Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
Наличие совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки (профессионального обучения) позволяет реализовывать гражданам различные траектории получения профессионального образования и повышения квалификации. Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования - комплексного, всестороннего обновления всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современности с сохранением и приумножением лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования.
За последние годы повысился уровень профессионального образования населения Якутии. Так, если по итогам переписи 2002 года на 1000 населения в возрасте 15 лет и более приходилось 587 чел. с профессиональным образованием, то в 2010 году - 637 чел. Увеличилась доля лиц, имеющих начальное профессиональное образование с 9,5% до 19,6%. Сократилась доля граждан, не имеющих профессионального образования с 37% до 29%. При этом, в сравнении с Россией и Дальневосточным ФО Республика Саха (Якутия) несколько отстает по уровню высшего профессионального (211 против 228 по Российской Федерации и 215 по ДВФО), среднего профессионального (313 против 327 по ВФО) и начального профессионального образования (52 против 56 по Российской Федерации и 55 по ДВФО). Эти тенденции имели место и в 2002 году, когда наблюдалось отставание по всем уровням профессионального образования.
Система профессионального образования в Республике Саха (Якутия) формируется государственными и негосударственными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования республиканского и федерального ведения, учебными центрами/центрами подготовки кадров предприятий, в которых реализуются программы соответствующего уровня, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Ядром системы является государственный сектор, который включает 63 учреждений начального и среднего профобразования и 5 - высшего образования с общим контингентом более 62 тысяч обучающихся.
В последние годы в сфере профессионального образования основными направлениями государственной политики являлись разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих гибкость образовательных программ; диверсификация структуры сети профессионального образования, включая выделение ведущих вузов, поддержка региональных программ развития систем профессионального образования; поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные программы; внедрение новых финансово-экономических механизмов и организационных форм.
В новых образовательных стандартах для описания требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы использовались дескрипторы квалификационных уровней Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, разработанной в соответствии с соглашением между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Согласно новым стандартам образовательные учреждения могут отводить до половины общего объёма подготовки (НПО - СПО - ВПО (20% - 30% - 50% - соответственно, а на уровне магистратуры - до 70%) на изучение вопросов, связанных с региональными производственными и технологическими процессами. Это позволяет образовательному учреждению во взаимодействии с заинтересованными предприятиями постоянно обновлять содержание и технологии образования.
Указанные мероприятия заложили базу для обновления системы профессионального образования в соответствии с новыми экономическими реалиями и перспективами.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования разработана и утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) Программа модернизации начального и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2015 годы. Данная программа при поддержке АК "АЛРОСА" по итогам федерального конкурса вошла в список победителей по направлению подготовки рабочих кадров для горнодобывающей отрасли.
За последние годы усилена работа по развитию стратегического партнерства в сфере профессионального образования, привлечения предприятий - заказчиков рабочих кадров и специалистов к образовательному процессу. В связи с внедрением ФГОС все образовательные учреждения в республике согласовали свои основные профессиональные образовательные программы со своими предприятиями - работодателями, в том числе с ОАО АК "АЛРОСА", ОАО "Селигдар", ОАО "Алданзолото", ОАО "ДСК", ГУП "ЖКХ", ОАО АК "Железные дороги Якутии", УГРС ОАО "Сахатранснефтегаз", ООО "Ленагаз", ФГУ Упрдор "Лена", ОАО "Якутдорстрой", ОАО "Сахаэнерго", ОАО "Теплоэнергосервис", с отраслевыми министерствами и ведомствами, муниципальными образованиями республики, производственными предприятиями и предприятиями малого и среднего бизнеса.
