Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 30 апреля 2015 г. N 3-24/15
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных правовых положений Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.09.2007 N 374,
установил:
04 сентября 2007 года принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 374 "Об утверждении Порядков расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, предоставления бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", первоначальный текст которого опубликован в печатных изданиях "Якутия", N 175, 18.09.2007, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 41, 03.10.2007.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях (далее - Порядок N 1), Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (далее - Порядок N 2), утвержденных названным Постановлением Правительства РС (Я).
В обоснование заявления указано, что пунктами 1 и 6 Порядка N 1, пунктом 1, абзацем 1 пункта 2, абзацем 3 пункта 3 Порядка N 2 меры социальной поддержки, касающиеся предоставления бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы, предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждениях.
По мнению прокурора, вышеприведенные правовые положения регионального законодательства не соответствуют части 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми указанные меры социальной поддержки предоставляются не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подпунктом "б" пункта 4 Порядка N 2 установлено, что право на обеспечение бесплатным проездом детей-сирот прекращается в случае достижения ими совершеннолетия.
Как указывает прокурор в своем заявлении, данное правовое положение не соответствует части 5 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в силу которой требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, продолжившие получение среднего общего образования после достижения 18 лет, являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на получение дополнительных гарантий по обеспечению бесплатным проездом.
В судебном заседании прокурор Рязанская А.Д. требования поддержала в полном объеме, просит заявление удовлетворить, признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1 и 6 Порядка N 1, пункт 1, абзац 1 пункта 2, абзац 3 пункта 3, подпункт "б" пункта 4 Порядка N 2 в части, не предусматривающей обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте, один раз в год - бесплатным проездом к месту жительства и обратно к месту учебы. Суду при этом пояснила, что частичное воспроизведение норм федерального закона в региональном нормативном правовом акте, принятом по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, влечет противоречие данного акта законодательству большей юридической силы, поскольку устанавливает иное правовое регулирование.
Представитель Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 17.09.2014 года N 772-П1, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласился.
Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При этом названный законодательный акт субъекта Российской Федерации не предусматривает предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
04 сентября 2007 года принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 374 "Об утверждении Порядков расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, предоставления бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", первоначальный текст которого опубликован в печатных изданиях "Якутия", N 175, 18.09.2007,"Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 41, 03.10.2007.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из содержания статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ следует, что для целей настоящего Федерального закона используются, в частности, следующие понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящим Федеральным законом" имеется в виду "Федеральным законом"
полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до завершения обучения;
дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения.
По правилам части 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета по основным образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Между тем, как видно из содержания пункта 1 Порядка N 1, настоящий Порядок устанавливает правила расходования и учета средств, предусмотренных согласно Закону Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" на соответствующий год в республиканском фонде компенсаций в виде субвенций на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 6 Порядка N 1 расходы на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражаются в расходной части местного бюджета по разделу 1000 "Социальная политика", подразделу 1004 "Охрана семьи и детства", целевой статье 521 02 27 "Расходы на обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях", виду расходов 500 "Выполнение функций органами местного самоуправления", статье 260 "Социальное обеспечение", подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению".
Из пункта 1 Порядка N 2 следует, что настоящий Порядок определяет механизм предоставления бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в том числе находящимся под опекой (попечительством), в приемных семьях, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 2 финансирование расходов на проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
воспитывающихся и обучающихся в государственных образовательных учреждениях - главными распорядителями бюджетных средств - администрациями указанных учреждений за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на содержание данных учреждений;
воспитывающихся в муниципальных детских домах, школах-интернатах, специальных (коррекционных) школах-интернатах, семейных детских домах, патронатных семьях, муниципальных общеобразовательных учреждениях и находящихся под опекой (попечительством), приемных семьях - органами местного самоуправления муниципальных образований (городских округов) за счет субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам.
В силу абзаца 3 пункта 3 Порядка N 2 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся под опекой, попечительством, предоставляется проездной билет либо денежные средства в размере стоимости проезда.
Подпунктом "б" пункта 4 Порядка N 2 установлено, что право на обеспечение бесплатным проездом детей-сирот прекращается в случаях достижения совершеннолетия.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых положений регионального законодательства в их взаимосвязи соответствующие меры социальной поддержки в виде обеспечения бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Кроме того, содержание подпункта "б" пункта 4 Порядка N 2, устанавливающего прекращение права лиц, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки, на обеспечение бесплатным проездом по достижении совершеннолетия, не соответствует статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, согласно которой лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают названным статусом до достижения 23 лет.
По правилам части 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в период обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.
Также, в силу части 5 статьи 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, продолжившие получение среднего общего образования после достижения 18 лет, являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеют право на получение дополнительных гарантий по обеспечению бесплатным проездом.
Системный анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что пункты 1 и 6 Порядка N 1, пункт 1, абзац 1 пункта 2, абзац 3 пункта 3, подпункт "б" пункта 4 Порядка N 2 в противоречие федеральному законодательству не содержат указания на предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Такая редакция оспариваемых правовых норм субъекта Российской Федерации по сути умаляет установленные на федеральном уровне гарантии названных лиц, что недопустимо в отношении предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, требования прокурора, касающиеся оспаривания вышеназванных положений нормативного правового акта, правомерны и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2006 года 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который не предусматривает предоставление соответствующих мер социальной поддержки лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
В данном случае судом установлено противоречие оспариваемых правовых положений нормативного правового акта федеральному законодательству, безусловно имеющему большую юридическую силу по отношению к законодательному акту субъекта Российской Федерации, принятому по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, из содержания Постановления Правительства РС (Я) от 04.09.2007 N 374, которым утверждены Порядок N 1 и Порядок N 2, следует, что названный нормативный правовой акт принят на основании, в том числе и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что само по себе предполагает обязательность соответствия данного акта Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных правовых положений Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.09.2007 N 374, удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 1 и 6 Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, пункт 1, абзац 1 пункта 2, абзац 3 пункта 3, подпункт "б" пункта 4 Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04.09.2007 N 374, в части, не предусматривающей обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатным проездом на городском, пригородном, внутрирайонном транспорте, один раз в год - бесплатным проездом к месту жительства и обратно к месту учебы, со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение суда принято в окончательной форме 05.05.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2015 г. N 3-24/15
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 10 ноября 2015 г. N 41