Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 10 октября 2003 г. N 3-44-03
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Александровой Р.С. при секретаре Третьяковой И.И. с участием прокурора Каминской Ю.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске "10" октября 2003 г. дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства РС (Я) "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг и предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг",
установил:
Исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) - Правительством Республики Саха (Якутия) 25 мая 2002 г. принято постановление N 259, которым утверждена шкала максимально допустимых долей собственных расходов граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги, утверждена социальная норма площади жилья для оплаты жилищно-коммунальных услуг, в пункте 5 утверждены Положение об оплате за жилье и коммунальные услуги нанимателями и собственниками жилья в государственном, муниципальном и общественном жилищном фонде, Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, договор на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
Прокурор РС (Я) обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений этого нормативного акта по основаниям противоречия его требованиям федерального законодательства, в последующем заявление прокурором дважды дополнялось.
В судебном заседании прокурор Каминская Ю.Н. поддержала заявление в полном объеме и полагала необходимым признать недействующими пункты 1, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 постановления Правительства РС (Я) от 25 мая 2002 г., а также приложение N 1, приложение N 2, пункты 1.3, абзац 3 пункта 1.11 в части, п. 2.2.1, п. 2.2.2 Приложения N 3, приложение N 4, приложение N 5 оспариваемого постановления с момента вступления решения в законную силу.
Представитель Правительства РС (Я) Ворончихин В.В. с заявлением прокурора согласен и пояснил, что в настоящее время разработано постановление Правительства РС (Я) о внесении изменений в оспариваемое постановление с учетом требований прокурора и находится на стадии согласования с заинтересованными государственными органами.
Выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Пунктом 1 Постановления Правительства РС (Я) N 259 от 25 мая 2002 г. "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" согласно приложению N 1 утверждена шкала максимально допустимых долей собственных расходов граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи.
Из содержания данного приложения следует, что шкала максимально допустимых долей собственных расходов граждан по оплате за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи установлена в зависимости от совокупного дохода семьи, который основан на коэффициенте кратности среднедушевого дохода семьи к установленному прожиточному минимуму. Данное положение противоречит Постановлению РФ от 2 августа 1999 г. N 887 в редакции от 21 января 2003 г. N 32, которым утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Так, в пункте 2 названного Положения предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами: социальной нормой жилой площади, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. При этом федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на оплату жилья и коммунальных услуг на 2002 г. установлен Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2001 г. N 804. Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. право устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги предоставлено органам местного самоуправления. Таким образом, орган исполнительной власти субъекта РФ не вправе устанавливать размер максимально допустимых долей собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг. Поэтому п. 1 постановления Правительства РС (Я) от 25 мая 2002 г. N 259 и приложение N 1 как принятые с превышением полномочий, противоречат требованиям федерального законодательства, подлежат признанию недействующими.
Пунктом 5.1 утверждено и введено в действие с 1 апреля 2002 г. согласно приложению N 2 Положение об оплате за жилье и коммунальные услуги нанимателями и собственниками жилья в государственном, муниципальном и общественном жилищном фонде. Пунктом 5.3 утверждено и введено в действие с указанной выше даты согласно приложению N 4 Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Пунктом 5.4 утвержден и введен в действие согласно приложению N 5 Типовой договор на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам (владельцам) жилых помещений. Названные нормативные акты противоречат требованиям федерального законодательства по следующим основаниям.
Так, Положением об оплате за жилье и коммунальные услуги, как указано в п. 1.2, урегулированы взаимоотношения по вопросам оплаты за жилье и коммунальные услуги между собственниками жилого фонда и предприятиями и учреждениями, оказывающими данные услуги, порядок исполнения заявок на устранение неисправностей, порядок перерасчета при недопоставке услуг, ответственность проживающих при неуплате в срок за жилье. Таким образом, этим Положением фактически урегулирована деятельность хозяйствующих субъектов в сфере предоставления коммунальных услуг, взаимоотношения между подрядчиком и гражданином (заказчиком), возникающие вследствие возмездного оказания услуг. Типовыми договорами найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, а также на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений установлены предмет договора найма и оказания жилищно-коммунальных услуг, определены права и обязанности сторон по договору найма жилого помещения, между собственником жилого помещения и подрядчиком, ответственность сторон. Данные правоотношения относятся к сфере гражданско-правовых отношений и регулируются Гражданским Кодексом РФ, которое в соответствии со ст. 71 п. "о" Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ" от 24 июня 1999 г. правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому пункты 5.1, 5.3, 5.4 об утверждении Положения об оплате за жилье и коммунальные услуги, Договора найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда и Договора на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений, как принятые с превышением полномочий, противоречат требованиям федерального законодательства, подлежат признанию недействующими.
