Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития мясного птицеводства, способствующих обеспечению продовольственной безопасности Республики Саха (Якутия) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
Реализация мероприятия Программы осуществляется в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934.
Птицеводство является одной из важнейших отраслей сельского хозяйства, призванной обеспечить население Республики Саха (Якутия) диетическим продуктом питания - мясом птицы, характеризующимся большим содержанием белка животного происхождения при низкой калорийности. Устойчивый спрос на продукцию птицеводства объясняется как диетическими качествами мяса птицы, так и низким уровнем потребительских цен по сравнению с другими видами животноводческой продукции. В условиях транспортной недоступности большинства территорий республики местная продукция птицеводства становится важнейшей составляющей, обеспечивающей продовольственную безопасность.
Структурный анализ (таблица 1) показывает, что мясное птицеводство, учитывая скороспелость и технологичность, является одной из динамично развивающихся отраслей животноводства в республике.
Таблица 1
Производство мяса в Республике Саха (Якутия), т в живом весе
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 к 2009, в % |
Производство мяса |
38 845 |
42 499 |
38 971 |
40 121 |
39 301 |
101,2 |
в том числе говядина |
25 688 |
25 687 |
22 160 |
23 798 |
23 024 |
89,6 |
свинина |
2 929 |
3 423 |
3 413 |
2 588 |
2 803 |
95,7 |
мясо птицы |
2 079 |
4 590 |
4 594 |
4 683 |
4 880 |
в 2,3 р. |
прочие |
8 149 |
8 799 |
8 804 |
9 052 |
8 595 |
99,9 |
Доля мяса птицы в общем объеме производства мяса, % |
4,2 |
11,2 |
11,8 |
11,7 |
12,4 |
|
В 2013 году в структуре производства мяса удельный вес мяса птицы составляет 12,4%, по сравнению с 2009 годом этот показатель увеличен в 2,9 раза.
Наибольший прирост производства мяса птицы получен в результате реализации I очереди инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция ОАО "Нерюнгринская птицефабрика" (бройлерное производство) до 3 тыс. т в год мяса в убойной массе".
В настоящее время ОАО "Нерюнгринская птицефабрика" является единственным предприятием в республике, которое обеспечило в короткие сроки увеличение объема производства мяса птицы в 2,4 раза (таблица 3).
С 2007 по 2009 годы в отрасль привлечено 676,4 млн рублей инвестиций:
Таблица 2
Кредитные средства, млн. рублей |
232,1 |
Лизинг, млн. рублей |
328,9 |
Софинансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), млн. рублей |
75,0 |
Собственные средства, млн. рублей |
40,4 |
I очередь инвестиционного проекта завершена в полном объеме: построено 4 цеха откорма цыплят-бройлеров, санитарный пропускник, дезинфекционные барьеры, проведена реконструкция инкубатория и убойного цеха.
Улучшились качественные показатели продуктивности птицы на основе освоения новых технологий.
Таблица 3
Количественные и качественные показатели мясного птицеводства
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2012 к 2009, в % |
Среднесуточный прирост бройлеров, г |
48,2 |
49,2 |
50,1 |
48,6 |
100,8 |
Расход корма на 1 кг прироста, кг |
2,06 |
1,86 |
1,88 |
1,89 |
91,7 |
Производство мяса бройлеров в живой массе, т |
1 687 |
3 871 |
3 924 |
4 101 |
в 2,4 р. |
В 2010 году Правительством Республики Саха (Якутия) принято решение о реализации II очереди инвестиционного проекта "Расширение и реконструкция ОАО "Нерюнгринская птицефабрика" (бройлерное производство) до 6,3 тыс. т в год мяса в убойной массе".
Стоимость проекта 959,3 млн. рублей. Будет проведена реконструкция инкубатория мощностью 5 080,3 млн. инкубационных яиц в год, построены 4 бройлерных цеха по 75 млн. птицемест, 4 цеха для содержания родительского стада и 2 цеха ремонтного молодняка на 10,6 тыс. голов, цех по убою и переработке птицы мощностью 3 тыс. голов в час, цех утилизации и переработке отходов.
