Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Отличительными особенностями сельскохозяйственного производства в Республике Саха (Якутия) являются:
значительная отдаленность республики от основных производителей материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства: технологическое оборудование для переработки продукции, специальной и специализированной техники, запчастей и т.д.;
значительные транспортные затраты и высокие издержки производства, обусловленные неблагоприятными природно-климатическими условиями;
отсутствие сбытовой инфраструктуры и, в связи с этим, низкая конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции, зависимость производства от поставок извне республики.
Производство животноводческой продукции в Республике Саха (Якутия) обусловлено экстремальными природно-экономическими условиями и низким уровнем обеспеченности специальной и специализированной техникой, отсутствием убойных пунктов (цехов) с первичной переработкой мяса.
Таблица 1
Динамика производства мяса и мясопродуктов
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2013 г. к 2009 г., % |
Производство, тыс. т |
|
|
|
|
|
|
в том числе мясо и субпродукты убойных животных |
1024 |
783 |
860 |
1007 |
1000 |
97,6 |
мясо и субпродукты домашней птицы |
1235 |
2925 |
3520 |
3582 |
3679 |
в 3 р |
мясные полуфабрикаты |
3552 |
3974 |
3639 |
3286 |
4013 |
113,0 |
колбасные изделия |
12826 |
13369 |
14214 |
13236 |
12010 |
93,6 |
Потребление на душу населения мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо, кг |
86 |
88 |
88 |
89 |
89 |
104,7 |
Для народностей Республики Саха (Якутия) разведение лошадей является одним из основных укладов жизни и народного хозяйства. Будучи тесно связанным с повседневной жизнью, табунное коневодство нашло свое отражение во многих аспектах культуры народа саха. Базируясь на круглогодичном пастбищном содержании, с учетом внутренних и внешних факторов, в настоящее время в республике сформировалось пять типов лошадей: якутский коренной, мегежекский, янский, приленский, колымский.
В настоящее время на территории Якутии сосредоточено 90% поголовья лошадей Дальневосточного федерального округа, 12,3% - Российской Федерации.
Численность лошадей во всех категориях хозяйств в республике на 1 января 2014 года составляет 166817 голов, что на 2% больше по сравнению с аналогичным показателем 2011 года.
Таблица 2
Динамика поголовья лошадей во всех категориях хозяйств
Наименование |
На 1 января |
2014 г. к 2011 г., % |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Всего по Российской Федерации, тыс. голов |
1 340,6 |
1 362,1 |
1 378,5 |
|
|
|
Всего по Дальневосточному федеральному округу, тыс. голов |
180,9 |
189,8 |
189,3 |
|
|
|
Всего по Республике Саха (Якутия), голов |
163 444 |
170 838 |
169 715 |
166 817 |
102,0 |
|
Удельный вес PC (Я) к РФ, % |
12,2 |
12,5 |
12,3 |
|
|
|
Удельный вес PC (Я) к ДФО, % |
90,4 |
90,0 |
89,7 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Сунтарский район |
поголовье, голов |
11 788 |
12 617 |
12 712 |
12 326 |
105,0 |
удельный вес к общему поголовью РС (Я), % |
7,2 |
7,4 |
7,5 |
7,4 |
+0,2 |
|
Усть-Алданский район |
поголовье, голов |
10 955 |
11 318 |
12 056 |
11 120 |
102,0 |
удельный вес к общему поголовью PC (Я), % |
6,7 |
6,6 |
7,1 |
6,7 |
0,0 |
|
Хангаласский район |
поголовье, голов |
12 030 |
12 704 |
12 078 |
12 236 |
102,0 |
удельный вес к общему поголовью PC (Я), % |
7,4 |
7,4 |
7,1 |
7,3 |
-0,1 |
Планомерная поддержка табунного коневодства позволила сохранить хоть и небольшие, но темпы роста. Особое внимание планируется уделить вопросу перехода поголовья лошадей из группы личных подсобных хозяйств в организованные формы и крестьянские (фермерские) хозяйства. Это позволит увеличить влияние мер государственной поддержки на показатели отрасли.
