго листа.
5.17. Приложения заканчиваются чертой, расположенной по центру текста на расстоянии примерно 3 межстрочных интервалов. Длина черты составляет 2 - 3 см.
5.18. Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова. Название приложения должно соответствовать названию, приведенному в тексте правового акта.
5.19. Если в проекте правового акта имеется поручение организационного характера в адрес более десяти органов государственной власти и органов местного самоуправления, то предлагается, как правило, оформить данные поручения в форме приложения к проекту акта Правительства с указанием содержания поручения, сроков исполнения, ответственных лиц.
6. Порядок употребления ссылок
6.1. Ссылки на пункты данного проекта и на другие правовые акты.
6.2. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
6.3. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты, а также принятые, но не вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы. В тексте проекта также недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
6.4. При необходимости сделать ссылку в проекте на другой правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата его подписания, номер, наименование правового акта.
6.5. При неоднократных ссылках на один и тог же правовой акт при первом его упоминании может применяться следующая форма:
Пример:
в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 ноября 2010 г. N 490 "Об утверждении Регламента Правительства Республики Саха (Якутия)" (далее - постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Об утверждении Регламента Правительства Республики Саха (Якутия)"),
или
(далее - постановление Правительства от 03.11.2010 N 490).
6.6. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации.
6.7. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации;
в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации;
в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
6.8. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации;
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации;
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6.9. При необходимости дать ссылку не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Примеры:
пункт 1;
раздел 1.
6.10. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
второй абзац пункта 1.;
в соответствии с первым абзацем пункта 1.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
6.11. Ссылку в тексте проекта на структурную единицу этого же проекта правового акта необходимо продолжить словами "настоящего постановления", "настоящей главы", "настоящего пункта".
Пример:
в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления.
6.12. Ссылки в проектах могут даваться на правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются.
7. Оформление проектов актов Главы, Правительства и ИОГВ РС (Я) о внесении изменений в правовые акты
7.1. Внесением изменений считаются:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта;
новая редакция структурной единицы правового акта;
признание утратившими силу структурных единиц правового акта;
дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами правового акта;
приостановление действия правового акта или его структурных единиц;
продление действия правового акта или его структурных единиц.
7.2. Проект о внесении изменений в правовые акты имеет особую структуру. Такой проект делится на пункты, нумеруемые арабскими цифрами, или на абзацы, не имеющие обозначений.
7.3. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются:
вид акта;
дата подписания акта;
регистрационный номер акта;
наименование акта.
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2007 г. N 50 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия)" следующие изменения:
7.4. Независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта, новая редакция структурной единицы правового акта, дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение правового акта структурными единицами, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Примеры:
О внесении изменения в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 г. N 396 "О порядке переселения граждан из жилых помещений, подлежащих освобождению в Республике Саха (Якутия) за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)"
или
О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2010 г. N 443-р "Об увеличении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств министерствам и ведомствам, участвующим в Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год"
или
О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Саха (Якутия) в связи с изменением федерального законодательства
7.5. В наименовании проекта слово "изменение" в соответствующем числе включает понятия "дополнение", "новая редакция", "замена слов, цифр или предложений", поскольку, в конечном счете, изменяется текст правового акта.
7.6. При внесении изменений в один или два (не более) пункта правового акта наименование проекта правового акта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в пункты 1.2.1 и 1.3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 июля 2011 г. N 321 "О реализации органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) полномочий по осуществлению прав собственника имущества государственного унитарного предприятия Республики Саха (Якутия) в отношении согласования его сделок"
или
"О внесении изменений в пункт 7 Ставок арендной платы за использование земельных участков в категории земель населенных пунктов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2007 г. N 50 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия)"
7.7. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
7.8. При внесении изменений в правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.
7.9. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
Абзац первый пункта 7 дополнить предложением следующего содержания:
"Указанные расходы не учитываются при расчете необходимой валовой выручки организаций, государственное регулирование тарифов которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала".
7.10. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в один пункт (в одно приложение) правового акта, когда необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот пункт (приложение) или его структурную единицу не вносятся.
Примеры:
В пункте 10 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующем числе и падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующем числе и падеже,
или
В пункте 10 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
7.11. Внесение изменений в приложение правового акта:
7.11.1. Если при внесении изменений в правовой акт меняется наименование утвержденного им положения (порядка, перечня и т.д.), то изменение данного наименования в обозначении приложений к данному положению осуществляется автоматически.
7.11.2. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения является приложением к тексту изменяющего правового акта.
