Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2015 г. N 692-р настоящее постановление снято с контроля
В целях организации оказания комплексной оперативной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, и их семьям, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия):
2.1. Руководствоваться Порядком оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении, утвержденным настоящим постановлением.
2.2. Заключить с Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) соглашения об организации межведомственного взаимодействия по оказанию экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении.
3. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Порядок
оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2014 г. N 354)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет алгоритм действий и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, организаций при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении.
1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Семейным кодексом Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
1.3. Для достижения согласованности действий при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении организуется межведомственное взаимодействие.
1.4. Участниками межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении (далее - участники межведомственного взаимодействия) являются:
мобильная кризисная служба государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи" (далее - Мобильная кризисная служба);
органы внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);
следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);
органы и учреждения социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия);
органы, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения Республики Саха (Якутия);
органы и учреждения здравоохранения Республики Саха (Якутия);
органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия) (по согласованию);
органы опеки и попечительства муниципальных образований (по согласованию);
Республиканская (межведомственная) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия);
улусные (районные, городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по согласованию);
органы службы занятости населения Республики Саха (Якутия);
уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия).
1.5. Общая координация деятельности участников межведомственного взаимодействия возлагается на Республиканскую (межведомственную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Саха (Якутия).
1.6. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
несовершеннолетний, подвергшийся жестокому обращению и насилию, - это несовершеннолетний, физическому и психическому здоровью, развитию и благополучию которого наносят вред действиями (бездействиями) окружающие лица. Жестокое обращение с несовершеннолетним может проявляться в форме физического или психологического насилия либо в покушении на его половую неприкосновенность, в применении недопустимых способов воспитания, грубом, пренебрежительном отношении, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации несовершеннолетних.
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
семья с несовершеннолетними детьми, попавшими в кризисную ситуацию - семья, в которой несовершеннолетние дети находятся в опасном социальном положении, поскольку нарушаются их права, что создает угрозу жизни и здоровью детей, в том числе жестокое обращение с ними.
II. Общий алгоритм действий заинтересованных органов и организаций в случае жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних
2.1. С целью обеспечения оперативного приема, учета и рассмотрения обращений заявителей о фактах жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними создается Единый республиканский телефонный номер Мобильной кризисной службы, в органах местного самоуправления - определяется специалист и телефон приема информации. Номера телефонов доводятся до населения через средства массовой информации, образовательные организации, учреждения социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.
Обращение о факте насилия в отношении несовершеннолетнего также может быть принято любым органом или учреждением системы профилактики - участником межведомственного взаимодействия. При этом о полученном обращении незамедлительно в течение суток информируется Мобильная кризисная служба.
2.2. В случае поступления сообщения о факте жестокого обращения и насилия и сохранения угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего экстренное реагирование Мобильной кризисной службой осуществляется незамедлительно в течение суток.
Сотрудник Мобильной кризисной службы, принявший обращение, незамедлительно в течение суток уведомляет заведующего Мобильной кризисной службой о наличии факта жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего. Заведующий Мобильной кризисной службы направляет запрос в правоохранительные органы и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
2.3. При подтверждении факта жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, заведующий Мобильной кризисной службой совместно с участниками межведомственного взаимодействия принимает одну из следующих мер:
в течение от 1 до 7 дней организует выезд Мобильной кризисной службы в случаях отсутствия квалифицированного психолога, социального педагога по месту жительства несовершеннолетнего либо по месту совершения в его отношении жестокого обращения и насилия, а также при численности пострадавших свыше 3 человек;
организует оказание экстренной помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от жестокого обращения и насилия, и его семье без выезда на место случая жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего специалистами органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.4. Мобильная кризисная служба по прибытии на место фактического нахождения несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения и насилия:
оказывает необходимую медицинскую, психологическую, социальную, юридическую помощь пострадавшему несовершеннолетнему и членам его семьи;
принимает решение о необходимости транспортировки несовершеннолетнего и его сопровождающих до места назначения, когда невозможно оставить ребенка в домашних условиях, передать родителям, родственникам или устроить в специализированное учреждение.