Строительство и эксплуатация объектов будут отвечать всем требованиям экологических стандартов.
При выходе на производственную мощность республика получит 6,3 тыс. т мяса птицы в год. Среднегодовая выручка от реализации его продукции составит 564 млн. рублей.
Потребность республики в мясе птицы составляет 20 073 тонн в год (при численности населения республики 956 тыс. человек, годовом объеме потребления мяса птицы 21 кг/чел.). При действующем производстве мяса бройлеров сегмент рынка ОАО "Нерюнгринская птицефабрика" составляет 24%, при выходе на полную производственную мощность составит 41%.
Таблица 4
Динамика производства и потребление мяса птицы
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 к 2009, в % |
Производство мяса птицы, т ж. в. |
2 079 |
4 590 |
4 594 |
4 683 |
4 880 |
в 2,3 раза |
Потребление мяса птицы на душу населения, кг |
2,17 |
4,8 |
4,81 |
4,90 |
5,10 |
в 2,3 раза |
На начало 2014 года вложение денежных средств в инвестиционный проект составило 43% от стоимости проекта (408,8 млн. рублей). Приобретено основное технологическое оборудование, построено 2 цеха откорма цыплят-бройлеров.
Финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве продукции птицеводства, в настоящее время характеризуется, как неустойчивое. Велика дебиторская, кредиторская задолженность. Это связано с продолжающимся диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые сельхозпредприятиями промышленные товары, постоянным ростом тарифов на энергоресурсы и услуги. Данными факторами обусловлен хронический недостаток собственных оборотных средств, что негативно отражается на уровне эффективности производства.
Для завершения инвестиционного проекта требуются привлечение значительных финансовых ресурсов, в том числе кредитов банков, средств государственной поддержки, а также адресность выделения средств, увязки с конечными результатами, усилением контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
Потенциальным преимуществом реализации инвестиционного проекта, обусловившим необходимость разработки Программы, предусматривающей поддержку развития мясного птицеводства, является исключительная значимость в обеспечении населения Республики Саха (Якутия) качественной сельскохозяйственной продукцией собственного производства, необходимой в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья якутян.
Учитывая изменения экономических условий для развития сельского хозяйства в связи со вступлением России в ВТО и вероятностью негативного их влияния на эффективность отрасли, значение государственной поддержки многократно возрастает.
По причине отдаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (техника, оборудование, сырье, материалы, комбикорма), и постоянного роста тарифов на транспортные услуги, себестоимость продукции местных товаропроизводителей значительно увеличивается.
На создание условий, способствующих ускоренному развитию мясного птицеводства, повышению конкурентоспособности продукции местного производства и достижению продовольственной безопасности, направлена настоящая Программа.
С учетом дальнейшей перспективы развития сельского хозяйства приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2013 г. N 564 утверждена Схема размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2022 года (далее - Схема).
Схема является основой для разработки среднесрочных планов совершенствования и модернизации социальной и производственной сфер деятельности, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий, проектов планировки территорий, программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Мероприятия по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности реализуются в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия):
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934);
"Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 967);
"Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 974).
В 2013 году в сельской местности построено и введено в эксплутацию#:
37,5 тыс. кв. м жилья для 466 семей, в том числе 14,1 тыс. кв. м для 205 молодых семей и молодых специалистов;
81,5 км локальных водопроводов в 10 селах, 4,2 км внутрипоселковых газовых сетей в 3 селах и 1 школа на 360 учащихся.
Ведется строительство комплексной компактной застройки в 3 населенных пунктах и пяти фельдшерско-акушерских пунктов.
Первоочередная поддержка на развитие социальной и инженерной инфрастуктур# будет направляться территориям, где развиваются сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции и выпуск готового продукта на месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.