Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 21 июля 2004 г. N 3-41/04
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующей Семеновой М.Н.,
с участием прокурора Стручкова И.В.,
при секретаре Оконешниковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2004 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 1997 года "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" (в редакции Закона РС (Я) от 16.11.2000 года противоречащим федеральному законодательству и недействующими, суд
установил
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 24 апреля 1997 года был принят Закон РС (Я) "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" и был опубликован в газете "Якутия" в приложении "Якутские ведомости" 30.05.1997 года за N 21.
Прокурор РС (Я) обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Закона РС (Я) недействующим ввиду их не соответствия федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и пояснил, что п. 2 ст. 15; ст. 27, ст. 38 в части противоречат федеральному закону, при этом просит признать нормы закона недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванов П.В. и Слепцов С.Н. с заявлением согласны и добавили, что готовился проект Закона РС (Я) с учетом протеста прокурора, однако по настоящее время не был представлен к рассмотрению.
Аналогичное пояснение дал представитель Управления Министерства Юстиции РФ по РС (Я) Шавелкин Р.А.
Суд, выслушав пояснение участников процесса, исследовав представленный материал, считает возможным удовлетворить данное заявление.
Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. В то же время согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи.
Ст. 15 п. 2 Закона РС (Я) предусматривает, что референдум жителей территорий не проводится по вопросам продажи, передачи, уступки территорий (ее части), а также по вопросам определения территории, а проведенный в нарушение этого запрета референдум не имеет юридической силы. В данном случае имеется в виду территория проживания коренных малочисленных народов Севера - муниципальное образование.
Между тем, данное положение закона противоречит к федеральному закону.
Ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит перечень вопросов, относящиеся к вопросам местного значения, среди которых, отсутствует перечень вопросов, приведенный в оспариваемой норме закона.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. П. 8 ст. 12 ФЗ предусматривает вопросы, которые не могут быть включены в предмет местного референдума. А согласно п. 9 ст. 12 ФЗ установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье не допускается.
Кроме того, в ст. 1 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Таким образом, п. 2 ст. 15 Закона РС (Я) как противоречащий к федеральному закону, подлежит признанию недействующей.
С. 27 Закона РС (Я) предусматривает, что представители коренных малочисленных народов Севера призывного возраста имеют право на замену действительной военной службы альтернативной службой.
Согласно ст. 9 ФЗ от 30.04.1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" установлено, что лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, установленное Законом РС (Я) право представителям малочисленных народов Севера на замену действительной военной службы альтернативной службой без учета образа жизни их деятельности, противоречит федеральному закону, а потому подлежит признанию недействующей.
Ст. 38 Закона РС (Я) определено, что если международными договорами Российской Федерации и республики Саха (Якутия), а также законами Российской Федерации установлены иные нормы в отношении прав и интересов коренных малочисленных народов севера, чем те, которые предусмотрены настоящим законом, то применяются нормы международных договоров и законов Российской Федерации.
Данная статья Закона РС (Я) в части, предусматривающий возможность заключения Республикой Саха (Якутия) международных договоров противоречит ст. 7 ФЗ от 4.01.1999 года "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", где определено заключение субъектами Российской Федерации соглашений, не имеющих статуса международных договоров. Из приведенной нормы закона следует, что субъект Российской Федерации не обладает правом на самостоятельное заключение международных договоров, а лишь заключение с ними соглашений.
Таким образом, оспариваемая часть статьи подлежит признанию недействующей, как противоречащей федеральному закону.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать п. 2 ст. 15; ст. 27; ст. 38 в части, предусматривающей возможность заключения международных договоров Закона Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 1997 года "О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о решении опубликовать в газете "Якутия" в приложении "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течении# 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующая
Текст настоящего решения представлен без подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июля 2004 г. N 3-41/04
Текст решения официально опубликован не был