Для развития дальнейшего стратегического партнерства в сфере профессионального образования, привлечения предприятий - заказчиков к образовательному процессу, содействия в трудоустройстве выпускников и укрепления материально-технической базы образовательных учреждений Президент и Правительство Республики Саха (Якутия) ведут целенаправленную работу по обеспечению механизма государственно-частного партнерства в системе высшего, среднего и начального профессионального образования. Деятельность с хозяйствующими субъектами осуществляется в рамках действующих документов о договоренностях. Между Правительством Республики Саха (Якутия) и компаниями действуют: Договор с ОАО "Сургутнефтегаз" от 8 декабря 2004 года, Соглашение с ОАО "Газпром" от 17 июля 2007 года, Соглашение с ООО "Колмар" от 14 ноября 2008 года, Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством и ОАО "Полюс золото" от 1 июня 2011 года, Договор о взаимодействии с АК "АЛРОСА" (ОАО) от 30 июня 2011 года и др. Действуют Соглашения между органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики в области профессионального образования, подготовки и расстановки кадров на территории Республики Саха (Якутия) и ОАО ХК "Якутуголь" от 03 апреля 2008 года, ОАО "Якутскэнерго" от 22 июня 2008 года, ОАО "Алмазы Анабара" от 2008 года, ОАО "Нижне-Ленское" от 26 февраля 2009 года, ОАО "Железные дороги Якутии" от 17 марта 2011 года, ОАО "Алданзолото ГРК" от 17 марта 2011 года и др. В 2012 году Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) достигнуты договоренности о сотрудничестве (с привлечением Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова) с 4 хозяйствующими субъектами: ОАО "Алмазы Анабара", ОАО "Горно-металлургическая компания "Тимир", ОАО "Водоканал", ЗАО "Зырянский угольный разрез".
В образовательных учреждениях выплачиваются обучающимся именные стипендии от работодателей и меценатов - ежемесячные и единовременные денежные поощрения.
Формирование плана приема, открытие новых специальностей и профессий осуществляется на основании прогнозных данных в соответствии со Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, а также потребности работодателей, уточняемым ежегодно опросным методом.
Учитывается, что общей тенденцией в период до 2030 года, характерным для экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), станет усиление индустриальной профессиональной ориентации трудовых ресурсов и специализация малого и среднего бизнеса на сфере услуг. При этом прогнозируется неравномерное увеличение спроса на трудовые ресурсы вследствие реализации крупных инвестиционных проектов на территории республики. По прогнозным оценкам, дополнительная суммарная потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года с учетом направлений до 2030 года ориентировочно будет составлять к 2020 году около 100 тысяч человек.
В соответствии с прогнозной динамикой предполагаемый рост численности трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) к 2022 году составит 103,4% по отношению к 2011 году. Общая численность трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) увеличится на 21,9 тыс. чел. с 646,7 тыс. чел. в 2011 году до 668,6 тыс. чел. в 2022 году при условии сохранения темпов роста, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2013-2017 годы.
Согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов по итогам 2011 года, выполненному Департаментом занятости Республики Саха (Якутия), к 2022 году наиболее высокие темпы роста численности занятых предполагаются по следующим видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых" - 122,8%, "Обрабатывающие производства" - 129,2%, "Строительство" - 137,4%. Предполагается ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу со стороны экономики на 8,6% (41,6 тыс. чел.), при этом рост предложения рабочей силы составит 3,4% (21,9 тыс. чел.). Относительно низкие темпы роста численности учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от работы в сравнении с темпами роста на рабочую силу по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Строительство", формируют другой структурный дисбаланс предложения и спроса на рабочую силу.
В условиях конкуренции за рабочие места ожидается дополнительный рост спроса на образовательные услуги, предоставляемые учреждениями профессионального образования соответствующего профиля.
Для осуществления системного контроля и взаимодействия уровней власти и хозяйствующих субъектов функционируют Межведомственная комиссия по содействию в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 09.11.2011 N 815-РП), Координационный Совет содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 июня 1999 года N 308), с участием субъектов - органов исполнительной власти, образовательных учреждений высшего образования, профессиональных образовательных учреждений, работодателей (юридических лиц), где рассматриваются и принимаются решения по регулированию рынка труда по подготовке востребованных специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
В результате совместной работы за последние годы улучшились показатели трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: за период 2002-2012 годы возросло число трудоустраиваемых выпускников с 53,9% до 70,8% (с доведением доли трудоустройства по линиям занятости до 100%).
