Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению сессии районного Совета депутатов
от 05 марта 2014 г. III-N 4-21
Программа
перспективного развития "Управление муниципальной собственностью" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы"
24 июня 2015 г.
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2015 г. III-N 12-6 в паспорт приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного решения
Паспорт
Программы
Наименование программы |
"Управление муниципальной собственностью" МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на 2014-2018 годы" (далее - Программа) |
Статус программа |
Программа перспективного развития |
Основания для разработки программы |
Гражданский кодекс, Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав МО "Мирнинский район" РС (Я), Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральный закон от 21.12.2011 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; Градостроительный кодекс Российской Федерации; п. 26 ст. 16 Федерального закона P "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Цели и задачи программы |
Основная цель Программы": - развитие земельно-имущественных отношений в муниципальном образовании "Мирнинский район" РС (Я) и повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Мирнинского района РС (Я). Тактические задачи Программы: - совершенствование системы учета объектов; муниципальной собственности муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я); - осуществление полномочий собственника в отношении имущества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных, казенных, автономных учреждений; - осуществление полномочий собственника по вовлечению объектов собственности муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) в хозяйственный оборот (предоставление муниципального имущества в собственность); - формирование и ведение базы данных автоматизированной информационной системы БАРС; - формирование муниципальной собственности на землю; - исполнение полномочий органа местного самоуправления в сфере земельных отношений; - создание условий для эффективного использования и вовлечения в оборот земельных участков". |
Перечень стратегических направлений и основных мероприятий |
1. "Управление земельными отношениями на территории МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) |
2. "Управление муниципальным имуществом МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) | |
Целевые индикаторы муниципальной программы |
Эффективность реализации Программы определяется с помощью следующих индикаторов: - увеличение доли муниципальных объектов недвижимости, имеющих кадастровые паспорта (нарастающим итогом, ед.); - увеличение доли муниципальных объектов недвижимости, право муниципальной собственности, на которые зарегистрировано (нарастающим итогом, ед.); - проведение рыночной оценки в целях заключения договоров по аренде и продаже имущества (объектов); - количество (площадь) земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) (кв. м.) |
Срок реализации программы |
2014-2018 годы |
По-видимому, в тексте строки "Основания для разработки программы" допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 178-ФЗ следует читать как "от 21 декабря 2001 г."
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2015 г. III-N 12-6 в раздел 1 приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного решения
1. Характеристика текущей ситуации
Управление муниципальной собственностью МО "Мирнинский район" РС (Я) - это целая отрасль экономики района, управление которым должно быть основано на принципах соответствия состава муниципального имущества функциям органов местного самоуправления с последовательной приватизацией, оптимизацией имущества, обеспечения максимальной доходности от использования муниципальной собственности. Только при наличии достаточных финансово-имущественных ресурсах орган местного самоуправления может качественно и в полной мере реализовать свои полномочия.
Программа перспективного развития представляет собой комплекс стратегических направлений по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления имущественными ресурсами на территории муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я).
В соответствии с п. 15, 16 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пп. 6 п. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ на муниципальный район возложены полномочия по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Работа ИСОГД ведется по следующим направлениям:
- получение от заказчиков-застройщиков проектно-изыскательской документации на строящиеся и вводимые объекты (ст. 20 Градостроительного кодекса РФ);
- сбор информации об объектах недвижимости на территории района;
- сбор информации согласно данных технической инвентаризации объектов;
- совместное участие в работе с МКУ "КИО" и Роснедвижимостью, по формированию разрешительной документации на земельные участки.
В 2011 году были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ от 20.03.2011 г. (ч. 3 ст. 57.1), вызванные необходимостью обеспечения интеграции разноуровневых информационных систем в единую трехуровневую систему ИСОГД в соответствии с кадастровым делением Российской Федерации.
На сегодняшний день отсутствуют технические регламенты взаимодействия различных участников процесса создания и функционирования ИСОГД, нет единого программного продукта, положения и регламентов об использовании системы электронного документооборота в деятельности органов государственной власти по Республике Саха (Якутия).
До принятия нормативно-правовой базы ИСОГД по Республике Саха (Якутия), УАиГ продолжает работу по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в форме "ручной" обработки бумажных документов.
