Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 7 июля 2015 г. N 3-37/15
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)"
установил:
21 февраля 2013 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 1222-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС (Я)), опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 16, 13.03.2013, "Ил Тумэн", N 10, 15.03.2013, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьайаллар.", N 127-129, 26.04.2013, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", N 1, 2013, "Саха Ороспуубулукэтин Судаарыстыбаннай Мунньа5ын (Ил Тумэн) Биэдэмэстэрэ", N 1, 2013.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что пунктом 1 статьи 2 Закона РС (Я) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация функционирования специализированных стоянок на территории муниципального образования и проведения квалификационного отбора уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия).
Данная норма, как полагает прокурор, противоречит федеральному законодательству, в частности ст.ст. 1.3, 1.3.1, 27.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", положениям Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которые во взаимосвязи не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по организации специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств, создание которых осуществляется в рамках в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями в установленном законом порядке.
В судебном заседании прокурор Посельский Ф.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить, признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1 статьи 2 Закона РС (Я) в части, возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по организации функционирования специализированных стоянок на территории муниципального образования.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года N 1ГС-18, в судебном заседании требования прокурора не признал.
Считает, что оспариваемая норма Закона РС (Я) не противоречит федеральному законодательству, так как принята в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставленных ему частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой законами субъектов Российской Федерации определяется порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 этой статьи, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств.
Ссылается на Постановление Правительства РС (Я) от 02.09.2013 N 294 "Об организации деятельности специализированных стоянок на территории Республики Саха (Якутия)" (вместе с "Порядком организации деятельности специализированных стоянок", "Порядком проведения квалификационного отбора организаций для осуществления деятельности в качестве уполномоченных организаций по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки, их хранения и возврата", "Положением о комиссии Республики Саха (Якутия) по вопросам функционирования специализированных стоянок"), пунктом 4 которого органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при организации деятельности специализированных стоянок на территории муниципальных образований (районов) рекомендовано руководствоваться названным постановлением.
Просит в удовлетворении требований прокурора отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
21 февраля 2013 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 1222-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)", опубликованный в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 16, 13.03.2013, "Ил Тумэн", N 10, 15.03.2013, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 127-129, 26.04.2013, "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)", N 1, 2013, "Саха Ороспуубулукэтин Судаарыстыбаннай Мунньа5ын (Ил Тумэн) Биэдэмэстэрэ", N 1, 2013.
Как следует из преамбулы Закона РС (Я), настоящий законодательный акт в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия).
Следовательно, отношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с Кодексом (пункт 7 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 1 статьи 1" имеется в виду "частью 1 статьи 1.1"
Нормы пункта 7 части 1 статьи 27.1 и части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают применение в целях пресечения отдельных административных правонарушений в области дорожного движения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства, состоящее в исключении транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
При этом часть 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что законами субъектов Российской Федерации определяется порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 этой статьи, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств.
Таким образом, именно субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению своими законами порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.
Статья 1 Закона РС (Я) во исполнение вышеприведенных положений федерального законодательства определяет полномочия органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере организации перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств, и относит к числу таковых:
1) определение общих требований к организации функционирования специализированных стоянок и проведения квалификационного отбора уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат;
2) определение деятельности коллегиальных органов по вопросам функционирования специализированных стоянок;
3) создание комиссии Республики Саха (Якутия) по вопросам функционирования специализированных стоянок;
4) разработка правил работы специализированных стоянок;
5) разработка технических условий размещения и оборудования специализированных стоянок;
6) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Законом, другими законами Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Пункт 1 статьи 2 Закона РС (Я), между тем, относит к полномочиям органов местного самоуправления в сфере организации перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств организацию функционирования специализированных стоянок на территории муниципального образования и проведения квалификационного отбора уполномоченных организаций, осуществляющих перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат, в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, из содержания оспариваемой нормы регионального законодательства следует, что на уровне субъекта Российской Федерации не исключается наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации деятельности специализированных стоянок на территории муниципального образования.
В свою очередь, часть 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относит к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "настоящего Кодекса" имеется в виду "указанного Кодекса" в соответствующих падежах
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 2 той же правовой нормы законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
По смыслу данной нормы закона органы местного самоуправления в установленном законом порядке могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях только в отношении вопросов, прямо перечисленных в пунктах 4 - 6 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом полномочия по созданию и организации деятельности специализированных стоянок названными правовыми положениями не предусмотрены.
Такие полномочия в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к регулированию законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в области законодательства об административных правонарушениях, и не могут быть переданы органам местного самоуправления.
Не отнесено создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также и Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Принимая во внимание, что специализированные стоянки для хранения задержанных транспортных средств не являются объектами, входящими в состав автомобильных дорог, их создание не может быть отнесено ни к дорожной деятельности, ни к деятельности по использованию автомобильных дорог.
По правилам части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 19 названного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Поскольку федеральным законом не предусмотрено наделение органов местного самоуправления полномочиями по организации деятельности специализированных стоянок на территории муниципального образования в рамках законодательства об административных правонарушениях, передача отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации по решению указанных вопросов органам местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством не допускается, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы Закона РС (Я) вышеприведенным положениям федерального законодательства в их взаимосвязи и необходимости удовлетворения требований прокурора.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС (Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.02.2013 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)" в части, возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по организации функционирования специализированных стоянок на территории муниципального образования.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение суда принято в окончательной форме 13 июля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 7 июля 2015 г. N 3-37/15
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 19 января 2016 г. N 2