18 августа 2016 г.
В целях совершенствования системы поддержки семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую проектную программу Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015 - 2017 годы (далее - Программа).
2. Министерствам и ведомствам - исполнителям Программы обеспечить исполнение и финансирование мероприятий за счет текущего финансирования.
3. Определить Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Дружинин А.Н.) координатором проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015 - 2017 годы и уполномоченным от Правительства Республики Саха (Якутия) для представления проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015 - 2017 годы в Фонде поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Председатель Правительства |
Г. Данчикова |
Проектная программа
Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015-2017 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2015 г. N 159)
18 августа 2016 г.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2016 г. N 285 в паспорт внесены изменения
Паспорт
проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015-2017 годы
I. Анализ текущей ситуации и обоснование необходимости решения программно-целевым методом
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение на федеральном уровне в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Основные цели и задачи социальной политики республики, направленные на улучшение положения детей в обществе, их надлежащую защиту, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития определяет Стратегия действий в интересах детей Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 14.12.2012 N 1769.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" приняты Законы Республики Саха (Якутия) от 9 января 1998 г. З N 217-I "О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)"; от 18 ноября 2009 г. 754-З N 401-IV "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Республике Саха (Якутия)", предусматривающие комплекс дополнительных мер по предоставлению следующих видов социальной поддержки: обеспечение дополнительными техническими средствами реабилитации инвалидов, не входящими в федеральный перечень; бесплатный проезд один раз в два года к месту реабилитации и обратно для инвалидов, бесплатный проезд обучающимся очно инвалидам один раз в год к месту обучения и обратно.
С 2012 года в республике действует программа по обеспечению доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения. С 2013 года на эти цели республика получает софинансирование из федерального бюджета (2013 - 25 млн. рублей, 2014 - 42 млн. рублей).
Численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) на 01.01.2015 составляет 57 086 человек, что составляет 6,0% от общего количества населения, из них дети-инвалиды - 6163, что составляет 2,4% от общей численности детского населения республики.
Всего в республике проживают более 10 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья:
детей-инвалидов до 18 лет - 6 163;
детей с олигофренией (без инвалидности) - более 3 800;
детей с задержкой психического развития (без инвалидности) - более 400;
детей с речевыми недостатками (без инвалидности) - более 100.
Из числа детей в возрасте до 18 лет, признанных инвалидами по данным за 2013 год, отмечается снижение числа детей как впервые, так и повторно признанных инвалидами, при этом их удельный вес остается на уровне 2012 года.
В 2013 году сохраняется снижение уровня первичной инвалидности детского населения в сравнении с 2011 годом на 13,9%. По уровню первичной инвалидности детского населения Республика Саха (Якутия) в 2011-2012 гг. занимала шестое ранговое место в Российской Федерации. При этом уровень первичной инвалидности детского населения в Республике Саха (Якутия) остается выше аналогичного показателя в Российской Федерации, который также имеет тенденцию к снижению.
В 2014 году на первое место среди причин первичной инвалидности детского населения вышли заболевания нервной системы - 8,5% на 10,0 тыс. детского населения. Прирост по сравнению с 2011 годом составил 18,1%.
Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения в течение последних лет имеют тенденцию к снижению (в 2011 г. - 11,4% на 10 000 детского населения). В 2014 г. занимают второе ранговое место (7,5%).
На третьем месте - психические расстройства и расстройства поведения (3,7%). Прирост за последние 3 года относительно стабилен и имеет тенденцию к снижению. В сравнении с 2011 г. снижение составило 7,5%.
Четвертое ранговое место - болезни уха и сосцевидного отростка. При этом уровень первичной инвалидности вследствие заболеваний уха и сосцевидного отростка остается на уровне 2012 года.
Пятое ранговое место - болезни органов дыхания. Уровень первичной детской инвалидности по данной группе заболеваний продолжает снижаться (на 26,7% с 2011 года).
Показатель реабилитации детей по Республике Саха (Якутия) за анализируемый период увеличился и в 2013 году составил 10,3%.
В настоящее время в республике функционируют реабилитационные центры для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями общей мощностью 192 места:
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри - центр дневного пребывания на 75 мест, где проходят реабилитацию дети с отклонениями в умственном и физическом развитии, штатная численность - 83 чел. (в 2014 г. прошел реабилитацию 841 ребенок-инвалид и дети с ограниченными возможностями);
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи "СУВАГ" г. Нерюнгри - дневной стационар на 87 мест осуществляет комплексную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи, штатная численность 110 чел. (в 2014 г. прошли реабилитацию 444 ребенка-инвалида и дети с ограниченными возможностями);
Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями - круглосуточный стационар на 30 мест и дневной стационар на 10 мест, штатная численность - 36 чел. Осуществляет комплексную реабилитацию детей и подростков с нарушениями слуха и речи (в 2014 г. прошли реабилитацию 562 ребенка-инвалида и дети с ограниченными возможностями);
в летнее время функционируют (по 3 заезда): Олекминский реабилитационный центр (в 2014 году прошли реабилитацию 78 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями); Амгинский реабилитационный центр (в 2014 году прошли реабилитацию 70 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями).
В настоящее время в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями применяются в основном психолого-коррекционная работа, индивидуальные занятия с элементами лечебной физической культуры, занятия с логопедами-дефектологами с применением современных лечебно-диагностических программ, занятия по методике Монтессори.
Начиная с 2015 года планируется внедрение методики психологической разгрузки путем оснащения сенсорными комнатами специальных (коррекционных) школ и реабилитационных центров республики.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты - восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Целью государственной программы "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 N 973, является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия). Целью реализации подпрограммы "Приоритетный национальный проект "Образование" является достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
В национальном проекте заложены два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, т.к. доля первичной заболеваемости в структуре общей заболеваемости составляет 80%. Около 40% детей заболевают в период первых трех лет жизни. Заболеваемость ребенка в перинатальном периоде оказывает существенное влияние не только на общее состояние здоровья, но и влечет за собой риски нарушений и задержки развития жизненно важных функций. Очевидно, что проблема сохранения и укрепления здоровья и развития детей приобрела особую, не только медико-социальную, но и национальную, стратегическую значимость.
