Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 21. Общественная экспертиза
1. Общественная экспертиза - исследование, анализ и оценка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия общественным интересам, основанные на использовании исполнителями общественной экспертизы (общественными экспертами, общественными экспертными организациями) специальных знаний и (или) опыта в соответствующей сфере.
2. Общественная экспертиза проводится в форме обязательной или инициативной общественной экспертизы.
3. Обязательная общественная экспертиза проводится в отношении:
1) проекта Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), проектов конституционных законов Республики Саха (Якутия), в том числе о внесении в них изменений;
2) проектов законов Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за предыдущий финансовый год, о внесении в них изменений;
3) проекта устава муниципального образования и проектов муниципальных правовых актов о внесении в него изменений;
4) проектов государственных программ Республики Саха (Якутия);
5) проекта закона Республики Саха (Якутия), регламентирующего порядок формирования и деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Обязательная общественная экспертиза может осуществляться:
1) Общественной палатой Республики Саха (Якутия);
2) общественными советами при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 г. N 3-15/15 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 3 части 4 статьи 21 настоящего Закона со дня вступления в законную силу решения суда
3) гражданами, имеющими высшее профессиональное образование и стаж работы в одной из сфер, перечисленных в части 3 настоящей статьи, не менее трех лет за последние десять лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 г. N 3-15/15 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 4 части 4 статьи 21 настоящего Закона со дня вступления в законную силу решения суда
4) общественными объединениями и некоммерческими организациями, зарегистрированными в установленном законом порядке и осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) не менее двух лет, аккредитованными при субъектах обязательной общественной экспертизы, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части;
5. Решение о проведении обязательной общественной экспертизы принимается органом государственной власти Республики Саха (Якутия), на рассмотрении которого находится соответствующий проект нормативного правового акта.
6. Организаторами обязательной общественной экспертизы могут быть Общественная палата Республики Саха (Якутия), общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия), общественные советы (палаты) муниципальных образований, а также Уполномоченный по правам человека в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Саха (Якутия), Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
7. Организатор обязательной общественной экспертизы, принявший решение о ее проведении, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" официальное извещение, в котором должны содержаться:
1) полный текст проекта нормативного правового акта, подлежащего обязательной общественной экспертизе, а также (при наличии) сопроводительные документы к нему (пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона организатора обязательной общественной экспертизы, принявшего решение о ее проведении;
3) срок проведения общественной экспертизы;
4) порядок приема и рассмотрения заключений по результатам обязательной общественной экспертизы (далее - экспертное заключение).
8. Организатор обязательной общественной экспертизы, принявший решение о ее проведении, обязан предварительно извещать субъектов обязательной общественной экспертизы о заседаниях экспертных групп и рабочих комиссий, а также других мероприятиях, проводимых в целях исследования, анализа и оценки проекта нормативного правового акта, вынесенного на обязательную общественную экспертизу.
9. Срок проведения обязательной общественной экспертизы не может составлять менее десяти дней с момента официального размещения в сети "Интернет" извещения, указанного в части 7 настоящей статьи.
10. Юридические лица и граждане, не аккредитованные в качестве общественных экспертов, имеют право направлять организатору обязательной общественной экспертизы свои замечания и предложения относительно проекта нормативного правового акта, вынесенного на обязательную общественную экспертизу.
11. Обязательная общественная экспертиза проекта нормативного правового акта не может проводиться гражданами, социально ориентированными некоммерческими организациями, принимавшими участие в его разработке.
12. Экспертное заключение должно содержать указание на положения нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, противоречащие общественным интересам, интересам личности, государства, и рекомендации по устранению указанных противоречий. Экспертное заключение может также содержать оценку социально-экономических и (или) иных последствий принятия проекта нормативного правового акта, а также предложения по устранению выявленных недостатков, негативных последствий.
13. Экспертное заключение не должно содержать информации, нарушающей законодательство и общепринятые нормы морали.
14. Экспертное заключение, отвечающее требованиям настоящего Закона, подлежит обязательному размещению в сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти Республики Саха (Якутия), принявшего решение о проведении обязательной общественной экспертизы либо получившего указанное заключение.
15. Экспертное заключение носит рекомендательный характер, но подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти Республики Саха (Якутия), назначившим ее проведение либо получившим указанное заключение, не более чем в тридцатидневный срок со дня его получения.
16. По результатам рассмотрения экспертного заключения субъекту общественной экспертизы направляется мотивированный ответ, который подлежит обязательному размещению в сети "Интернет" на официальном сайте соответствующего органа государственной власти Республики Саха (Якутия), за исключением случаев, когда указанное заключение не соответствует требованиям, установленным частью 13 настоящей статьи, либо было представлено с нарушением установленного срока.
17. Граждане, достигшие возраста 18 лет, а также общественные объединения и некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законом порядке, имеют право осуществления за счет собственных средств инициативной общественной экспертизы нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта в качестве общественных (гражданских) экспертов.
18. Общественный (гражданский) эксперт имеет право осуществить инициативную общественную экспертизу проекта нормативного правового акта Республики Саха (Якутия) или проекта муниципального правового акта, затрагивающих вопросы реализации прав и свобод человека и гражданина в сферах:
1) государственной политики в области социального обеспечения;
2) обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
3) охраны окружающей среды и здоровья населения;
4) бюджета и финансов;
5) межнациональных и межконфессиональных отношений;
6) образования, культуры, спорта;
7) иных общественных отношений.
19. По результатам инициативной общественной экспертизы общественный (гражданский) эксперт направляет заключение в орган государственной власти Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.