Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 25 января 2016 г. N 12
"О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. N 251 "О Комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
В целях реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, создания условий для сбалансированного развития экономики и социальной сферы арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. N 251 "О Комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" следующие изменения:
1.1. В подпункте 2.3:
после слова "отчетным" дополнить словом "кварталом,";
слова "Министерство экономики Республики Саха (Якутия)" заменить словами "Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по делам Арктики".
1.2. В пункте 4 слова "Министерству экономики Республики Саха (Якутия) (Максимов В.И.)" заменить словами "Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по делам Арктики (Киселев А.В.)".
1.3. В пункте 5 слова "оставляю за собой" заменить словами "возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева П.Н.".
1.4. В Комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Комплексная программа):
1.4.1. В паспорте Комплексной программы:
1.4.1.1. В строке 3 "Участники Комплексной программы" слова "Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия)" заменить словами "Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по национальной политике".
1.4.1.2. В строке 9 "Объемы бюджетных ассигнований Комплексной программы":
цифры "54 903,49" заменить цифрами "45 172,94";
цифры "46 793,3" заменить цифрами "34 057,84";
цифры "5 915,85" заменить цифрами "5 999,13";
цифры "10 558,56" заменить цифрами "6 614,28";
цифры "12 088,36" заменить цифрами "6 667,16";
цифры "6 810,98" заменить цифрами "5 411,71";
цифры "4 673,03" заменить цифрами "4 309,82";
цифры "3 596,55" заменить цифрами "3 126,34";
цифры "3 150,00" заменить цифрами "1 929,40";
цифры "8 110,2" заменить цифрами "11 115,09",
слова "2018 г. - 3 796,87 млн. рублей; 2019 г. - 2 316,78 млн. рублей; 2020 г. - 1 996,51 млн. рублей" изложить в следующий редакции: "2016 г. - 708,99 млн. рублей; 2017 г. - 1 377,29 млн. рублей, 2018 г. - 3 427,39 млн. рублей; 2019 г. - 2 779,43 млн. рублей; 2020 г. - 2 821,98 млн. рублей".
1.4.2. В разделе 3:
1.4.2.1. В абзаце двадцать четвертом подраздела 3.1.2 "Строительство" слова "на поддержку муниципальных инвестиционных проектов" исключить.
1.4.2.2. Подраздел 3.1.3 изложить в следующей редакции:
"3.1.3. Модернизация традиционных отраслей Севера и развитие пищевой перерабатывающей промышленности
Оленеводство
Домашнее оленеводство в северных и арктических районах является важнейшей отраслью сельского хозяйства, состояние которой предопределяет быт и уровень жизни коренного населения.
Оленеводство ведется в условиях тундровой, лесотундровой, горнотаежной зоны. По состоянию на 01 января 2014 года поголовье оленей в Республике Саха (Якутия) составляет 177,1 тыс. голов, в том числе в арктических и северных районах 119,6 тыс. голов (67,5%). При этом оленеемкость рассматриваемых районов составляет 284,7 тыс. голов, таким образом, фактическое использование пастбищ составляет 42%.
Численность занятых в оленеводстве в арктических и северных районах составляет 1 188 человек при норме 1 627 человек. В отрасли наблюдается острый кадровый дефицит. Подготовка кадров для оленеводства осуществляется в Нижнеколымском колледже народов Севера в п. Черский Нижнеколымского района. Для закрепления кадров необходимо совершенствование условий труда и быта работников оленеводства путем улучшения жилищных и бытовых условий, внедрения инновационных технологий, повышения доходности отрасли.
Повышение доходности отрасли может быть достигнуто путем:
совершенствования практики реализации льгот, предусмотренных региональным законодательством;
расширения транспортно-логистических услуг и содействия формированию рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности;
развития сети факторий;
охраны и рационального использования пастбищ, завершения земельно-кадастровых работ для развития северного оленеводства;
государственной поддержки селекционно-племенной работы для улучшения пород северного оленеводства;
развития переработки и организации стабильной реализации продукции оленеводства, создания в местах традиционного проживания цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства.
По технологии одна бригада должна иметь минимум одну стационарную базу на маршрутах выпаса оленей. По состоянию на 01 января 2014 года в северных и арктических районах насчитывается 106 стандартных оленеводческих бригад с общим поголовьем оленей 102,5 тыс. голов. Потребность в строительстве оленеводческих баз, исходя из количества стад, составляет 28 единиц.
Для устойчивого развития оленеводства большое значение имеет проведение полного комплекса зооветеринарных мероприятий, где основным требованием является наличие стационарной корали из расчета 3 корали на 1 стадо. Фактическая обеспеченность бригад стационарными коралями составляет 1 единицу на стадо. Учитывая то, что в ряде северных районов отмечается высокий риск вспышки заразных болезней (сибирская язва, бешенство, некробактериоз и бруцеллез) крайне важно обеспечить стада минимально необходимым количеством стационарных коралей - 23 единицы.
Предлагается на базе имеющихся хозяйств построить 5 единиц оленеводческих баз, 30 единиц типовых коралей на 1 ООО голов оленей, 63 км изгороди и 5 единиц модульных убойных цехов первичной переработки мяса.
Стоимость одной базы оценивается в 10,7 млн. рублей, стационарной корали на 1 ООО голов - 2,6 млн. рублей, 1 км изгороди - 0,4 млн. рублей и модульного убойного цеха - от 20 до 30 млн. рублей.
I этап. В период 2014 - 2017 гг. планируется строительство:
6 оленеводческих баз, в том числе: 1 - в Анабарском улусе (с. Юрюнг-Хая), 1 - в Булунском улусе (п. Тикси), 1 - в Жиганском улусе (с. Жиганск), 1 - в Нижнеколымском районе (с. Колымское), 1 - в Оленекском улусе (с. Харыялах), 1 - в Усть-Янском улусе (с. Казачье);
21 стационарного кораля, в том числе: 1 - в Абыйском улусе (с. Кебергене), 2 - в Анабарском улусе (с. Саскылах, с. Юрюнг-Хая), 3 - в Булунском улусе (с. Намы, с. Кюсюр, с. Найба), 1 - в Верхоянском улусе (с. Улахан-Кюель), 1 - в Жиганском улусе (с. Жиганск), 3 - в Момском улусе (с. Сасыр), 3 - в Нижнеколымском районе (с. Андрюшкино, с. Колымское и с. Походск), 2 - в Оленекском улусе (с. Жилинда и с. Оленек), 1 - в Среднеколымском улусе (с. Березовка), 2 - в Усть-Янском улусе (с. Казачье), 2 - в Эвено-Бытантайском улусе (с. Батагай-Алыта);
4 убойных цеха, в том числе: 1 - в Анабарском улусе (с. Юрюнг-Хая), 1 - в Булунском улусе (с. Намы), 1 - в Нижнеколымском районе (с. Колымское), 1 - в Усть-Янском улусе (с. Казачье);
41 км изгороди, в том числе: 6 - в Анабарском улусе (с. Юрюнг-Хая), 8 - в Булунском улусе (с. Намы, с. Найба), 6 - в Верхоянском улусе (с. Улахан-Кюель), 2 - в Верхнеколымском районе (с. Утая), 5 - в Момском районе (с. Сасыр), 6 - в Нижнеколымском улусе (с. Колымское и с. Андрюшкино), 4 - в Оленекском улусе (с. Оленек), 3 - в Среднеколымском улусе (с. Березовка), 1 - в Усть-Янском улусе (с. Казачье).
Глубокая переработка сельскохозяйственной продукции: мяса оленей, шкур, камуса, биологически активного сырья значительно повысит доходность оленеводов. Возможно применение оборудования финского производства Компании "Kometos" по убою, хранению и переработке оленины, успешно функционирующего в Ямало-Ненецком автономном округе и Чукотском автономном округе.
Необходимые исследования в области оленеводства:
разработка новых научно-обоснованных маршрутов выпаса оленей;
выработка механизма финансирования страхования оленей от болезней и стихийных бедствий, в том числе пожаров, гололеда, оползней, травли волками;
изучение технологий по отслеживанию местонахождения оленей с целью выявления наиболее оптимального варианта;
обоснование применения мобильных убойных пунктов на основе изучения опыта соседних регионов и зарубежных стран.
II этап. В период 2018 - 2020 гг. планируется строительство:
1 оленеводческой базы в Эвено-Бытантайском улусе (с. Батагай-Алыта);
9 стационарных коралей, в том числе: 1 - в Анабарском улусе (с. Юрюнг-Хая), 1 - в Верхнеколымском улусе (с. Утая), 2 - в Верхоянском районе (с. Барылас), 2 - в Жиганском улусе (с. Баханы), 2 - в Момском районе (с. Победа, с. Соболох), 1 - в Эвено-Бытантайском улусе (с. Кустур);
1 убойного цеха в Оленекском улусе (с. Оленек);
22 км изгороди, в том числе: 2 - в Абыйском улусе (с. Кебергене), 5 - в Жиганском улусе (с. Жиганск, с. Кыстатыам, с. Бахынай), 5 - в Момском улусе (с. Сасыр), 3 - в Усть-Янском улусе (с. Хайыр), 7 - в Эвено-Бытантайском улусе (с. Батагай-Алыта).