Таблица 3
Производственные показатели мясного табунного коневодства в 3 районах Республики Саха (Якутия)
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. оценка |
2013 г. к 2009 г., % |
Реализация на убой в живом весе по Республике Саха (Якутия), т |
6 939 |
6 956 |
7410 |
7 809 |
8 059 |
116 |
в том числе по 3 районам: |
|
|
|
|
|
|
поголовье табунного коневодства, голов |
31 890 |
33 592 |
34 773 |
36 846 |
35 682 |
112 |
реализация на убой в живом весе, голов |
7 367 |
7 760 |
7 725 |
10 255 |
9 931 |
135 |
реализация на убой в живом весе, т |
1 473 |
1 552 |
1 545 |
2 051 |
1 986 |
135 |
удельный вес к общему убою по Республике Саха (Якутия), % |
21,2 |
22,3 |
20,9 |
26,3 |
24,6 |
+3,4 |
В настоящее время основными причинами, тормозящими развитие переработки продукции табунного коневодства в республике, являются отсутствие соответствующей материально-технической базы, моральное и физическое устарение и амортизация убойных пунктов.
Северное домашнее оленеводство - основа традиционного уклада и жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), обеспечивающая их жизнедеятельность в суровых природно-климатических условиях. Оленеводство является единственной отраслью, вовлекающей в хозяйственный оборот огромные территории Арктики и Севера России.
По итогам 2013 года в Республике Саха (Якутия) содержится 177 431 голов домашних оленей, по сравнению с соответствующим периодом 2013 года поголовье оленей сократилось на 7,1% (13639 голов).
Таблица 4
Динамика поголовья оленей во всех категориях хозяйств
Наименование |
На 1 января |
2014 г. к 2011 г., % |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|||
Всего по Российской Федерации, тыс. голов |
1 571,0 |
1 583,0 |
1 596,4 |
|
|
|
Всего по Дальневосточному федеральному округу, тыс. голов |
469,3 |
448,6 |
433,8 |
|
|
|
Всего по Республике Саха (Якутия), голов |
200 280 |
195 921 |
191 070 |
177 431 |
89 |
|
Удельный вес PC (Я) к РФ, % |
12,7 |
12,5 |
12,3 |
|
|
|
Удельный вес PC (Я) к ДФО, % |
42,7 |
43,7 |
44,0 |
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нижнеколымский район |
поголовье, голов |
18 925 |
20 062 |
19 911 |
20 377 |
108 |
удельный вес к общему поголовью PC (Я), % |
9,4 |
10,2 |
10,4 |
11,5 |
+2,9 |
|
Усть-Янский район |
поголовье, голов |
16 832 |
17918 |
19 157 |
20 903 |
124 |
удельный вес к общему поголовью PC (Я), % |
8,4 |
9,1 |
10,0 |
11,8 |
+4,3 |
В республике сосредоточено около 12% численности северных оленей тундровой, лесотундровой, горно-таежной и таежной зон Российской Федерации. Разведением северного домашнего оленя в республике занимаются в 23 административных районах, общая площадь выпасов составляет 36,8 млн гектаров или 15,6% от всей территории республики. Оленеёмкость пастбищ составляет 371,5 тыс. голов.
На 1 января 2014 года оленеводством в Республике Саха (Якутия) занимаются 120 оленеводческих хозяйств и союзов родовых общин республики, где содержатся 177 тыс. голов домашних оленей, в том числе важенок и нетелей 77,5 тыс. голов.
