Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, в т.ч. гражданам с ограниченными возможностями здоровья, а также оказывает содействие в образовании гражданам, проявившим выдающиеся способности.
В республике функционируют 632 дневные школы с численностью 132,2 тыс. учащихся, 3 оздоровительных образовательных организаций санаторного типа, 15 вечерних школ и 20 учебно-консультационных пунктов, 22 специальные (коррекционные) образовательные школы.
Реализация комплексного проекта модернизации образования положила начало системным изменениям в сфере образования: внедрены нормативное финансирование, новая система оплаты труда, государственно-общественное управление, новые формы оценки качества образования. Существенно укреплена материально-техническая база образовательных организаций, в т.ч. современными интерактивными средствами обучения. Новые финансово-экономические и управленческие механизмы стали основой совершенствования структуры и содержания образования. Школы республики реализуют программы профильного, дуального, кочевого, лицейского, гимназического образования.
В рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществлен перевод государственных и муниципальных учреждений в статус казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Система работы выявления, поддержки и развития одаренных детей представлена 43 школами повышенного уровня, Физико-математическим форумом "Ленский край", специализированными образовательными организациями. Сформирована система выявления, развития одаренных детей через олимпиадное движение, конкурсы, летние и зимние лагеря. Предусмотрены мероприятия по подготовке команд школьников для участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня с участием высококвалифицированных специалистов, преподавателей школ и вузов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Факторами, способствующими развитию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей, являются:
организация участия обучающихся в мероприятиях по поиску и поддержке одаренных детей;
организация мероприятий по поиску и поддержке одаренных детей в республике (конкурсы, фестивали, учебно-тренировочные сборы);
привлечение ведущих научных работников, педагогов, учителей Республики Саха и Российской Федерации в деятельности системы поиска и поддержки одаренных детей;
моральное и материальное стимулирование одаренных детей;
сохранение объемов государственной поддержки.
Препятствующими факторами являются:
недостаточное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
недостаточная курсовая подготовка педагогов, работающих с одаренными детьми;
зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
отсутствие механизмов дистанционных форм обучения при работе с одаренными детьми.
Одним из направлений модернизации образования является оценка качества образования. В республике с 2001 года государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов проводится в форме единого государственного экзамена, с 2004 года для выпускников 9 классов апробирована государственная (итоговая) аттестация в новой форме, а с 2014 года - в форме основного государственного экзамена. Преимуществами, способствующими развитию данного направления, можно назвать:
опережающее развитие внешней оценки качества в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов.
Факторами, сдерживающими оценку качества образования, являются:
оценка академической результативности обучающихся.
В области инновационного развития деятельность Министерства образования Республики Саха (Якутия) направлена на стимулирование проектов, направленных на социально-экономическое развитие республики, на формирование нормативно-правовых, организационных механизмов, обеспечивающих развитие системы образования. В Концепции социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия), одобренной на XII съезде учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) "Новая школа - приоритет государства, общества, бизнеса", констатируется необходимость государственной инновационной политики в связи с возрастающим значением инновационных процессов для социально-экономического развития. Успешность социокультурной модернизации зависит от степени межведомственного взаимодействия, отработки механизмов реализации социокультурного подхода на разных уровнях.
В республике сформирована инновационная инфраструктура в сфере образования, включающая в себя республиканскую сеть инновационных площадок, Ассоциацию общественных экспертов, муниципальные образовательные сети. С 2003 года проводится конкурс инновационных проектов и программ. Образовательные организации, реализующие инновационные проекты становятся центрами позитивных изменений в образовательных системах муниципальных образований, широко распространяя свой опыт в качестве Ресурсных центров повышения квалификации, профильного обучения, инновационных технологий. Качественно меняется содержание инновационной деятельности образовательных организаций, о чем свидетельствуют результаты конкурса на Грант Главы Республики Саха (Якутия) образовательных организаций, реализующих инновационные проекты, конкурсы глав администраций муниципальных образований, республиканская педагогическая ярмарка. На основе анализа проектов можно выделить тенденции: формирование образовательных программ на основе социокультурного анализа, гражданского заказа, индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в т.ч. через организацию сетевого взаимодействия, дистанционное образование, государственно-общественное управление образованием.
Факторами, способствующими развитию социокультурной модернизации образования, направленной на решение социально-экономических задач республики, являются:
наличие сети образовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы;
система управления инновационной деятельностью образовательных организаций через проведение республиканского конкурса образовательных организаций, реализующих инновационные проекты;
грантовая поддержка образовательных организаций, реализующих инновационные проекты;
деятельность общественных экспертов;
внедрение технологий энергосбережения в образовательных организациях.
Факторами, сдерживающими развитие социокультурной модернизации образования, являются:
недостаточный уровень процессов социокультурной модернизации на муниципальном уровне;
не разработанность механизмов управления региональной системой образования на основе комплексной оценки эффективности региональной системы образования.
Важным направлением реализации государственной политики в системе общего образования Республики Саха (Якутия) является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников путем повышения пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных организациях всех типов и видов.
Ежегодно вводится не менее 10 новых школ, но на начало 2011 года 65 зданий школ (10% от общего количества школ), где обучаются более 13 тысяч школьников, признаны аварийными и ветхими. Общая потребность в финансовых средствах для строительства новых зданий школ в соответствии с требованиями стандартов безопасности обеспечения учебного процесса составляет более 80 млрд рублей, в том числе для ликвидации ветхих и аварийных зданий 65 школ - более 13 млрд рублей.
В результате проведенной комплексной деятельности по обеспечению безопасности образовательных организаций наблюдается снижение количества пожаров на объектах образовательных организаций (2008 г. 6 - пожаров, 2009 г. 2 - пожара, 2010 г. 2 - пожара), повышение уровня противопожарной, антитеррористической безопасности, увеличение количества образовательных организаций, имеющих медицинские кабинеты.