На первом этапе реализации полномочий по внедрению современной ИСОГД необходимо создать электронный архив и комплексную автоматизированную информационную систему, которая решала бы задачи автоматизации технологических процессов УАиГ Администрации МО "Мирнинский район".
В течение 2011-2013 гг. велась работа по анализу существующих разработок программных продуктов ИСОГД для небольших муниципальных образований с перспективой внедрения на территории района и с возможностью легкой интеграции с другими информационными системами, используемыми в структурных подразделениях Администраций муниципальных образований районов, с муниципальными геоинформационными системами, а так же с порталом предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Задачи, требующие решения в настоящее время: инвентаризация земель поселений, учет и управление муниципальным имуществом, организация единой системы документооборота в форме "одного окна", и другие - не могут быть решены обособленно, без единого координирующего центра на общей картографической основе, без использования общих компьютерных технологий и современных средств коммуникации.
Информация о коммунальном хозяйстве, об объектах муниципального имущества, землях района, инженерном обеспечении, градостроительных документах и регламентах разрозненна и в настоящее время находится в ведении различных организаций и служб, данные об одном и том же объекте у различных источников разноречивы и недостоверны, сбор комплексной информации приводит к длительной переписке и волоките, в течение которой ситуация меняется и сбор сведений надо начинать сначала.
Важнейшим показателем развития системы муниципального управления на сегодняшний день является степень его информатизации.
Информатизация процессов градорегулирования затрудняется тем, что для этого необходимо собрать и обработать весьма разнородную информацию. Поэтому важнейшим элементом районной информационной среды должна быть информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), позволяющая работать с разномасштабными компьютерными картами территории и предназначенная для подготовки эффективных управленческих решений в области градорегулирования.
Для каждого градостроительного объекта (земельный участок, строение или сооружение) в базе данных должны храниться его координаты, размеры, правила отображения, наименование и код для связи с другими базами данных, содержащими дополнительную информацию об объектах. Наиболее сложными остаются процессы принятия решения по градостроительным вопросам, т.к. серьезно обострена проблема сбора сведений о существующих градостроительных объектах, их принадлежности и современном использовании.
Таким образом, сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед системой муниципального управления в области эффективного территориального развития, является задача интеграции деятельности различных ведомственных организаций с целью грамотного управления ресурсами района. Достижению этих целей служит создание информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
ИСОГД можно рассматривать как организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, целью ведения которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, т.е. данная система подразумевает объединение на единой картографической основе информации обо всех объектах муниципального хозяйства.
Направление "Управление земельными отношениями на территории МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)"
Управление земельными ресурсами является важным направлением в экономике и представляет собой самостоятельную отрасль в области земельно-имущественных отношений. Управление земельными ресурсами - это целенаправленное воздействие на объект управления - земельный участок - в целях его рационального использования для улучшения условий жизни и повышения уровня благосостояния жителей города.
Одним из основных показателей социально-экономического развития является пополнение доходной части бюджета МО "Мирнинский район" РС (Я) от аренды и продажи земельных участков. Это важная составляющая часть неналоговых доходов бюджета.
В целях рационального и эффективного использования земельных ресурсов и реализации земельной реформы, Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 09.01.2008 N 801 утверждена Концепция государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, основная цель которой - повышение благосостояния граждан республики и обеспечение социально-экономического развития общества путем рационального и эффективного использования земельного фонда Республики Саха (Якутия). Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 г. 888-З N 673-IV принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия), который позволяет систематизировать нормы права в области земельных отношений с учетом специфики Республики.
Земельная политика в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) призвана обеспечить системную, целенаправленную деятельность государственной власти и органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот, организацию их охраны, а также увеличение земельных платежей в бюджеты различных уровней с целью повышения эффективности использования земельного фонда как одного из ключевых условий устойчивого экономического развития Республики Саха (Якутия) и благосостояния граждан.
Земельная политика основана на следующих основных принципах земельного законодательства Российской Федерации:
- земля как основа жизни и деятельности человека, согласно которому отношения по использованию и охране земли осуществляются исходя из представлений о земле, как о природном объекте;
- сохранность территорий традиционного природопользования народов, населяющих территорию республики;
- единство информационного пространства, которое должно обеспечиваться общими подходами органов государственной власти и местного самоуправления к процедурам формирования, учета земельных участков.
