Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента Республики Саха (Якутия)
от 14 декабря 2012 года N 1769
Стратегия
действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы
5 октября 2013 г.
Введение
Стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) определяет основные цели и задачи социальной политики республики, направленной на улучшение положения детей в обществе, их надлежащую защиту, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития.
Главной целью Стратегии является определение основных направлений и задач политики Республики Саха (Якутия) в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения на федеральном уровне нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Законом Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2003 года 4-З N 5-III "Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Саха (Якутия)" учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка. Приняты следующие законы Республики Саха (Якутия):
от 17.12.2008 643-З N 147-IV "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия);
от 16.06.2011 952-З N 803-IV "О республиканском материнском капитале "Семья";
от 08.06.2012 1073-З N 1059-IV "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству";
от 14.04.2010 822-З N 529-IV "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию";
от 22 марта 2006 года 327-З N 667-III "О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе";
от 18.02.2009 663-З N 189-IV "О начальном профессиональном, среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании в Республике Саха (Якутия)".
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.01.2009 N 10 утверждены Концепция семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года и план действий по ее реализации, проводится информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер Телефона доверия, ежегодно издается Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Саха (Якутия), реализуется Комплексная программа Республики Саха (Якутия) "Семья для ребенка" на 2012-2015 годы.
Инструментом практического решения многих вопросов в Республике Саха (Якутия) в сфере детства стала реализация государственных программ "Социальная поддержка граждан и семейная политика на 2012-2016 годы", "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Реализация молодежной политики, развитие физкультуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Безбарьерная среда на 2012-2016 годы", "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы".
Признавая, что в республике есть дети, живущие в трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, социальная политика Республики Саха (Якутия) провозглашает принцип приоритетной адресной поддержки всех категорий социально незащищенных детей, обеспечения реального равенства прав и возможностей, и настоящая Стратегия призвана создать условия для того, чтобы каждый ребенок рос в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, чтобы каждой семье были предоставлены необходимые защита и содействие в выполнении ее обязанностей.
Стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
1. Краткий анализ современного состояния проблемы
Численность детского населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2012 года с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года составила 253 139 детей, что составляет 26,5% населения республики (955,9 тыс. чел.)
В 2011 году в республике родилось 16 402 детей (в 2010 г. - 16 109, в 2009 г. - 15 970). В результате введения дополнительных мер поддержки семей с детьми, в том числе предоставление женщине, родившей второго и последующего ребенка, материнского (семейного) капитала, наблюдается рост рождаемости за счет вторых и третьих рождений. За 2009-2011 гг. по данным Управления ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия) число детей, родившихся 3-ми и более по порядку рождения, увеличилось с 2 696 до 3 712 соответственно, а их удельный вес в общем числе родившихся возрос с 17% в 2009 г. до 22% в 2011 г.
Удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей имеет тенденцию к снижению (2009 - 0,54%, 2010 - 0,40%, 2011 - 0,26%).
Показатель младенческой смертности характеризует не только качество оказания медицинской помощи женщинам и детям, состояние системы здравоохранения, но и уровень социального благополучия населения, организацию межведомственного взаимодействия в плане сохранения жизни и здоровья матери и ребенка.
В республике показатель младенческой смертности продолжает снижаться и по предварительным данным ТОФС ГС по PC (Я) за 2011 год составил 6,1 на 1000 родившихся живыми, что на 19,1% ниже, чем в 2009 году. Основными причинами младенческой смертности в республике являются врожденные аномалии и заболевания, возникающие в перинатальном периоде.
В структуре причин смертности детей от 1 года до 14 лет первое место занимают несчастные случаи, второе - врожденные пороки развития, на третьем - болезни нервной системы, на четвертом - новообразования. В структуре причин смерти детей возрастной группы от 15 до 17 лет в 2011 году 88,1% (52 случая) составляли несчастные случаи (травмы и отравления).
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Республика Саха (Якутия) относится к регионам с самым низким удельным весом детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся вне семьи. Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике составила в 2011 году 7 674 ребенка (3,47% детского населения). Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (2009 - 793, 2010 - 662, 2011 - 624).
