Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 23 августа 2004 г. N 3-19/04
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Данилова А.Р.,
с участием прокурора Каминской Ю.Н.,
представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Шаталовой Л.И.,
представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Петрова А.Ю.,
при секретаре Адзимовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 23 августа 2004 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6 и 10 Приложения N 2 "Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июля 1996 г. N 316 (в редакции постановления Правительства РС (Я) от 31 мая 1999 г. N 274),
установил:
Постановлением от 24 июля 1996 г. N 316 Правительство Республики Саха (Якутия) утвердило и ввело в действие с 1 августа 1996 г. Методику определения рентабельности для целей ценового регулирования (Приложение N 1) и Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования (Приложение N 2). Постановление с приложениями в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации (газета "Якутские ведомости" N 30 за 1996 г.).
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6 и 10 Приложения N 2 "Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования": на перевозки пассажиров И багажа автомобильным (включая такси), воздушным (на местных авиалиниях), речным транспортом и связанные с ними услуги в размере 15% (пункт 6); на авиаработы, оказанные бюджетным организациям и аэропортовские услуги по обслуживанию воздушных судов при выполнении указанных полетов в размере 10%.
В судебном заседании прокурор Каминская Ю.Н. заявление поддержала в полном объёме и полагает необходимым признать оспариваемые пункты Приложения N 2 "Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования" недействующими с момента вступления в законную силу решения по делу.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что пункт 6 названного Приложения противоречит нормативным актам Правительства Российской Федерации, установившим иной размер предельного уровня рентабельности для целей ценового регулирования, а также предусматривающим условия компенсации разницы доходов авиапредприятий из средств соответствующих бюджетов в случае снижения тарифов на местных воздушных линиях. Пункт 10 Приложения противоречит федеральному законодательству, поскольку государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах является полномочием Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) Шаталова Е.И. поддержала экспертное заключение Управления МЮ РФ о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых прокурором пунктов 6 и 10 Приложения N 2 "Предельные уровни рентабельности для ценового регулирования", утвержденные постановлением Правительства РС (Я) от 24 июля 1996 года (в редакции постановления Правительства РС (Я) от 31 мая 1999 г. N 274).
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Петров А.Ю. признал пункт 10 оспариваемого нормативного акта противоречащим федеральному законодательству. В отношении пункта 6 представитель считает, что Правительство Республики Саха (Якутия) - как орган исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 мая 2001 г. N 350, имело право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, а также перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Заслушав пояснения сторон и проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Постановлением Правительства РС (Я) от 24 июля 1996 г. N 316 утверждены и введены в действие с 1 августа 1996 г. Методика определения рентабельности для целей ценового регулирования (Приложение N 1) и Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования (Приложение N 2).
В методике определения рентабельности для целей ценового регулирования (Приложение N 1) указано, что по решению Правительства Республики Саха (Якутия) на отдельные виды продукции (услуги) цены регулируются предельным уровнем рентабельности. Рентабельность продукции рассматривается как отношение прибыли от реализации данного вида продукции к ее себестоимости. В методике, в частности, указано, что в случае, если фактическая рентабельность превышает установленный уровень, цены на продукцию должны быть пересмотрены предприятием в сторону уменьшения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельной. Следовательно, цена на продукцию зависит от уровня рентабельности.
Пунктом 6 Приложения N 2 к указанному постановлению с изменениями, внесёнными постановлением Правительства РС (Я) от 31 мая 1999 г. N 274, установлены предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (включая такси), воздушным (на местных авиалиниях), речным транспортом и связанные С ними услуги в размере 15%.
Пунктом 10 Приложения N 2 уровень рентабельности на авиаработы, оказанные бюджетным организациям и аэропортовские услуги по обслуживанию воздушных судов при выполнении указанных полетов установлен в размере - 10%.
Из вышеизложенного следует, что данным постановлением Правительство Республики Саха (Якутия) регулирует вопросы ценообразования.
Цена, в соответствии с главой 27 Гражданского кодекса РФ, является одним из условий договора. В соответствии ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что государственное регулирование цен на внутреннем рынке обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти; а государственное регулирование тарифов и надбавок по перевозкам пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозкам грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 названного Постановления Правительства РФ утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в том числе:
- перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
- перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из изложенного следует, что Правительство Республики Саха (Якутия) правомочно осуществлять государственное регулирование тарифов и надбавок в сфере перевозок пассажиров и багажа на местных авиалиниях, на речном, морском и воздушном транспорте в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако не вправе осуществлять государственное регулирование аэропортовских услуг, поскольку постановлением Правительства РФ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) и на внутреннем рынке обслуживания воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуг" с 1 января 1993 г. предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги установлен в размере 20% к себестоимости.
В соответствии с пунктом 1 "Временного порядка установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях", установленного Комитетом РФ по Политике цен и Министерством транспорта РФ от 19 февраля 1993 г. N 01-55/306-15 и N 1-ц свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20% к себестоимости.
В соответствии пункта 2 названного Временного порядка по согласованию органов управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с авиапредприятиями может производиться снижение тарифов на местных воздушных линиях, исходя из социально-экономических интересов регионов при условии компенсации авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующих бюджетов.
Как видно из изложенного, Правительство Республики Саха (Якутия) должно осуществлять государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в рамках, установленных федеральным законодательством, а именно снижать тарифы при условии компенсации авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующего бюджета.
Анализ оспариваемых норм показывает, что пункт 6 Приложения N 2 к постановлению Правительства РС (Я), устанавливающий предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования на перевозки пассажиров и багажа автомобильным (включая такси), воздушным (на местных авиалиниях), речным транспортом и связанные с ними услуги в размере 15% вступает в противоречие:
- с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуг", установившего предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы в размере 20% к себестоимости;
- с пунктами 1 и 2 Временного порядка, предусматривающего установление и регулирование тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги авиапредприятиями самостоятельно, а также снижение тарифов при условии компенсации авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующих бюджетов.
Пункт 10 Приложения N 2 к постановлению Правительства РС (Я), устанавливающий предельный уровень рентабельности аэропортовских услуг противоречит постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", как принятый с превышением полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые нормы Приложения N 2 к постановлению Правительства РС (Я) от 24 июля 1996 г. N 316 (в редакции от 31 мая 1999 г.), как противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 6 и 10 Приложения N 2 "Предельные уровни рентабельности для целей ценового регулирования", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 июля 1996 г. N 316 (в редакции постановления Правительства РС (Я) от 31 мая 1999 г. N 274),
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.
Судья |
А.Р. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 23 августа 2004 г. N 3-19/04
Текст решения официально опубликован не был