Проблема сопровождения детей раннего возраста может быть решена лишь при комплексном взаимодействии структур образования, здравоохранения и социальной защиты, и одним из вариантов слияния этих структур может служить система служб ранней помощи.
Дети раннего возраста (0-3 лет) не охватываются психолого-педагогическим сопровождением в связи с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях. Многие районы республики характеризуются малочисленностью населения (в среднем 3-4 тыс. чел.), труднодоступностью, неразвитой социальной инфраструктурой, что обуславливает распространение таких явлений, как алкоголизация населения, семейное неблагополучие, рост преступности и насилия. Современные формы профилактической, информационной работы с населением будут способствовать повышению родительской ответственности.
В последние годы наблюдается усложнение и изменение клинико-психологической структуры нарушений развития. В Республике Саха (Якутия) наблюдается рост числа детей-инвалидов. Основные причины, способствующие возникновению инвалидности детей, зависят от экономической, экологической и демографической ситуации, высокого уровня заболеваемости родителей, увеличения числа осложненных родов, недостаточного уровня диагностики отклонений в развитии плода и новорожденных.
В апреле 2011 года при поддержке бизнес-структур создан Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие").
Фонд оказывает широкий спектр услуг, начиная от психологической, правовой помощи и заканчивая организацией досуга детей с ограниченными возможностями. Также Фонд является ресурсным центром для других общественных организаций по поддержке и защите прав детей-инвалидов и их семей. Для них Фонд проводит ежегодные конкурсы проектов, направленных на улучшение положения детей с ограниченными возможностями. Всего за 2012-2013 годы на поддержку восьми общественных организаций Фондом было направлено 3 025,2 тыс. рублей.
При Благотворительном фонде "Харысхал" 2012 году открылся и функционирует информационно-консультационный центр "ИНКОЦентр" для поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Всего при содействии Фонда семьям с детьми-инвалидами оказана адресная материальная помощь: в 2012 году на сумму 1 719 110 рублей, в 2013 году на сумму 4 195 532 рублей.
В целях решения социальных проблем детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по всей республике Благотворительному фонду поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2011 года N 609 был выделен целевой грант в сумме 50 млн. руб. со сроком использования с 2012 по 2015 годы.
За 2013 год в Республике Саха (Якутия) детям-инвалидам разработано 4050 индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР).
Между тем, в большинстве случаев реализация обозначенных мероприятий ИПР в муниципальных образованиях республики затруднена ввиду фактического отсутствия исполнителя проведения реабилитационных мероприятий.
Принимая во внимание практическую значимость ИПР, в целях корректировки ситуации по данному вопросу, для повышения качества государственных услуг при определении объемов и видов необходимых реабилитационных услуг для детей с инвалидностью, Благотворительный фонд поддержки детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") инициировал уникальный проект по предоставлению многофункциональных услуг "Цветик-семицветик", основанный на реализации принципа "единого пространства".
Проект осуществляется в рамках экспертно-диагностического блока деятельности "ИНКОЦентра", куда входят следующие ведомства: ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации"; Центральная (Республиканская) психолого-медико-педагогическая комиссия ГБОУ "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" Министерства образования Республики Саха (Якутия); Медико-техническая комиссия при государственном бюджетном учреждении "Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов".
Проект осуществляется с августа 2013 года, всего услугами проекта воспользовались более 300 семей.
Как показывает опыт работы по проекту предоставления многофункциональных услуг "Цветик-семицветик", в работе с детьми с инвалидностью наиболее остро стоят вопросы профилактики и коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и речевых нарушений у детей, снижения психоэмоционального и мышечного напряжения. Для профилактики и решения этих проблем может помочь оснащение Психолого-медико-педагогических комиссий, центров комплексами "Комфорт-ЛОГО", работающих по методу биологической обратной связи (метод БОС). Муниципальные психолого-медико-педагогических комиссии не оснащены аппаратами БОС Комфорт-ЛОГО.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "комплексами "Комфорт-ЛОГО", работающих по методу биологической обратной связи" имеется в виду "комплексами "Комфорт-ЛОГО", работающими по методу биологической обратной связи"
В настоящее время в республике имеется 10 психолого-медико-педагогических комиссий, созданных при Психолого-педагогических и медико-социальных центрах и при муниципальных управлениях образования. В течение трех лет планируется открытие Психолого-медико-педагогических комиссий еще в 13 муниципальных образованиях. Муниципальные психолого-медико-психологические комиссии не оснащены аппаратами БОС Комфорт-ЛОГО, используемыми для профилактики и коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и речевых нарушений у детей и взрослых, позволяющих сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма. Ежегодно через систему Психолого-медико-психологических комиссий республики проходят обследование и коррекцию более 3000 детей.
В республике 245 школ с численностью учащихся менее 100 человек.
Родители, воспитывающие детей с инвалидностью и живущие в улусах (районах), почти не имеют возможности выехать в город из-за высоких цен на проезд, бездорожья в арктических районах Якутии. Вследствие этого семьи с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, живущие в отдаленных районах Республики Саха (Якутия), лишены возможности получать реабилитационную помощь.
637 детей с инвалидностью живут в условиях Крайнего Севера, что составляет 10,2% от общего числа.
В настоящее время единственным способом максимального охвата по всей республике семей, воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, является программа Благотворительного фонда "Харысхал" - Благотворительный десант "Мир моего ребенка".