Фактором риска увеличения социального сиротства являются изменения в брачной структуре населения. Увеличивается количество неполных семей в результате разводов и внебрачных рождений. В 2011 году официальные отношения расторгли 4 764 супружеские пары, что больше на 6,7%, чем в 2010 году. На долю всех зарегистрированных браков (9 017) приходится 52,8% разводов, т.е. распадается каждый второй брак. В 2011 году в расторгнутых браках воспитывалось 2877 детей.
Высока доля детей, рожденных матерями, не состоящими в зарегистрированном браке. В 2010 году было зарегистрировано 6 089 новорожденных у женщин, не состоящих в браке с отцом ребенка, что составило 37,8% от общего количества зарегистрированных рождений.
Согласно данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) по причине специфических климатогеографических условий, неблагоприятных экологических факторов, а также неудовлетворительных условий и образа жизни семей республики отмечается рост заболеваемости детей по всем классам болезней и во всех возрастных группах. Показатель общей заболеваемости детей 0-17 лет в 2011 году увеличился на 1,3% в сравнении с 2010 годом (с 2 602,9 до 2 639,2 на 100 тыс. населения соответственно).
В структуре детской заболеваемости первые места занимают болезни органов дыхания, на втором месте - органы пищеварения, на третьем - болезни нервной системы. Причем чем старше становится ребенок, тем выше процент общей заболеваемости (рост заболеваемости детей до 1 года жизни - на 5,7%, детей от 0-14 лет - на 8,7%, подростков от 15 до 17 лет - на 10%).
По данным ГУ НПЦ "Фтизиатрия" заболеваемость туберкулезом у детей составила в 2009 году - 22,8, в 2010 году - 21,8 и в 2011 году - 31,0 на 100 тыс. населения. Учитывая социальный характер заболевания, применение только медицинских мер профилактики туберкулеза (вакцинация, химиопрофилактика, оздоровление и др.) недостаточно. Основными факторами риска инфицирования и заболевания детей туберкулезом являются эпидемический (70,5% детей из очагов туберкулезной инфекции), социальный (57,6% детей из семей с низким уровнем материальной обеспеченности, проживающих в домах без благоустройств) и этнический (72,9% детей коренной национальности).
По данным Республиканского психоневрологического диспансера не уменьшается число подростков от 14 до 18 лет, страдающих психическими расстройствами и болезнями нервной системы. Необходимо отметить, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, чаще подвержены такого рода заболеваниям.
Согласно статистическим данным среднереспубликанский показатель распространенности алкоголизма (включая алкогольные психозы) в 2011 году составил 1 893,4 больных на 100 тыс. населения (для сравнения в России - 1 524,4 или 1,9% общей численности населения). Показатель распространенности алкоголизма в республике выше показателя по Российской Федерации на 27,2%. Показатели по токсикомании в республике превышают среднероссийские на 9,9%.
Статистически наблюдается поступательное увеличение показателей наркологических расстройств у детей и подростков. Актуальной стала проблема зависимости среди детей от ненаркотических психоактивных веществ (в среднем 109,4 на 100 тыс. населения) и реальная угроза злоупотребления алкоголя и наркотиков - в среднем 32,3 и 0,6 на 100 тыс. населения соответственно.
Отмечается значительный рост алкоголизма и алкогольных психозов среди женского населения и особенно среди женщин детородного возраста с 2-4 детьми. При этом не все улусы (районы) республики обеспечены врачами-наркологами.
Еще одной уязвимой категорией, нуждающейся в заботе государства, являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья. На начало 2012 года в республике состояли на учете 6 168 детей данной категории, что составляет 2,79% от всего детского населения. Семьи, имеющие детей-инвалидов, сталкиваются с серьезными материальными затруднениями в связи с появлением дополнительных расходов, связанных с болезнью ребенка, а также полной или частичной потерей заработка одним из родителей из-за необходимости осуществления постоянного ухода за ним.
Для повышения адаптационных возможностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создание условий для оказания комплексного сопровождения детей-инвалидов и их семей, в том числе создание условий для их творческого развития. Необходимо уделять особое внимание их физическому состоянию. Это актуализирует задачу привлечения указанной категории детей к занятиям адаптивной физической культурой.
