Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к проекту федерального закона "О внесении
изменений в статью 37 Закона Российской Федерации
"О недрах" и статью 1 Федерального закона "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля"
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации "О недрах" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Закона Российской Федерации "О недрах" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" разработан в целях усиления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - государственный геологический надзор).
Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.
В настоящее время законодательством в сфере недропользования не предусмотрен муниципальный и общественный контроль. Надзорные функции имеются только у государства, но государственный геологический надзор ограничен рамками Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон), не учитывающего специфику недропользования. Действующая система государственного геологического надзора не способна эффективно защитить интересы государства как собственника недр. Ущемление права государства как собственника недр на осуществление надзорных функций в отношении принадлежащего ему имущества не соответствует природе отношений собственности.
Согласно части второй статьи 12 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" лицензия на пользование недрами закрепляет условия пользования недрами и форму договорных отношений недропользования. В соответствии с пунктом 5 части первой указанной статьи лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу). В то же время Федеральный закон не предусматривает оснований для проведения государственного контроля (надзора) за выполнением пользователями недр обязательств, связанных с условиями пользования недрами. Даже при наличии сведений о допущенных нарушениях в сфере недропользования невозможно применить процедуру досрочного прекращения права пользования участком недр. В соответствии с частями 2, 3 и 8 статьи 9 Федерального закона плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Однако недобросовестные недропользователи могут уклониться от проведения проверок и в эти сроки. В частности, используются такие способы, как переоформление лицензии на пользование недрами на новое юридическое лицо ранее срока наступления плановой проверки, реорганизация юридического лица. Это приводит к невозможности своевременного предупреждения, выявления и пресечения нарушений.
Таким образом, правовых оснований для осуществления эффективного государственного геологического надзора, ограниченного рамками Федерального закона, не имеется.
На основании изложенного Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) предлагает:
внести изменения в статью 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" в части проведения государственного геологического надзора в виде плановых, внеплановых и рейдовых проверок и признания утратившей силу части третьей указанной статьи;
исключить государственный геологический надзор из предмета правового регулирования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.