Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу МО PC (Я)
от "05" декабря 2013 г. N 01-16/3451
Положение
о психолого-педагогическом сопровождении замещающей семьи
1. Основные положения
1.1. Настоящее Положение регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности по комплексному социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающей семьи (далее - сопровождение семьи) специалистами Сопровождающей организации.
1.2. Сопровождение семьи проводится на базе Сопровождающей организации, на основе личного заявления замещающих родителей на имя начальника отдела опеки и попечительства городского округа/муниципального образования и заключения с ними трехстороннего соглашения об оказании услуг по сопровождению семьи.
1.3. Реализация комплексного сопровождения замещающего семейного устройства осуществляется поэтапно. Специалистами сопровождения оформляется унифицированный пакет документов по оценке благополучия ребенка, замещающей семьи, разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.
2. Основные понятия и термины, используемые в Положении
2.1. Замещающая семья - любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семьи усыновителей, приемная, опекунская).
2.2. Замещающие родители - приемные родители, опекуны или попечители.
2.3. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи - это целенаправленная, организованная система деятельности социального педагога, педагога-психолога по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - детей) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, а также работа с замещающими родителями по вопросам адаптации ребенка в семье, детско-родительских отношений, урегулирования межличностных конфликтов с детьми и т.п.
2.4. Индивидуальная программа сопровождения - это план непосредственной работы с замещающей семьей специалистов, включающая определение основной проблемы замещающей семьи, мероприятия и сроки реализации мероприятий.
2.5. Куратор семьи - это специалист по психолого-педагогическому сопровождению (психолог или социальный педагог), который непосредственно курирует, наблюдает за процессом сопровождения данной семьи, определяет актуальность той или иной проблемы для семьи, активно сотрудничает с семьей, помогая в решении поставленной задачи.
Нумерация пунктов здесь и далее по тексту приводится в соответствии с источником
2.7. Психолого-педагогический консилиум - это форма междисциплинарного взаимодействия специалистов Центра (при необходимости с привлечением специалистов сторонних организаций, принимающих непосредственное участие в работе с данной семьей), с целью разработки индивидуальной программы сопровождения семьи и определения эффективности промежуточных и основных итогов работы.
2.8. Социальный патронаж - это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг в семье. Цель - помощь и поддержка в организации и реализации сотрудничества с замещающей семьей, направленного на самопознание ее членов, самоуправление своими межличностными отношениями, поиск внутренних и внешних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования.
3. Цель и задачи сопровождения
3.1. Целью сопровождения замещающих семей является оказание своевременной эффективной помощи и социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей для профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с детьми.
3.2. Задачи сопровождения замещающих семей:
3.2.1. Оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации приемных детей.
3.2.2. Повышение и развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры) замещающих родителей.
3.2.3. Формирование у замещающих родителей мотивации получения знаний в области психологии воспитания и обучения приемных детей.
4. Принципы сопровождения
4.1. Принцип системности - сопровождение замещающей семьи как целостной, многоуровневой развивающейся системы.
4.2. Принцип соответствия изменяющимся потребностям и возможностям замещающей семьи и ее социальной сети форм, содержания и интенсивности психологического сопровождения.
4.3. Принцип опережения - акцент на профилактику кризисных состояний и нарушений в развитии замещающей семьи.
4.4. Принцип субъектности, т.е. замещающая семья и участники социальной сети рассматриваются как активные субъекты, ответственные за эффективность замещающей семейной заботы.
4.5. Принцип пошаговой передачи ответственности замещающей семьей за ее психологическое благополучие и воспитание приемного ребенка.
4.6. Соблюдение правзамещающей семьи на автономию, признание ценности и уникальности ее опыта.
4.7. Принцип межведомственного взаимодействия всех специалистов, работающих в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, защиты детства.
5. Участники сопровождения:
5.1. Основными участниками сопровождения семьи являются:
5.1.1. ребенок;
5.1.2. замещающие родители (усыновители, опекуны, приемные родители);
5.1.3. кровные родственники ребенка;
5.1.4. родные дети замещающих родителей (если таковые имеются);
5.1.5. другие члены семьи замещающих родителей;
5.1.6. педагогический коллектив и администрация школы или детского сада, которые посещает ребенок.
5.2. Дополнительными участниками сопровождения семьи являются:
5.2.1. дети, которые обучаются в классе,
5.2.2. друзья, соседи, коллеги замещающих родителей.
6. Порядок организации сопровождения семьи
6.1. Муниципальный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа, находящийся по месту жительства семьи (далее - ООП):
6.1.1. предоставляет заявителям информацию о Сопровождающей организации и принимает заявление от семьи с просьбой о заключении договора о сопровождении;
6.1.2. направляет в Сопровождающую организации копию его (их) заявления с просьбой о заключении договора о сопровождении семьи в 2-дневный срок со дня подачи заявления;
6.1.3. содействует в реализации индивидуального плана сопровождения семьи в пределах своих полномочий.
