Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Концепция
развития детского движения в Республике Саха (Якутии)
(утв. распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2015 г. N 671-р)
I. Общие Положения
На современном этапе социально-экономического развития общества Республика Саха (Якутия) особое внимание уделяет проблемам детей и подростков.
Детское движение представляет собой важный фактор в развитии личности и ее социализации, является начальной ступенью демократии и истоком гражданственности, способствует развитию творческого потенциала в обществе.
Детские общественные объединения, являясь неотъемлемой частью детского движения на современном этапе развития республики, развивающие духовные и культурные традиции народов Российской Федерации, становятся социальными площадками для воспитания высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Детские общественные объединения дополняют воздействие семьи, школы и других социальных институтов. Позитивно ориентированная социальная деятельность детских общественных объединений посредством занятости и социальной направленности уводит детей от негативных влияний современного общества, предотвращает их антиобщественное поведение.
Концепция развития детского движения в Республике Саха (Якутия) определяет общую стратегию и направлена на разработку комплекса мер в области государственной координации и поддержки развития детского движения в Республике Саха (Якутия) (далее - Концепция).
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 2403-р, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества, и во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2012 г. N 1769 "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы", где в орбиту внимания включаются процессы устойчивого социального развития подрастающего поколения, формирования социально зрелой личности, воспитания самостоятельности и самодеятельности.
II. Основные понятия, используемые в Концепции
Детское общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения;
Детское движение - общественное движение, состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение детей и граждан, преследующее социальные и иные общественно полезные цели;
член детского общественного объединения - граждане в возрасте от 8 до 18 лет, заинтересованные в совместном решении задач данного объединения, изъявившие на то желание соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены детского общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности;
лидер - член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения.
программа - документ, содержащий комплекс планируемых мероприятий, обеспечивающих эффективное достижение целей и решение социально-педагогических задач;
пространство деятельности детских общественных объединений - совокупная характеристика объективных условий и обстоятельств, социальных, материальных, бытовых, соседских, семейных, межличностных, нормативно-правовых отношений, в которых протекает повседневная жизнь детей.
III. Характеристика детского движения в Республике Саха (Якутия)
Современное детское движение в Республике Саха (Якутия), как и во всей Российской Федерации, возникло в начале 90-х годов и является приемником Якутской областной пионерской организации. Так, на месте Якутской областной пионерской организации 5 декабря 1991 года создан Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), а в 1992-1995 годах на месте пионерских дружин появились многопрофильные детские общественные объединения ("Кэскил", "Кэнчээри", "Содружество", "Единство" и др.), работающие на основе Программы развития личности ребенка путем приобщения его к родной культуре "Эркээйи".
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время идет процесс консолидации действующих детских общественных объединений федерального, межрегионального, районного и городского уровней в Единое детское движение "Стремление" ("Дьулуур") Республики Саха (Якутия).
Проведенные в 2012 году общественной организацией Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) социологические исследования свидетельствует о том, что значительная часть современных детей, подростков и молодежи готова участвовать в общественной деятельности. Более 65% респондентов в возрасте от 12 до 17 лет выразили желание вступить в общественную организацию.
Объединяющим началом создания нового масштабного детского движения в Республике Саха (Якутия) стало проведение в 2013 году учредительного слета Единого детского движения, в котором приняли участие делегации детских общественных объединений из 22 муниципальных образований Республики Саха (Якутия), Якутского регионального отделения общероссийской детской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы", Общественной организации Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия), детского движения города Якутска "Юный горожанин", Детской общественной организации "Юность Якутии", детской общественной организации "Клуб "Фемида". Учредительным слетом детского движения была принята программа, включающая в себя три подпрограммы по возрастным группам: "Следопыты" для детей от 8 до 10 лет (начальные классы), "Искатели" - от 11 до 13 лет, (среднее звено) "Новаторы" - от 14 до 17 лет (старшеклассники), утверждены символика, атрибутика, традиции и ритуалы, спланирован комплекс мероприятий, избраны руководящие органы.
В муниципальных образованиях были проведены районные совещания, обсуждения, "круглые столы", чат-конференции, собрания по созданию Единого детского движения республики. Создан банк данных детских общественных организаций республики. По состоянию на 2013/2014 учебный год действуют 609 детских общественных объединений, в которых состоят 74 103 ребенка.
В настоящее время имеются отдельные успехи в развитии детского движения в Республике Саха (Якутия):
детские общественные объединения работают во многих образовательных организациях республики;
выросла социальная активность детей по итогам внедрения программы Единого детского движения "Стремление" ("Дьулуур") Республики Саха (Якутия);
выросло количество реализованных социально значимых проектов детских общественных объединений;
создано единое информационное поле детских общественных объединений посредством детского портала Республики Саха (Якутия) "Детство Севера".
Дальнейшее развитие детского движения в Республике Саха (Якутия) требует решения определенного спектра проблем по:
разработке единой нормативной базы развития детского движения;
механизмам системной поддержки детских общественных объединений;
недостаточности системы профессиональной подготовки кадров для квалифицированной организации и управления детского движения;
отсутствию в муниципальных образованиях и городских округах программ, предусматривающих средства муниципального бюджета на поддержку развития детских общественных объединений;
слабой материально-технической базе детских общественных объединений.