Целью Благотворительного десанта является социальное сопровождение семей воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Программа предусматривает работу специалистов разного профиля. В программе принимают участие психологи, руководители студий, специалисты по адаптивному спорту, юристы, экономисты, представители общественных объединений родителей, волонтеры.
За 2012-2013 годы Благотворительный десант побывал в 13 улусах (районах) Республики (Саха (Якутия). Было охвачено 380 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, 137 детей с инвалидностью, привлечены 222 педагога образовательных организаций.
С 2015 года в улусах республики в рамках программы "Благотворительный десант" планируется открытие специализированных игровых комнат кратковременного пребывания для семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность функционирования игровых комнат объясняется необходимостью непрерывного сопровождения ребенка с инвалидностью на ранних этапах его развития и острой необходимостью социализации самой семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью. Одной из главных проблем детей с инвалидностью, проживающих в семьях, является изолированность данных семей. Особенно это касается семей, в которых ребенок с инвалидностью обучается на дому, не посещает общеобразовательные детские сады и школы. В таких семьях родители, как правило, вынуждены постоянно находиться с ребенком.
II. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Реализация Программы запланирована на 2015 - 2017 годы.
Цели Программы: системные изменения в Республике Саха (Якутия) в организации работы по абилитации и реабилитации детей-инвалидов, в том числе в раннем возрасте, преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, усиление межведомственного взаимодействия и координация действий при разработке программ, направленных на улучшение их положения и предоставление им комплексных услуг, трудоустройство неработающих родителей детей-инвалидов, формирование позитивного и заинтересованного отношения граждан к детям-инвалидам.
Внедрение новых эффективных технологий по работе с детьми-инвалидами.
Задачи Программы:
1. Внедрение программ подготовки к самостоятельной жизни детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, создание комнат социально-бытовой адаптации).
2. Внедрение коррекционно-развивающих программ для семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных центрах и центрах социальной помощи Республики Саха (Якутия).
3. Развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
4. Внедрение инновационных технологий по работе с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
5. Развитие благоприятных условий к оздоровлению и отдыху семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
6. Совершенствование организационной формы по созданию благоприятных условий для повышения уровня жизни и преодоления изолированности семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
7. Совершенствование программы многофункциональных услуг "Цветик-семицветик" посредством внедрения инновационной технологии.
III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты
Задача 1. Внедрение программ подготовки к самостоятельной жизни детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (в том числе создание комнат социально-бытовой адаптации).
На базе ГБУ РС (Я) "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи "СУВАГ" г. Нерюнгри в 2015 году планируется внедрение следующих программных мероприятий социально-бытовой адаптации:
оснащение тренировочной квартиры социально-бытовой адаптации станет необходимым инвентарем для формирования у детей с нервно-психическими расстройствами практических умений ориентировки в окружающем мире (в быту, во взаимоотношениях людей), овладение некоторыми способами деятельности человека в быту, бытовыми трудовыми процессами;
оснащение сенсорной (светлой) комнаты. У детей с нарушением интеллекта, с нервнопсихическими# расстройствами часто отмечается неадекватная реакция на бытовые ситуации. Занятия в светлой сенсорной комнате формируют у ребёнка способность объединять в единое целое ощущения, полученные различными органами чувств: визуальные, звуковые, обонятельные, вкусовые, тактильные, вестибулярные, гравитационные. Так называемая сенсорная интеграция позволяет ребёнку осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой он находится. Тем самым формируется сенсорная интеграция, как основа для обучения и адекватного поведения ребёнка;
создание соляной пещеры. Соляные пещеры - это специально оборудованные помещения. Их стены, потолок, а также все предметы интерьера покрыты соляными блоками. Такая конструкция оказывает влияние на формирование внутреннего микроклимата, в котором происходит освобождение ионов кальция, йода, натрия и прочих элементов. При этом интенсивность этих процессов существенно выше, чем в природе, из-за ионизатора. Такие помещения используются в лечебных целях. Находящийся в них человек вдыхает воздух, насыщенный полезными микроэлементами и выздоравливает;
поддержка курсов по теме: "Обучение лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, методам реабилитации с использованием Верботонального метода". Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, сотрудничество со специалистами расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе реабилитации, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом;
проведение родительских конференций "Если мой ребенок не такой, как другие". Такие конференции предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний о реабилитации детей, могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом и т.д. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Конференции проводятся раз в два года, но требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей, проведение консультаций правовых, социальных служб, медицинских и педагогических специалистов, участие детей и родителей в мастер-классах, организацию выставок семейного творчества, книг, концерты детей.
Целевая группа - семьи, воспитывающие детей и подростков (0 до 18 лет):
с нарушениями слуха, речи;
с психоневрологическими проблемами;
с задержкой психического развития;
со сложными нарушениями в развитии.
Ожидаемый результат:
оказание медико-социальной, психолого-педагогической, дефектологической помощи детям и подросткам от 0 до 18 лет (с нарушениями слуха, речи; с психоневрологическими проблемами; с задержкой психического развития; со сложными нарушениями в развитии);
обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптацией к жизни в обществе, семье, обучению и труду;
оказание консультативной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи по вопросам реабилитации лиц, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, и обучение их методам реабилитации.
К концу реализации программы планируется охватить 850 детей.
Задача 2. Внедрение коррекционно-развивающих программ для семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в Реабилитационных центрах и центрах социальной помощи Республики Саха (Якутия).
Для внедрения коррекционно-развивающего направления для семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья планируется осуществление следующих мероприятий в реабилитационных центрах:
внедрение музыкотерапии;
приобретение специального основного игрового материала Монтессори;
приобретение материалов по расширению словаря для детей в возрасте от 0-3 лет;
приобретение наборов сенсорной комнаты;
приобретение реабилитационного оборудования для детей с ДЦП.