7.11.3. В случае, если изменения вносятся только в приложение, го изменяющий правовой акт называется:
"О внесении изменений в (название приложения), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ____________ N ___________ "..........." - если приложение было утверждено.
"О внесении изменений в приложение N 4 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от ________ N______ "........" - если приложение не было утверждено.
Если наименование правового акта совпадает с наименованием приложения, утвержденного им, то изменяющий правовой акт называется "О внесении изменений в (название приложения), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ________ N_________.
7.11.4. В случае, если изменения вносятся не только в приложение, но и в текст утверждающего его правового акта, то изменяющий правовой акт называется "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от ________ N________ ".......".
7.11.5. В случае внесения изменений в таблицу, конструкция "в графе 5 строки 7 слово "......" заменить словом "......." используется только в случае внесения изменений в одну ячейку таблицы. Если же вносятся изменения в несколько ячеек таблицы, используются строки.
7.12. Если подготавливаемый правовой акт влечет за собой внесение изменений или внесение изменений в другие акты, эти изменения включаются в проект подготавливаемого акта или представляются в виде отдельного акта.
7.13. Внесение изменений в правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
7.14. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы должны быть изложены последовательно.
7.15. Внесение нескольких изменений в различные абзацы пункта правового акта оформляется следующим образом:
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от _____ N______ "......" следующие изменения:
в пункте 2:
в абзаце 1 слова "......." заменить словами "........";
абзац 3 дополнить предложением следующего содержания:
"..........".
абзац 4 изложить в следующей редакции:
".........".
Либо пункт излагается в новой редакции.
7.16. При дополнении пункта правового акта абзацами, которые необходимо расположить не в конце пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых абзацев.
Пример:
пункт 2 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
".........".
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции правового акта (без оговорки в тексте проекта правового акта).
7.17. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126";
цифры "35" заменить цифрами "45".
7.18. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
7.19. В целях унификации и сохранения структуры проекта:
7.19.1. При необходимости между уже имеющимися абзацами, включить новый абзац может быть дана новая редакция той структурной единицы правового акта, к которой относится абзац.
7.19.2. При дополнении абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы.
7.19.3. При необходимости между уже имеющимися подпунктами, пунктами, частями включить новые подпункты, пункты, части пересчет последующих подпунктов, пунктов, частей не производится (в том числе формулировка "пункты ... считать пунктами ..." не допускается).
7.19.4. При признании абзаца, подпункта, пункта (части) утратившим силу пересчет последующих абзацев, подпунктов, пунктов (частей) не производится. Утративший силу абзац, подпункт, пункт (часть) участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
7.19.5. Новая редакция правового акта в целом, как правило, не допускается. Новый правовой акт принимается с одновременным признанием, утратившим силу ранее действовавшего правового акта, если:
необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие более половины структурных единиц;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
7.19.6. Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы правового акта.
7.19.7. Изложение структурной единицы правового акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
Признавать утратившими силу все изменения и редакции структурной единицы правового акта необходимо только в случае признания этой структурной единицы утратившей силу.
Признавать утратившими силу все изменения и редакции правового акта необходимо только в случае принятия нового правового акта, регулирующего данный вид правоотношений.
7.19.8. При необходимости изложить одну структурную единицу правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Пункт 16 изложить в следующей редакции:
"16. .............".
В данном случае наименование правового акта должно быть следующим:
О внесении изменения в пункт 16 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от________ N_____
"О ............"
7.20. Способы оформления внесения изменений:
Пример:
Внести в пункт 16 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от______ N______ "........." следующее изменение:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"..................".
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от __________ N _____ "......." следующее изменение:
дополнить абзац второй пункта 16 после слов "........" словами "..........".
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от _______ N______ "........." следующее изменение:
дополнить абзац второй пункта 16 предложением следующего содержания:
"............."
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от _________ N_____ "........" следующее изменение: "........."
в абзаце втором пункта 16 второе предложение исключить.
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от _________ N____ "......." следующее изменение:
в абзаце втором пункта 16 слова ".........." исключить.
Пример:
Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от _______N_______ "........" следующее изменение:
в абзаце втором пункта 16 слово "......." заменить словом ".........".
7.21. При приведении проекта решения Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством на основании экспертных заключений территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и актов прокурорского реагирования преамбула и текст проекта решения не должны содержать ссылку на экспертное заключение территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) и акта прокурорского реагирования.
7.22. В преамбуле проекта решения Правительства РС (Я) не допускается ссылка на протоколы совещаний и поручения Главы, Председателя Правительства, органов государственной власти РС (Я).