2.5. Взаимодействие Мобильной кризисной службы с правоохранительными органами для организации следственных и других мероприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2.6. Взаимодействие между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и администрацией муниципального района, городского округа регулируется на основании заключаемых соглашений об организации межведомственного взаимодействия по оказанию экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении.
2.7. В случае необходимости оказания экстренной медицинской помощи несовершеннолетний помещается в медицинский стационар. В случае опасной ситуации (угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего) или необходимости в психолого-педагогической помощи, несовершеннолетний помещается в социальное учреждение (социально-реабилитационный центр).
2.8. Отобрание несовершеннолетнего из семьи осуществляется органами, наделенными полномочиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
2.9. В течение 2 рабочих дней со дня поступления сообщения Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на местах обеспечивается разработка индивидуального плана реабилитации несовершеннолетнего, копия которого предоставляется в Мобильную кризисную службу для изучения на предмет дополнительных рекомендаций и внесения предложений в течение 3 рабочих дней.
2.10. На основании индивидуального плана реабилитации несовершеннолетнего оказывается непосредственная медицинская, психологическая, юридическая и социальная помощь несовершеннолетнему и его семье специалистами органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетнего.
2.11. Профилактика повторных случаев жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними осуществляются специалистами органов системы профилактики.
III. Основные задачи и функции Мобильной кризисной службы
3.1. Оперативное реагирование на случаи жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними, оказание экстренной помощи несовершеннолетним и членам их семей осуществляется Мобильной кризисной службой.
3.2. Основные цели и задачи Мобильной кризисной службы:
а) ведение учета поступивших обращений о фактах жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего и принятых по ним мер Мобильной кризисной службой;
б) выявление причин и условий, способствовавших факту жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, оказание ему психологической, медицинской, социальной, юридической помощи.
в) оказание методической помощи специалистам органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних;
г) направление несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия на реабилитацию в специализированное социальное или медицинское учреждение;
д) организация выезда Мобильной кризисной службы в случаях жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего в целях оказания помощи по месту фактического нахождения пострадавшего.
3.3. Организация оперативного обеспечения межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи, реабилитации и сопровождении несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия, и их семей возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту происшествия.
IV. Основные задачи и функции участников межведомственного взаимодействия
4.1. Участники межведомственного взаимодействия в пределах своей компетенции:
4.1.1. Обеспечивают соблюдение прав и защиту законных интересов несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения и насилия.
4.1.2. Оказывают комплексную помощь медицинского, социального, образовательного, психологического, юридического и иного характера до прохождения несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, полного курса реабилитации.
4.1.3. Разрабатывают ведомственные нормативные акты, закрепляющие действия специалистов при реабилитации и сопровождении несовершеннолетних и их семей, пострадавших от жестокого обращения и насилия.
4.1.4. Разрабатывают ведомственные Порядки реабилитации и сопровождения несовершеннолетних и их семей, пострадавших от жестокого обращения и насилия, а также индивидуального плана реабилитации несовершеннолетнего.
4.1.5. Информируют Мобильную кризисную службу о фактах жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего в течение суток после установления факта.
4.1.6. Организуют информационную кампанию через средства массовой информации по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего, формированию общественного мнения о негативном отношении к жестокому обращению и насилию в отношении несовершеннолетнего.
4.1.7. Оказывают содействие группе оперативного реагирования Мобильной кризисной службы, в том числе и по предоставлению необходимых помещений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2014 г. N 354 "О Порядке оперативного реагирования и межведомственного взаимодействия при оказании экстренной помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и насилия, их семьям, а также при их реабилитации и сопровождении"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 25 октября 2014 г. N 56, в газете "Саха Сирэ" от 27 января 2015 г. N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 октября 2015 г. N 398
Настоящий документ снят с контроля