Все мероприятия планируется провести на базе Республиканского реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в городе Нерюнгри. Педагоги, медицинские работники и персонал Центра имеют уникальный опыт по работе с детьми, коррекция здоровья которых осуществляется с помощью десятков оздоровительных, образовательных и развивающих программ. Центр в столице Южной Якутии занимается комплексной психолого-педагогической, медицинской, социально-бытовой реабилитацией детей до 18 лет с отклонениями в двигательном и психоречевом развитии. Более 700 детей из городов и районов Республики Саха (Якутия) проходят реабилитацию каждый год.
Целевая группа - семьи, воспитывающие детей с отклонениями в двигательном и психоречевом развитии.
Ожидаемый результат - улучшение качества предлагаемых услуг по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Усовершенствование программ по воспитанию детей, направленных на развитие самостоятельной активности и независимости в социуме, обучением навыкам самообслуживания, тренировкой речи, движений, психо-эмоциональных реакций.
К концу реализации программы планируется охватить 700 детей с отклонениями в двигательном и психоречевом развитии.
В центрах социальной помощи детям и семьям:
Приобретение комплексов "Комфорт ЛОГО".
В 2015 году планируется оснастить 4 центра:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Абыйский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Момский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Усть-Майский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Усть-Янский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей).
В 2016 году - оснащение 3 центров:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Оймяконский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Верхоянский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Среднеколымский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей).
В 2017 году - оснащение 3 центров:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Кобяйский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Жиганский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей);
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Нижнеколымский центр социальной помощи семье и детям" (охват - 30 детей).
Целевая группа - семьи, воспитывающие детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат: оснащение центров социальной помощи семье и детям аппаратами БОС Комфорт-ЛОГО позволит семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья, сократить сроки получения или подтверждения статуса своих детей. Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет социального партнерства, решения актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
К концу реализации программы планируется охватить 300 детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача 3. Развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия).
Для повышения уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на базе государственного бюджетного образовательного учреждения "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" Министерства образования Республики Саха (Якутия) в 2015 году планируется проведение следующих мероприятий:
обучение и стажировка специалистов и руководителей служб ранней помощи для ознакомления с опытом оказания ранней помощи ведущих Служб ранней помощи России;
организация и проведение тематических семинаров для родителей по обучению методам ухода и реабилитации за ребенком с особыми потребностями, раннего возраста;
приобретение специального основного игрового материала Монтессори для служб ранней помощи.
Целевая группа - семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья 0-3 лет.
Ожидаемый результат: все мероприятия нацелены на профилактику инвалидности у детей младенческого и раннего возраста, имеющих нарушения развития или риска их возникновения в более старшем возрасте. Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша из группы риска и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность "сгладить" имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
К концу реализации программы планируется охватить 600 детей.
Задача 4. Внедрение инновационных технологий по работе с детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: Центр творческой реабилитации "Краски жизни"
В рамках реализации данной задачи планируется провести следующие мероприятия:
4.1. Развитие Центра творческой реабилитации и интеграции детей в общество "Краски жизни", функционирующего при Благотворительном фонде поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие").
1. Инклюзивная медиа-анимационная студия "Чудеса кино".
Цель студии - это формирование художественно-творческих способностей детей, повышение качества творческой реабилитации детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в процессе коллективной деятельности. Совместная работа детей и взрослых над мультфильмом - это особый метод арт-терапии. Придумывая сценарии, рисуя персонажей, анимируя, записывая звук, дети включаются в творческий процесс, который играет важную роль в оказании психологической поддержки ребёнку, на долю которого выпали непростые испытания.
2. Инклюзивный театр-студия "Маленький принц".
Театр создан с целью социальной адаптации детей с инвалидностью и их семей, а также развитие индивидуальных и творческих способностей детей путем включения в театральное творчество. Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие детей с инвалидностью в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает к духовным ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, развивая эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Целевая группа: семьи с детьми с инвалидностью и с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их здоровые сверстники.
Ожидаемый результат: увеличение количества детей, занимающихся творчеством, посредством развития Центра "Краски жизни". Проект даёт учащимся профессиональную ориентацию и допрофессиональную подготовку, способствует интеллектуальному и эстетическому развитию детей и подростков, развивает их творческий потенциал. Проведение мероприятий совместно с детьми без инвалидностью позволит обеспечить социальную интеграцию детей с инвалидностью в общество, а также позволит расширить социальные связи детей с инвалидностью, создать условия для реализации равных возможностей в творческой самореализации детей с инвалидностью совместно со сверстниками без инвалидностью.
К концу реализации программы планируется охватить 460 детей.
4.2. Развитие "Школы старта" по адаптивной физической культуре и спорту.
"Школа старта" по адаптивной физической культуре и спорту проводится в целях ознакомления возможностей реабилитации детей с инвалидностью средствами адаптивной физической культуры. В школе родители детей с инвалидностью смогут пройти курс занятий по адаптивной физической культуре и спорту, где ознакомятся с комплексом мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями.
Целевая группа: семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья: нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями, и их здоровые сверстники.
Ожидаемый результат:
увеличение численности детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся адаптивной физической культурой;
увеличение количества физкультурно-спортивных учреждений, создающих все необходимые условия для занятий адаптивной физической культурой и спортом для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность;
стабильность контингента занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, регулярность посещений адаптивных физкультурно-оздоровительных и тренировочных занятий;
увеличение численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, участвующих в физкультурно-оздоровительной деятельности и массовых спортивных мероприятиях;
развитие сети бюджетных учреждений, имеющих группы и отделения для занятий адаптивной физической культурой и спортом.
К концу реализации программы планируется охватить 1140 человек.
Задача 5. Развитие благоприятных условий для оздоровления и отдыха семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, посредством реализации проекта "Семейная интегрированная школа "Ласточка".