Таким образом, одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Ведомственная целевая программа "Управление земельными отношениями в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014 - 2018 годы" разработана в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Мероприятия программы обеспечат реализацию государственной земельной политики, задач поставленных органами местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, а также эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами на территории Мирнинского района и будут ориентированы на улучшение условий жизни и повышение уровня благосостояния жителей Мирнинского района и рост совокупных поступлений в бюджет района, получаемых от платежей за землю.
Реальное осуществление земельной реформы (со всеми необходимыми элементами обеспечения в виде проведения разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации и постоянного мониторинга земель) ведет к увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земель и превращает в самостоятельный фактор экономического роста муниципального района.
В рамках реализации плана мероприятий по исполнению Концепции государственной земельной политики РС (Я) до 2020 года основным вопросом в области управления и распоряжения земельными участками органов местного самоуправления всех уровней является формирование муниципальной земельной собственности. В соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ от 17.04.2006 г. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" РС (Я) проводит разграничение государственной собственности на землю на территории Мирнинского района, путем оформления земельных участков под объектами муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) и регистрации права собственности. Кадастровые работы, включающие формирование земельного участка, межевание земельного участка, утверждение схемы расположения земельного участка, подготовку документов, необходимых для получения кадастровых паспортов на земельные участки, являются основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка на соответствующем праве.
Мероприятия по землеустройству и межеванию земельных участков осуществляются на платной основе.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки. Необходимо создание автоматизированной системы управления недвижимостью с функциями администрирования доходов (создание графической информационной системы - ГИС) для решения задач управления и развития земельных отношений в Мирнинском районе в виде создания единой базы данных по объектам недвижимости (электронно-цифровой карты района).
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии прав собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" РС (Я) готовит землеустроительную документацию и межевание земельных участков с дальнейшей постановкой на кадастровый учет в пределах лимитов бюджета МО "Мирнинский район" РС (Я), с дальнейшим предоставлением земельных участков безвозмездно гражданам имеющих трех и более детей.
Совокупная оценка ситуации, сложившейся в сфере управления земельными отношениями на муниципальном уровне, позволяет сделать вывод о возможности повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в данном сегменте их компетенции путем реализации мер по созданию системы учета земель в МО поселений, что позволит значительно повысить эффективность работы по платежам за землю, уровень прогнозирования доходов органов местного самоуправления.
В 2013 году выполнены работы по формированию собственности МО "Мирнинский район" на 32 земельных участка, общей площадью 134 148 кв. м. Созданы дежурные кадастровые планы, масштабом 1:3500, космические съемки, по всем МО поселений Мирнинского района.
В настоящее время разработаны и действуют Административные регламенты в области земельных отношений по предоставлению муниципальных услуг МО "Мирнинский район":
- Административный регламент предоставления Администрацией МО "Мирнинский район" РС (Я) муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности на которые не разграничена, без предварительного согласования мест размещения объектов", утвержденный постановлением Главы района от 12.11.2014 г. N 2068;
- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в муниципальном образовании "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)", утвержденный постановлениями Главы района от 28.06.2011 г. N 567, от 23.12.2014 г. N 2424;
- Административный регламент предоставления Администрацией МО "Мирнинский район" РС (Я) муниципальной услуги "Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденный постановлением Главы района от 12.11.2014 г. N 2066;
- Административный регламент предоставления Администрацией МО "Мирнинский район" РС (Я) муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, с предварительным согласованием мест размещения объектов", утвержденный постановлением Главы района от 12.11.2014 г. N 2067;
- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) или государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)", утвержденный постановлениями Главы района от 28.06.2011 г. N 564, от 23.12.2014 г. N 2423;
- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) или государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)", утвержденный постановлениями Главы района от 28.06.2011 г. N 569, от 23.12.2014 г. N 2425;
- Административный регламент предоставления Администрацией МО "Мирнинский район" РС (Я) муниципальной услуги "Предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством", утвержденный постановлением Главы района от 12.11.2014 г. N 2069.
Направление "Управление муниципальным имуществом МО "Мирнинский район"
От эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и в значительной степени зависят объемы поступлений в местный бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я).
Составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) определены доходы от использования муниципальной собственности, которые поступят в виде перечислений доходов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию "Мирнинский район", продажу права аренды имущества, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района. Учитывая системное сокращение физического объема муниципальной собственности и приватизацию, динамика поступления доходов в основном имеет тенденцию к снижению.
Повышение доходности от распоряжения муниципальной собственностью бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) возможно благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления муниципальным имуществом.
Структура и состав муниципальной собственности бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) включают в себя много самостоятельных элементов: нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
Управление муниципальной собственностью охватывает весь спектр экономических отношений (земля, недра, природные ресурсы, муниципальные предприятия, учреждения, имущество и т.д.). Основные концептуальные направления работы органов местного самоуправления района в управлении муниципальной собственностью определены Концепцией управления государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.
В целях формирования базы данных и ведения Реестра муниципального имущества МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) для защиты имущественных интересов района с 2003 года ведется системная работа по плановой регистрации права муниципальной собственности МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) на объекты недвижимости. Всего зарегистрировано 450 прав муниципальной собственности на объекты капитального строительства. Изготовлено 313 кадастровых паспортов на объекты муниципальной собственности, 108 технических планов.
Основной проблемой, стоящей перед Комитетом имущественных отношений МО "Мирнинский район" в сфере оформления права муниципальной собственности на объекты недвижимости, является наличие устаревшей или отсутствие какой-либо технической документации. Наличие кадастрового паспорта на объект недвижимости, в том числе земельный участок, является обязательным требованием при проведении государственной регистрации права муниципальной собственности, оформления земельного участка под объектом недвижимости.
Кроме того, проведение технической инвентаризации позволит установить точную площадь муниципальных нежилых помещений, выявить перепланированные и реконструированные объекты, не используемые земельные участки. Вместе с тем, данная процедура позволит выявить расположенные на территории предприятий и учреждений нежилые здания и сооружения, самовольные постройки.
Решение проблемы задолженности по арендной плате связано с взысканием задолженности в судебном порядке, что предполагает подготовку документов к судебному разбирательству.
Составляющей основой поступлений в бюджет неналоговых доходов от управления муниципальным имуществом бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) определены доходы от использования муниципальной собственности, которые поступят в виде перечислений доходов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию "Мирнинский район", продажу права аренды имущества, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района. Повышение доходности от распоряжения муниципальной собственностью бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) возможно благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления муниципальной собственностью.
Структура и состав муниципальной собственности бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) включают в себя много самостоятельных элементов: нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
Программа перспективного развития представляет собой комплексный план действий по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления собственностью на территории бюджет муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я).
Анализ динамики доходов бюджета МО "Мирнинский район" РС (Я) от управления и распоряжения муниципальным имуществом показывает, что в 2013 году в общей сложности поступило 262,7 млн. руб. (в т.ч. от неналоговых доходов по использованию имущества 214,7 млн. руб., от использования земельных участков 48,0 млн. руб.), что на 54% выше поступлений 2012 года (170,6 млн. руб.), что связано с увеличением доходов от реализации имущества, находящегося в собственности муниципального района (89,3 млн. руб. в 2013 году; 8,9 млн. руб. в 2012 году); по акциям, принадлежащим муниципальному району (87,3 млн. руб. в 2013 году; 74,4 млн. руб. в 2012 году).
Вместе с тем, бюджетными назначениями на 2014 год предусмотрено снижение поступлений указанных доходов (165,5 млн. руб.), которое имеет объективные причины, связанные, прежде всего, с отчуждением арендуемых площадей в связи с приватизацией муниципального имущества, в том числе в порядке реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
С учетом изменения состава и структуры муниципального имущества в связи с приватизацией объектов муниципальной недвижимости и снижения доли муниципального имущества необходимо проведение комплекса мероприятий по обеспечению поступлений доходов от использования муниципального имущества в бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) в соответствии с бюджетными назначениями.
В настоящее время разработаны и действуют Административные регламенты в области земельных отношений по предоставлению муниципальных услуг МО "Мирнинский район":
- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача информации из Реестра муниципального имущества МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)", утвержденный постановлением Главы района от 04.04.2011 г. N 278;
- Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление муниципального имущества МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) в аренду и безвозмездное пользование", утвержденный постановлениями Главы МО "Мирнинский район" РС (Я) от 10.02.2015 года N 208, от 31.03.2015 года N 582.