Анализ по выпускникам 2009-2012 гг. в разрезе крупных предприятий показал относительно низкий уровень закрепляемости на угледобывающих предприятиях и достаточно высокий ее уровень на предприятиях транспортной и нефтегазовой отраслях. В целом уровень закрепляемости выпускников на предприятиях составляет более 70%.
Усовершенствована нормативно-правовая база. Так, для обучающихся начального и среднего профессионального образования из категории малообеспеченных семей производятся выплаты проезда один раз в год до места учебы и обратно.
Начиная с 2012 года учреждаются стипендии Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального и среднего профессионального образования (по программам начального профессионального образования - по 2 тыс. рублей ежемесячно и среднего профессионального образования по 4 тыс. рублей ежемесячно).
В соответствии с Указами Президента Республики Саха (Якутия) от 11.07.2008 N 1049 и от 20.05.2010 N 1940, начиная с 2008 года единовременных денежных поощрений удостоены 80 педагогов, 100 обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования и 8 учреждений начального и среднего профессионального образования стали обладателями грантов Президента Республики Саха (Якутия).
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25.11.2011 г. N 1071 установлены 100 стипендий Президента Республики Саха (Якутия) отличникам учебы учреждений начального и среднего профессионального образования в размере 3 000 рублей ежемесячно и Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2012 г. N 1304 учреждены 100 стипендий Президента Республики Саха (Якутия) в размере 3 000 рублей ежемесячно для студентов и аспирантов, обучающихся за пределами Республики Саха (Якутия) по техническим и технологическим направлениям по контрактам о целевой подготовке специалистов.
В республике продолжается работа по открытию новых востребованных на рынке труда направлений подготовки. Только за последние пять лет в вузах, ссузах и профучилищах республики открыто около 80 новых специальностей и профессий, из которых около 70% - технического профиля.
Подготовка в учреждениях Республики Саха (Якутия) осуществляется по 86 специальностям среднего профессионального образования (технического профиля - 54%), 69 профессиям начального профессионального образования (технического профиля 61%), 76 профессиям профессиональной подготовки и целому ряду программ дополнительного профессионального образования.
Северо-Восточный федеральный университет стал одним из первых в России федеральных университетов. Сегодня в 5 ведущих государственных вузах республики (СВФУ имени М.К. Аммосова, Якутская сельскохозяйственная академия, Арктический государственный институт культуры и искусства, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Высшая школа музыки) подготовка кадров с высшим профессиональным образованием осуществляется по 275 специальностям и профессиям.
Республика Саха (Якутия) готовит кадры в вузах центральной части России, Сибири и Дальнего Востока - порядка 4 тыс. человек ежегодно. За пределами республики за последние десять лет мы подготовили специалистов в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации более 5 тыс. человек по 300 специальностям.
За последние десять лет структура профессионального образования в республике изменилась незначительно - за счет оптимизации с учетом создания новых произошло уменьшение числа учреждений от 65 до 60 (негосударственных от 28 до 22), увеличилось число учреждений среднего профессионального образования. Несмотря на это сеть учреждений в эти годы претерпела значительные перемены: менялось общее количество учреждений, их статус, ряд учреждений реорганизованы, введены в эксплуатацию новые учреждения, открыты новые специальности и профессии, приостановлена подготовка по целому ряду невостребованных.
До передачи в федеральное ведение ряда вузов республики в 2007 году основное внимание уделялось строительству объектов высшего профессионального образования за счет средств республики. С 2002 года введено в строй 7 объектов и реконструировано 2 объекта Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова (ныне - Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова) и Якутской государственной сельскохозяйственной академии.
В Республике Саха (Якутия) за счет собственных средств за 2011-2012 годы построено 6 объектов начального и среднего профессионального образования на общую сумму 1 млрд 154 млн. рублей (Транспортный техникум в п. Нижний Бестях Мегино-Кангаласского улуса и Горно-геологический техникум в п. Хандыга Томпонского улуса с полным оснащением, отвечающим современным требованиям, учебно-лабораторным оборудованием и общежитиями для проживания студентов и молодых преподавателей.
Проведена значительная работа по укреплению материально-технической базы учреждений профессионального образования. Введено в строй 15 новых объектов: учебно-лабораторные корпуса, общежития, стадионы, автодромы и комбинаты питания.