Семейная интегрированная школа "Ласточка" функционирует в формате летнего семейного лагеря. Целью проекта является формирование совместного опыта конструктивного общения родителей и детей. Дети с проблемами психического и неврологического развития, а также с тяжелыми и множественными нарушениями остаются сегодня без какой-либо возможности отдыха в обществе сверстников. В обычные лагеря таких детей не принимают, взять их в пансионат или Дом отдыха родители вряд ли отважатся, это очень тяжело физически и психологически. Санаторно-курортные учреждения рассчитаны на лечение соматических, в лучшем случае, опорно-двигательных заболеваний и не предполагают серьезной психолого-педагогической поддержки, жизненно необходимой такому ребенку. Ребенку должны быть обеспечены психолого-педагогические занятия с учетом естественной природной среды летнего лагеря, адаптация в непривычной ситуации и формах быта, приобретение новых импульсов развития.
Ребенок с проблемами психического развития должен приобрести обычный опыт общения. Специалистам в лагере необходимо вместе с семьей осваивать нормальный социальный путь, обязательным условием и результатом которого должна быть интеграция такого ребенка в сообществе обычных сверстников, которые, в свою очередь, приобретают нравственный опыт позитивного общения с "необычными" сверстниками и способности к "социальному творчеству".
Данная школа включает в себя специально организованные реабилитационные мероприятия, направленные не только на самого ребенка с особенностями развития, но и на всех членов семьи. С семьями занимаются психологи, проводят различные тренинги, они ездят на экскурсии, встречаются с интересными людьми. "Ласточка" работает не только в Якутске, но и в улусах.
В год работает 5 сезонов. На каждую смену, которая длится одну неделю, набирается около 30 участников.
Целевая группа: семьи с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат: укрепление потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения). Повышение уровня социальной адаптации, повышение уровня навыков общения, увеличение интереса к разнообразным видам творчества.
К концу реализации программы планируется охватить 450 человек.
Задача 6. Совершенствование организационной формы по созданию благоприятных условий для повышения уровня жизни и преодоления изолированности семей, воспитывающих детей с инвалидностью.
6.1. Создание группы дневного пребывания детей с аутизмом. Организация группы дневного пребывания для детей с аутизмом планируется через Якутскую региональную общественную организацию содействия психологической и социальной адаптации детей с аутизмом "Особый ребенок". В рамках этой Программы планируется оборудование комнат дневного пребывания детей с аутизмом.
По заявкам родителей планируется создать 2 группы дневного пребывания по 5 детей, которая будет работать по 3 часа в день, 5 дней в неделю. Для группы дневного пребывания для детей с аутизмом выделяется изолированное помещение не менее 15 кв. м, отвечающее педагогическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Группа оборудуется и оформляется с учетом разновозрастного состава группы в виде игровой комнаты с участком учебной зоны.
Задачами группы кратковременного пребывания для детей с аутизмом являются:
оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи детям дошкольного возраста, страдающим ранним детским аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации и усвоении образовательных программ дошкольного образования;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической и социальной помощи детям дошкольного возраста с аутизмом, а также семьям, в которых они воспитываются;
создание условий для занятости родителей.
Целевая группа: семьи, воспитывающие детей с аутизмом.
Ожидаемый результат: проведение такого мероприятия позволит увеличить количество детей с аутизмом, которые смогут посещать группу дневного пребывания (в год 45 детей), а также создаст условия для занятости родителей, воспитывающих детей с аутизмом, улучшит социальное самочувствие в их семьях.
К концу реализации Программы планируется охватить 135 детей.
6.2. Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья путем создания специализированных игровых комнат.
С 2015 года в улусах республики в рамках проекта "Благотворительный десант" планируется создание специализированных игровых комнат кратковременного пребывания семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базах реабилитационных центров.
Целью проекта "Благотворительный десант" является социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Основные мероприятия "Благотворительного десанта" - это информирование, поддержка, обучение, обмен опытом родителей, педагогов по решению социальных, психологических проблем семей и раскрытию творческих потенциалов детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Объединение и координация усилий общественных организаций, представляющих интересы детей с инвалидностью и их семей, оказывающих им помощь и поддержку.
Специализированные игровые комнаты предназначены для семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, которые могут свободно их посещать в рабочее время, с 09 до 18 часов. Актуальность функционирования данной игровой комнаты объясняется необходимостью непрерывного сопровождения ребенка с инвалидностью на ранних этапах его развития и острой необходимостью социализации самой семьи, воспитывающего ребенка с инвалидностью. Одной из главных проблем детей с инвалидностью, проживающих в семьях, является изолированность данных семей. Особенно это касается семей, в которых ребенок с инвалидностью обучается на дому, не посещает общеобразовательные детские сады и школы. В таких семьях родители, как правило, вынуждены постоянно находиться с ребенком.
Планируется оснастить комнаты игровыми развивающими модулями. Зоны насыщены настольными играми, оборудованием для развития моторики и закрепления навыков сенсорных эталонов. В него войдет комплект по методике Монтессори и проведению сюжетно-ролевых игр. Игровая терапия является формой коррекции отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.
Игровые комнаты не предусматривают занятия со специалистами, они рассчитаны организовывать досуговую деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста вместе с родителями. Работа по созданию специализированных игровых комнат кратковременного пребывания семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья планируется осуществить при следующих учреждениях:
2015 год:
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Нюрбинский республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями";
Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья "Харысхал" (Милосердие);
"Центр психолого-медико-социального сопровождения "Кэскил" муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия)";
2016 год:
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Оймяконский центр социальной помощи семье и детям";
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Кобяйский центр социальной помощи семье и детям";
2017 год:
государственное бюджетное учреждение "Амгинский республиканский социально-оздоровительный центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов",
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Верхоянский центр социальной помощи семье и детям";
государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Среднеколымский центр социальной помощи семье и детям".