Строительство вышеуказанных объектов принесет ежегодный прирост поголовья оленей в среднем на 5%. Таким образом, по северным и арктическим районам предельная оленеемкость будет достигнута к 2030 году.
Рыболовство
Рыбное хозяйство республики является одной из базовых отраслей арктических и северных районов. Объемы вылова в Якутии за период с 2009 по 2013 гг. составили от 3,6 до 5,3 тыс. тонн. В последние годы декларированные уловы имеют тенденцию к росту. Более 89% промыслового улова сконцентрировано в арктических районах, около 80% улова составляют сиговые виды рыб. Таким образом, весь промысел носит сезонный характер и привязан к срокам нереста рыбы. На 01 января 2014 года в Республике Саха (Якутия) сформирован 1 961 рыбопромысловый участок. Освоение промышленных квот в 2013 году составило 78,4%, промышленный вылов рыбы составил 3 922,9 тонн при квоте 5 003,9 тонны.
Снижение уровня освоения выделенных квот обусловлено износом материально-технической базы рыболовства, отсутствием у хозяйств должных условий хранения рыбы. Для полного освоения квот и круглогодичного промышленного вылова рыбы необходимо создать условия для хранения и транспортировки.
В целях увеличения объемов вылова и повышения качества рыбопродукции для основных рыбопромысловых районов (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Нижнеколымский, Среднеколымский, Усть-Янский улусы (районы)) необходимо приобретение оборудования по шоковой заморозке, модульных цехов по первичной переработке рыбы. На базе крупных хозяйств необходимы строительство и модернизация существующих рыбопромысловых баз, приобретение вездеходов, мелко сидячих катеров-рефрижераторов по основным бассейнам рек в целях транспортировки рыбы из рыбопромысловых участков до районных центров или до рефрижераторных судов в устьях рек (морской участок).
Планируется проведение ресурсных исследований водных биоресурсов в рыбопромысловых водоемах арктических и северных районов Республики Саха (Якутия).
Реализация данных мероприятий позволит эффективно освоить квоты, увеличить доходность отрасли и увеличить объем вылова водных биологических ресурсов.
Рыбопромысловые базы предлагается размещать на рыбоводческих участках хозяйств с объемом вылова 30 и более тонн с учетом наличия или текущего состояния рыбопромысловой базы конкретного рыболовецкого хозяйства.
Планируется, что при строительстве данной базы, рыбопромысловое хозяйство в этот же год выловит весь объем рыбы, предоставляемый по квоте. В последующем квота будет увеличена до предельного размера.
I этап. В период 2014 - 2017 гг. планируются:
реконструкция 7 ледников, в том числе: в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса, с. Кебергене Абыйского района, с. Таймылыр и с. Кюсюр Булунского улуса, с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса, с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
строительство 3 ледников, в том числе: в с. Русское Устье Аллаиховского улуса, с. Жиганск Жиганского улуса, с. Казачье Усть-Янского улуса;
строительство 10 рыбопромысловых баз, в том числе: в с. Русское Устье Аллаиховского улуса, п. Быковский и с. Кюсюр Булунского района, с. Походск, с. Колымское и с. Походский Нижнеколымского района, с. Казачье и с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
приобретение 3 катеров-рефрижераторов и 2 маломерных судов, в том числе: в с. Русское Устье Аллаиховского улуса, с. Таймылыр и с. Кюсюр Булунского улуса, п. Черский Нижнеколымского улуса, с. Казачье Усть-Янского улуса;
приобретение 11 модульных цехов по первичной переработке рыбы: в п. Белая Гора Абыйского района, с. Русское Устье Аллаиховского улуса, с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса, с. Таймылыр и с. Тит-Арыы Булунского улуса, п. Походск, с. Колымское и п. Черский Нижнеколымского улуса, с. Усть-Янск и с. Казачье Усть-Янского улуса;
завершение строительства на уч. Стариково с. Русское Устье Аллаиховского улуса;
приобретение 2 вездеходов, в том числе: в с. Русское Устье Аллаиховского улуса и п. Черский Нижнеколымского улуса:
проведение 3 ресурсных исследований запасов водных биологических ресурсов в рыбопромысловых водоемах с. Русское Устье Аллаиховского улуса, с. Кюсюр Булунского улуса, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса;
приобретение 9 оборудований шоковой заморозки рыбы, рефрижераторных контейнеров, в том числе: в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса, с. Тит-Арыы, с. Кюсюр и с. Таймылыр Булунского улуса, с. Олеринский и п. Черский Нижнеколымского района, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса, с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
модернизация рыбоперерабатывающего цеха в с. Жиганск Жиганского улуса;
механизация 4 ледников в с. Кюсюр Булунского улуса. Планируется зарыбление рек северных и арктических улусов ценными породами рыб.
Для реализации мероприятий необходимо провести проектно-изыскательские работы "Строительство рыбопромысловой базы из быстровозводимых конструкций".
II этап. В период 2018 - 2020 гг. планируются:
реконструкция 4 ледников: в с. Быковский Булунского улуса, с. Саскылах Анабарского улуса, п. Зырянка Верхнеколымского улуса, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса;
строительство 1 ледника в п. Белая Гора Абыйского улуса;
строительство 3 рыбопромысловых баз, в том числе: в с. Таймылыр Булунского улуса, с. Андрюшкино Нижнеколымского улуса, с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
приобретение 1 катера-рефрижератора и 1 маломерного катера в п. Чокурдах Аллаиховского улуса и с. Быковский Булунского улуса;
приобретение 2 модульных цехов по первичной переработке рыбы в п. Белая Гора Абыйского улуса и с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
проведение 2 ресурсных исследований запасов водных биологических ресурсов в рыбопромысловых водоемах, в том числе: в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса, п. Черский Нижнеколымского района;
приобретение 3 оборудований шоковой заморозки рыбы и рефрижераторных контейнеров, в том числе: в п. Зырянка Верхнеколымского улуса, с. Жиганск Жиганского улуса, с. Нижнеянск Усть-Янского улуса.
Предполагается размещение модульных цехов по первичной переработке рыбы мощностью 4 тонны в сутки.
Переработка рыбы будет осуществляться в поселениях, в которых обеспечивается необходимый объем рыбы для работы цеха и имеется достаточная транспортная доступность.
На первоначальном этапе планируется перерабатывать рыбу только путем потрошения и глубокой заморозки, в дальнейшем будут рассмотрены другие виды переработки (копчение, соление и т.п.).
Выпускаемая продукция представляет собой полуфабрикаты из мяса рыбы, замороженные шоковым методом при температуре - 35 градусов и упакованные в картонную тару. Срок хранения составляет до 6 месяцев. Предполагается выпускать 4-5 видов рыбной продукции и икры в ястыках. Кроме этого, будет производиться "штучная" рыбная продукция от 3 кг до 5 кг чира ("строганина"), а также нельма - от 12 до 30 кг.
Реализация рыбы планируется на перерабатывающие заводы или напрямую покупателям не только через стандартные механизмы сбыта, но и через Интернет-сайт.
Охотничий промысел
Для коренных малочисленных народов Севера охотничий промысел является одним из основных жизнеобеспечивающих видов деятельности. В рассматриваемых районах за 224 охотничьими хозяйствами закреплено 42 434 тыс. га охотничьих угодий.
Основными объектами охотничьего промысла являются дикий северный олень, белый песец, соболь, ондатра, белка.
На территории районов имеются огромные ресурсы белого песца, которые, в связи с развалом инфраструктуры промыслового хозяйства, остаются неосвоенными.
Кроме пушных зверей населением северных и арктических районов в целях обеспечения собственной потребности в мясе осуществляется отстрел диких северных оленей Лено-Оленекской и Сундрунской популяций. При этом стоит отметить, что Яно-Индигирская популяция дикого северного оленя потеряла промысловое значение в конце 90-х годов прошлого века. Запасы Сундрунской популяции дикого северного оленя незначительны (30 тыс. особей). Таким образом, в указанных районах существует острая проблема самообеспечения мясной продукцией. В период 2016 - 2018 гг. планируется проведение мероприятий по восстановлению численности популяции диких северных оленей.
Помимо этого, в связи с высоким износом ледников в отдаленных и труднодоступных охотничьих участках появляется проблема хранения и заморозки добытого мяса в осенний период, что негативно отражается на качестве добываемого мяса. С учетом этого требуется строительство и реконструкция 4 ледников для временного хранения мяса диких северных оленей на охотничьих участках.
