Распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 13 марта 2015 г. N 202-РГ настоящее распоряжение снято с контроля
В целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 14 июля 2011 года:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.) совместно с Администрацией Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.) в месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения разработать и утвердить План реализации Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы.
3. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2009 года N 474-РП "Об утверждении Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы".
4. Контроль исполнения настоящего распоряжения оставляю за собой.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2012 года.
6. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
24 декабря 2011 года
N 977-РП
Концепция
по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)
(утв. распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП)
Современный процесс социальной модернизации затрагивает все сферы жизни общества. Под влиянием модернизации меняется содержание духовной жизни общества. Правовая культура общества и личности является не только показателем степени зрелости общества, но и одним из компонентов содержания социальной модернизации, условием ее эффективности и результатом развития.
Формирование правового государства, укрепление демократических начал невозможно без соответствующего уровня развития правовой культуры.
Динамика развития российского общества, тенденции и возможности ее не могут быть осмыслены вне понимания теории и практики правовой социализации.
Правовая культура предполагает развитый и эффективный процесс правовой социализации, осуществляющийся не в стихийном и хаотичном порядке, а в управляемом режиме.
Президентом Российской Федерации 14 июля 2011 года утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее - Основы), которыми определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Согласно Основам государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.
В своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов подчеркнул важность участия каждого жителя республики в общественной деятельности, проявления экономической инициативы, активной гражданской позиции и значение роли государства для создания атмосферы общественного доверия и участия населения в проводимой экономической и социальной политике. Президент Республики Саха (Якутия) отметил, что культура и духовность - это не только образованность. Это высокая степень цивилизованности человека, уважение законов, проявление истинной гражданственности, толерантности, правильные жизненные установки.
Концепция повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) направлена на реализацию Основ государственной политики Российской Федерации, Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе.
I. Общие положения
Концепция содержит цели, принципы и основные направления формирования и повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Концепция предусматривает проведение мероприятий, которые обеспечат организацию на территории республики разъяснения законодательства, а также осуществление мер образовательного, информационного и организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения широких слоев населения, направленных, в том числе, на борьбу с коррупцией.
Реализация Концепции включает в себя:
- нормотворческую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- утверждение Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, исходя из целей, принципов и основных направлений Концепции;
- государственную поддержку мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия);
- участие общественных организаций в реализации мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), республиканские законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
II. Современное состояние правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)
В Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 4 мая 2011 года, указано, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. Официально признано, что именно государство должно создавать условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, а государственные органы исполнительной власти страны информировать население о способах защиты его прав, а также предоставлять гражданам России свободный доступ к квалифицированной юридической помощи.
Основы государственной политики Российской Федерации предусматривают как формирование преобладающей модели социального поведения, так и преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
В Республике работа по развитию правосознания и повышения правовой культуры населения проводится системно на основе Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы, утвержденных распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2009 года N 474-РП. Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден План реализации мероприятий данной Концепции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "19 октября 2009 года"
В целях координации деятельности органов государственной власти и общества в организации работы по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2010 года N 368-РП создан Координационный совет по вопросам повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).
Основные направления Основ государственной политики учтены при разработке соответствующих государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы (например, в государственных программах Республики Саха (Якутия) "Профилактика правонарушений и преступности в Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы", "Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2016 годы", "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" и др.).
В рамках реализации Концепции и Плана основных мероприятий по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 гг. в республике проведены мероприятия, приуроченные ко Дню юриста, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2008 года N 130, и Дню правовых знаний в Республике Саха (Якутия), учрежденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2010 года N 284, а также в рамках Единых лекционных дней в трудовых коллективах Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 года 668-З N 227-IV "О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)" установлено, что антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации.
В целях систематизации работы по правовому образованию и просвещению граждан в Республике Саха (Якутия) 16 мая 2011 года издано распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) N 309-РП "О системе правового образования и просвещения в Республике Саха (Якутия)".
Принятие указанных организационно-правовых механизмов позволило выстроить в республике плановую совместную работу органов государственной власти Республики Саха (Якутия), территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, общественных организаций.
Вместе с тем работа по повышению правовой культуры должна являться постоянным, системным механизмом борьбы с правовым нигилизмом.
Одновременно с принятием указанных организационных и правовых механизмов необходимо обеспечение их системной реализации, принятия комплексных мер, направленных на повышение юридической грамотности населения, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка. Данная работа нацелена на совершенствование нормативных правовых актов, формирование стройной системы правового образования во всех сферах обучения и просвещения, обеспечение гласности и открытости органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе судебных, контролирующих, надзорных органов.
