Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Окружной
администрации города Якутска
от 22.12.2015 г. N 327п
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля городского округа "город Якутск"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2008 года N 154 "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Республики Саха (Якутия)". Сеть наблюдения и лабораторного контроля городского округа "город Якутск" (далее - СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЯТП РСЧС).
1.2. Общее руководство СНЛК возлагается на Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа "город Якутск" (далее - КЧС и ОПБ), муниципальное казенное учреждение "Управление гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности" городского округа "город Якутск" (далее - МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск"). Непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют руководители учреждений, включенных в структуру СНЛК.
1.3. Наблюдение и лабораторный контроль организуются и проводятся в целях:
1.3.1. Своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды, открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
1.3.2. Принятия экстренных мер по защите населения и территории городского округа "город Якутск" от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийно-химических опасных веществ (далее - АХОВ), биологических (бактериологических) средств (далее - БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
1.4. СНЛК городского округа "город Якутск" имеет два уровня: местный и объектовый.
Местный уровень формируется из сил предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на территории городского округа "город Якутск", и составляет основу всей сети.
Координацию деятельностью СНЛК на объектовом уровне осуществляют объектовые отделы (штабы) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасностью.
2. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля
2.1. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
2.1.1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, естественный радиационный фон, благополучная химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности и оперативному дежурному Единой дежурно-диспетчерской службы (далее - оперативный дежурный ЕДДС) МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск".
2.1.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях, превышающих фоновые значения или предельно допустимых концентраций (далее - ПДК), а также ОВ и БС, о случаях, опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений, о случаях загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно оперативному дежурному ЕДДС МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск". Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией.
2.1.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновое значение или ПДК, а также ОВ и БС, о массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных, растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно оперативному дежурному ЕДДС МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск". Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 1 часа с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 1 часа (если сроки подобных сообщений не оговорены особо), по ухудшению обстановки - немедленно.
3. Организация наблюдения и лабораторного контроля
3.1. Основу СНЛК городского округа "город Якутск" составляют учреждения, являющиеся подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 2-4 часа. При эвакуации учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждения с мирного на военное время.
3.2. Координирующим органом СНЛК городского округа "город Якутск" является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности городского округа "город Якутск" совместно с отделом санитарного надзора, лицензирования и регистрации Управления Роспотребнадзора по РС (Я) (по согласованию).
3.3. На координирующий орган СНЛК городского округа "город Якутск" возлагаются следующие задачи:
3.3.1. Определение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды, РВ, ОВ, АХОВ и проведение специфической индикации БС в соответствии с функциями, возложенными на них соответствующими областными учреждениями;
3.3.2. Сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, объектов окружающей среды на контролируемой ими (закрепленной) территории при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
3.3.3. Методическое руководство подчиненными (закрепленными) учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований.
3.4. Отделу санитарного надзора, лицензирования и регистрации Управления Роспотребнадзора по РС (Я) при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации оперативно подчиняются все расположенные функционирующие на территории городского округа "город Якутск" учреждения и формирования санитарно-эпидемиологического профиля независимо от их ведомственной принадлежности для координации совместных действий в рамках функционирования ЯТП РСЧС.
3.5. Отделу санитарного надзора, лицензирования и регистрации Управления Роспотребнадзора по РС (Я) совместно с Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)", Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская ветеринарно-испытательная лаборатория" возлагаются:
3.5.1. Санитарно-эпидемиологическая и ветеринарная разведка на обслуживаемой территории;
3.5.2. Установление наличия в объектах окружающей среды микробиологических средств, боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей и животных при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
3.5.3. Исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
3.5.4. Измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
3.5.5. Установление наличия на объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и других токсичных веществ (при наличии соответствующих табельных средств) и проведение их предварительной идентификации;
3.5.6. Отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья (зараженных РВ, ОВ, АХОВ и БС) и доставка их в Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Саха (Якутия)" для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы в случае отсутствия возможности проведения исследования на месте. Пробы для исследования на неизвестного возбудителя бактериальной (чума, холера, сибирская язва, бруцеллез, туляремия) и вирусной (I-II групп) этиологии доставляются в г. Якутск.