Основные проблемы охотничьего промысла:
отсутствие инфраструктуры промыслового хозяйства (охотничье промысловое жилье, ледники);
сокращение популяции диких северных оленей;
нехватка финансовых средств на приобретение горюче-смазочных материалов в начале охотничьего сезона;
отсутствие единого рынка сбыта промысловой пушнины.
Необходимо решать вышеуказанные проблемы программными методами, так как охотничий промысел имеет большое значение в обеспечении самозанятости, повышении уровня доходности населения северных и арктических районов.
Клеточное звероводство
Северные и арктические районы весьма благоприятны для ведения клеточного звероводства с точки зрения наличия кормовой базы.
В настоящее время в северных и арктических районах Республики Саха (Якутия) разведением клеточных зверей занимаются 2 хозяйства: в с. Сватай Среднеколымского улуса, с. Бахынай Жиганского улуса.
Одним из нерешенных вопросов в отрасли звероводства является отсутствие целенаправленной племенной работы. Без соответствующей селекционно-племенной работы невозможно получить качественную товарную продукцию клеточного звероводства. Пушная продукция зверохозяйств республики не отвечает требованиям пушного рынка.
Материально-техническая база клеточного звероводства была основана в советское время, в связи с чем повсеместно наблюдается высокий износ строений, техники и оборудования (более 70%). Все это негативно отражается на сохранности поголовья, качестве меха клеточных зверей.
Для решения поставленных задач предусмотрены следующие системные программные мероприятия на 2014 год:
реконструкция звероферм и приобретение техники, оборудования для звероводческих хозяйств в Жиганском улусе (с. Бахынай) и Среднеколымском улусе (с. Сватай);
II этап. В период 2018 - 2020 гг. планируется приобретение извне республики 100 голов племенных голубых песцов для Жиганского улуса (с. Бахынай - 50 голов) и Среднеколымского улуса (с. Сватай - 50 голов).
Животноводство
Вклад животноводства в экономику сельского хозяйства северных и арктических районов незначителен, но при этом крайне важен, как один из традиционных видов деятельности и источник удовлетворения потребности местного населения в мясной и молочной продукции.
Эвено-Бытантайский улус является резерватом сохранения уникального генофонда якутского скота. В табунном коневодстве колымская группа районов является местом разведения колымского типа лошадей, Оймяконский и Верхоянский районы - янского типа лошадей. Значительные площади естественных угодий северных и арктических районов являются основным потенциалом для дальнейшего наращивания поголовья табунных лошадей в республике.
Для повышения уровня самообеспечения местного населения в мясной и молочной продукции в арктических и северных районах необходимо строительство объектов животноводства, преимущественно рядом с крупными населенными пунктами (районными центрами), а также конебаз, исходя из наличия сельскохозяйственных угодий.
Для развития коневодства планируется построить 17 коневодческих баз мощностью на 100 голов, в том числе:
I этап. С 2014 - 2017 гг. строительство коневодческой базы в с. Андрюшкино Нижнеколымского района, с. Сайылык Усть-Янского улуса.
II этап. С 2018 - 2020 гг. строительство 15 коневодческих баз, в том числе: в селах Абый, Кебергене, Сыаганнах Абыйского улуса, с. Усун-Кюель Верхнеколымского улуса, селах Столбы, Бетенкес, Юнюор Верхоянского района, селах Буор-Сысы, Кулун Елбют Момского района, селах Сватай, Ойусардах, Алеко-Кюель Среднеколымского улуса, селах Батагай-Алыта, Кустур, Джаргалах Эвено-Бытантайского улуса.
Для развития скотоводства планируется построить 11 коровников мощностью 100 скотомест, в том числе:
I этап. С 2014 - 2017 гг. строительство коровника в с. Сайылык Усть-Янского улуса.
II этап. С 2018 - 2020 гг. строительство 10 коровников, в том числе: в с. Сыаганнах Абыйского улуса, селах Бала, Боронук, Юниор, Томтор, Суордах Верхоянского района, селах Хонуу, Суон-Тит, Буор-Сысы Момского района, с. Кустур Эвено-Бытантайского улуса.
В северные и арктические районы планируется поставка 2 700 голов кур несушек:
I этап. С 2014 - 2017 гг. завоз 750 голов птиц, в том числе: 250 - в Нижнеколымский район, 500 - в Усть-Янский улус.
II этап. С 2018 - 2020 гг. завоз 1 950 голов птиц, в том числе: 250 - в Абыйский улус, 450 - в Верхнеколымский улус, 300 - в Верхоянский район, 400 - в Жиганский улус, 550 - в Момский район.
Обеспечение хранения овощной продукции и развитие тепличного хозяйства
В северных и арктических районах остро стоит проблема завоза и высокой стоимости продукции сельского хозяйства, в частности овощей.
Отсутствие хранилищ для длительного хранения овощей и картофеля в арктических и северных районах приводит к быстрой порче завозимой продукции, убыткам поставщиков - уполномоченных агентов Правительства Республики Саха (Якутия) по поставкам продовольственных товаров для нужд населения, обуславливая высокую стоимость продукции, особенно в весенне-летний период.
I этап. В период 2014 - 2017 гг. планируется строительство 8 объектов хранения сельскохозяйственной продукции (овоще- и картофелехранилища мощностью 500 тонн) в п. Белая Гора Абыйского, п. Чокурдах Аллаиховского, п. Батагай Верхоянского, с. Жиганск Жиганского, г. Среднеколымск Среднеколымского, п. Черский Нижнеколымского, п. Усть-Куйга Усть-Янского улусов (районов).
II этап. В период 2018 - 2020 гг. планируется строительство 7 объектов хранения сельскохозяйственной продукции (овоще- и картофелехранилища мощностью 500 тонн) в с. Саскылах Анабарского, п. Тикси Булунского, п. Зырянка Верхнеколымского, с. Оленек Оленекского, с. Хонуу Момского, г. Среднеколымск Среднеколымского, п. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улусов (районов).
К перечню выращиваемых культур можно отнести культуры с коротким вегетационным периодом - зелень, редис, раннеспелые сорта помидоров и огурцов. Для строительства теплиц в условиях Арктики необходимо решить следующие задачи:
проведение научно-исследовательской опытно-конструкторской работы (НИОКР) на тему "Разработка теплицы, экономически оптимальной (целесообразной) в условиях северных территорий Республики Саха (Якутия)";
разработка типовой проектно-сметной документации на строительство теплицы;
финансирование государством части затрат муниципальным учреждениям на строительство теплиц, включая расходы на доставку строительных материалов и почвы;
финансирование затрат на энергообеспечение теплиц - возмещение части затрат по использованию тепловой и электрической энергии.
На первом этапе предлагается создание тепличного комплекса на базе имеющейся теплицы в п. Усть-Куйга Усть-Янского улуса.
На втором этапе предлагается строительство теплиц в оставшихся административных центрах районов, в том числе на основе металлического каркаса с поликарбонатным корпусом для использования на протяжении не менее 8 месяцев в году (с марта по ноябрь).
Производство мясной продукции
Основными целями развития производства являются увеличение объемов производства продукции перерабатывающей промышленности на базе создания современных цехов по убою скота, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, способствующих расширению возможностей (по срокам) хранения сырья и продукции.
Для этого планируется решить следующие задачи:
реконструкция и строительство производственных цехов по убою скота до 200 тонн в год и увеличение мощности организаций по первичной переработке скота до 100 тонн мяса на кости в год;
расширение ассортимента вырабатываемой продукции (мяса в тушах, полутушах, отрубах, расфасованного и упакованного для торговых сетей), увеличение сроков ее хранения до 30 суток;
увеличение сбора и переработки побочных сырьевых ресурсов (шкур, кишок, крови, кости, эндокринно-ферментного и специального сырья и др.) для выработки различных видов продукции;
снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы организаций.
В связи со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) назрела необходимость строительства убойных пунктов.
В период 2018 - 2020 гг. планируется строительство 5 модульных убойных цехов (пунктов), в том числе: в с. Абый Абыйского улуса, с. Нелемное Верхнеколымского улуса, г. Верхоянск Верхоянского района, с. Оленек Оленекского района, с. Алеко-Кюель Среднеколымского улуса.
Производство кисломолочных продуктов
Для удовлетворения потребности в качественной кисломолочной продукции планируется реализация проекта "Линия по производству кисломолочных продуктов", который предполагает создание производства продуктов из натурального молока и порошкового сырья.
На I этапе с 2014 - 2017 гг. планируются реконструкция и техническое перевооружение пищекомбината СХШС "Полюс Холода" Верхоянского района.