Таблица 5
Производственные показатели северного домашнего оленеводства в двух районах Республики Саха (Якутия)
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. оценка |
2013 г. к 2009 г., % |
Реализация на убой по PC (Я), живой вес, т |
1 202 |
1 629 |
1 340 |
1 201 |
1 141 |
105 |
в том числе по двум районам: |
|
|
|
|
|
|
поголовье оленей, голов |
33 250 |
35 194 |
37 921 |
37 853 |
41 742 |
125,5 |
реализация на убой, голов |
4 096 |
5918 |
3 060 |
5 793 |
5 500 |
134,3 |
реализация на убой, живой вес, т |
338,5 |
492,3 |
265,4 |
486,3 |
412,5 |
121,9 |
удельный вес к общему убою по PC (Я), % |
28,2 |
30,2 |
19,8 |
40,5 |
36,2 |
+8,0 |
В целом, благодаря комплексной государственной поддержке оленеводства, приостановлен спад поголовья оленей, созданы предпосылки для стабильного роста поголовья оленей и перехода ряда крупных оленеводческих хозяйств республики на товарное производство.
С учетом имеющихся на сегодня потенциалов развития перерабатывающей отрасли, существует проблема обновления материально-технической базы объектов переработки (убойные пункты (цеха) с первичной переработкой, откормочные базы и т.д.). Для вывода перерабатывающей отрасли на рубежи, отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности, требуется привлечение значительных финансовых ресурсов, в т.ч. кредитов банков, средств государственной поддержки, а также концентрация средств на наиболее приоритетные направления, адресность выделения, увязки с конечными результатами, усилением контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы. При этом без государственной поддержки перерабатывающая отрасль не имеет возможности функционировать на безубыточном уровне.
Увеличение производства продукции животноводства позволит преодолеть зависимость Республики Саха (Якутия) от внешних поставок, что является основной целью государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Потенциальным преимуществом переработки продукции животноводства, обусловившим необходимость разработки Программы, предусматривающей поддержку развития данной отрасли, является исключительная значимость в обеспечении населения Республики Саха (Якутия) качественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией собственного производства, необходимой в экстремальных природно-климатических условиях для поддержания здоровья якутян.
Учитывая изменения экономических условий для развития сельского хозяйства в связи со вступлением России в ВТО и вероятностью негативного их влияния на эффективность отрасли, значение государственной поддержки многократно возрастает.
По причине отдаленности от основных центров производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (техника, технологическое оборудование, сырье, материалы), и постоянного роста тарифов на транспортные услуги, себестоимость продукции местных товаропроизводителей значительно увеличивается.
Для снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции необходимо увеличить в 2014 - 2016 годах прямую государственную поддержку перерабатывающей отрасли.
На создание условий, способствующих ускоренному развитию перерабатывающей отрасли, повышению конкурентоспособности продукции местного производства и достижению продовольственной безопасности, направлена настоящая Программа.
С учетом дальнейшей перспективы развития сельского хозяйства приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2013 г. N 564 утверждена Схема размещения производственных мощностей агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) до 2022 года (далее - Схема).
Схема является основой для разработки среднесрочных планов совершенствования и модернизации социальной и производственной сфер деятельности, актуализации утвержденных градостроительных планов развития территорий, проектов планировки территорий, программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Мероприятия по созданию социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в сельской местности реализуются в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия):
"Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 07 октября 2011 г. N 934);
"Газификация населенных пунктов и обеспечение надежности газового хозяйства Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 967):
"Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 974).
В 2013 году в сельской местности построено и введено в эксплутацию#:
37,5 тыс. кв. м жилья для 466 семей, в том числе 14,1 тыс. кв. м для 205 молодых семей и молодых специалистов;
81,5 км локальных водопроводов в 10 селах, 4,2 км внутрипоселковых газовых сетей в 3 селах и 1 школа на 360 учащихся.
Ведется строительство комплексной компактной застройки в 3 населенных пунктах и пяти фельдшерско-акушерских пунктов.
Первоочередная поддержка на развитие социальной и инженерной инфрастуктур# будет направляться территориям, где развиваются сельскохозяйственное производство, переработка сельскохозяйственной продукции и выпуск готового продукта на месте.
Для завершения инвестиционного проекта требуются привлечение значительных финансовых ресурсов, средств государственной поддержки, а также адресность выделения средств, увязки с конечными результатами, усилением контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.