Положение семей с детьми усугубляется и последствиями финансово-экономического кризиса и недостаточного количества рабочих мест, особенно в сельской местности. Большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, испытывают потребность в дополнительной площади. Согласно подсчетам специалистов у семей с детьми риск бедности двукратно превышает среднестатистический показатель, увеличиваясь с рождением каждого последующего ребенка. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Низкий уровень доходов, а соответственно и низкое качество жизни, нестабильное положение приводит к социальному неблагополучию, разрыву внутрисемейных взаимоотношений, домашнему насилию. На 1 января 2012 года на профилактическом учете состоят 5 197 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживают 10 755 несовершеннолетних детей.
Серьезной проблемой продолжает оставаться количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Основными причинами являются: асоциальное поведение родителей и лиц, занимающихся их воспитанием, злоупотребление алкоголем, безответственное, равнодушное отношение к судьбе детей, в результате чего складываются конфликтные ситуации в семье или семьи находятся в трудных материальных и социальных условиях, а также бесконтрольность и безнадзорность со стороны родителей за несовершеннолетними, ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию и развитию.
По данным Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в 2011 году зарегистрировано 906 преступлений, совершенных в отношении детей, из них тяжких и особо тяжких преступлений - 146, против новорожденных - 11, против малолетних (до 14 лет) - 286, убийств детей - 4, причинений смерти детям по неосторожности - 9, сексуальных преступлений против несовершеннолетних - 162, изнасилований детей - 33.
В республике наблюдается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. В 2011 году зарегистрировано 651 преступление, что на 39,8% меньше, чем в 2008 году(1082).
Значимыми направлениями политики социализации подрастающего поколения являются помощь в профессиональной ориентации и получении опыта трудовой деятельности, содействие во временном трудоустройстве подростков и учащейся молодежи. В течение 2011 года в органы службы занятости населения обратилось в поиске работы 12,5 тыс. чел. в возрасте от 14 до 18 лет, из числа которых 11,8 тыс. несовершеннолетних граждан нашли работу, включая работу временного характера.
В системе общего образования Республики Саха (Якутия) сохраняется тенденция сокращения численности обучающихся с 203 162 детей в 737 школах в 1992 году до 134 841 ребенка в 637 школах в 2012 году.
Планомерная деятельность по развитию системы дополнительного образования детей в республике имеет положительные результаты. Дополнительным образованием охвачено 81 712 детей. Если занятость детей дополнительным образованием в 2010 году составляла 57% от общего количества обучающихся в республике, то в 2012 году - 62%.
Важной составляющей эффективной политики в сфере детства является создание условий, при которых дети имеют возможность принимать непосредственное участие в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Одна из таких форм-участие обучающихся в управлении образовательным учреждением (иногда называемое "самоуправлением"), другой формой является участие в детском общественном движении.
Статьей 136 Закона Республики Саха (Якутия) от 03.12.1998 З N 49-II "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)" определены направления государственной поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка, т.к. указанная статья в Законе отсутствует
В Республике Саха (Якутия) в настоящее время действует 516 детских общественных объединений, в которых состоит свыше 60 000 детей (около 27% детского населения). В основном они функционируют на базе школ и учреждений дополнительного образования. На республиканском уровне они объединены в Общественную организацию "Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия)". Это пионеры, юные политологи и экологи, юные туристы и предприниматели, юнкоры и детские правозащитные организации, юные друзья милиции, юные спасатели, КВНщики, детские общественные объединения "Кэскил", "Кэнчээри" и "Содружество".
Основными проблемами снижения эффективности деятельности детских общественных объединений являются отсутствие материальной базы, информационного и методического центра, работающего с детскими общественными объединениями. В настоящее время в республике отсутствуют районные детские организации в муниципальных районах республики, которые могли бы объединять и координировать деятельность детских организаций при образовательных учреждениях. Это является следствием сокращения ставок и сменяемости профессиональных кадров-старших вожатых (организаторов детского движения). В последние годы сменяемость кадров организаторов детского движения достигла 80%.
Цель участия детей в жизни республики заключается в создании условий для органичного включения подрастающего поколения в жизнь общества-сначала на микро, затем на макроуровне, приобщении к социальным ценностям и нормам, эффективной профилактике отклоняющего поведения.