8. Оформление пунктов о вступлении в силу правовых актов
8.1. В пунктах о вступлении в силу проектов правовых актов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Пункт о порядке вступления в силу вводится в проект правового акта в случае, если необходимо установить иной порядок вступления в силу данного правового акта, отличный от определенного Законом Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-3 N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30.05.2014 N 2688 "О Порядке подготовки, оформления и вступления в силу указов и распоряжений Главы Республики Саха (Якутия)".
Примеры:
Настоящее постановление вступает в силу через 30 дней после дня его официального опубликования.
Или
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2015 года.
8.2. Если пункт о порядке вступления в силу отсутствует, это означает, что правовой акт вступит в силу со дня его официального опубликования (для указов Главы, постановлений Правительства, правовых актов ИОГВ РС (Я) либо с момента подписания (для распоряжений Главы и Правительства).
8.3. В случае, если предполагается, что правовой акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования, рекомендуется использовать конкретный день вступления в силу, исключая формулировки: "по истечении года", "по истечении шести месяцев" или "по истечении 365 дней".
8.4. При определении срока вступления в силу следует избегать таких формулировок, как "по истечении месяца после дня его официального опубликования" или "через три месяца после дня его официального опубликования", в связи с которыми возникают вопросы о точном исчислении сроков вступления в силу (месяцы включают в себя разное количество дней).
8.5. Нежелательно определение срока вступления в силу правового акта или его структурных единиц в зависимости от вступления в силу других (еще не принятых) правовых актов. Нежелательно вступление в силу правового акта в зависимости от внесения соответствующих изменений в другой правовой акт.
8.6. Недопустимы случаи, когда срок вступления в силу отдельных структурных единиц одного правового акта предполагается определить в другом правовом акте.
8.7. В исключительных случаях действие правового акта может быть распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу, при условии соблюдения требований статьи 54 Конституции Российской Федерации.
9. Оформление проектов о правовых актах, подлежащих признанию утратившими силу
9.1. Признание утратившими силу структурных единиц правового акта оформляется по-разному: либо отдельным правовым актом либо пунктом правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование.
9.2. Если текст проекта содержит только перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, то его наименование оформляется следующим образом:
Пример:
О признании утратившими силу отдельных актов Правительства Республики Саха (Якутия)
или
О признании утратившим силу постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от ______ N_______ "..........."
9.3. Проект, содержащий перечни правовых актов, признаваемых утратившими силу, имеет особую структуру. Такой проект правового акта делится на абзацы, не имеющие обозначений.
9.4. Для приведения правовых актов в соответствие с федеральным и республиканском законодательством, в целях устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении правовых актов путем признания правовых актов (их структурных единиц) утратившими силу.
9.5. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным.
9.6. При включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, дата его принятия, регистрационный номер, наименование правового акта.
9.7. Если в структурные единицы, признающиеся утратившими силу, ранее были внесены изменения, то в проект правового акта нужно ввести еще один пункт, абзац, признающий утратившими силу те правовые акты (или их структурные единицы), которыми эти изменения были внесены.
9.8. Если признается утратившим силу правовой акт, которым ранее признавался утратившим силу другой правовой акт, то этот другой правовой акт не становится действующим. Для того, чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежним наименованием и содержанием.
9.9. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
9.9.1. Если подлежащий изменению правовой акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности:
вид акта;
дата принятия акта;
регистрационный номер акта (если он есть);
наименование акта;
в круглых скобках указываются вид акта, дата принятия и регистрационный номер акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
9.9.2. Правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы правового акта, а также абзацы). При этом отдельными абзацами указываются как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
9.10. Примечания к пунктам (пункты примечаний), сноски также являются структурными единицами и поэтому должны при необходимости признаваться утратившими силу.
9.11. Признание утратившими силу правовых актов без признания утратившими силу в виде отдельных абзацев всех правовых актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения, не допускается.
9.12. При признании утратившим силу всего правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт включается с его измененным наименованием. Правовой акт, изменивший наименование первого правового акта, включается в перечень в виде отдельного абзаца.
При признании утратившей силу неотделимой части правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием.
9.13. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных абзацев включаются:
данная структурная единица;
структурная единица правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
9.14. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания от самых ранних до самых поздних). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
9.15. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
9.16. Если в правовом акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не одну только эту структурную единицу.
9.17. Если в правовом акте имеются пункты, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких пунктов.
Данное правило не восстанавливает действие ранее утративших силу правовых актов (структурных единиц правовых актов).
9.18. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Продление срока действия правового акта временного характера возможно не позднее последнего дня срока его действия.
Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продлевающий его действие правовой акт.
