В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Первый заместитель Председателя |
Д. Садовников |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 сентября 2021 г. N 389
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Саха (Якутия).
2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению со дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
3. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) и его подведомственными учреждениями.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), (далее - должностные лица) являются:
министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - главный государственный инспектор Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
первый заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - первый заместитель главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
заместители министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) - заместители главного государственного инспектора Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
руководитель Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Министерства и его заместители - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
главные специалисты Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
ведущие специалисты Департамента экологической безопасности и правовой экспертизы Министерства - государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
руководители и заместители руководителей территориальных подразделений Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
старшие государственные инспекторы территориальных подразделений Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
государственные инспекторы территориальных подразделений Министерства - государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
уполномоченные должностные лица подведомственных учреждений Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды и государственные инспекторы Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
5. Должностные лица при проведении профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий обладают обязательствами и правами, установленными статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель (заместитель руководителя) Министерства или руководитель (заместитель руководителя) его подведомственных учреждений;
б) руководитель (заместитель руководителя) территориальных подразделений Министерства.
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории опережающего социально-экономического развития, с организацией и проведением контрольных (надзорных) мероприятий в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 24 Федерального закона 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора) в Арктической зоне, с организацией и проведением проверок в отношении резидентов Арктической зоны, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с учетом особенностей организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных статьей 13 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
8. Региональный государственный экологический контроль (надзор) организуется и проводится при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), на водных объектах и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
9. Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
10. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
11. Отнесение объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) осуществляется на основании критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
12. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
1) для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;
2) для категории значительного риска проводятся один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска проводятся не чаще чем один раз в 4 года;
4) для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в лет;
5) для категории низкого риска не проводятся.
13. В отношении объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
14. Основанием для включения планового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) категорий высокого, значительного, среднего и умеренного риска в ежегодный план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:
ввода в эксплуатацию объекта регионального государственного экологического контроля (надзора);
окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объекта регионального государственного экологического контроля (надзора).
15. Отнесение объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к одной из категорий риска и изменение категории риска осуществляется решением Министерства. Министерство ведет перечень объектов регионального государственного экологического надзора с присвоением категории риска (далее - перечень).
16. Включение объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) в перечень осуществляется на основании решения Министерства об отнесении объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к соответствующим категориям риска.
17. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объектов регионального государственного экологического контроля (надзора), которым присвоена категория риска;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) наименование объекта регионального государственного экологического контроля (надзора);
д) код объекта регионального государственного экологического надзора;
е) место нахождения объекта регионального государственного экологического контроля (надзора);
ж) реквизиты решения о присвоении объекту регионального государственного экологического контроля (надзора) категории риска, указание на категорию риска, а также сведения о критериях, на основании которых было принято решение об отнесении объекта регионального государственного экологического контроля (надзора) к категории риска.
18. На официальном сайте Министерства размещается и поддерживается в актуальном состоянии перечень объектов регионального государственного экологического контроля (надзора), отнесенных к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска.
19. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Министерство в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", предоставляет информацию о присвоенной используемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем объектам регионального государственного экологического контроля (надзора) категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) к определенной категории риска.
20. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вправе подать в Министерство заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам регионального государственного экологического контроля (надзора) категории риска.
21. Министерство ежегодно утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда), которая состоит из следующих разделов:
1) анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда;
2) цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда;
3) перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
4) показатели результативности и эффективности программы профилактики рисков причинения вреда.
При утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитываются категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Министерства не позднее 25 декабря предшествующего года.
22. В рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
23. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц проводится по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
24. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
25. Доклад о правоприменительной практике готовится не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается приказом (распоряжением) министра и размещается на официальном сайте Министерства в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Министерства о состоянии регионального государственного экологического контроля (надзора).
26. В случае наличия у Министерства или у его подведомственных учреждений сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, должностное лицо объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
27. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство или его подведомственные учреждения возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 (тридцать) дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством или его подведомственными учреждениями в течение 30 (тридцать) дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Министерство и его подведомственные учреждения осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
28. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на таких объектах.
29. Министерство или его подведомственные учреждения предлагают проведение обязательного профилактического визита не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
30. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска.
В ходе обязательного профилактического визита должностным лицом может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
31. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до даты его проведения.
32. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство или его подведомственные учреждения не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
33. При проведении обязательного профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
34. В случае если при проведении обязательного профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом в Министерство или его подведомственные учреждения для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
35. Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром (заместителем министра), руководителем (заместителем руководителя) подведомственного учреждения или руководителем территориального подразделения (заместителем руководителя), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования может проводиться аудио- (видео-) запись.
36. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
37. При консультировании, в том числе письменном, должностное лицо обязано предоставлять информацию по следующим вопросам:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора);
о нормативных правовых актах, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора);
о порядке обжалования действий или бездействий должностных лиц;
о местах нахождения и графиках работы Министерства и его подведомственных учреждений;
о справочных телефонах Министерства и его подведомственных учреждений;
об адресах электронной почты, а также официального сайта Министерства.
38. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства или его подведомственных учреждений. Министерство и его подведомственные учреждения осуществляют учет консультирований.
39. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры в установленном порядке.
41. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
42. Для принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия утверждены следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора):
1) поступление в Министерство информации о неблагоприятных метеорологических условиях на территории городского и иного поселения от территориального органа или подведомственной организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий);
2) поступление информации об авариях (инцидентах) и иных чрезвычайных ситуациях, вызвавших загрязнение окружающей среды, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
3) получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в Министерство:
в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами;
при предоставлении документов для получения государственных услуг;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
43. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
44. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту Министерства или его подведомственных учреждений.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте Министерства или его подведомственных учреждений.
