Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 21 августа 2002 г. N 3-68-02
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Александровой Р.С., при секретаре Бережнове Е.К., с участием прокурора Яковлевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске "21" августа 2002 г. дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству от дельных положений Закона РС (Я) "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)"
установил:
Постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2000 г. принят Закон "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)".
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений названного закона по тем основаниям, что они приняты в нарушение требований федерального законодательства.
В судебном заседании прокурор Яковлева С.Н. поддержала заявление в полном объеме.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иванов П.В. заявление прокурора признал частично. Не признал в части признания недействующими преамбулы и п. 3 ст. 3 Закона по тем основаниям, что федеральный закон, регулирующий порядок осуществления гражданами личное подсобное хозяйство, отсутствует, в связи с этим полагает, что Республика Саха (Якутия) как субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование. Установление правовых основ в указанной области является основой оспариваемого закона, без которой сам Закон теряет свой смысл и назначение. Поэтому требование прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству в части преамбулы не подлежит удовлетворению. П. 3 ст. 3 Закона принят в соответствии с требованиями федерального законодательства, т.к. деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства регулируется не только гражданским, но и земельным, трудовым законодательством, в связи с этим по предмету совместного ведения Республика Саха (Якутия) вправе осуществлять правовое регулирование. Кроме того, он пояснил, что в отношении других оспариваемых прокурором норм Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) принят проект закона о внесении изменений, окончательно закон еще не принят.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные документы, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В преамбуле Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном хозяйстве в Республике Саха (Якутия)" установлено, что настоящий закон определяет правовые основы организации и ведения гражданами личного подсобного хозяйства, а также меры по поддержке их органами государственной власти и органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
Данная формулировка в части установления законом субъекта РФ правовых основ организации и ведения гражданами личного подсобного хозяйства противоречит требованиям п. 1 ст. 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 г., согласно которому по вопросам, отнесенным частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования. Поскольку в Преамбуле Закона РС (Я) установлены не соответствующие субъекту РФ полномочия, она в указанной части подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
Доводы представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) о том, что преамбула Закона РС (Я) не противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. принята в пределах полномочий, подлежат отклонению, как не основанные на правильном толковании закона. Часть 2 ст. 2 названного Федерального закона, касается иного предмета, а именно: осуществления правового регулирования, а не установления правовых основ. Федеральный законодатель установил правило, в соответствии с которым по вопросам, отнесенным частью 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, определяющие правовые основы правового регулирования, а субъект Российской Федерации осуществляет собственное правовое регулирование в пределах установленных основ. При этом до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе осуществлять правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с принятым федеральным законом. Из указанного не следует право законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по установлению правовых основ.
В п. 3 статьи 3 Закона РС (Я) "О личном подсобном хозяйстве в Республике Саха (Якутия)" установлено, что вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Из содержания данной нормы следует, что допускается вмешательство органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства. При этом под вмешательством понимается осуществление правового регулирования в этой области путем установления определенных ограничений, изменения сложившихся правоотношений. Личное подсобное хозяйство, как установлено в п "а" ст. 1 Закона РС (Я), представляет собой форму ведения сельскохозяйственного производства, традиционных занятий и промыслов, в которой личным трудом гражданина и (или) членов его семьи осуществляется производство сельскохозяйственной и промысловой продукции для личного потребления, а также для реализации в целях удовлетворения своих материальных и иных потребностей. Из указанного следует, что гражданин, осуществляющий личное подсобное хозяйство, является одним из участников гражданского оборота, он может вступать в различные правоотношения с другими участниками, между ними могут возникать обязательственные отношения имущественного характера. Поэтому деятельность гражданина по ведению личного подсобного хозяйства в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации регулируется в том числе и гражданским законодательством. Поскольку гражданское законодательство в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) не вправе осуществлять правовое регулирование в этой области. Следовательно, п. 3 ст. 3 Закона РС (Я) как допускающее такое регулирование, противоречит требованиям федерального законодательства, подлежит признанию недействующей и не подлежащей применению.
Пункт 2 статьи 4, пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 1 статьи 10, пункты "в", "е", "ж" статьи 11, пункт 1 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном хозяйстве в Республике Саха (Якутия)" от 14 июня 2000 г. подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению по основаниям, изложенным прокурором в письменном заявлении, как противоречащие требованиям федерального законодательства. Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иванов П.В. в указанной части заявление прокурора признал. Кроме того суд учитывает, что по указанным нормам Закона Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) 4 июля 2002 г. принят проект закона о внесении изменений и дополнений, которые по своему содержанию исключают положения, противоречащие федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-197 ГПК РСФСР, Верховный суд РС (Я)
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать преамбулу в части, определяющей правовые основы, пункт 3 статьи 3 в указанной выше части, пункт 2 статьи 4, пункт 1 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 1 статьи 10, пункты "в", "е", "ж" статьи 11, пункт 1 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) "О личном подсобном хозяйстве в Республике Саха (Якутия)" от 14 июня 2000 г. противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: |
Р.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 августа 2002 г. N 3-68-02
Текст решения официально опубликован не был