На II этапе с 2018 - 2020 гг. планируются:
ввод линии по производству кисломолочной продукции в п. Черский на базе ООО "Черский хлебозавод" Нижнеколымского района;
строительство производственной микробиологической лаборатории в г. Верхоянск Верхоянского района;
обустройство площадки под модульный молочный завод в п. Зырянка Верхнеколымского района;
модернизация 4 объектов молочной промышленности, в том числе: в г. Верхоянск Верхоянского района, с. Усун-Кюель Верхнеколымского улуса, селах Хонуу, Буор-Сысы Момского района;
приобретение 3 модульных молочных цехов, в том числе: в с. Оленек Оленекского района, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса, с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.
Развитие хлебопечения
В настоящее время более 60% активной части основных фондов хлебопекарной отрасли, обеспечивающей население продуктом первой необходимости, физически изношены и морально устарели. Наиболее высокий уровень износа наблюдается на предприятиях, действующих в арктических и северных районах, где по причине удаленности, длительных финансовых разрывов из-за закупки годового запаса муки и вспомогательных материалов, ограниченности рынка сбыта продукции наблюдается недостаток оборотных средств, вследствие которого процесс обновления основных средств своевременно не производится.
Для развития производства хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения необходима организация хлебопечения, а также проведение технического перевооружения действующих хлебопекарен по арктическим и северным районам.
В период 2018 - 2020 гг. планируются реконструкция и техническое перевооружение 2 хлебопекарен, в том числе в с. Кебергене и с. Сыаганнаах Абыйского улуса.
Сбор дикоросов
Республика Саха (Якутия) является ягодоносным регионом. Биологические запасы ягодников в северных и арктических районах весьма значительны. Общая площадь земельных угодий с наличием ягодоносных массивов составляет в зоне Севера 308 млн. га.
Сбор дикорастущей продукции (ягод, орехов, грибов) имеет исключительно важное значение для населения Севера, как источник дополнительных доходов, создания новых рабочих мест путем внедрения производств по переработке дикоросов. Вместе с тем, из-за несоответствия требованиям мировых стандартов, остается нереализованным экспортный потенциал республики по поставкам дикоросов за пределы республики и России.
Исходя из наличия сырьевой базы - зон стабильного произрастания ягод и грибов, на базе действующих перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию предприятий планируется создание ряда цехов по переработке ягод и грибов. В цехах планируется, в зависимости от сезона, наладить производство варенья, джема и быстрозамороженной продукции.".
1.4.2.3. В подразделе 3.2.1 "Создание транспортной инфраструктуры" абзацы тридцать пятый по сорок шестой признать утратившими силу.
1.4.2.4. Подраздел 3.2.2 изложить в следующей редакции:
"3.2.2. Развитие энергетической и коммунальной инфраструктуры
Основным поставщиком жилищно-коммунальных услуг в арктических и северных районах Республики Саха (Якутия) является ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)". В Усть-Янском улусе поставщиком жилищно-коммунальных услуг являются ОАО "Теплоэнергосервис", АО "Сахаэнерго".
В последние годы особое внимание уделяется оптимизации систем теплоснабжения путем строительства котельных с учетом перспективы подключения новых объектов и ликвидации маломощных, а также перевода котельных на уголь (табл. 2.1. Сведения об эксплуатируемых котельных).
Таблица 2.1.
Сведения об эксплуатируемых котельных
N |
Муниципальный район |
Количество котельных, ед. |
в т.ч., по видам топлива, ед. |
||||
уголь |
сырая нефть |
газоконденсат |
дизельное топливо |
дрова |
|||
1 |
Абыйский улус |
13 |
11 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Аллаиховский улус |
11 |
0 |
11 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Анабарский улус |
8 |
0 |
0 |
8 |
0 |
0 |
4 |
Булунский улус |
14 |
0 |
7 |
5 |
2 |
0 |
5 |
Верхнеколымский улус |
10 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Верхоянский район |
24 |
24 |
0 |
0 |
0 _| |
0 |
7 |
Жиганский улус |
8 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Момский район |
18 |
3 |
0 |
2 |
6 |
7 |
9 |
Нижнеколымский район |
8 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
10 |
Оленекский район |
8 |
0 |
7 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Среднеколымский улус |
16 |
14 |
2 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Усть-Янский улус |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
13 |
Эвено-Бытантайский улус |
9 |
0 |
6 |
0 |
0 |
3 |
|
Итого: |
153 |
74 |
45 |
16 |
8 |
10 |
Уровень благоустройства жилищного фонда Арктической зоны Республики Саха (Якутия) характеризуется сравнительно высокими показателями по сравнению со среднереспубликанскими значениями ввиду преобладания частично благоустроенного многоквартирного жилищного фонда (в центральных районах преобладают индивидуальные жилые дома с печным отоплением).
Практически весь жилищный фонд в арктических районах подключен к централизованным источникам теплоснабжения (от 83 до 100%). Протяженность сетей теплоснабжения 443,98 км, износ составляет 55%. Износ сетей водоснабжения 56,97% и сетей водоотведения 21,68%.
Основными проблемами в системе коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда являются высокий износ объектов, отсутствие достаточных средств на обновление основных фондов, неразвитая инженерная инфраструктура, а также сложная схема доставки и сезонный завоз грузов.
Электроснабжение арктических районов осуществляется от дизельных электростанций АО "Сахаэнерго". Важнейшими проблемами энергетики арктических и северных районов республики являются технологическое состояние отдельных станций, сетевой инфраструктуры и отсутствие прироста электропотребления. Как следствие, высокие тарифы на электроэнергию, неразвитая инфраструктура, непривлекательность с точки зрения инвесторов, низкий уровень электропотребления.
Отдаленность населенных пунктов Республики Саха (Якутия), сложная транспортная схема завоза грузов в арктические районы требуют повышенного внимания при организации завоза топливно-энергетических ресурсов со стороны Правительства Республики Саха (Якутия).
В жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике ставятся задачи внедрения современных технологий инженерного обеспечения индивидуального жилья, в том числе перевода на нетрадиционные виды энергии, развития инфраструктуры сельских территорий, развитие локальной энергетики малой генерации с реконструкцией электросетевого хозяйства, в том числе для обеспечения качественного электроснабжения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Ведется подключение частных домов к централизованным источникам теплоснабжения, приобретается спецтехника коммунального назначения на условиях лизинга.
Подключение частных жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2013 г. N 2394 государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики на 2012 - 2019 годы" была дополнена подпрограммой "Подключение частных домов к централизованным источникам теплоснабжения".
Бюджетные средства направляются на финансирование строительства тепловых сетей и на субсидирование малоимущих и отдельных категорий граждан для подключения.
В 2014 году на строительство тепловых сетей планируется направить из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 117 050,83 тыс. рублей; в 2015 году - 129 115,5 тыс. рублей.
Планируется подключить к централизованным источникам теплоснабжения:
в с.с. Кебергене, Абый, Сыаганнах, Сутуруоха, Киенг-Кюель Абыйского улуса в 2014 году - 141 дом, в 2015 году - 321 дом, в 2016 году - 5 домов;
в с. Юрюнг-Хая Анабарского улуса в 2016 году - 13 домов; в с.с. Быковский, Кюсюр, Намы Булунского улуса в 2014 году - 47 домов;
в с. Усун-Кюель Верхнеколымского улуса в 2015 году - 32 дома; в г. Верхоянске, п. Батагай, с.с. Бетенкес, Боронук, Сайды, Столбы, Улахан-Кюель, Хайысардах, Черюмче, Юнюор Верхоянского района в 2014 году - 178 домов, в 2015 году - 228 домов, в 2016 году - 146 домов;
в с.с. Жиганск, Бахынай, Бестях, Кыстатыам Жиганского района в 2014 году - 96 домов, в 2015 году - 44 дома, в 2016 году - 45 домов;
в с.с. Хонуу, Буор-Сысы, Кулун-Ельбют, Сасыр, Соболох, Чумпу-Кытыл Момского района в 2014 году - 28 домов, в 2015 году - 34 дома, в 2016 году - 165 домов;
в с.с. Оленек, Жилинда Оленекского района в 2014 году - 49 домов, в 2015 году - 18 домов;
в г. Среднеколымск, с.с. Алеко-Кюель, Аргахтах, Березовка, Налимск, Сватай, Сылгы-Ыытар, Ойусардах, Хатынгнах и Эбях Среднеколымского улуса в 2014 году - 158 домов, в 2015 году - 202 дома, в 2016 году - 73 дома;
в с.с. Тумат, Усть-Янск, Хайыр Усть-Янского улуса в 2014 году - 4 дома, в 2015 году - 70 домов;
в с.с. Батагай-Алыта, Кустур, Джаргалах Эвено-Бытантайского улуса в 2014 году - 25 домов, в 2015 году - 99 домов, в 2016 году - 172 дома.
Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будет предоставляться единовременная адресная материальная помощь малоимущим и отдельным категориям граждан на подключение на всей территории Республики Саха (Якутия) по 100 млн. рублей ежегодно.
Модернизация коммунальной инфраструктуры
В целях своевременной модернизации коммунальной инфраструктуры арктических районов запланировано поэтапное строительство и реконструкция котельных согласно инвестиционным программам организаций.
На первом этапе реализации программы планируется завершить мероприятия по строительству и реконструкции следующих котельных:
в 2014 году 6 котельных: в с.с. Юнюор, Боронук, Бетенкес Верхоянского района, с. Жиганск Жиганского улуса, п. Усть-Куйга и с. Усть-Янск Усть-Янского улуса;
в 2015 году 12 котельных: в с. Сутуруоха Абыйского улуса, с. Саскылах Анабарского улуса, с.с. Жиганск, Кыстатыам Жиганского улуса, с. Хонуу Момского улуса, с. Колымское Нижнеколымского района, с. Жилинда Оленекского улуса, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса, с.с. Казачье, Усть-Янск Усть-Янского улуса с.с. Батагай-Алыта, Кустур Эвено-Бытантайского улуса;
в 2016 году 19 котельных: в с. Киенг-Кюель, п. Белая Гора Абыйского улуса, с.с. Русское Устье, Быягныр Аллаиховского улуса, п. Тикси, с. Кюсюр Булунского улуса, с. Усун-Кюель Верхнеколымского улуса, с.с. Усун-Кюель, Черюмче, п. Батагай Верхоянского района, с. Бахынай Жиганского улуса, с. Терють Оймяконского улуса, п. Черский Нижнеколымского района, с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса;
в 2017 году 11 котельных: в п. Зырянка Верхнеколымского улуса, п. Чокурдах Аллаиховского улуса, с. Жиганск Жиганского улуса, п. Черский Нижнеколымского района, с. Налимск Среднеколымского улуса, с.с. Артык, Томтор, Тумат, Хайыр Усть-Янского улуса.
На втором этапе в 2018 - 2020 гг. планируются строительство и реконструкция 33 котельных.
В перспективе основным направлением развития жилищно-коммунального хозяйства должно стать совершенствование механизмов энергосбережения и получения результатов в повышении энергетической эффективности: внедрение и использование возобновляемых источников энергии (солнечные электростанции, успешно прошедшие зимние испытания в Кобяйском и Оймяконском улусах) и проведение комплексных энергоэффективных мероприятий по последовательной схеме: "объект генерации" - "сети" - "объект потребления". Необходимо внедрение и широкое использование энергоэффективных технологий и мероприятий при эксплуатации зданий и сооружений (реконструкция инженерной инфраструктуры, теплоизоляция зданий, проведение энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных жилых домов).
Для создания условий проведения энергоэффективных мероприятий в республике внедрены такие механизмы государственной поддержки, как субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, льготы по налогам и сборам лицам, осуществляющим деятельность в области энергосбережения, создание структур по кредитованию энергосервисных компаний.
Будет продолжено внедрение современных технологий инженерного обеспечения индивидуального жилья, а именно использование индивидуальных твердотопливных энергоэффективных котлов с применением разных видов топлива местного происхождения в сельской местности.
Предлагается применение инновационных технологий сжигания низкокачественных видов твердого топлива (бурый уголь, торф) на котельных - каталитическое сжигание в кипящем слое мощностью 2 мвт.
Для отопления жилых помещений, в том числе вне населенных пунктов, предлагается рассмотреть возможность обеспечения населения топливными брикетами (углевые, дровяные).
Планируется проведение НИОКР по определению эффективности установки модуля по Магнитогорской или другим технологиям, предлагаемым Арктическим инновационным центром СВФУ, позволяющим получать тепло и электроэнергию.
С 2014 года планируется осуществлять комплексное благоустройство жилых домов сельских населенных пунктов, а именно внедрение энергоэффективных котлов, установку емкостей для подачи воды и септиков. При этом из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2014 году будет направлено 35 млн. рублей, а в последующие годы по 50 млн. рублей.
Развитие энергетики
С участием бюджета Республики Саха (Якутия) будут реализованы проекты строительства дизельных электростанций в п. Батагай Верхоянского улуса и с. Хонуу Момского улуса. При определении источников финансирования будет обеспечено строительство дизельной электростанции в п. Тикси Булунского улуса (района).
По инвестиционной программе АО "Сахаэнерго" планируется:
строительство ДЭС в с.с. Тумат и Хайыр Усть-Янского улуса, Бахынай Жиганского улуса, с.с. Оленек, Жилинда и Эйик Оленекского улуса, Токума Верхоянского улуса, с. Сыганнах Абыйского улуса, с.с. Эбях, Березовка и Хатыннах Среднеколымского улуса, а также в других улусах.
реконструкция линии электропередач в п. Зырянка Верхнеколымского района, п. Тикси Булунского улуса.
В целом за 2014-2020 гг. планируется построить до 24 новых ДЭС в арктической зоне Республики Саха (Якутия). Кроме того, будут рассмотрены вопросы реализации проектов строительства возобновляемых источников энергии - солнечных электростанций (СЭС).
Необходимо рассмотреть возможность внедрения комбинированных ветро# (40 кВт) - солнечных (20 кВт) - дизельных (600 кВт) электростанций.".
1.4.2.5. В подразделе 3.2.3 "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения":
а) абзац шестой изложить в следующей редакции:
"строительство пожарных депо в п. Белая Гора Абыйского улуса, п. Зырянка Верхнеколымского улуса, п. Батагай Верхоянского района, с. Жиганск Жиганского улуса, с. Оленек Оленекского района, г. Среднеколымск Среднеколымского улуса.".
1.4.2.6. Подраздел 3.3.1 изложить в следующей редакции:
"3.3.1. Развитие человеческого потенциала
Для арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) характерны низкая плотность и продолжающийся миграционный отток населения, значительные расстояния между населенными пунктами, малая численность населения в большинстве из них, высокий уровень заболеваемости, снижение качества образовательных и медицинских услуг.
В состав 13 арктических и северных территорий входят 86 городских и сельских поселений. По состоянию на 01 января 2014 года численность населения арктических и северных районов составляет 69 395 человек или 7,3% от всего населения республики, доля сельского населения - 60,8%. С 1990 года численность населения арктических районов республики сократилась более чем в 2 раза, а миграционная убыль увеличилась в 1,5 раза.
Отрицательные демографические процессы наблюдаются во всех арктических районах, наибольшее сокращение населения наблюдается в Усть-Янском улусе и Нижнеколымском районе. Основной причиной резкого снижения численности населения является закрытие производственных предприятий.
Уровень безработицы в большинстве улусов, кроме Нижнеколымского района и Верхнеколымского улуса, превышает среднереспубликанский показатель (7,4%). Например, в Булунском и Эвено-Бытантайском улусах уровень безработицы составляет 15,6% и 13,7% соответственно.
Общая численность работников в данных районах составляет 28 141 человек, большая часть из которых задействована в бюджетной сфере - 34,6%, государственном управлении и социальном страховании - 11%, сельском хозяйстве и рыболовстве - 6,1%, в производстве, передаче и распределении тепловой энергии, газа и воды - 13,8% работающего населения.
В арктических районах отмечается низкая доля собственных доходов в бюджете муниципальных районов. За 2013 год только в Анабарском улусе, Оленекском и Жиганском улусах (районах) показатель превысил 10%. В 5 районах показатель не превышает и 5%.
Средняя заработная плата по районам составляет в 2013 году 39,9 тыс. рублей, что на 14,3% ниже уровня, сложившегося в республике (46,5 тыс. рублей).
Вопросы сохранения и закрепления трудовых ресурсов неразрывно связаны с решением целого комплекса вопросов, касающихся не только трудового законодательства, но и создания благоприятных условий и повышения качества жизни населения. Для достижения этих целей необходимо реализовать следующие мероприятия:
повышение занятости населения, прежде всего, наиболее перспективной его части - молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;
стимулирование переселения трудоспособного населения из районов и поселений с напряженной ситуацией на рынке труда республики с прохождением переобучения и предоставлением жилья;
обеспечение качественным жильем;
обеспечение качественными услугами здравоохранения, образования и т.д.;
реорганизация (укрупнение или преобразование) учреждений социальной сферы;
организация общественных работ, организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;
организация содействия самозанятости населения.
Сохранение и укрепление здоровья населения
В арктических и северных районах функционирует 109 медицинских учреждений. Система оказания стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи представлена 14 ЦРБ, 1 городской больницей, 42 участковыми больницами, 7 врачебными амбулаториями, 10 противотуберкулезными диспансерами, а также 35 фельдшерско-акушерскими пунктами.