Административные регламенты в области имущественных отношений прошли процедуру согласования и размещены на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия).
Анализ текущей ситуации
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- наличие в МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) нормативно закрепленной системы управления муниципальным сектором экономики; - наличие в республике проектных организаций, осуществляющих подготовку документов территориального планирования; - наличие опыта у Администрации МО "Мирнинский район" по размещению заказов на подготовку документов территориального планирования; - учет имущества и регистрация права собственности на объекты имущества; - увеличение оборота земельных участков, путем предоставления юридическим и физическим лицам на праве аренды, собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного (срочного) пользования; - осуществление государственной регистрации права собственности на земельные участки под объектами МО "Мирнинский район" РС (Я), в рамках разграничения государственной собственности на землю. |
- отсутствие правоустанавливающих документов, технических паспортов и иной документации, необходимых для регистрации права муниципальной собственности МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия); - отсутствие оценки имущества, в том числе казны; - отсутствие страховой защиты муниципального имущества; - отсутствие квалифицированных кадров по технической поддержке программного обеспечения; - отсутствие федерального финансирования подготовки документов территориального планирования; - отсутствие цифровых топографических карт; - процедура подготовки и утверждения документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации, является длительной по времени и финансово затратной - недостаток финансирования на проведение работ по землеустройству и межеванию земельных участков; - нарушение сроков оформления кадастровых паспортов на земельные участки в связи с удаленностью ФБУ "Кадастровая палата" (г. Якутск); - отсутствие взаимодействия с МО поселений (длительность постановки земельных участков на кадастровый учет в МО "Поселок Айхал", МО "Город Удачный"); - проблематично решение технических вопросов и исправление технических ошибок. |
Возможности (ожидаемые результаты) |
Угрозы (риски) |
- участие в реализации федеральных государственных программ, в том числе строительства жилья экономического класса, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; - развитие комплексной застройки населенных пунктов; - правила землепользования и застройки посредством единого документа нормативного характера обеспечат публичное предъявление четких и понятных "правил игры", что позволит снизить существующие административные барьеры в области градостроительной деятельности совершенствование правового положения муниципальных учреждений, направленного на стимулирование учреждений в повышении эффективности управления муниципальным имуществом; - возможность распоряжения всем муниципальным имуществом, направленного на повышение доходов местного бюджета; - использование программного обеспечения БАРС по учету земельных и имущественных отношений во всех поселениях Мирнинского района; - рост объема предполагаемых доходов консолидированного бюджета, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договора аренды указанных земельных участков. |
- с 31 декабря 2012 года не допускается выдача разрешений на строительство объектов всех форм собственности при отсутствии правил землепользования и застройки; - с 1 января 2013 года не допускается принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами сохранности муниципального имущества вследствие несвоевременного и ненадлежащего оформления права; - нестабильность налогового и бюджетного законодательства; - несостоятельность субъектов среднего и малого предпринимательства арендовать муниципальное имущество в условиях финансового кризиса; - высокая стоимость услуг по подготовке землеустроительной документации, вследствие чего угроза недостаточного финансирования данных расходов; - отсутствие регулярной актуализации государственной кадастровой оценки; - отсутствие согласительных процедур с МО поселениями (на чьей территории находятся земельные участки) при кадастровой оценке земель. |
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2015 г. III-N 12-6 в раздел 2 приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного решения
2. Цели и задачи Программы. Система программных мероприятий
Основной целью программы является:
- развитие земельно-имущественных отношений в муниципальном образовании "Мирнинский район" РС (Я) в целях обеспечения социально-экономических задач муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) и повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Мирнинского района РС (Я), повышение эффективности управления муниципальной собственностью путем оптимизации состава муниципального имущества, совершенствования системы учета муниципального имущества, увеличение доходов бюджета муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) от пользования муниципальным имуществом.
Основными задачами Программы перспективного развития МО "Мирнинский район" на 2014-2018 годы являются:
- совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я);
- осуществление полномочий собственника в отношении имущества муниципальных унитарных предприятий и муниципальных бюджетных, казенных, автономных учреждений;
- осуществление полномочий собственника по вовлечению объектов собственности муниципального образования "Мирнинский район" РС (Я) в хозяйственный оборот (предоставление муниципального имущества в собственность);
- заполнение данных по объектам недвижимости и земельным участкам в автоматизированную информационную систему БАРС;
- формирование муниципальной собственности на землю;
- исполнение полномочий органа местного самоуправления в сфере земельных отношений;
- создание необходимых условий для эффективного использования и вовлечения в оборот земельных участков.