3.6. На научно-исследовательские учреждения, производственные (объектовые) лаборатории объектовой экономики независимо от формы собственности возлагаются:
3.6.1. Измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;
3.6.2. Установление наличия в воздухе, почве, растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение индикации;
3.6.3. Установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд, питьевой воды, на контролируемых городских водопроводных станциях и выпуска сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
3.6.4. Установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;
3.6.5. Определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, пищевого сырья, воды, пищевой продукции;
3.6.6. Установление радионуклидного состава исследуемых проб;
3.6.7. Определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, пищевого сырья, воды и других ОВ, АХОВ, осуществление их окончательной идентификации;
3.6.8. Установление вида биологических средств боевой рецептуры в военное время, возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени;
3.6.9. Отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
3.7. Посты радиационного и химического наблюдения на объектах экономики независимо от формы собственности осуществляют наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.
3.8. Учреждения СНЛК должны иметь следующий комплект документации:
3.8.1. Ведомственное Положение (инструкцию) о работе учреждения СНЛК;
3.8.2. Соответствующий штат и табель оснащения;
3.8.3. План перевода учреждения с мирного на военное положение;
3.8.4. План подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
3.8.5. Схему оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
3.8.6. Функциональные обязанности специалистов учреждения;
3.8.7. Перечень опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
3.8.8. Перечень АХОВ, которые используются и хранятся на территории объекта города;
3.8.9. Перечень потенциально-опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
3.8.10. Инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
3.8.11. Инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
3.8.12. Методику отбора проб и проведения исследований на зараженность (загрязненность) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
3.8.13. Нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом сырье на военное время;
3.8.14. Карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
3.8.15. Журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета их исследования;
3.8.16. Журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
3.8.17. Инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
3.8.18. Переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации;
3.8.19. Другие необходимые для работы документы.
3.9. Право на привлечение учреждений СНЛК при угрозе и возникновении ЧС представлено председателю КЧС и ОПБ.
3.10. Руководство специальными работами СНЛК с привлечением необходимых подразделений и лабораторий возложено на руководителей организаций, на базе которых созданы учреждения СНЛК.
3.11. Сроки начала работ с момента получения распоряжения (телефонограммы) от председателя КЧС и ОПБ городского округа "город Якутск:
3.11.1. в рабочее время - не позднее 2 часов;
3.11.2. в нерабочее время - не позднее 4 часов.
4. Материально-техническое и финансовое обеспечение, подготовка кадров специалистов сети наблюдения лабораторного контроля
4.1. Оснащение учреждений СНЛК табелями, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими министерствами Российской Федерации. Штаты и табели оснащения учреждений СНЛК разрабатываются министерствами Российской Федерации. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется в условиях мирного времени, но требуется для решения задач на военное время (чрезвычайные ситуации мирного, военного времени), хранятся непосредственно в учреждениях СНЛК, используются только по прямому назначению и освежаются в установленном порядке. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Исследования пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц проводятся по методикам, утвержденным Департаментом ветеринарии Минсельхоза Российской Федерации. Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.2. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных задач обеспечивается путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений СНЛК. Подготовка и переподготовка специалистов организуются и производятся вышестоящими организациями и через МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск". В целях совершенствования работы учреждений СНЛК ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки.
4.3. Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений СНЛК представляются в вышестоящие организации по подчиненности, а также в МКУ "УГОЧС и ОПБ" городского округа "город Якутск" в установленном порядке.
4.4. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые организациями и учреждениями на мероприятия гражданской обороны, а также иные средства, получаемые в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации. Основанием для истребования финансовых средств является план подготовки текущего и перспективного развития СНЛК. разрабатываемый организациями и учреждениями.
4.5. Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений СНЛК в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.