Из 109 объектов здравоохранения 1 находится в аварийном состоянии, здания 34 учреждений требуют капитального ремонта.
Общая мощность лечебно-профилактических учреждений арктических районов составляет 892 круглосуточные койки (2012 г. - 906; 2011 г. - 921). В сравнении с 2011 годом число круглосуточных коек сокращено на 3,1%.
Обеспеченность круглосуточными койками в районах арктической группы (2013 г. - 125,3; 2012 г. - 127,3; 2011 г. - 124,6) превышает средние значения по республике (2013 г. - 106,9; 2012 г. - 106,9; 2011 г. - 107,6;) в среднем на 17%. Выше среднереспубликанских значений (2013 г. - 106,9) показатель обеспеченности круглосуточными койками в следующих арктических и северных улусах (районах): Усть-Янском (171,8 на 10 тыс. населения), Нижнеколымском (170,6), Абыйском (162,6), Среднеколымском (146,9), Аллаиховском (132,9), Оленекском (118,5), Верхнеколымском (124,0), Жиганском (116,5).
По штатной численности врачей предусмотрено 457,75 единиц (2011 г. - 459,5), физических лиц работает 267 человек (2011 г. - 295), т.е. укомплектованность составляет 58,3% (2011 г. - 64,2). Обеспеченность врачами в целом по арктическим районам ниже республиканского показателя на 21,7% и составляет 37,5 на 10 тыс. населения Республики Саха (Якутия) (2013 г. - 47,9; 2012 г. - 47,7; 2011 г. - 40,3 на 10 тыс. населения).
По штатной численности среднего медперсонала предусмотрено 1 203,5 единиц (2011 г. - 1 205,75), физических лиц работает 888 человек (2011 г. - 954). Укомплектованность составляет 73,8% (20.11 г. - 79,1%). Обеспеченность составляет 124,8 на 10 тысяч населения по арктическим районам, что на 8,5% превышает показатель по республике (2013 г. - 115,1; 2012 г. -116,0,2011 г. - 117,3).
В целях закрепления молодых специалистов в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы" предоставляется государственная поддержка медицинским работникам, проработавшим 5 лет согласно трудовому договору в учреждениях здравоохранения, расположенных в арктических и северных улусах (районах) республики, в виде социальной выплаты в размере 50% от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры. Так, за период 2012 - 2013 годы включены в программу 50 врачей, работающих в арктической зоне, что составило 84,7% от всех участников, включенных в программу, - 59 человек.
В целях улучшения доступности наркологической помощи, повышения эффективности лечения и реабилитации наркологических больных с 2014 года предусмотрена государственная поддержка в виде единовременной компенсационной выплаты врачам психиатрам-наркологам, направляемым в арктические и северные улусы, в размере 1,0 млн. рублей. В 2014 году планируется направить 3 специалистов, в 2015 году - 5 специалистов, с 2016 года по 1 специалисту ежегодно.
На базе ГБОУ СПО РС (Я) "Якутский медицинский колледж" с 2012 года организовано обучение санитарных инструкторов (парамедиков) для оказания первой доврачебной помощи в оленеводческих бригадах и отдаленных населенных пунктах Республики Саха (Якутия). За 2012 - 2013 годы подготовлено 45 человек из арктических и северных районов.
За анализируемый период общая смертность населения арктических районов снизилась на 5,6% (2011 г. - 12,4; 2012 г. - 11,9; 2013 г. - 11,7), но превысила среднее значение по республике в 2013 г. на 34% (2013 г. - 8,7).
Для северных территорий Республики Саха (Якутия) характерны низкая плотность и продолжающийся миграционный отток населения, значительные расстояния между населенными пунктами и малая численность населения в большинстве из них, высокая общая смертность, низкая доступность медицинской помощи населению.
Проблема: неразвитость социальной инфраструктуры в арктических и северных районах республики, ветхость и аварийность социальных объектов.
Мероприятия:
снос аварийных объектов здравоохранения;
строительство и модернизация объектов здравоохранения с применением инновационных строительных материалов и каркасных методов строительства.
Проблема: низкая доступность медицинской помощи населению.
Мероприятия:
открытие филиала ГБУ РС (Я) "Республиканский центр медицины катастроф" в п. Тикси Булунского района с дополнительным обслуживанием близлежащих районов (Анабарский, Аллаиховский, Усть-Янский);
включение в Перечень социально значимых товаров жизненно необходимых лекарственных препаратов и осуществление их доставки в отдаленные и труднодоступные населенные пункты арктических районов;
обеспечение укомплектованности квалифицированными кадрами;
продолжение реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем на 2012 - 2019 годы", в рамках которой предоставляется государственная поддержка медицинским работникам, проработавшим 5 лет согласно трудовому договору в учреждениях здравоохранения, расположенных в арктических и северных улусах (районах) республики, в виде социальной выплаты в размере 50% от расчетной стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры;
привлечение молодых специалистов с предоставлением социальных гарантий и обеспечением жилья совместно с главами муниципальных образований;
подготовка санитарных помощников (парамедиков) для работы в оленеводческих бригадах и отдаленных населенных пунктах;
развитие информационных услуг, телемедицины, дистанционного образования;
использование транспортных средств повышенной проходимости и воздушных судов для осуществления санитарно-авиационной эвакуации больных;
развитие видов медицинской помощи, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, раннее выявление их причин, формирование и реализация программ здорового образа жизни.
Физкультура и спорт
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при реализации комплексной программы.
Кроме того, роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
Общая численность систематически занимающихся физической культурой и спортом в Республике Саха (Якутия) в 2013 году составила 244,0 тыс. человек или 25,6% в общей численности населения и 148,8% к уровню 2008 года. Согласно стратегии развития физической культуры и спорта данный показатель должен достигнуть к 2020 году 40% от общей численности населения республики.
Численность занимающихся в сельской местности выросла с 74 154 человек в 2008 году до 96 524 человек в 2012 году, а численность занимающихся национальными видами спорта - с 7 563 до 10 000 человек. К 2020 году их доля в общей численности населения должна достигнуть 25%.
В 2012 году численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составила 3 100 человек или 5,4% от общей численности инвалидов.
Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) отметил, что "построение сильной результативной экономики возможно только в здоровом и трезвом обществе, а самая лучшая и эффективная профилактика от всех социальных болезней - физкультура и спорт".
Для достижения поставленной цели определены следующие направления:
формирование у населения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
развитие детско-юношеского спорта;
поддержка и развитие национальных видов спорта и игр народов Якутии;
укрепление и эффективное использование материально-технической базы.
В период до 2017 года планируются:
строительство спортзала школы в с. Кебергене, спортзала ДЮСШ в п. Белая Гора Абыйского улуса, спортзала в с. Юниор, п. Батагай Верхоянского района, с. Жилинда Оленекского района, МФЦ "Здоровье" в с. Жиганск Жиганского улуса, спортивный зал в п. Депутатский Усть-Янского улуса;
проведение спортивных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
повышение участия населения и подрастающего поколения в социально-экономической, общественно-политической жизни республики;
создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Образование
Дошкольное образование
В 2013 году на территории арктических и северных районов функционировали 103 организации дошкольного образования с численностью 5 841 ребенок.
В 2012 году доля детей от 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу в общей численности детей в возрасте 1-6 лет, в среднем по Республике Саха (Якутия) составляла 61,8%, по арктическим и северным улусам - 72,0%. При этом в Абыйском, Анабарском и Булунском улусах данный показатель менее 65%.
Наибольшая очередность в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет наблюдается в Верхоянском районе (96 детей), Жиганском районе (96 детей), Анабарском улусе (66 детей), отсутствует в Абыйском, Аллаиховском, Момском, Усть-Янском улусах (районах). В большинстве населенных пунктов количество мест в дошкольных организациях достаточное, но при этом причинами их низкой посещаемости являются высокий износ зданий учреждений, нехватка квалифицированных кадров.
На территории данных районов действуют 3 малокомплектных детских сада с численностью до 25 детей, при этом штатная численность персонала превышает количество детей. В целом в расчете на одного воспитателя количество детей по республике составляет 10,4 детей, в том числе по Абыйскому, Верхоянскому, Оленекскому, Эвено-Бытантайскому улусам (районам) - менее 7 детей; Аллаиховскому, Верхнеколымскому, Жиганскому, Момскому, Нижнеколымскому, Среднеколымскому улусам (районам) - менее 9 детей; Анабарскому, Булунскому, Усть-Янскому улусам - менее 10 детей.
В районных центрах и некоторых населенных пунктах наблюдается нехватка педагогических кадров, особенно с педагогическим образованием. Например, в Булунском, Нижнеколымском и Усть-Янском улусах (районах) доля педагогических работников, имеющих педагогическое образование, составляет менее 80%.