Решение вышеуказанных проблем в сфере управления муниципальной собственностью МО "Мирнинский район" РС (Я) целесообразно осуществлять программно-целевым методом по стратегическим направлениям путем осуществления следующих мероприятий:
1. Исключен.
См. текст пункта 1
2. "Управление муниципальным имуществом МО "Мирнинский район":
- оформление технических и кадастровых паспортов, земельно-кадастровых дел на объекты недвижимости;
- регистрация, перерегистрация, услуги по учету и хранению акций, принадлежащих МО "Мирнинский район" РС (Я);
- страхование муниципального имущества;
- приобретение основных средств;
- оценка рыночной стоимости арендной платы объектов муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я);
- проведение аукционов на право заключения договоров аренды, приватизации объектов муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я);
- содержание программного комплекса для ведения Реестра муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я);
- содержание объектов муниципальной собственности МО "Мирнинский район" РС (Я).
3. "Управление земельными отношениями на территории МО "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия)":
- проведение работ по разграничению государственной собственности на землю и постановка земельных участков на кадастровый учет, в том числе границ населенных пунктов Мирнинского района РС (Я);
- инвентаризация и обследование земель района с целью выявления дополнительных налогоплательщиков и плательщиков арендной платы за землю и неосвоенных земельных участков для вовлечения их в экономический оборот, учет земельных участков;
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы в области реформирования и регулирования земельных отношений;
- создание автоматизированной системы управления недвижимостью с функциями администрирования доходов (создание графической информационной системы - ГИС) для решения задач управления и развития земельных отношений в Мирнинском районе, в виде создания единой базы данных по объектам недвижимости (электронно-цифровой карты района);
- координация деятельности муниципальных образований района в области земельного контроля;
- строгий муниципальный контроль проведения поселениями Мирнинского района работы по регистрации прав на земельные участки.
На изменение степени полноты и сроков реализации Программа может оказывать воздействие ряда как внешних, так и внутренних факторов:
1. Внешние факторы:
- ухудшение макроэкономических показателей развития экономики России и Республики Саха (Якутия), влияющие на экономику МО "Мирнинский район" РС (Я);
- изменения федеральной и республиканской нормативной правовой базы;
- наличие форс-мажорных обстоятельств природного и техногенного характера.
2. Внутренние факторы:
- изменение структуры, состава и функций уполномоченных органов по реализации Программы.
В качестве мер по снижению вероятности неблагоприятного воздействия внутренних факторов в период реализации Программы планируется:
- систематическое повышение квалификационного уровня кадров уполномоченных специалистов по работе с муниципальным имуществом;
- применение мер морального и материального стимулирования сотрудников, ответственных за реализацию Программы.
Период реализации программы составляет 3 года (2014-2018 годы) и определен исходя из объективно сложившейся по итогам 2013 года социально-экономической обстановки в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью МО "Мирнинский район".
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2015 г. III-N 12-6 раздел 3 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с момента опубликования названного решения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Перечень программных мероприятий, сроки их реализации, информация о необходимых ресурсах и показатели результативности приведены в приложении к настоящей ведомственной целевой Программе.
Прогнозное финансовое обеспечение мероприятий предусмотрено за счет средств бюджета МО "Мирнинский район" РС (Я). Общий объем средств, предусмотренный в бюджете МО "Мирнинский район":
Источник финансирования |
Год |
Всего (тыс. руб.) |
Районный бюджет |
2014 |
118 703,48 |
Районный бюджет |
2015 |
142 484,94 |
Районный бюджет |
2016 |
55 955,44 |
Районный бюджет |
2017 |
58 657,42 |
Районный бюджет |
2018 |
61 284,49 |
Решением Мирнинского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2015 г. III-N 12-6 в раздел 4 приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента опубликования названного решения
4. Перечень целевых индикаторов
Индикаторами показателей эффективности реализации программы являются:
- увеличение доли муниципальных объектов недвижимости, имеющих кадастровые паспорта (нарастающим итогом, ед.);
- увеличение доли муниципальных объектов недвижимости, право муниципальной собственности, на которые зарегистрировано (нарастающим итогом, ед.);
- проведение рыночной оценки в целях заключения договоров по аренде и продаже имущества (единиц объектов).
