Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 14 октября 2005 г. N 3-48/05
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 14 октября 2005 года, гражданское дело по заявлению Прокурора PC (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)", установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5 п. 6.12 в части зачисления административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия); п. 7.3 в части установления 15-дневного срока подачи жалобы в вышестоящий орган и 30-дневного срока её рассмотрения, изложенных в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)".
В судебном заседании представитель Прокуратуры PC (Я) - прокурор У.С.И. изменил заявленные требования, просит признать п. 7.3 оспариваемого положения названного нормативного правового акта недействующим, в остальной части отказался от заявленных требований, указав на ошибочное толкование прокуратурой норм Бюджетного кодекса РФ.
Представители заинтересованного лица - Правительства PC (Я) В.А.Б. и С.Л.Н. возражая против заявленных требований прокурора в части признания противоречащими пп. 2 п. 3.7 и пп. 5 п. 6.12 оспариваемого Постановления, суду пояснили, что оспариваемые пункты Постановления Правительства PC (Я) не противоречат Бюджетному кодексу РФ и нормам федерального законодательства, изданы в пределах компетенции Правительства PC (Я). В части оспаривания сроков обжалования актов контролирующего органа, считают требования прокурора правомерными, пояснили, что Правительством PC (Я) будут внесены поправки в Постановление N 622 от 21.12.2004 г.
Выслушав пояснения представителя прокуратуры PC (Я) У.С.И., представителей Правительства PC (Я) В.А.Б. и С.Л.Н., заключение эксперта - представителя ГУ Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу С.А.Г., представителя МФ PC (Я) С.Т.А. и представителя УФК по PC (Я) И.В.Д., прокурора не подлежащим удовлетворению, судебные прения, Верховный Суд PC (Я) находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
Как установлено судом, в соответствии со ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Иной порядок зачисления штрафов установлен ФЗ "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ и ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ.
В приложении 2 к ФЗ "О бюджетной классификации РФ", устанавливающем классификацию доходов бюджетов РФ, указано, что денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (строка "000 1 16 02020 02 0000 140).
При этом следует учитывать, что органами осуществляющими контроль за соблюдением порядка ценообразования, являются: руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль, руководитель структурного подразделения федерального органа, руководители органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования в субъектах РФ, его заместители.
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не уполномочены осуществлять государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
В Республике Саха (Якутия) органом, осуществляющим контроль за соблюдением порядка ценообразования, является Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), находящаяся в г. Якутске. ГКЦ-РЭК РС (Я) вправе проводить проверки субъектов ценообразования, на всей территории Республики, и, перечисление штрафа по месту нахождения ГКЦ-РЭК PC (Я), т.е. только в местный бюджет МО "г. Якутска" необоснованно, и нарушает интересы других муниципальных образований PC (Я), на территории которого могут быть выявлены нарушения ценообразованию.
Анализируя содержание оспариваемых прокурором пл. 2 п. 3.7 и пп. 5 п. 6.12 Постановления Правительства PC (Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)", содержание ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд считает, что правительство PC (Я), реализуя предоставленные ему полномочия в сфере регулирования отношений, возникающих при осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в PC (Я) с учетом федерального законодательства правомерно определило порядок зачисления штрафов в государственный бюджет PC (Я).
Исходя из изложенного, суд считает, что заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5 п. 6.12 по зачислению административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия) не подлежит удовлетворению, т.к. оспариваемые отдельные положения Постановления Правительства PC (Я) от 21.12.2004 года N 622 изданы в пределах компетенции Правительства PC (Я), в соответствии с федеральным законодательством, не нарушает прав и законных интересов муниципальных образований PC (Я).
Пунктами 4.1, 6.12 Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия) контролирующий орган ГКЦ-РЭК PC (Я) наделен правом возбуждения дел об административных правонарушениях и вынесения постановления о наложении штрафа за нарушение порядка ценообразования.
Следовательно, порядок обжалования действий, актов контролирующего органа, совершенных в рамках административного производства, регулируется Кодексом об административных правонарушений РФ.
В этой связи, п. 7.3 Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в PC (Я), которым установлено, что жалоба в вышестоящий орган контролирующего органа подается в письменной форме в течение 15-ти дней, а рассматривается в срок до 30 дней с момента подачи, противоречит нормам КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, а на основании ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
В этой части суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Саха (Якутии) решил:
Заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими пп. 2 п. 3.7, пп. 5 п. 6.12 в части зачисления административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия) установленных Постановлением Правительства PC (Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)" оставить без удовлетворения.
В остальной части заявление прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 7.3 Постановления Правительства PC (Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)".
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-тидневный срок в Верховный Суд Российской Федерации, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.