Для улучшения качества предоставления услуг дошкольными образовательными организациями необходимо реализовать следующие мероприятия:
в период до 2017 года (1 этап):
строительство детских садов, отвечающих современным требованиям, в рамках инвестиционного проекта Международного банка реконструкции и развития при реализации проекта "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия)" в следующих населенных пунктах:
детсад на 35 мест в с. Кенг-Кюель, на 50 мест в с. Сыаганнаах, на 50 мест в с. Абый, на 40 мест в с. Сутуруоха Абыйского улуса;
детсад на 50 мест в п. Чокурдах Аллаиховского улуса;
детский сад на 100 мест в с. Саскылах Анабарского улуса;
детсад на 50 мест в с. Борогон (Намы) Булунского улуса;
детский сад на 25 мест в с. Черюмче, детский сад на 35 мест в с. Томтор, детсад на 20 мест в с. Токума Борулахского наслега, детсад на 30 мест в с. Столбы Верхоянского района;
детский сад на 25 мест в с. Бахынай, детский сад на 140 мест в с. Жиганск Жиганского улуса;
школа-сад на 30/15 мест в с. Походск Нижнеколымского района;
детсад на 50 мест в с. Жилинда Оленекского района;
детсад на 40 мест в с. Аргахтах, детсад на 40 мест в с. Сватай, детсад на 40 мест в с. Налимск, детсад на 40 мест с. Ойусардах, детсад на 30 мест с. Березовка Среднеколымского улуса;
школа-сад на 20/15 мест в с. Юкагир Усть-Янского улуса.
В период 2018 - 2020 годы (2 этап):
строительство детского сада на 50 мест в с. Колымское Нижнеколымского улуса, на 55 мест в с. Казачье Усть-Янского улуса, школы-сада 15/20 в с. Сиктях Булунского улуса, школы-сада на 30/20 мест в с. Кулун-Ельбют Момского района, школы-сада на 40/18 мест в с. Джаргалах Эвено-Бытантайского улуса.
Кроме того, необходимо открыть дополнительные группы или филиалы организаций в имеющемся свободном муниципальном жилищном фонде в Усть-Янском улусе (п. Депутатский) и Булунском улусе (п. Тикси).
Необходимо продолжить объединение дошкольных образовательных организаций с малой численностью детей с общеобразовательными школами, расположенными в данном населенном пункте, привести в соответствие штатные расписания организаций.
В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в республике определено 127 пилотных площадок, в том числе 10 - в арктических районах: в Аллаиховском улусе - 1, в Верхнеколымском улусе - 1, в Верхоянском районе - 6, в Нижнеколымском районе - 1, в Усть-Янском улусе - 1 дошкольная образовательная организация.
Выполнение требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требует обновления предметно-пространственной среды, дополнительного оснащения игровым и учебным оборудованием и мебелью. Также планируется расширение подготовки воспитателей на базе организаций профессионального образования, повышение квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Общее образование
В 2013 году на территории арктических и северных районов функционировала 101 организация общего образования с численностью обучающихся 11 459 учащихся. В связи с вводом новых школ, по сравнению с 2000 годом, количество организаций увеличилось на 6 организаций, при этом количество учеников сократилось с 17,8 тысяч до 11,5 тысяч обучающихся или на 33%.
В 2013 году доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в среднем по Республике Саха (Якутия) составляла 82,31%, по арктических и северным районам - 66,3%. При этом в Оленекском, Нижнеколымском улусах (районах) около 90%, свыше 60% в 9 улусах: Аллаиховском, Жиганском, Усть-Янском, Анабарском, Нижнеколымском Булунском, Верхоянском, Абыйском, Анабарском улусах (районах). Условия соответствуют только на 18% в Момском районе, на 27% - в Эвено-Бытантайском улусе, на 48% в Верхнеколымском улусе.
В 7 арктических улусах функционируют 8 кочевых школ (Оленегорская летняя кочевая школа, Чокурдахская летняя начальная кочевая школа Аллаиховского улуса, Улахан-Кюельская малокомплектная кочевая школа Анабарского улуса, Утаинская кочевая школа Верхнеколымского улуса, Табалахская стационарная кочевая школа Верхоянского района, кочевая школа при Улахан-Чистайской СОШ Момского района, начальная кочевая школа-сад "Нутендли" Нижнеколымского района, кочевая школа-сад "Куонэлэкэн" Оленекского района).
В 8 арктических районах действуют 13 агрошкол, ведущих деятельность по животноводству (оленеводство, коневодство), рыболовству, по разведению лисиц, по растениеводству.
В двух общеобразовательных организациях ведется профессиональная подготовка - Межшкольная УПМ МУ "Усть-Янское улусное управление образования" (швея, машинистка, водитель транспортных средств категории "В"), МБОУ "Кыстатыамская малокомплектная СОШ имени Н.В. Шемякова" (бухгалтер, оператор ЭВМ, столяр, продавец продуктовых товаров, продавец непродуктовых товаров).
Всего в районах насчитываются 52 малокомплектные школы, в том числе: в Верхоянском районе - 10, в Среднеколымском и Усть-Янском улусах - по 7, в Абыйском и Момском улусах (районах) - по 5, в Аллаиховском и Булунском улусах - по 4, в Верхнеколымском и Жиганском улусах (районах) - по 3, в Нижнеколымском районе - 2, в Анабарском и Эвено-Бытантайском улусах - по 1. В них всего 2 463 учащихся, наполняемость классов от 1,4 до 6,9 учеников в классе. Штатная численность работников в некоторых из них превышает количество учеников, например, в Основной малокомплектной школе с. Юкагир Усть-Янского улуса фактически обучается 12 детей, а штатная численность работников составляет 32 единицы.
Высокий уровень педагогов с высшим образованием отмечается в Анабарском (94,2%) и Абыйском (77%) улусах, недостаточная доля педагогов с высшим профессиональным образованием в Усть-Янском (56,4%), Нижнеколымском (51,9%) и Среднеколымском (61,6%) улусах (районах). Общее количество педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 14,1%, в Абыйском и Аллаиховском улусах эта доля составляет 30,3% и 27,2% соответственно, а в Усть-Янском, Эвено-Бытантайском, Жиганском и Нижнеколымском улусах (районах) варьируется от 2,1% до 7,5%.
Наиболее востребованы в образовательных организациях учителя совмещенных специальностей истории - обществознания - права - экономики, математики - физики - информатики, биологии - химии - естествознания, физической культуры - основ безопасности жизнедеятельности - основ воинской службы, технологии - изо - черчения. Недостаток специалистов имеется в малокомплектных школах отдаленных сельских и арктических районов, что объясняется большим количеством основных школ, низкой нагрузкой по предмету, отдаленностью населенных пунктов, а также слабой социально-бытовой инфраструктурой сел, что не привлекает молодых педагогов. В связи с чем на базе Института развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-П планируется осуществлять переподготовку педагогов по специальности "Учитель широкого профиля".
По результатам ЕГЭ наблюдается тенденция уменьшения количества выпускников, не сдавших обязательные экзамены по русскому языку и математике. Так, если в 2011 году 8,4% выпускников школ арктических улусов не смогли сдать ЕГЭ по русскому языку и математике, то в 2013 году доля таких выпускников составила 3%. Наилучшие показатели ЕГЭ в Абыйском, Аллаиховском, Булунском, Верхнеколымском, Оленекском улусах (районах).
В 2013 году средний балл ЕГЭ по русскому языку выпускников школ арктических улусов составлял 51,3 (РС (Я) - 57,6, РФ - 63,4). Средний балл ЕГЭ по математике в арктических улусах - 38,8 (РС (Я) - 43,3, РФ - 48,7).
Для детей арктических и северных районов, проживающих в экстремальных условиях Арктики, является особенно актуальной организация круглогодичного отдыха и оздоровления.
Для улучшения качества предоставления услуг общеобразовательными организациями необходимо реализовать следующие мероприятия: в период до 2017 года (1 этап):
в рамках Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия в XXI веке" на 2014-2017 годы планируется строительство 12 школ:
школа на 90 учащихся в с. Абый Абыйского улуса;
школа на 275 учащихся в п. Чокурдах Аллаиховского улуса;
школа на 220 учащихся в с. Кюсюр Булунского улуса;
школа на 120 учащихся в с. Сайды, школа на 60 учащихся в с. Боронук Верхоянского района;
школа на 320 учащихся в с. Хонуу Момского района;
школа на 275 учащихся в п. Черский, школа на 80 учащихся в с. Колымское Нижнеколымского района;
школа на 80 учащихся в с. Аргахтах, школа на 80 учащихся в с. Сылгы-Ытар Среднеколымского улуса;
школа на 100 учащихся в п. Усть-Куйга Усть-Янского улуса;
школа на 80 учащихся в с. Кыстатыам Жиганского улуса;
школа на 220 учащихся в с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса.
