Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния
За годы рыночных преобразований малые формы хозяйствования на селе (крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства) стали неотъемлемой частью сельской экономики и народного хозяйства в целом.
Основные проблемы владельцев личных подворий и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - К(Ф)Х): низкий процент охвата кредитованием крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), отсутствие в республике системы закупок сельскохозяйственной продукции, что существенно сдерживает наращивание объемов их производства. Население и фермеры вынуждены самостоятельно искать покупателей на свою продукцию, что сопряжено со значительными затратами. Большая часть продукции самостоятельно реализуется на рынках.
Добиться значительного повышения доли товарного производства крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств можно путем создания в республике эффективной системы закупок сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, необходимо развитие заготовительной деятельности перерабатывающих предприятий республики с целью приобретения ими сельскохозяйственной продукции напрямую у личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Другой существенной причиной, сдерживающей развитие данных категорий хозяйств, является отсутствие системы обеспечения личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств качественными семенами, удобрениями, средствами защиты растений, кормами, молодняком скота, топливом, мини-техникой. Хозяйства испытывают существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера.
Учитывая то, что уровень безработицы на селе остается высоким, нерешенной остается проблема оттока кадров, во многих сельских поселениях растет доля населения пенсионного возраста. Предпринимательская инициатива на селе ограничена. В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого семейного бизнеса и создания новых рабочих мест, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи принимается комплекс мер по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств как поддержка развития семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных затрат на бытовое обустройство, проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, первоначального взноса по лизинговым платежам.
Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
Развитие сельскохозяйственной кооперации является интегральной, неотъемлемой частью рыночной трансформации, которая в настоящее время происходит в аграрном секторе.
В Республике Саха (Якутия) на 01.01.2011 зарегистрировано 839 сельскохозяйственных потребительских кооператива (далее - СПоК), численность членов кооперативов составила 28 тыс. пайщиков, из них: ЛПХ - 58%, индивидуальные предприниматели - 6%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 26%. Общий паевой фонд составляет 823 346 тыс. рублей.
Удельный вес работающих потребительских кооперативов составляет 38%.
Из 839 сельскохозяйственных потребительских кооперативов функционируют:
40 сельскохозяйственных заготовительно-перерабатывающих потребительских кооперативов или 4,8%;
8 сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов - 1%;
169 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов или 20,1%;
215 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением заготовительно-перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и кредитных 25,6%).
Низкий уровень работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов показывает наличие следующих проблем:
недостаточная база капитализации СПоК;
низкий процент охвата кредитованием малых форм хозяйствования по отношению к общему количеству (3 - 4%);
низкая товарность продукции, производимой в ЛПХ и КФХ (не более 20%);
несовершенство заготовительной сети, отсутствие собственной отлаженной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой малыми формами хозяйствования;
недостаточность финансовых средств залоговых и гарантийных фондов для обеспечения кредитования малых форм хозяйствования, в т.ч. СПоК.
Действующие сельскохозяйственные потребительские кооперативы позволили сельхозтоваропроизводителям улучшить свое положение на рынке, получить прямой доступ к потребителям и производителям современной сельскохозяйственной техники (комбайнов, тракторов и др.), получить кредитные ресурсы и защиту от сельскохозяйственных рисков, увеличить доходы хозяйств, уменьшить собственные затраты и др.
В настоящее время на селе особое значение приобретает развитие малого предпринимательства как в сфере производства несельскохозяйственной продукции, так и в сфере услуг. Эта деятельность гарантирует повышение занятости и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостоянию сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельности на селе способствует относительная дешевизна рабочей силы, земли и помещений.
Необходимость развития малого предпринимательства на селе в сфере производства несельскохозяйственной продукции и в сфере услуг обусловлена следующими причинами:
1. Сглаживаются риски и сезонный характер производства, так как промышленное производство, в отличие от сельскохозяйственного является менее зависимым от природно-климатических условий и мало зависит от сезонов года.
2. Создаются дополнительные рабочие места, привлекается невостребованная рабочая сила.
3. Внедрение производств малой промышленности и сферы услуг позволяет более полно использовать имеющиеся на селе экономические факторы производства.
Состояние предпринимательства в сельских местностях Республики Саха (Якутия) показывает, что достигнутый уровень развития малого предпринимательства недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
Одним из условий функционирования сельского хозяйства является формирование частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения для повышения заинтересованности землепользователя в эффективном использовании земельным ресурсом. Мероприятия по землеустройству, кадастровому учету, регистрации прав на земельные участки осуществляются на платной основе кадастровыми инженерами на основе заключаемых договоров по оказанию услуг с хозяйствующими субъектами. Низкий уровень доходов юридических и физических лиц, занятых в сельском хозяйстве, и высокая стоимость услуг по подготовке землеустроительной и кадастровой документации выступают сдерживающим фактором при формировании частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Для решения проблем необходимо совершенствовать и формировать следующие направления:
установление предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на кадастровые работы;
возмещение части затрат при оформлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
создание условий для формирования частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.
Решение этих вопросов возможно за счет реализации мероприятий, изложенных в настоящей подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.