2. Цель, направления и задачи Стратегии
Целью Стратегии является улучшение положения детей в республике, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
семейная политика детствосбережения;
охрана здоровья детей, здоровый образ жизни;
равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
дети - участники реализации Стратегии.
В рамках реализации направления "Семейная политика детствосбережения" предусматривается решение следующих задач:
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Проведение политики пропаганды семейных ценностей, модели благополучной и стабильной семьи с целью возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений.
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
В рамках реализации направления "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей" предусматривается решение следующих задач:
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Обеспечение доступности качественного начального профессионального и среднего профессионального образования, активная пропаганда рабочих и технических специальностей и дальнейшее создание условий для трудоустройства выпускников ССУЗов.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.
В рамках реализации направления "Охрана здоровья детей, здоровый образ жизни" предусматривается решение следующих задач:
Увеличение рождаемости, снижение смертности, укрепление здоровья детского населения, снижение заболеваемости и создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни.
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам профилактики, лечения болезней и восстановления здоровья.
Развитие подростковой медицины, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей дошкольного возраста, учащихся образовательных учреждений общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, в лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
В рамках реализации направления "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства" предусматривается решение следующих задач:
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационных услуг, внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Расширение служб по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
В рамках реализации направления "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия" предусматривается решение следующих задач:
Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Своевременное выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними в отношении несовершеннолетних, их систематический анализ.
Формирование модели пробации - непрерывного сопровождения несовершеннолетних, совершивших преступления, а также несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений.
В рамках реализации направления "Дети - участники реализации Стратегии" предусматривается решение следующих задач:
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
Обеспечение правового воспитания и обучения детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Формирование общественной и социальной активности юных жителей республики, создание и развитие детских общественных формирований, определение способов и возможностей консолидации их усилий и объединение в практической деятельности.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Определение основных принципов взаимодействия органов власти с детскими общественными объединениями.
Привлечение детских общественных организаций к более активному участию в жизни республики, включение их в реализацию социально значимых программ.
Осуществление поддержки развития детских и молодежных общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций Республики Саха (Якутия), деятельность которых направлена на детствосбережение.
3. Меры по реализации Стратегии
Для решения задач направления "Семейная политика детствосбережения" требуется обеспечить:
проведение мониторинга законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере защиты детства;
формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства;
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая развитие адресной системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, расширение рынка образовательных услуг для детей;
усиление государственной поддержки студенческих семей, имеющих детей, во время учебы в ССУзах, ВУЗах;
создание механизмов дополнительной поддержки семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, а также семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
установление дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, воспитывающим детей, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при рождении ребенка или создании семьи, оказание им социально-психологической поддержки;
создание условий для обеспечения доступности жилья для семей с детьми за счет повышения доступности ипотечных кредитов, в первую очередь для молодых семей с детьми, а также для неполных семей;
создание системы семейных социально-психологических консультаций, в том числе негосударственных, молодым семьям и лицам, вступающим в брак, для повышения их воспитательной роли в отношении своих детей;
формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей;
профилактику семейного неблагополучия, социальную реабилитацию семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
популяризацию ценности семей, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с целью формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющей нескольких детей или принимающей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
отработку и внедрение новых социальных механизмов поддержки семьи на базе действующей сети специализированных учреждений социального обслуживания семьи, детей;
создание комплексных служб по оказанию помощи семье через укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала существующих центров социальной помощи семье и детям, отделений по оказанию помощи семье, центров социального обслуживания населения;
совершенствование деятельности сети специализированных учреждений в районах и городах области с целью профилактики безнадзорности детей, реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов, усиление работы специалистов по восстановлению в семье условий, приемлемых для проживания и воспитания детей;