Пунктом 5.2 оспариваемого постановления утверждено согласно приложению N 3 Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с п. 1.3 субсидии предоставляются гражданам (независимо от форм собственности) - нанимателям и собственникам жилых помещений в домах государственного, муниципального, ведомственного фонда (включая общежития), членам жилищных и жилищно-строительных кооперативов, собственникам частных жилых домов для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Данная норма противоречит п. 5 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887, согласно которому субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежитие), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности. При этом, понятие и перечень жилищного фонда содержится в ст. 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Из анализа содержания этого закона и пункта 1.3 оспариваемого постановления следует, что перечень жилых помещений в последнем нормативном акте необоснованно сужен по сравнению с первым. Таким образом, ущемлены права на получение субсидий граждан, проживающих в других жилых помещениях, не указанных в п. 1.3 Положения о предоставления субсидий, утвержденных постановлением Правительства РС (Я) от 25 мая 2002 г. N 259. Поэтому названный пункт 1.3 как противоречащий требованиям федерального законодательства, подлежит признанию недействующим.
В соответствии с п. 1.11 Положения о порядке предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг в РС (Я) субсидии не предоставляются гражданам и их семьям: сдающим жилые помещения в поднаем; при наличии в семье лиц трудоспособного возраста, не работающих и не состоящих на учете в Центре занятости в поисках работы, за исключением женщин, имеющих детей дошкольного возраста, детей - инвалидов. Абзац 3 данного пункта Положения в части отказа в предоставлении субсидий гражданам при наличии в семье лиц трудоспособного возраста противоречит требованиям п. 5 Положения о предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887, который не содержит данное основание. В приведенном Постановлении Правительства РФ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении субсидий гражданам - это сдача в поднаем жилых помещений. При этом из анализа данной нормы следует, что исполнительным органам субъектов РФ не предоставлено право устанавливать дополнительные основания. Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, при этом последние не должны противоречить федеральным законам. При таких обстоятельствах, абзац 3 пункта 1.11 оспариваемого постановления как устанавливающий иное, дополнительное основание отказа в предоставлении субсидии, ограничивающее права граждан на получение субсидий, противоречит требованиям федерального законодательства, подлежит признанию недействующим.
В пунктах 2.2.1 и 2.2.2 Положения о предоставлении субсидий установлен порядок начисления субсидий для граждан, чей среднедушевой совокупный семейный доход превышает прожиточный минимум пенсионера и чей семейный доход равен или ниже прожиточного минимума пенсионера в среднем по республике. При этом величина субсидии зависит, кроме величины социальной нормы площади жилья, еще от доли собственных расходов семьи и величины минимального размера оплаты труда, установленных Правительством Республики Саха (Якутия). Между тем, этот порядок начисления субсидий не соответствует тому порядку, который установлен в Положении о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 в редакции Постановления Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 32. Так, согласно этому положению порядок начисления субсидий зависит от социальной нормы площади жилья, предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья, максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые утверждаются в пределах федерального стандарта. В пункте 3 Положения установлен порядок исчисления величины субсидии, который значительно отличается от установленного в п.п. 2.2.1 и 2.2.2 Положения, утвержденного Правительством РС (Я). Кроме того, федеральные стандарты, минимальный размер оплаты труда устанавливаются на федеральном уровне Правительством РФ. При таких обстоятельствах оспариваемые пункты Положения о предоставлении субсидий, как устанавливающие иной порядок начисления и исчисления субсидий, ущемляют права граждан, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), противоречат требованиям федерального законодательства, подлежат признанию недействующими.
В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ и п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает данный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При разрешении данного вопроса суд учитывает, что данный нормативный правовой акт применялся до настоящего времени, затрагивает интересы значительного круга лиц. Кроме того, оспариваемые положения в основном противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 2 августа 1999 г. в редакции от 21 января 2003 г., в части начисления пени - Федеральному закону от 6 мая 2003 г. Суд также учитывает мнение прокурора, как изложенное в письменном заявлении, так и заявленное в судебном заседании - о признании оспариваемых положений недействующими со дня вступления решения в законную силу. Поэтому суд полагает, что оспариваемый нормативный акт подлежит признанию в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу:
пункты 1, 5.1, 5.2., 5.3, 5.4 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2002 г. N 259 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" и соответственно
Приложение N 1 "Максимально допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в зависимости от среднедушевых доходов";
Приложение N 2 "Положение об оплате за жилье и коммунальные услуги нанимателями и собственниками жилья в государственном, муниципальном и общественном жилищном фонде";
Приложение N 3 "Положение о порядке предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" в части - пункты 1.3, абзац 3 пункта 1.11 в указанной части, пункты 2.2.1, 2.2.2;
Приложение N 4 "Договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда";
Приложение N 5 "Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг собственникам (владельцам) жилых помещений".
Сообщение о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Председательствующий |
Р.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 октября 2003 г. N 3-44-03
Текст решения официально опубликован не был