Целевая группа: семьи, воспитывающие детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста.
Ожидаемый результат: способствование гармонизации детско-родительских отношений, формированию благоприятного микроклимата в семье. Повышение уровня жизни и преодоление изолированности семей. Способствование занятости родителей.
К концу реализации Программы планируется охватить 160 семей.
6.3. Внедрение реабилитационных технологий в образовательных и социальных учреждениях Республики Саха (Якутия).
Цель Программы: оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья для активной интеграции их в общество путем открытия сенсорной комнаты.
В современных условиях появилась возможность развивать ребенка посредством воздействия различных раздражителей. Такое действие оказывает сравнительно новая технология, как сенсорная комната, где ребенок учится посредством чувственных ощущений. Ученые доказали, что чем беднее мир сенсорных ощущений ребенка, тем медленнее он развивается, а в поведении и мировоззрении становится больше стереотипов. Такой ребенок замыкается в себе, с трудом идет на контакт, не знает, как вести себя в нестандартных ситуациях. У большинства детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья имеются такие проблемы, которые мешают их дальнейшему развитию и социализации.
К сожалению, практика создания сенсорных комнат в Республике Саха (Якутия) пока не получила широкого распространения в учреждениях, занимающихся семьями с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. В рамках комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Семья для ребенка", реализованной благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были оснащены сенсорными комнатами социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые в полной мере не охватывают детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Планируется решить данный вопрос посредством внедрения методики психологической разгрузки путем оснащения сенсорными комнатами специальных (коррекционных) школ-интернатов республики.
Сенсорная комната имеет широкий спектр применения, она может использоваться для нормализации психического, психологического и эмоционального состояния детей. Однако значение ее применения трудно переоценить при абилитации детей с тяжелой патологией.
С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние ребенка интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты позволяет восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и на другие органы чувств. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка - вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребёнку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
Выбор комплекта по оснащению сенсорной комнаты с площадью 12 кв. м объясняется тем, что учреждения, охваченные данной Программой, не располагают помещением с большей площадью.
К концу реализации Программы планируется охватить 14 учреждений в 12 муниципальных образованиях:
2015 год:
Благотворительный фонд поддержки детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья "Харысхал" (Милосердие);
государственное казенное образовательное учреждение "Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида" (глухие);
государственное казенное образовательное учреждение "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат 2-3-4 вида";
Тыарасинсая специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида, Таттинский улус;
Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа г. Нерюнгри;
2016 год:
Сунтарская специальная (коррекционная) школа-интернат интегрированного обучения;
Мирнинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида;
Елечейская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Усть-Алданского района;
2017 год:
Олекминская специальная школа-интернат VIII вида;
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Амгинский республиканский социально-оздоровительный центр реабилитации инвалидов и детей-инвалидов";
Юттяхская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида.
Целевая группа: дети с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемый результат: благодаря реализации данной Программы увеличится число детей, получивших качественную психологическую и реабилитационную помощь по профилактике эмоциональных нарушений, астенических состояний, вторичных отклонений в поведении и развитии высших психических функций у детей с нарушениями интеллекта.
Проведение занятий в сенсорной комнате окажет комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему детей-инвалидов, сочетание разных методов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) окажет различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка-инвалида: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.
К концу реализации Программы планируется охватить 665 детей.
6.4. Развитие проекта "Уроки доброты". "Уроки доброты" планируется провести в школах Республики Саха (Якутия), которые помогут учащимся общеобразовательных школ получить информацию о людях с инвалидностью, изменить атмосферу в школе. После проведения курса "Уроков доброты" меняется внутренний мир ребят, их ценностные установки и отношение к теме инвалидности.
Неделя инклюзивного образования. В рамках данной кампании проводятся мероприятия, нацеленные на привлечение внимания общественности и формирование позитивного отношения к проблемам образования детей с инвалидностью.
"Паралимпийские уроки". Главными целями мероприятия являются: вовлечение детей с инвалидностью в активный спорт; повышение информированности населения о детях с инвалидностью и их возможностях; ознакомление школьников с Паралимпийскими играми, их историей, рассказ о людях с инвалидностью, паралимпийских ценностях, видах спорта и выдающихся спортсменах-паралимпийцах.
Целевая группа: учащиеся общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия), семьи с детьми инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, население Республики Саха (Якутия).
Ожидаемые результаты:
увеличение количества обращений родителей в учреждения, предоставляющие услуги по поддержке семей, воспитывающих детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья;
повышение уровня информированности населения и широкой общественности о ходе реализации программы;
повышение уровня информированности населения в вопросах развития детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья.
К концу реализации Программы планируется охватить 1050 детей.
Задача 7. Совершенствование Программы многофункциональных услуг "Цветик-семицветик" посредством внедрения инновационной технологии.
Принимая во внимание практическую значимость индивидуальной программы реабилитации, в целях корректировки ситуации по данному вопросу, для повышения качества государственных услуг при определении объемов и видов необходимых реабилитационных услуг для детей с инвалидностью, Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") инициировал уникальную программу по предоставлению многофункциональных услуг "Цветик-семицветик", основанную на реализации принципа "единого пространства".
Основной целью Программы многофункциональные услуги "Цветик-семицветик" (далее - МФУ) является создание единого пространства комиссий, определяющих статус инвалидности и образовательной программы, по принципу "единого окна".
Реализация Программы осуществляется путем межведомственного взаимодействия экспертных комиссий федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Саха (Якутия)" при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации; Центральной (Республиканская) психолого-медико-педагогической комиссии государственного бюджетного образовательного учреждения "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения" Министерства образования Республики Саха (Якутия); Медико-технической комиссии государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский социально-оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов".