создание Ресурсного центра для межведомственного взаимодействия в целях поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
организацию эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления при разработке Государственного доклада о положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Саха (Якутия);
использование средств массовой информации, социальной рекламы по пропаганде семейного образа жизни, повышению статуса семьи;
реализацию в муниципальных образованиях глобальной инициативы Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Для решения задач направления "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей" требуется обеспечить:
права всех детей, проживающих в республике, на качественное образование, в том числе и профессиональное, независимо от их пола, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состояния здоровья, социального и имущественного положения;
информирование детей и родителей относительно потребностей и возможностей социума в области образования и развития человеческого потенциала;
построение непрерывного образовательного маршрута "дошкольное - начальное - основное - полное среднее образование" с возможностью получения начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования;
стимулирование развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста;
обеспечение шаговой и ценовой доступности услуг в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста, ликвидации дефицита мест в детских садах республики;
развитие всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), диверсификации государственной системы дошкольного образования, направленной на максимально полное удовлетворение запросов и потребностей различных групп родителей;
обеспечение подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе прогнозируемых потребностей республики, трудоустройство выпускников в соответствии с направлением, уровнем и результатами образования, полученной квалификацией;
развитие системы дополнительного образования, отвечающего широкому спектру индивидуальных потребностей и склонностей детей;
содействие выпускникам учреждений среднего образования в продолжении образования, их ориентации на востребованные, перспективные специальности;
формирование системы поиска, поддержки, помощи в выборе жизненного пути для одаренных и талантливых детей;
развитие дифференциации и индивидуализации обучения, создание условий для преодоления и профилактики учебной неуспешности;
достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; совершенствования аттестационных технологий, экспертного сопровождения педагогической деятельности; эффективной кадровой политики, способствующей обновлению состава администрации образовательных учреждений и педагогических работников, повышению мотивации персонала, оптимальному использованию различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов;
развитие системы правового образования, просвещения и воспитания детей и подростков;
обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка во всех образовательных учреждениях, развитие системы правового образования, просвещения и воспитания детей и подростков;
обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях;
развитие механизмов участия детей в управлении образовательными учреждениями;
формирование и развитие общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования;
обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Для решения задач направления "Охрана здоровья детей, здоровый образ жизни" требуется обеспечить:
организацию бесплатного обеспечения беременных женщин и кормящих матерей медикаментами;
пропаганду, поддержку, охрану и обеспечение условий грудного вскармливания, в том числе грудное вскармливание младенцев на протяжении шести месяцев с момента рождения и продолжение кормления грудью в сочетании с безопасным, соответствующим и адекватным дополнительным питанием в течение первых двух лет жизни ребенка или в течение более длительного срока;
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям;
расширение объемов бесплатной медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья (в том числе беременным женщинам при вынашивании и рождении ребенка);
проведение профилактических мероприятий с целью раннего выявления нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
организацию производства продукции для питания детей дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет);
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях;
создание условий в образовательных учреждениях всех типов, благоприятных для укрепления здоровья и физического развития учащихся, включая совершенствование организации учебного процесса, системы школьного питания, медико-санитарных условий;
своевременную вакцинацию детей и подростков для предупреждения инфекционных заболеваний, заболеваний, передающихся половым путем, выявление на ранних стадиях заболеваний, ведущих к инвалидности;
организацию круглогодичного оздоровления и летнего отдыха детей;
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, ответственного поведения по отношению к своему здоровью, формирование общественного мнения, направленного на необходимость заботы о своем здоровье, создание предпосылок для формирования потребностей, интересов и мотивов к укреплению и сохранению своего здоровья;
создание информационно-пропагандистской системы о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
доступность качественной медицинской помощи населению, дальнейшее развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений;
создание системы психологической поддержки беременных женщин и рожениц;
реализацию программ профилактики отказа от новорожденных детей (первичная поддержка в родильном доме, патронаж на дому);
проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних;
достижение наибольшей эффективности труда каждого медицинского работника посредством развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров; совершенствования аттестационных технологий, экспертного сопровождения медицинской деятельности; эффективной кадровой политики, способствующей обновлению состава администрации медицинских учреждений и медицинских работников, повышению мотивации персонала, оптимальному использованию различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов.