- количество (площадь) земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) (ед. земельных участков).
Оценка эффективности реализации программы
N п\п |
Наименование раздел |
Ед. изм. |
Базовый показатель 2013 года |
Плановые показатели |
Исполнитель |
Источник финансирования |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
1 |
Информация об изменениях:См. текст строки 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Информация об изменениях:См. текст строки 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Информация об изменениях:См. текст строки 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Увеличение объектов недвижимости, имеющих кадастровые паспорта (нарастающим итогом) |
ед. |
737 |
827 |
852 |
877 |
902 |
927 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
5 |
Увеличение муниципальных объектов недвижимости, право муниципальной собственности на которые зарегистрировано (нарастающим итогом) |
ед. |
737 |
827 |
852 |
877 |
902 |
927 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
6 |
Количество объектов на которые проведена рыночная оценка в целях заключения договоров по аренде и продаже имущества |
ед. |
35 |
25 |
25 |
25 |
24 |
24 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
7 |
Количество земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности МО "Мирнинский район" РС (Я) |
ед. |
32 |
15 |
15 |
15 |
14 |
14 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
8 |
Площадь земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности |
кв. м |
134148 |
70000 |
50000 |
50000 |
40000 |
40000 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
9 |
Количество земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных с аукционов (продажа права аренды либо права собственности) |
ед. |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
МКУ "КИО" МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Бюджет МО "Мирнинский район" РС (Я) |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы:
- повышение эффективности работы органов местного самоуправления;
- принятие оперативных, информационно обоснованных управленческих решений;
- упрощение решения вопросов по подготовке исходно-разрешительной документации на реконструкцию и строительство объектов недвижимости;
- мониторинг инженерных систем, состояния жилых и общественных зданий и сооружений;
- увеличение доходов бюджета МО "Мирнинский район" от использования муниципальной собственности;
- создание необходимых правовых и технических условий для осуществления распоряжения недвижимыми объектами муниципальной собственности (100%);
- наличие необходимой учетно-технической документации у всех объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности (80%);
- наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество 100%);
- наличие свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности и права оперативного управления на недвижимое имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (100%);
- использование информационной системы мониторинга объектов, находящихся в муниципальной собственности для автоматизации функций мониторинга, анализа и прогнозирования состояния и состава объектов муниципального имущества, визуализации представляемых данных, а также для автоматизации функций администрирования поступления неналоговых доходов;
- сохранение муниципального имущества;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- повышение достоверности сведений об объектах муниципальной собственности;
- реализация муниципального имущества преимущественно на торгах (100%);
- повышение эффективности распоряжения имуществом муниципальными организациями (100%);
- повышение поступления арендной платы за землю;
- вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков;
- повышение качества предоставления муниципальных услуг в соответствии с административными регламентами.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Организацией управления Программы занимается Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район". Координатор Программы несет ответственность за:
- текущее управление реализацией Программы и ее конечные результаты;
- рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств;
- определение формы и методов управления реализацией Программы.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МО "Мирнинский район", определяющими механизм реализации ведомственных целевых программ.
Главным распорядителем бюджетных средств, расходуемых в рамках реализации Программы, являются муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район", Администрация МО "Мирнинский район".
В качестве исполнителей мероприятий Программы, на которые предусмотрено выделение бюджетных средств, также могут привлекаться сторонние организации на конкурсной основе в порядке, определенном Федеральным законом N 44-ФЗ.
Отчеты о ходе работы по реализации Программы по результатам за год и за весь период действия Программы готовит Муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений" МО "Мирнинский район" с целью определения:
- фактически произведенных бюджетных расходов и реальных сроков исполнения мероприятий Программы;
- достигнутых значений индикаторов и показателей, характеризующих результаты исполнения Программы;
- факторов, негативно влияющих на реализацию Программы (при отклонении фактических результатов исполнения Программы от запланированных программой).
Заместитель Главы Администрации МО "Мирнинский район" |
С.Н. Тарасова |
Председатель МКУ "КИО" |
Л.В. Бадагуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.