Результаты деятельности МФУ показали необходимость расширения предоставляемых услуг и территориального охвата. Родители, воспитывающие детей с инвалидностью и живущие в улусах (районах), почти не имеют возможности выехать в город из-за высоких цен на проезд, фактического бездорожья в арктических районах Якутии. Вследствие этого семьи с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, живущие в отдаленных районах Республики Саха (Якутия), лишены возможности получать реабилитационную помощь. В связи с этим БФ "Харысхал" планирует открытие филиалов МФУ в 4 муниципальных районах республики на базе ППМС-центров.
Как показывает опыт работы по программе предоставления многофункциональных услуг "Цветик-семицветик", в работе с детьми с инвалидностью наиболее остро стоят вопросы профилактики и коррекции психофизиологических, психоэмоциональных и речевых нарушений у детей, снижения психоэмоционального и мышечного напряжения. Для профилактики и решения этих проблем может помочь расширение предоставляемых услуг МФУ путем внедрения инновационной технологии, а именно оснащение комплексами "Комфорт ЛОГО", работающего по методу биологической обратной связи (далее - БОС).
Комплекс "Комфорт ЛОГО" для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств представляет собой комплекс программного обеспечения психо-коррекционной и психодиагностической направленности. Полипараметрическое программное обеспечение "Комфорт ЛОГО", работающее по методу БОС, обеспечивая одновременный мониторинг нескольких психофизиологических параметров (ритма сердца, периферической температуры, мышечных реакций, дыхания), помогает сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма. С помощью автоматизированной психодиагностики, входящей в комплекс, исследуются особенности эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сфер ребенка и взрослого, их динамика в процессе психокоррекционной работы.
Расширение услуг МФУ аппаратами БОС Комфорт-ЛОГО позволит повысить качество коррекционной работы логопедов, охваченных программой МФУ, с детьми с логоневрозом, расстройствами речи у детей с нарушением слуха и зрения, алалии и афазии; дисграфии и дислексии; дизартрии и дислалии; ринолалии и ринофонии; заикания; гиперактивности и дефицита внимания.
Ежегодно через МФУ планируется обследование и коррекция более 3000 детей.
К концу реализации программы планируется расширить услуги путем внедрения комплекса "Комфорт ЛОГО" в 4 филиалах многофункциональных услуг "Цветик-семицветик":
2015 год:
г. Якутск;
г. Нерюнгри;
2016 год:
Вилюйский район;
2017 год:
Олекминский район.
Целевая группа: семьи, воспитывающие детей с инвалидностью.
Ожидаемый результат: расширение Программы позволит семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья, сократить сроки получения или подтверждения статуса своих детей. Повышение доступности услуг для семей с детьми за счет социального партнерства, решения актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.
К концу реализации Программы планируется охватить 870 детей с инвалидностью.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
IV. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Координатор Программы - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Управление Программой осуществляет межведомственная рабочая группа, отвечающая за своевременное и качественное исполнение мероприятий Программы. В состав рабочей группы входят представители исполнительных органов государственной власти, социально ориентированных некоммерческих организаций, и исполнители мероприятий Программы. Межведомственная рабочая группа создается приказом Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия), которым утверждается ее состав.
Оценку эффективности реализации программных мероприятий осуществляет Общественный экспертный совет, в состав которого входят представители бизнеса и науки, депутаты, а также практики, работающие в учреждениях социальной защиты населения, культуры, образования и здравоохранения.
Грантополучатель Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие") обеспечивает использование денежных средств, полученных для реализации программных мероприятий.
Исполнители мероприятий Программы - министерства, ведомства и некоммерческие организации, указанные в графе "Исполнители", несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное и целевое использование выделяемых на их реализацию средств.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Контроль за целевым и эффективным использованием Грантополучателем денежных средств, выделенных Фондом на реализацию Программы, осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2016 г. N 285 в раздел V внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования на 2015 - 2017 гг. составляет 32 711 227 рублей.
2015 год - объем финансирования Программы - 11 570 018 рублей;
в том числе:
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 812 310 рублей;
средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций - 3 316 683 рубля;
средства, запрашиваемые из бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 3 441 025 рублей;
2016 год - объем финансирования программы - 10 876 424 рубля;
в том числе:
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 624 218 рублей;
средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций - 3 172 403 рубля;
средства, запрашиваемые из бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 3 079 803 рубля;
2017 год - объем финансирования программы - 10 264 785 рублей;
в том числе:
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 4 607 550 рублей;
средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций - 3 172 403 рубля;
средства, запрашиваемые из бюджета Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2 484 832 рубля.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка показателей будет производиться на основании статистических данных и отчетности исполнителей Программы, а также по итогам мониторинга эффективности мероприятий.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей индикаторов, приведенных в приложении N 2 к настоящей Программе.
VII. Механизм получения средств Фонда
По итогам конкурса при получении права на финансовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подписывается Соглашение о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Программы между Фондом, Координатором - Правительством Республики Саха (Якутия) и Грантополучателем - Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие").
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, перечисляются на отдельный расчетный счет Грантополучателя - Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Саха (Якутия) "Харысхал" ("Милосердие").
Реализация мероприятий Программы (поставка товаров, оборудования, оказание услуг, выполнение работ) согласно перечню мероприятий за счет денежных средств в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в следующем порядке:
заключение трехсторонних договоров целевого финансирования между Грантополучателем, Исполнителями отдельных мероприятий Программы и поставщиками товаров и услуг;
допустимо с целью реализации мероприятий Программы заключение Грантополучателем от своего имени соответствующих договоров с третьими лицами на поставку товаров, оборудования, услуг, выполнение работ согласно перечню мероприятий Программы.