Для решения задач направления "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства" требуется обеспечить:
профилактику отказов родителей от ребенка-инвалида и содействие семейному устройству детей-инвалидов, от которых отказались родители;
разработку и внедрение программы комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста;
организацию работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи;
совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям;
развитие института приемных семей, обеспечивающих достойное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формирующих у них семейный образ жизни;
применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители;
создание института подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа;
создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка;
перепрофилирование учреждений интернатного типа в службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в реабилитационные центры, другие учреждения в соответствии с потребностями муниципальных образований;
развитие института постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям;
обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе;
обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их прав на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка; развитие дистанционного (интернет-) обучения для всех категорий детей с особыми потребностями;
обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости;
создание информационно-консультационного центра для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций;
создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны социальных работников;
создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях;
вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивной физкультурой и спортом;
разработку мер социальной поддержки для родителей (единственного родителя), осуществляющего постоянный уход за ребенком-инвалидом;
обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;
организацию системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала;
проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
Для решения задач направления "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия" требуется обеспечить:
создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;
усиление института Уполномоченного по правам ребенка на муниципальном и региональном уровнях путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов;
совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи;
создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
организацию школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
совершенствование деятельности служб по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
организацию работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;
внедрение технологий восстановительного подхода, реализацию примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;
создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом;
распространение в средствах массовой информации материалов и учебно-просветительских программ по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений;
расширение сети "горячих линий" для своевременного выявления правонарушений в отношении несовершеннолетних, обмена информацией и принятия мер по противодействию противоправным действиям;
проведение обучающих семинаров-совещаний работников следственных органов, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подразделений, занимающихся профилактикой преступлений, в т.ч. с участием детских психологов, педагогов;
создание в городах и районах республики добровольных объединений населения по охране общественного порядка, патрулированию улиц в вечернее и ночное время, оказанию помощи правоохранительным, контролирующим органам по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также совершенных в отношении несовершеннолетних;
создание единого банка данных о семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;
анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетних, и информирование прокуратуры Республики Саха (Якутия), Республиканской (межведомственной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о результатах профилактической работы следственных органов;
осуществление эффективного взаимодействия с представителями общественности с привлечением Общественных советов при правоохранительных органах республики по профилактике преступности несовершеннолетних и в отношении них.
Для решения задач направления "Дети - участники реализации Стратегии" требуется:
разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний;
обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети "Интернет";
внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях;
создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Улучшение качества жизни семей, в том числе с детьми. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разным уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию республики, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, находящимися в трудной жизненной ситуации и проживающими в труднодоступных местностях.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьеразвивающие технологии обучения, технологии "Школы здоровья".
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Развитие реабилитационных услуг, внедрение инклюзивного образования для максимально полной реабилитации и образования большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, вступивших в конфликт с законом, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2013 г. N 2271 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации и система управления Стратегией
Стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, приоритетными национальными проектами, Концепцией семейной и демографической политики в Республике Саха (Якутия) на период до 2025 года.
Реализация Стратегии осуществляется федеральными и республиканскими исполнительными органами государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия), а также общественными объединениями и организациями.
Основным механизмом реализации Стратегии являются планы действий в отношении детей, принятые муниципальными образованиями Республики Саха (Якутия), учитывающие мероприятия плана первоочередных мероприятий по реализации Стратегии и государственные программы Республики Саха (Якутия), в своих задачах предусматривающие реализацию мероприятий по поддержке семьи и детства.
При необходимости будут вноситься изменения в действующие государственные программы Республики Саха (Якутия) в соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия реализуется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также местных бюджетов и внебюджетных источников.
Координирующим органом является Координационный совет при Президенте Республики Саха (Якутия) по реализации Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы.
Общее управление и контроль за ходом реализации Стратегии осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Ответственные исполнители, в том числе органы местного самоуправления, анализируют выполнение мероприятий Стратегии и достижение целевых показателей и до 15 февраля направляют информацию по реализации мероприятий и предложений по их уточнению в Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), осуществляющему общее управление и контроль.
Эффективность реализации Стратегии будет определяться степенью достижения запланированных значений целевых индикаторов согласно приложению к Стратегии действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы. Степень достижения запланированных значений целевых индикаторов планируется оценивать на основании сопоставления с фактически достигнутыми.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии является ежегодная аналитическая информация, предоставляемая для заслушивания на заседании Координационного совета при Президенте Республики Саха (Якутия) по реализации Стратегии, альтернативные доклады, подготавливаемые представителями общественности и экспертного сообщества при участии детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.