В период 2018 - 2020 годы (2 этап):
строительство новых зданий общеобразовательных организаций:
школа на 120 учащихся в п. Белая Гора Абыйского улуса;
школы на 120 учащихся в с. Бетенкес, с. Сайдыы, с. Табалах Верхоянского района;
школа на 80 учащихся в с. Кыстатыам Жиганского района;
школа на 100 учащихся в с. Харыялах Оленекского района.
Кроме того, для повышения качества предоставляемых услуг, концентрации кадровых, материальных, финансовых ресурсов необходимы решения по организации в небольших поселениях филиалов организаций в районных центрах или крупных населенных пунктах, меры по внедрению электронного обучения и совершенствованию дистанционных образовательных технологий, развитию сетевого обучения, преобразованию детских музыкальных и художественных школ в филиалы общеобразовательных организаций.
Совершенствование материально-технической базы и оснащение учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием направлено на развитие профессионального обучения в общеобразовательных организациях, профессиональную ориентацию школьников с учетом социально-экономических условий арктических и северных районов и на поддержку кочевых школ.
Мероприятия подпрограммы "Дети Арктики" направлены на создание условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях, посредством обеспечения участия детей в олимпиадах и иных конкурсных мероприятиях, проведения летних профильных смен, республиканских олимпиад по языкам коренных малочисленных народов Севера, содействия созданию соответствующих условий проживания в приемной семье и обеспечению детей-сирот жильем.
Предусмотрены мероприятия по восстановлению баз отдыха детей в арктических районах, расширению сети оздоровительных организаций; развитию лагерей труда и отдыха, в т.ч. через организацию детских трудовых бригад (семейных бригад, семейных кочевых общин), направленных на привлечение детей к традиционным занятиям.
Выделение дополнительных средств на приобретение путевок и оплату проезда от места проживания до места отдыха в регионы с более благоприятными климатическими условиями позволит увеличить долю детей из северных и арктических районов, охваченных оздоровлением.
Модель сети инновационно активных образовательных организаций "Аартык" реализуется для создания условий в развитии региональной модели организации сетевого взаимодействия образовательных организаций арктических улусов с учетом потребностей личности, общества и государства на основе создания единого образовательного пространства. Предполагаемые результаты реализации модели сети общеобразовательных организаций - расширение сети инновационно активных общеобразовательных организаций, участвующих в процессах подготовки, переподготовки кадров, а также формирования кадрового резерва общеобразовательных организаций; формирование профессионального сообщества руководителей нового типа, активно влияющих на образовательную политику региона и процессы модернизации в целом; организация системной деятельности общеобразовательных организаций по практической реализации качественных образовательных, оздоровительных и иных услуг для всех категорий детей и взрослого населения в условиях сетевого взаимодействия; наиболее полное удовлетворение запросов обучающихся, воспитанников учреждений сетевого взаимодействия.
Для решения проблемы увеличения вакансий педагогических работников (от 138 в 2011 году до 214 в 2013 году) предлагается расширить категории населенных пунктов, на которые распространяется республиканская программа "Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ арктических и северных улусов", включая рабочие поселки и поселки городского типа, расположенные в арктических и северных улусах.
Профессиональное образование
В арктических и северных районах функционируют четыре организации профессионального образования: "Арктический колледж народов Севера" в п. Черский Нижнеколымского района, "Профессиональное училище N 33" в п. Тикси Булунского улуса, "Профессиональное училище N 32" в п. Батагай Верхоянского района, "Профессиональное училище N 27" в с. Жиганск Жиганского улуса.
Всего в данных организациях обучается более 460-ти учащихся и студентов по следующим специальностям среднего звена и квалифицированных рабочих кадров:
Арктический колледж народов Севера Нижнеколымского района по специальностям: "Право и организация социального обеспечения", "Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции", "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество" и по профессиям "Слесарь по ремонту автомобилей", "Повар", "Кондитер", "Оленевод-механизатор", "Автомеханик";
Профессиональное училище N 27 Жиганского улуса по профессиям: "Мастер общестроительных работ", "Мастер столярного и мебельного производства", "Портной", "Автомеханик", "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования";
Профессиональное училище N 32 Верхоянского района по профессиям "Автомеханик", "Мастер по обработке цифровой информации", "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования", "Продавец, контролер-кассир", "Наладчик аппаратного и программного обеспечения";
Профессиональное училище N 33 Булунского района по профессиям: "Портной", "Сварщик", "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", "Наладчик аппаратного и программного обеспечения";
Профессиональные образовательные организации, расположенные в арктических районах республики, в силу известных причин, являются, в основном, малокомплектными (контингент менее 200 чел.).
Возможность получить профессиональное и высшее образование население арктических улусов имеет как в образовательных организациях в республике, так и за ее пределами, в том числе на условиях целевого обучения. Ежегодно в арктические районы республики трудоустраивается порядка 300 - 400 чел., из них с высшим образованием около 30%. В основном, это педагоги - 21%, специалисты в области ЖКХ и энергетики - 12%, сельского хозяйства - 11%, врачи и средний медицинский персонал - 9%.
Наибольшая дополнительная потребность в профессиональных кадрах отмечается в Верхнеколымском улусе (более 60% со средним профессиональным образованием). Остается острым дефицит учителей и учителей с высшим образованием. Вместе с тем, если отмечается относительное снижение роста потребности в кадрах с образованием по отрасли "Образование и педагогика", то по отрасли "Здравоохранение" потребность с каждым годом растет. В иных отраслях востребованы специалисты среднего звена и рабочие кадры.
В предстоящий период предстоит работа в следующих направлениях:
расширение перечня программ профессионального обучения, в том числе профессиональной подготовки (для лиц, не имеющих рабочей квалификации), переподготовки и повышения квалификации для взрослого населения не только на базе имеющихся в арктических улусах профессиональных образовательных организаций, но и с привлечением организаций, расположенных в других районах республики;
создание и развитие учебно-производственной базы профессиональных образовательных организаций, расположенных в арктических улусах, в том числе по переработке оленины, рыбы и в области традиционных народных художественных промыслов;
повышение качества профессионального образования за счет внедрения современных технологий обучения (дистанционные и смешанные формы обучения, модульно-компетентностный подход при формировании основных образовательных программ и др.);
развитие учебной и материальной базы профессиональных образовательных организаций, в том числе выделение подъезда жилого дома под общежитие учащихся и преподавателей училища с проведением капитального ремонта Профучилища N 33 в п. Тикси;
введение субсидирования/компенсации транспортных расходов на оплату проезда студентов;
разработка и утверждение социальных выплат обучающимся из числа коренных малочисленных народов Севера.
Культура
На территории арктических и северных районов функционируют 19 музеев и 90 библиотек, а также 95 учреждений культурно-досугового типа.
В настоящее время ведется строительство многофункционального объекта культуры и спорта в с. Алеко-Кюель Среднеколымского улуса и этнокультурного центра в с. Уянди Усть-Янского улуса.
Для выравнивания диспропорций в качестве и разнообразии культурных услуг в населенных пунктах, а также создания новых возможностей для творческой самореализации жителей необходимо активное формирование новых, доступных для всех слоев населения, многофункциональных учреждений культуры (социально-культурные центры, культурно-спортивные комплексы, информационные интеллект-центры, мобильные библиотеки).
Необходимо внедрение в практику новых технологий, изменяющих подходы к использованию информационных ресурсов библиотек (развитие электронного каталога, баз данных на основе библиотечных фондов, автоматизация процессов обслуживания, использование современных каналов связи).
В период до 2017 года планируется строительство этнокультурного центра в с. Уянди Усть-Янского улуса, дома Олонхо в г. Верхоянске Верхоянского улуса.
Планируется периодическое проведение форума "Молодежь Арктики".
Арктический кластер культуры
Планируется организация Арктического кластера культуры, как формы межведомственной интеграции исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), государственно-частного партнерства, профессиональных сообществ и гражданских инициатив, нацеленного на развитие научного, образовательного, человеческого, ресурсного и технологического потенциала.".
1.4.2.7. В подразделе 3.3.3 "Обновление и модернизация жилищного фонда":
а) дополнить четырнадцатым абзацем следующего содержания:
"16-квартирного жилого дома в п. Белая Гора Абыйского улуса.".
1.4.3. Приложение N 2 изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
1.4.4. Приложение N 3 изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
1.4.5. Приложение N 4 изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
1.4.6. Приложение N 6 изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
2. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексеева П.Н.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) |
Г. Данчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2016 г. N 12 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. N 251 "О Комплексной программе Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 26 января 2016 г., в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 2 февраля 2016 г. N 4, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 22 марта 2016 г. N 8-9, от 12 апреля 2016 г. N 11
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2020 г. N 31 настоящее постановление признано утратившим силу с 3 марта 2020 г.