Товарно-материальные ценности передаются Грантополучателем Исполнителям мероприятий Программы на основании договоров целевого финансирования.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2016 г. N 285 в приложение внесены изменения
Приложение N 1
к проектной программе Республики Саха (Якутия)
"Харысхал" на 2015-2017 годы
Перечень
мероприятий проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015-2017 годы
18 августа 2016 г.
N |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Сроки реализации |
Объем финансирования, рублей |
Источник финансирования |
|||
всего |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
1. |
Внедрение программ подготовки к самостоятельной жизни детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (в том числе, создание комнат социально-бытовой адаптации) |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
9 000 000,00 |
3 000 000,00 |
3 000 000,00 |
3 000 000,00 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
1 041 429,00 |
308 845,00 |
340 023,00 |
392 561,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||||
2. |
Внедрение коррекционно-развивающих программ для семей с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационных центрах и центрах социальной помощи семьям и детям Республики Саха (Якутия) |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
3 446 076,00 |
980 130,00 |
1 441 750,00 |
1 024 196,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
3. |
Развитие системы ранней помощи в Республике Саха (Якутия) |
Министерство образования Республики Саха (Якутия) |
2015-2017 годы |
5 044 078,00 |
1 812 310,00 |
1 624 218,00 |
1 607 550,00 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
204 155,00 |
170 155,00 |
16 000,00 |
18 000,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||||
4.1. |
Внедрение инновационных технологий по работе с детьми с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья: - центр творческой реабилитации "Краски жизни"; - инклюзивная медиа-анимационная студия "Чудеса кино", - инклюзивный театр-студия "Маленький принц" |
БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
4 157 239,00 |
1 481 933,00 |
1 337 653,00 |
1 337 653,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
4.2. |
Развитие "Школы старта" по адаптивной физической культуре |
БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
576 000,00 |
192 000,00 |
192 000,00 |
192 000,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
5. |
Развитие благоприятных условий к оздоровлению и отдыху семей, воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, посредством реализации проекта "Семейная интегрированная школа "Ласточка" |
БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
3 645 000,00 |
1 215 000,00 |
1 215 000,00 |
1 215 000,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
6.1. |
Создание группы кратковременного пребывания детей с аутизмом |
АНО Абилитационный центр "Особый ребенок" |
2015 год |
156 155,00 |
156 155,00 |
- |
- |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6.2. |
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, путем создания специализированных игровых комнат |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
1 249 240,00 |
468 465,00 |
312 310,00 |
468 465,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6.3. |
Внедрение реабилитационных технологий в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) |
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
2 134 605,00 |
970 275,00 |
776 220,00 |
388 110,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
6.4. |
Развитие проекта "Уроки доброты" |
БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
875 250,00 |
291 750,00 |
291 750,00 |
291 750,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
7. |
Совершенствование программы многофункциональных услуг "Цветик-семицветик" посредством внедрения инновационной технологии |
БФ "Харысхал" |
2015-2017 годы |
408 000,00 |
136 000,00 |
136 000,00 |
136 000,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
774 000,00 |
387 000,00 |
193 500,00 |
193 500,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
||||
|
Всего собственных средств: |
72,5% |
14 044 078,00 |
4 812 310,00 |
4 624 218,00 |
4 607 550,00 |
Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) |
|
9 661 489,00 |
3 316 683,00 |
3 172 403,00 |
3 172 403,00 |
Средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на поддержку СО НКО* |
||||
|
Всего запрашиваемых средств |
27,5% |
9 005 660,00 |
3 441 025,00 |
3 079 803,00 |
2 484 832,00 |
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
Итого по Программе |
100% |
32 711 227,00 |
11 570 018,00 |
10 876 424,00 |
10 264 785,00 |
|
* - субсидии предоставляются в соответствии с бюджетным и антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Приложение N 2
к проектной программе Республики Саха (Якутия)
"Харысхал" на 2015-2017 годы
Перечень
индикаторов (показателей) результативности проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015-2017 годы
NN п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единицы измерения |
Значение индикатора (показателя) |
||||
к началу реализации Программы (год) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
по окончании реализации Программы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов |
% |
11,5 |
11,5 |
12,6 |
13,8 |
Увеличение на 2,3% |
2 |
Удельный вес детей до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья |
% |
45,2 |
45,2 |
50,0 |
54,0 |
Увеличение на 8,8% |
3 |
Удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов |
% |
23,6 |
23,6 |
25,1 |
26,7 |
Увеличение на 3,1% |
4 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов |
% |
5,1 |
5,1 |
5,5 |
5,8 |
Увеличение на 0,7% |
5 |
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами |
% |
44,3 |
44,5 |
44,8 |
50,0 |
Увеличение на 5,7% |
6 |
Численность трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов |
человек |
28 |
28 |
40 |
45 |
Увеличение на 62% |
7 |
Число привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов |
единиц |
8 |
8 |
12 |
14 |
Увеличение на 57% |
8 |
Численность волонтеров, оказывающих услуги детей с инвалидностью и семьям с детьми-инвалидами |
человек |
50 |
50 |
80 |
100 |
Увеличение на 50% |
9 |
Удельный вес информационно-консультационных услуг, оказанных семьям, воспитывающим детей-инвалидов, услуги в БФ "Харысхал" ("Милосердие") (правовые услуги, психологические услуги, информационные услуги) |
% |
32,4 |
32,4 |
35,6 |
40,5 |
Увеличение на 8,1% |
10 |
Количество детей, получающих услуги в МФУ "Цветик-семицветик" |
человек |
232 |
232 |
290 |
320 |
Увеличение на 72,5% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2015 г. N 159 "Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) "Харысхал" на 2015-2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 9 июня 2015 г. N 20
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июня 2017 г. N 188
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. N 145
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2016 г. N 285
Настоящий документ снят с контроля