Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 19 января 2004 г. N 3-4/04
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Александровой Р.С.
при секретаре Бурнашовой М.Е.
с участием прокурора Позднякова В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Якутске "19" января 2004 г. дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Закона РС (Я) "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)",
установил:
8 июля 1999 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я) принят Закон РС (Я) "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)". В установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими подпунктов "в", "ж" части 3 статьи 2 и подпункта "а" части 1 статьи 3 названного Закона по тем основаниям, что эти нормы противоречат требованиям федерального законодательства.
В судебном заседании представитель Прокурора РС (Я) заявление поддержал в полном объеме и полагал необходимым признать оспариваемые нормы недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Представитель Управления Министерства Юстиции РФ по РС (Я) Шавелкин Р.А. пояснил, что заявление прокурора обоснованно, подлежит удовлетворению.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Федоров П.И. заявление прокурора признал и пояснил, что действительно оспариваемые нормы противоречат требованиям федерального законодательства: и подлежат признанию недействующими.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту "в" части 3 статьи 2 Закона следует, что полномочия депутата прекращаются досрочно в связи с выездом на постоянное место жительства за пределы территории соответствующего муниципального образования. Данная норма противоречит требованиям части 2 статьи 1 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", согласно которой ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании федерального закона. Между тем такое ограничение федеральным законодательством не установлено. Из содержания оспариваемой нормы следует, что фактически установлено ограничение пассивного избирательного права требованием проживания депутата на территории муниципального образования. Между тем такое правило противоречит п. 2, 5 статьи 4 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г., согласно которым гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо от места жительства. При этом ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. При таких обстоятельствах подпункт "в" части 3 статьи 2 Закона РС (Я) ущемляет право граждан РФ быть избранным в представительные органы местного самоуправления и права избранных депутатов, противоречит требованиям федерального законодательства, подлежит признанию недействующим.
Согласно подпункту "ж" части 3 статьи 2 Закона РС (Я) полномочия депутата прекращаются досрочно в случае утраты гражданства Республики Саха (Якутия) или Российской Федерации. Данная норма в части установления одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата утрату гражданства Республики Саха (Якутия) противоречит требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. Согласно статье 2 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. N 62 установлено, что вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствие с ними другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. С момента введения в действие этого закона институт гражданства субъектов Российской Федерации упразднен. Поэтому оспариваемая норма как ущемляющая права и охраняемые законом интересы депутатов представительных органов местного самоуправления подлежит признанию недействующим.
Согласно подпункту "а" части 1 статьи 3 Закона РС (Я) депутат в целях гарантии свободы и самостоятельности в депутатской деятельности не имеет права одновременно быть депутатом более двух представительных органов. При этом из буквального толкования данной нормы следует, что депутат представительного органа местного самоуправления может быть одновременно депутатом еще одного представительного органа (более того, по смыслу - любого уровня), с другой стороны, не может быть депутатом более двух представительных органов любого уровня: федерального, субъекта РФ и иного представительного органа местного самоуправления. Между тем, подобное является недопустимым. Так, в части 9 статьи 4 Федерального Закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что депутаты представительных органов местного самоуправления не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами представительных органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом. Таким образом, оспариваемая норма противоречит требованиям федерального закона, подлежит признанию недействующей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора.
Признать недействующими следующие положения Закона Республики Саха (Якутия) от 8 июля 1999 г. "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Республики Саха (Якутия)":
Пункт "ж" части 3 статьи 2 в части установления одного из оснований утрату гражданства Республики Саха (Якутия);
Пункт "а" части 1 статьи 3 с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 января 2004 г. N 3-4/04
Текст решения официально опубликован не был