Факторами, способствующими обеспечению безопасности образовательных организаций, являются:
ежегодный ввод новых объектов образования;
консолидация средств республиканского и муниципального бюджетов по сокращению количества ветхих объектов и приведению в соответствие существующим санитарным нормам и правилам;
проведение противоаварийных мероприятий (конструктивная безопасность зданий);
Препятствующими факторами являются:
сохранение аварийных и ветхих зданий объектов образования;
неэффективное использование бюджетных средств в части оплаты коммунальных услуг;
недостаточный уровень финансирования обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций;
недостаточное внедрение современных технологий по обеспечению комплексной безопасности и энергосберегающих систем в образовательных организациях.
Характерными недостатками по обеспечению энергосбережения на объектах образования республики являются:
а) В зависимости от назначения помещений, на освещение может расходоваться до 60% общего электропотребления общественного здания образовательного учреждения. Экономия электроэнергии связанная с заменой ламп накаливания на энергосберегающие лампы больших размеров, предназначенных для освещения общественных зданий, достигает 40%.
б) Оконные блоки находятся в ветхом состоянии из-за большого эксплуатационного срока, отдельные стёкла в оконных блоках имеют трещины, нарушена геометрия оконных блоков, деревянные подоконники рассохлись и имеют трещины, из которых поступает наружный холодный воздух. Требуется замена оконных блоков на пластиковые стеклопакеты.
в) Почти все трубопроводы систем отопления зданий со сроком эксплуатации более 10 лет забиты отложениями в виде грязи, ржавчины и солевых отложений на 50% и более. Это значит, что снижена теплоотдача и пропускная способность труб. Негативными последствиями образования отложений являются:
- уменьшается срок службы системы;
- увеличивается расход топлива;
- снижается температура в помещениях;
- снижается температура горячей воды;
- увеличивается расход сетевой воды;
- возрастает число внеплановых ремонтов;
- увеличиваются затраты электроэнергии на транспортировку воды;
- создается большое термическое сопротивление тепловому потоку и гидродинамическое сопротивление потоку воды.
г) Состояние внутренних и внешних электросетей является морально устаревшим и физически изношенным. Электрощитовые помещения, построенные до 1997 года, не соответствует требованиям СНиП "Пожарная безопасность".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Пожарная безопасность" имеется в виду "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
В связи с увеличением потребляемой мощности требуется комплексная замена внутренних и наружных электросетей и приведение их в соответствие с требованиями ПУЭ, СНиП и требованиям пожарной безопасности.
д) Применение малоэффективного утеплителя в чердачных помещениях, фасадах, подвалах, приводит к большим теплопотерям и увеличению энергозатрат на отопление зданий и сооружений для поддержания температуры в помещениях государственных образовательных учреждений в соответствии с требованиями СаНПиН.
Вследствие проведенных мероприятий по энергосбережению будут сокращены расходы на эксплуатацию объектов образовательных учреждений за счет повышения энергетической эффективности зданий и использования современных технологий и оборудования.
В системе образования в соответствии с развитием информационного общества одним из приоритетных направлений стала информатизация. Формирование электронной образовательной среды, внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс позволили реализовать модели дистанционного обучения, электронного управления учебно-воспитательным процессом, способствовали доступности и открытости деятельности образовательных организаций. Если в 2005 г. в среднем по республике на один компьютер приходилось 27 учащихся, в 2010 году - 12 учащихся, то в 2014 году - 10 учащихся. Из 632 школ локальная сеть установлена в 540 школах, кабинеты ОИВТ имеют 686 школ. Сегодня практически все школы активно используют электронный обмен информацией, электронную почту, локальную и глобальную сеть. С каждым годом увеличивается число участников интернет-конкурсов, олимпиад и др. мероприятий с использованием сети Интернет.
Преимуществами, способствующими развитию данного направления, можно назвать:
высокий уровень оснащенности компьютерным и интерактивным оборудованием;
нормативное обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет общеобразовательных организаций;
развитие технологий дистанционного обучения и консультирования;
наличие сайта в 100% ОУ;
наличие в 100% образовательных организаций программ информатизации.
Препятствующими факторами являются:
низкая скорость Интернета;
недостаточный уровень ИКТ компетентности педагогов;
неэффективное использование оборудования, быстрое устаревание техники;
недостаточный уровень внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс;
не разработанность экономических механизмов дистанционного образования.
В целях обеспечения педагогическими кадрами школ были реализованы меры стимулирования лучших педагогов, социальной поддержки молодых педагогов. Развиваются новые формы повышения квалификации педагогов, созданы межшкольные информационно-образовательные центры, ресурсные центры на базе лучших школ. Ежегодный охват курсами повышения квалификации составляет 26% от общего количества педагогов республики, по нормативу данный показатель равен 20%. В результате в 2 раза сократилось количество вакансий в школах; доля школ, в которых учителя работают по инновационным программам, выросла до 38,6%.
Факторами, способствующими развитию современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров, являются:
устойчивая тенденция снижения вакантных мест в образовательных организациях;
обновление кадрового состава образовательных организаций за счет молодых специалистов;
увеличение количества учителей с высшим профессиональным образованием;
увеличение количества педагогических работников с высшей квалификационной категорией;
развитие грантовой поддержки педагогических работников.
Препятствующими факторами являются:
сохранение численности учителей пенсионного возраста;
несоответствие между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных организаций;
недостаточная подготовка учителей со смежными специальностями для сельских малокомплектных школ;
отсутствие жилья для молодых специалистов в муниципальных образованиях.
Таким образом, ключевой проблемой является недостаточность правового, организационного, учебно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения в сфере образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.