Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Современное состояние материально-технической базы агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) в ее обновлении характеризуется как неудовлетворительное.
Обновление и оптимизация машинно-тракторного парка в Республике Саха (Якутия) осуществляется на фоне неблагоприятных тенденций в обеспечении сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной техникой, которые характеризуются значительным (в 2-3 раза) превышением доли списываемой сельскохозяйственной техники над его обновлением. Положение усугубляется тем, что более 70 процентов машинно-тракторного парка выработало свой срок службы и требует повышенных затрат на поддержание его в работоспособном состоянии. Из-за нарушений технологии возделывания сельскохозяйственных культур и обслуживания животных растет себестоимость, соответственно снижается рентабельность производства. Большинство сельскохозяйственных организаций из-за низкой покупательской способности не могут самостоятельно обновлять техническую базу.
В соответствии с существующими, а также внедряемыми перспективными ресурсосберегающими технологиями возделывания сельскохозяйственных культур основную часть подвижной техники составляют тракторы и самоходные сельскохозяйственные машины, парк которых с каждым годом неуклонно сокращается. Так, на начало 2014 года в республике имелось 6 504 трактора (больше, чем на начало 2011 года всего на 106 единиц, за счет поставки тракторов малого тягового класса), 100 зерноуборочных комбайна (меньше на 20), 53 кормоуборочных комбайна (меньше на 7), 327 сеялок зерновых (меньше на 62), 210 культиваторов (больше всего на 5).
Таблица 1
Наличие основных видов техники в сельскохозяйственных организациях
Вид техники |
На 1 января, ед. |
в % 2014 г. к 2009 г. |
|||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
Тракторы* |
6687 |
6500 |
6 398 |
6 250 |
6 187 |
6 504 |
97 |
Комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
зерноуборочные |
190 |
125 |
120 |
112 |
108 |
100 |
53 |
кормоуборочные |
132 |
62 |
60 |
57 |
52 |
53 |
40 |
картофелеуборочные |
50 |
37 |
33 |
30 |
27 |
28 |
56 |
Плуги |
638 |
575 |
562 |
550 |
555 |
550 |
86 |
Сеялки |
435 |
387 |
350 |
337 |
328 |
325 |
75 |
Культиваторы |
255 |
212 |
205 |
200 |
225 |
210 |
82 |
* без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины.
Обеспеченность сельхозпредприятий самоходной сельскохозяйственной техникой в 2014 году: 87% - тракторы, 60% - зерноуборочные комбайны, 62% - кормоуборочные комбайны.
Таблица 2
Возрастная структура основных видов техники в сельскохозяйственных организациях в 2013 г., %
|
Тракторы |
Зерноуборочные комбайны |
Кормоуборочные комбайны |
до 3-х лет |
23,2 |
0,0 |
1,6 |
от 3-х до 10 лет |
34,8 |
9,6 |
9,7 |
более 10 лет |
42,1 |
90,4 |
88,7 |
На фоне продолжающегося старения машинно-тракторного парка хозяйств, средний возраст эксплуатируемого трактора составляет 12 лет, зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам от 15 до 17 лет.
По уровню энергообеспеченности на 100 га пашни, как показателю технической оснащенности, Республика Саха (Якутия) имеет следующие результаты:
Таблица 3
|
2009 г. |
2013 г. |
Энергообеспеченность, л. с. |
1 178,6 |
917,3 |
Из анализа таблиц можно сделать вывод о том, что с сокращением парка машин сельхозтоваропроизводители республики вынуждены эффективнее использовать технику, но без приобретения более энергонасыщенной и высокопроизводительной техники развитие сельского хозяйства невозможно.
Без проведения технического переоснащения сельскохозяйственного производства республики невозможно обеспечить к 2016 году его стабильное развитие и достижение необходимого уровня производства сельскохозяйственной продукции растениеводства.
Ситуация, связанная со старением техники, требует ежегодного увеличения объемов ремонта деталей, узлов и агрегатов. Наиболее остро стоит вопрос восстановления таких базовых деталей, как рамы, блоки двигателей, корпуса задних мостов, полурамы. Имевшиеся ранее в каждом районе ремонтно-технические предприятия после акционирования ввиду отсутствия заказов и резкого сокращения объемов работ перепрофилировались, а часть из них вообще ликвидирована. На оставшихся предприятиях станочное и технологическое оборудование устарело морально и физически и не обеспечивает качественного технологического процесса.
Изменения экономических условий хозяйствования требуют применения новых способов обновления основных фондов различных отраслей экономики. Одним из таких методов является лизинг.
На российском рынке доля лизинга в 2002 году составляла порядка 3% от общего объема инвестиций, в 2011 году этот показатель составил 15,5%. По опыту развитых стран, доля лизинга в инвестициях субъектов экономики в основной капитал может достигать 40%, что свидетельствует о перспективах дальнейшего роста лизингового рынка.
В этих условиях действенным инструментом государственного регулирования становится организация лизинговых операций.
Мировая практика доказывает прогрессивность лизингового механизма как наиболее эффективной формы технического оснащения производства. В последние десятилетия лизинговые формы инвестиций стали неотъемлемым механизмом рыночной экономики в стабилизации и развитии экономики.
Значимость агролизингового механизма состоит в том, что применение его в практике позволяет сельскохозяйственным предприятиям, крестьянским и личным подсобным хозяйствам с ограниченным капиталом приобретать и пользоваться новой сельскохозяйственной техникой, оперативно внедрять прогрессивные технологии.
Финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей в основном не позволяет осуществить приобретение дорогостоящей, но эффективной энергонасыщенной и высокопроизводительной техники и оборудования.
В этих условиях действенным инструментом государственного регулирования становится организация лизинговых операций.
Поэтому требуется государственная и муниципальная поддержка по этому направлению.
С учетом дальнейшей перспективы развития сельского хозяйства приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2013 г. N 564 утверждена Схема размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2022 года (далее - Схема).
Схема является основой для разработки среднесрочных планов совершенствования и модернизации социальной и производственной сфер деятельности, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий, проектов планировки территорий, программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Мероприятия по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности реализуются в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия):
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934);
"Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 967);
"Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 974).
В 2013 году в сельской местности построено и введено в эксплуатацию:
37,5 тыс. кв. м жилья для 466 семей, в том числе 14,1 тыс. кв. м для 205 молодых семей и молодых специалистов;
81,5 км локальных водопроводов в 10 селах, 4,2 км внутрипоселковых газовых сетей в 3 селах и 1 школа на 360 учащихся.
Ведется строительство комплексной компактной застройки в 3 населенных пунктах и пяти фельдшерско-акушерских пунктов.
Первоочередная поддержка на развитие социальной и инженерной инфрастуктур# будет направляться территориям, где развивается сельскохозяйственное производство и переработка сельскохозяйственной продукции и выпуск готового продукта на месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.