45. Досмотр осуществляется должностным лицом в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у Министерства или его подведомственных учреждений сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
46. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
47. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, при необходимости с привлечением экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
48. Отбор проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления осуществляется в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
49. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство или его подведомственные учреждения информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации, либо на территории субъекта Российской Федерации, либо на территории муниципального образования. При поступлении такой информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством или его подведомственным учреждением на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения.
50. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
51. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
52. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
5) инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
53. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
54. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностному лицу на объект контроля.
55. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
56. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
57. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
58. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
59. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 (десять) рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
60. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
61. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
62. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства или его подведомственных учреждений, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство или его подведомственные учреждения направляют в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство или его подведомственные учреждения указанные в требовании документы.
63. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства или его подведомственных учреждениях документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 (десяти) рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство или его подведомственные учреждения пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) вправе дополнительно представить в Министерство или его подведомственные учреждения документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
64. При проведении документарной проверки Министерство или его подведомственные учреждения не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
65. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 (десять) рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством или его подведомственными учреждениями контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство или его подведомственным учреждениям, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства или его подведомственных учреждений о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства или его подведомственных учреждениях документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство или его подведомственные учреждения.
66. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
67. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
68. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
69. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
70. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
71. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 (десять) рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 (пятьдесят) часов для малого предприятия и 15 (пятнадцать) часов для микропредприятия.
72. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Министерства или его подведомственных учреждений, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия и предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
73. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются министру (заместителю министра) или руководителю территориального подразделения (заместителю руководителя) для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
74. В ходе выездного обследования проводится оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
75. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
76. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
77. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
78. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 (один) рабочий день.
79. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
80. По основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
81. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка, в случае оценки исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки.
82. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, применяются проверочные листы, которые утверждаются Министерством в установленном порядке.
83. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может быть приостановлен уполномоченными должностными лицами Министерства или его подведомственных учреждений на основании мотивированного представления должностного лица в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
84. В систему показателей результативности и эффективности регионального государственного экологического контроля (надзора) Министерства входят:
1) ключевые показатели регионального государственного экологического контроля (надзора):
материальный ущерб, причиненный окружающей среде в результате хозяйственной и иной деятельности, на валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия), целевое значение которого не выше 0,00006 процента;
доля правонарушений, повлекших причинение вреда (ущерба) окружающей среде, из числа выявленных правонарушений, целевое значение которой не более 0,3 процента;
2) индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора):
эффективность контрольно-надзорной деятельности;
общий объем причиненного ущерба;
объем издержек хозяйствующих субъектов, возникающих в связи с проведением в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий;
сумма возмещенного материального ущерба, причиненного субъектами хозяйственной деятельности;
доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
доля субъектов, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
доля субъектов, допустивших повторные нарушения, ставшие фактором причинения вреда (ущерба), представляющие непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) или являющиеся грубыми нарушениями;
доля заявлений (обращений) с указанием фактов нарушений, поступивших от физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений;
общее количество контрольных (надзорных) мероприятий;
количество субъектов (объектов), в отношении которых были проведены контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе в разрезе категорий риска (классов опасности);
отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов;
количество проведенных профилактических мероприятий.
85. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта Министерства или его подведомственных учреждений могут проводиться по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме.
86. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дата и место составления предписания;
дата и номер акта Министерства или его подведомственных учреждений, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
содержание предписания - обязательные требования, которые нарушены;
основание выдачи предписания - реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки исполнения;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
87. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
88. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство или его подведомственные учреждения в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
89. Правом на досудебное обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействия), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
90. Жалоба на решение Министерства или его подведомственных учреждений, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается министром (заместителем министра), руководителем (заместителем руководителя) подведомственного учреждения или руководителем (заместителем руководителя) территориального подразделения.
Жалоба на действия (бездействия) руководителя (заместителя руководителя) территориального подразделения Министерства или подведомственного учреждения при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается министром (заместителем министра).
91. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 74 настоящего Положения, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
92. Жалоба подается по форме, установленной статьей 41 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
93. В Министерстве из числа их должностных лиц создается коллегиальный орган (комиссия) для рассмотрения жалоб.
94. Жалоба рассматривается уполномоченным на рассмотрение жалобы Министерством в порядке, установленном статьями 42-43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
95. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы Министерством в срок не более 20 (двадцати) рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов (более 200 листов), запроса материалов в других органах государственной власти и организациях, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы контрольным (надзорным) органом, но не более чем на 20 (двадцать) рабочих дней.
96. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы Министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
97. Министерство и его подведомственные учреждения при осуществлении регионального государственного экологического надзора в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, а также получают в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме, документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2021 г. N 389 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре)"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Пункты 82 и 84 Положения вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 сентября 2021 г. N 1400202109290005, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 30 сентября 2021 г. N 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2024 г. N 210
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2023 г. N 392
Изменения вступают в силу с 1 августа 2023 г.
Действие подпункта 10 пункта 1 названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2023 г. N 157
Изменения вступают в силу с 13 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2022 г. N 352
Изменения вступают в силу с 24 июня 2022 г.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 января 2022 г. N 6
Изменения вступают в силу с 13 января 2022 г.