6.2. Сопровождающая организация:
6.2.1. принимает решение о принятии семьи на сопровождение, исходя из нормативов количества семей на одного специалиста, указанного в Соглашении о передаче отдельных полномочий по сопровождению замещающих семей между Сопровождающей организации и ООП;
6.2.2. в случае принятия Сопровождающей организацией семьи на сопровождение, в целях определения характера потребностей в сопровождении семьи участвует в посещении семьи по месту проживания в 3-дневный срок с момента получения копии заявления с просьбой о заключении договора о сопровождении семьи, проводит собеседование с законным представителем ребенка и ребенком;
6.2.3. разрабатывает проект индивидуального плана сопровождения семьи в течение 5 дней со дня получения копии заявления о заключении договора о сопровождении семьи и передает проект в 2-дневный срок в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа
6.2.4. организует проведение психолого-педагогического консилиума Сопровождающей организации для рассмотрения и утверждения индивидуального плана сопровождения семьи;
6.2.5. реализует мероприятия, предусмотренные в индивидуальном плане сопровождения семьи, направленные на
6.3. Основанием для заключения договора о сопровождении семьи являются заявление о сопровождении семьи, проект индивидуальной программы сопровождения семьи и акт уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа о сопровождении семьи, принятый в течение 3 дней со дня подачи заявления о заключении договора о сопровождении семьи по месту жительства семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание.
6.4. Договор о сопровождении семьи должен предусматривать положения, содержащие перечень услуг, оказываемых семье, права и обязанности уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа и уполномоченной организации, ответственность сторон, срок действия договора, а также основания прекращения договора.
7. Этапы сопровождения замещающей семьи
7.1. Процесс сопровождения замещающей семьи включает несколько этапов:
7.1.1. Этап 1 - Заявление замещающей семьи о необходимости и желании оказания услуг.
7.1.2. Этап 2 - Подписание соглашения с семьей об оказании услуг сопровождения.
7.1.3. Этап 3 - Первичное знакомство с семьей, исследование особенностей функционирования семейной системы, диагностика индивидуальных особенностей ребенка.
7.1.4. Этап 4 - Определение вида сопровождения. В процессе реализации данного этапа используются дифференцированный подход с определением сложности проблемы замещающей семьи. Выделяют три вида сопровождения: кризисное, активное и стабильное (см. 6. Виды сопровождения замещающих семей).
7.1.5. Этап 5 - Разработка индивидуальной программы сопровождения семьи, назначение куратора семьи. Индивидуальная программа сопровождения разрабатывается и утверждается на психолого-педагогическом консилиуме Сопровождающей организации. Куратор назначается внутренним актом Сопровождающей организации о назначении куратором замещающей семьи.
7.1.6. Этап 6 - Осуществление непосредственной работы по сопровождению при использовании соответствующих форм, методов и приемов. Сопровождение осуществляется в течение не менее 6 месяцев до 3-х лет, длительность одного периода сопровождения составляет 3 месяца. На каждый период сопровождения составляется индивидуальная программа с целью преодоления сложностей и проблем замещающей семьи.
Динамика реализации мероприятий сопровождения отслеживается на Совете службы сопровождения (пмп-консилиуме), в результате деятельности которого вырабатывается решение об успешности развития семьи и ее членов, выявляются проблемы и пути их решения. На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения плана по сопровождению замещающей семьи, вырабатываются меры необходимых коррекционно-реабилитационных действий.
7.1.7. Этап 7 - Отслеживание динамики развития и изменений. Для качественной оценки эффективности работы с семьей используется параметрический метод (мониторинг), суть которого сводится к сопоставлению двух групп параметров: 1) начальное состояние семьи (на момент проведения первичной диагностики, до начала работы с данной семьей) и 2) контрольное состояние семьи (на момент проведения контрольной диагностики, после проведения запланированной работы с семьей).
8. Виды сопровождения замещающих семей и их содержание (Таблица 1.)
Таблица 1. Виды сопровождения замещающих семей
Вид сопровождения |
Клиент |
Услуги |
Содержание |
Формы организации деятельности |
Виды деятельности |
Кризисное |
Замещающая семья в ситуации кризиса |
Психологические, педагогические, социально-правовые |
Снятие психоэмоционального напряжения, возникшего в результате изменения семейной структуры (смерть близкого человека, тяжелое заболевание), раскрытие "тайны усыновления", разные виды насилия, переживание расставания или развода, игнорирование наличия у ребенка глубокой эмоциональной связи с биологическим родителем, работа с семьей в случае отказа от ребенка (желание отказаться от ребенка) |
Кураторство |
Кризисное консультирование, индивидуальное, групповое и семейное консультирование, социально-психологический патронаж, социально-психологический тренинг, психодиагностическое обследование семьи, мониторинг развития ребенка, семейные консультации |
Активное |
Замещающая семья в дисфункциональном состоянии |
Психологические, педагогические, социально-правовые |
Конфликтность во взаимоотношениях. Нарушения эмоциональной сферы - понимание и выражение эмоций. Контроль и создание условий для адаптации ребенка в семье, снятие ощущения родительской несостоятельности. Формирование адекватных требований к ребенку (в соответствии с их возрастным развитием) |
Кураторство, социально-психологический патронаж |
Индивидуальное, групповое и семейное консультирование, социально-психологический патронаж, социально-психологический тренинг, психодиагностическое обследование семьи, мониторинг развития ребенка |
Стабильное |
Опекуны, попечители, приемные родители, усыновители |
Информационно-просветительские, образовательные |
Предполагает уд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.