Формирование правовой культуры, ее содержательная определенность достигаются посредством правового воспитания, включающего внедрение специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков.
В целом необходимость развития правовой культуры продиктована следующими факторами:
- интенсивное развитие федерального и республиканского законодательства;
- недостаточная открытость, прозрачность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
- отсутствие необходимых правовых знаний у населения;
- недостаточная информированность граждан по наиболее актуальным вопросам законодательства;
- недостаточное методическое и информационное обеспечение органов местного самоуправления;
- низкий уровень организации бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан (инвалидам, пенсионерам и т.д.).
III. Принципы, цели повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)
Повышение правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов государственной политики:
- законность;
- демократизм;
- гуманизм;
- взаимосвязь с патриотическим, трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе;
- обеспечение взаимодействия государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
- соответствие закономерностям развития правового государства и гражданского общества;
- возможность финансового обеспечения реализации задач государственной политики за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов в сочетании с финансовой поддержкой на основе государственно-частного партнерства.
Целями работы по повышению правовой культуры населения являются:
- создание условий для защиты прав и охраняемых законом интересов личности и гражданина;
- повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
- формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
- создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
- внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Поставленные цели Концепции реализуются путем осуществления мероприятий, в которых участвуют:
- органы государственной власти Республики Саха (Якутия);
- органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия);
- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и судебные органы;
- общественные объединения, в том числе Общественная палата Республики Саха (Якутия), Торгово-промышленная палата Республики Саха (Якутия), Якутское региональное отделение Ассоциации юристов России, Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия);
- образовательные, научные учреждения.
IV. Основные направления реализации Концепции
1. Реализацию Концепции предусматривается осуществлять на основании долгосрочных (пятилетних) планов ее реализации, предусматривающих:
- внедрение системных механизмов осуществления мероприятий по повышению правовой культуры населения;
- совершенствование правовых и организованных мероприятий по повышению правовой культуры населения;
- развитие системы правового регулирования всех общественных отношений;
- обеспечение широкомасштабного вовлечение общественности в работу по повышению правовой культуры населения;
- повышение уровня правовых знаний среди населения Республики Саха (Якутия).
2. Направления реализации Концепции:
2.1. Правовое обеспечение:
- организация системного мониторинга законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и правоприменения в целях выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
- издание правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции;
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность государственных и муниципальных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
- совершенствование правовых механизмов организации деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи;
- преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры, правовых знаний граждан.
2.2. Просветительская деятельность:
- осуществление комплекса мер по методическому и практическому обеспечению правовой образовательной программы по формированию и повышению правовой культуры среди населения;
- обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем;
- развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная поддержка этого процесса;
- организация специализированной информационно-правовой телепрограммы (радиопрограммы).
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.2. Образовательная деятельность:
- развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
- совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;
- профессиональная переподготовка, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результативность реализации Концепции измеряется уровнем развития гражданского общества, степенью готовности и стремлением граждан к повышению правовой культуры, уровнем их правосознания, а также целенаправленностью деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления республики по повышению правовой культуры.
Реализация Концепции будет способствовать повышению качества работы и профессионализма государственных и муниципальных служащих, усилению роли юридических служб в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленных, в том числе, на борьбу с коррупцией.
В результате реализации мероприятий Концепции предполагается достигнуть:
- повышения заинтересованности граждан к повышению уровня правовых знаний, правовой культуры.
- расширения доступа граждан к официальной правовой информации посредством пользования информационно-правовыми базами данных;
- возможности граждан оперативно получать актуальную правовую информацию;
- усиления роли органов государственной власти и местного самоуправления в работе по пропаганде юридических знаний, оказанию правовой помощи социально незащищенным группам населения;
- реализации Плана по противодействию коррупции в Республике Саха (Якутия);
- создания условий, позволяющих самостоятельно ориентироваться в основных жизненно важных вопросах права;
- увеличения количества граждан, пользующихся информационно-правовыми базами данных;
- положительной динамики формирования правовой культуры населения;
- повышения заинтересованности населения в получении правовых знаний и их использовании в правоприменительной практике в части защиты своих прав и интересов;
- взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением в вопросах развития правовой культуры и правового просвещения населения;
- преодоления правового нигилизма и стереотипов противоправного поведения как одного из ключевых звеньев борьбы с преступностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. N 977-РП "Об утверждении Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Главы Республики Саха от 5 октября 2020 г. N 368-РГ настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2017 г. N 957-РГ
Настоящий документ снят с контроля