В целом, несмотря на принимаемые меры и преимущества, проблемы профессионального образования в республике тесно увязаны с общероссийскими и связаны, прежде всего, с разбалансированностью по уровням подготовки (НПО - СПО - ВПО), формам подготовки (очная - заочная) и направлениям подготовки (инженерно-техническая - социально-гуманитарная). Сложившаяся система профессионального образования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на растущий спрос квалифицированной рабочей силы и высоквалифицированных инженерных кадров.
Создание инновационной экономики - главный вызов для системы профессионального образования.
В связи с этим основными направлениями работы по модернизации системы профессионального образования являются:
приведение системы профессионального образования в соответствие с требованиями развивающихся рынков труда и задачами социально-экономического развития страны;
модернизация системы профессиональной ориентации, создание системы сопровождения профессионального выбора в образовательных учреждениях;
развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;
создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования.
Ключевыми условиями развития системы профессионального образования являются:
обеспечение более тесной связи системы профессионального образования с экономикой и ее реальными потребностями;
объединение усилий государства, работодателей и общества;
взаимодействие всех ветвей и уровней власти;
повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования на протяжении всей жизни;
создание стимулов для образовательных учреждений к повышению качества профессионального образования с учетом критериев его оценки принятых как на национальном, так и на международном уровне.
С точки зрения качества и структуры трудовых ресурсов необходимо выравнивание подготовки кадров за счет специальных мер, на разработку и реализацию которых направлена данная Программа.
Таблица 1
SWOT-анализ текущего состояния системы профессионального образования в Республике Саха (Якутия)
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Относительно высокий темп роста рынка труда - потребителя кадров разного уровня квалификации. Позиционирование республики как центра опережающего развития для технологического, миграционного и финансового притяжения, использование транспортно-транзитного потенциала. Наличие системы государственных образовательных организаций для обеспечения непрерывного образования. |
Нерациональная организация сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Доступность высшего образования, и, как следствие, снижение престижа и востребованности СПО, и одновременно тенденция замещения рабочих кадров и кадров среднего звена кадрами с высшим образованием. |
|
|
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Реализация социального партнерства. Продвижение профильных для республики типов профессионального образования, дальнейшее развитие высокоуровневой системы образования. Наличие механизмов целевого обучения в образовательных организациях федерального значения. Использование возможностей высокого научно-образовательного и культурного потенциала. Уникальные природные условия как потенциал развития туризма. |
Сохранение смешанной системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях и умениях. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям. Неудовлетворительное по целому ряду показателей состояние материально-технической базы образовательных учреждений и студенческих общежитий. Низкая инвестиционная привлекательность имеющейся системы профессионального образования Прерывистый (очаговый) характер размещения производства. Низкий уровень адаптации социума к рыночной среде, недостаточно высокая производительность труда. Недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, и невысокий уровень оплаты труда. |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
Создание образовательно-научно-производственных кластеров. Усиление академической и трудовой мобильности. Обеспечение информационной открытости результатов деятельности образовательных организаций на основе мониторинга образования. Развитие обратной связи для развития конкуренции, повышения эффективности и доступности образовательных услуг. Развитие корпоративных систем подготовки кадров. |
Увеличение сроков проектирования и реализации инвестиционных проектов на территории республики. Отсутствие общероссийской системы оценки качества образования. Устаревание или необходимость модернизации ряда профессий, возникновение новых профессий. Инновации и развитие новых технологий, приводящих к быстрым изменениям в промышленном производстве, экономике и социальной сфере, в том числе повышение экологических требований к производству (энергосбережение и альтернативные источники энергии, "зеленые технологии" и т.п.). |
|
|
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
Развитие региональной системы компетенция и квалификаций. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы образования. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. |
Экономические кризисы и угроза безработицы. Негативные демографические тенденции. Фрагментарность и нескоординированность действий, отсутствие системного подхода при продвижении государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена Отсутствие системного подхода в реализации новых организационно-экономических механизмов, новых подходов к обучению и воспитанию. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.