Решение вышеперечисленных проблем становится возможным в результате взаимодействия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и детских общественных объединений республики.
IV. Цель, принципы и задачи Концепции
В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал детских общественных объединений, исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления для реализации государственной политики по улучшению положения детей, создания благоприятных условий для воспитания и развития, становления граждан и патриотов своей родины.
Цель Концепции: определение общей стратегии и разработка комплекса мер в области государственной координации и поддержки развития детского движения в Республике Саха (Якутия).
Принципы Концепции:
1. Принцип равенства возможностей.
Принцип, предоставляющий детским общественным объединениям равную возможность в правовой защите, а также в финансовой, материальной и иной поддержке со стороны исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и местного самоуправления.
2. Принцип самостоятельности.
Принцип, признающий самостоятельность детских объединений и их права на участие в определении мер государственной поддержки.
3. Принцип партнерства.
Принцип, предусматривающий участие детских общественных объединений на правах партнеров в формировании и реализации республиканских и муниципальных программ, касающихся детей и детского движения.
Основные задачи Концепции:
поиск и создание новых форм и технологий, способствующих интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка, росту его лидерских качеств;
усиление гражданско-патриотической позиции детских общественных объединений;
формирование общественной и социальной активности детей и подростков;
определение способов и возможностей консолидации усилий детских общественных объединений в практической деятельности;
утверждение в массовом сознании жителей Республики Саха (Якутия) позитивного образа детского движения;
привлечение детских общественных объединений к более активному участию в жизни республики, включение их в реализацию социально значимых программ, в решение проблем республики, района, города, села, микрорайона.
V. Основные направления развития детского движения в Республике Саха (Якутия)
Настоящая Концепция определяет следующие основные направления развития детского движения в Республике Саха (Якутия):
1. Совершенствование нормативной базы развития детского движения в Республике Саха (Якутия).
2. Совершенствование взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) и детских общественных объединений.
3. Финансовая и материальная поддержка детских общественных объединений.
4. Осуществление мониторинга состояния и тенденций развития детского движения.
5. Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для квалифицированной организации и управления детским движением.
6. Методическая и информационная поддержка детских общественных объединений.
7. Исполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития детского движения в Республике Саха (Якутия) на 2015-2017 годы.
VI. Механизмы реализации Концепции
Развитие детского движения в Республике Саха (Якутия) должно носить комплексный, системный и целевой характер, охватывать все детские общественные объединения.
В целях реализации настоящей Концепции необходимо:
принятие республиканского закона, регламентирующего отдельные вопросы детского движения, содержащего нормы и положения о детских общественных объединениях, определяющего статус руководителей и лидеров детских общественных объединений, устанавливающего взаимодействие органов власти, органов местного самоуправления и общественных институтов, способствующих развитию детского движения;
утверждение Плана мероприятий по реализации Концепции до 2017 года;
проведение мониторинговых и научных исследований развития детского движения в Республике Саха (Якутия);
разработка и внедрение программы по направлению 44.03.01. "Педагогическое образование", профиль подготовки "Дополнительное образование" с квалификацией "педагог дополнительного образования" на базе кафедры "социальная педагогика" Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова;
информационное обеспечение деятельности детского движения в Республике Саха (Якутия) через интернет-ресурсы и средства массовой информации.
Условиями реализации Концепции являются:
финансовые ресурсы в рамках действующих государственных программ Республики Саха (Якутия);
определение местонахождения советов детских общественных объединений районов и городов, ежегодное отслеживание состояния детского движения республики и численности членов детских общественных организаций;
создание материально-технической базы, имущественного комплекса для размещения детских общественных объединений;
кадровые ресурсы, предусматривающие выявление имеющихся специалистов и подготовку кадров для организации работы детских общественных объединений, программ подготовки и повышения квалификации, переподготовки специалистов образования и молодежной политики;
информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и. распространение информационных и методических материалов и технологий, формирование и подготовку сертифицированных групп специалистов - координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области детского движения.
VII. Ожидаемые результаты и оценка эффективности Концепции
В результате реализации Концепции предполагается достигнуть:
создания благоприятных условий для массового вовлечения детей и подростков республики в программы детского движения в Республике Саха (Якутия);
увеличения количества детей и подростков, систематически занимающихся в детских общественных объединениях до 85 000 детей к 2017 году;
создания в период с 2015 по 2017 годы Советов по развитию детских общественных объединений при главах муниципальных образований и городских округов, районных (городских) детских общественных объединений, координирующих деятельность первичных детских общественных организаций при образовательных организациях (школах) в 36 муниципальных образованиях и городских округах;
эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и снижения численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
реализации социально значимых программ детскими общественными объединениями;
нахождения и распространения новых методов и технологий по работе с детскими общественными объединениями;
создания системы качественной подготовки руководителей и лидеров детских общественных объединений;
организации и проведения курсов повышения квалификации для организаторов детского движения с ежегодным охватом не менее 100 человек;
создания системы поощрения руководителей, лидеров и активистов детских общественных объединений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.