Если в правовой акт временного характера до истечения срока сто действия вносились какие-то изменения, то после истечения срока его действия необходимо признавать утратившими силу все правовые акты о внесении изменений в правовой акт временного характера. Это делается в целях упорядочения массива правовых актов посредством исключения из его состава фактически утративших силу правовых актов.
Если необходимо внести изменения в правовой акт временного характера, то в правовом акте, вносящем изменения, рекомендуется указывать, что правовой акт действует до истечения срока действия основного акта.
Пример:
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания и действует до истечения срока действия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от_____ N_______ "...........".
9.19. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или абзац содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или этот абзац, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только отдельные пункты, абзацы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, нельзя признавать утратившей силу ту структурную единицу проекта правового акта, которая утверждала приложение.
9.20. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
9.21. Если правовой акт ошибочно был признан утратившим силу, то принимается новый правовой акт. В данном правовом акте указывается, что признанный утратившим силу правовой акт признается действующим и вносятся соответствующие изменения в правовой акт, признавший его утратившим силу.
9.22. При признании утратившими силу нескольких абзацев подряд каждый из них указывается индивидуально.
Пример:
Признать утратившими силу абзацы первый, второй, третий пункта 5 распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от _______ N __________ ".............".
9.23. В случае, если структура проекта правового акта построена следующим образом:
"8.2. В сфере социальной защиты населения Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) осуществляем следующие функции:
8.2.1. ________________;
8.2.2. _______________",
признание утратившим силу пункта 8.2 повлечет одновременную утрату силы пунктов 8.2.1, 8.2.2.
9.24. Исключению подлежат только отдельные слова, цифры, предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта, или позиции, тогда как структурные единицы правового акта, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
Приложение N 1
/\
Проект |
УКАЗ не менее 9 см |
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) |
\/
О структуре исполнительных органов
государственной власти Республики Саха (Якутия)
/\
24 - 36 пт
\/
В соответствии с Конституцией (Основным законом) Республики Саха
(Якутия) ................ постановляю:
1. Образовать: .........
2. ......
/\
32 пт
\/
Глава
Республики Саха (Якутия) Подпись И. Фамилия
/\
48 пт
\/
Якутск
/\
18 пт
\/
Дата
/\
18 пт
\/
N
Приложение N 2
/\
Проект |
РАСПОРЯЖЕНИЕ не менее 9 см |
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) |
\/
О признании утратившим силу распоряжения
Главы Республики Саха (Якутия)
/\
24 - 36 пт
\/
Признать утратившим силу распоряжение Главы Республики Саха (Якутия)
от __________ N_____ ".............".
/\
32 пт
\/
Глава
Республики Саха (Якутия) Подпись И. Фамилия
/\
48 пт
\/
Дата
/\
18 пт
\/
N
Приложение N 3
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
/\
24 пт
\/
от "____" _____________ 20___ г. N_____
/\
24 пт
\/
Об утверждении Правил делопроизводства
в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия)
/\
24 - 36 пт
\/
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации" и постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении
Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"
Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила делопроизводства в органах
исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
2. ...
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на ...
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах
массовой информации Республики Саха (Якутия).
/\
36 пт
\/
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Подпись И. Фамилия
Приложение N 4
Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
/\
24 пт
\/
от "____"_______20___г. N _____
/\
24 - 36 пт
\/
Об утверждении технических требований
к организации взаимодействия системы межведомственного
электронного документооборота с системами
электронного документооборота федеральных
органов исполнительной власти
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха
от 15 октября 2009 г. N 418 "Об утверждении Правил делопроизводства в
органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" в ред. от
14.01.2015):
1. Утвердить прилагаемые технические требования к организации
взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с
системами электронного документооборота федеральных органов
исполнительной власти.
2. ...
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на ...
/\
36 пт
\/
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Подпись И. Фамилия
Приложение N 5
Проект
НАИМЕНОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПРИКАЗ
/\
24 пт
\/
от "_____"__________20___г. N ____
/\
24 - 36 пт
\/
Наименование приказа
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха
от 15 октября 2009 г. N 418 "Об утверждении Правил делопроизводства в
органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия)" (в ред. от
14.01.2015), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила.
2. ...
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на ...
4. Опубликовать настоящий приказ в официальных средствах массовой
информации Республики Саха (Якутия).
/\
36 пт
\/
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) Подпись И. Фамилия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственного комитета юстиции Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2015 г. N 017-П "Об утверждении методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению правовых актов Главы Республики Саха (Якутии), Правительства Республики Саха (Якутия) и исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутии)"
Текст приказа официально опубликован не был