Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 28 апреля 2005 г. N 3-16/05
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске дело по заявлению Прокурора PC (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 252 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)", установил:
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения об организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и порядке взаимодействия органов исполнительной власти при рассмотрении итогов конкурсов через Республиканскую комиссию по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для государственных нужд Республики Саха (Якутия) и Положения о Республиканской комиссии по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для нужд Республики Саха (Якутия), утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 252 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" согласно приложений N 1 и N 3.
Постановление в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации (газета "Якутские ведомости" от 3 июля 2004 г. N 38 (478).
В судебном заседании прокурор заявление поддержала в полном объёме и полагает необходимым по оспариваемому нормативному правовому акту признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормы, регулирующие порядок организации закупок, обжалования действий заказчика при проведении конкурса, определения итогов конкурса, подписания государственного контракта и перечисления средств по нему, а также определяющие отдельные функции республиканской тендерной комиссии при проведении конкурсов на поставку товаров работ и услуг для государственных нужд.
От Правительства Республики Саха (Якутия) поступила телефонограмма о согласии на рассмотрение дела в отсутствие его представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства PC (Я) и направить ему копию решения суда.
Заслушав пояснения прокурора и представителя Правительства PC (Я), проверив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Предметом оспаривания являются отдельные нормы, регулирующие порядок организации закупок, обжалования действий заказчика при проведении конкурса, порядок определения итогов конкурса, подписания государственного контракта и перечисления средств по нему, а также определяющие отдельные функции республиканской тендерной комиссии при проведении конкурсов на поставку товаров работ и услуг для государственных нужд.
Организация поставки товаров, работ и услуг для государственных нужд субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и соответствующих государственных внебюджетных фондов, а также за счет дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроля за их исполнением относятся к бюджетным правоотношениям. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам является формой предоставления бюджетных средств - формой расходов бюджетов (ст. 69).
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции РФ финансовое регулирование, в том числе бюджетное, относится к предмету ведения РФ. В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Так, согласно статье 72 Бюджетного Кодекса РФ отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов РФ.
В целях обеспечения эффективного расходования средств бюджетов субъектов РФ, их внебюджетных фондов (сокращения бюджетных расходов), а также в целях пресечения злоупотреблений государственных служащих своим служебным положением (предотвращения коррупции) отношения по организации закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 8.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (далее Положение РФ).
Кроме того, рассматриваемым постановлением урегулированы отношения, возникающие в процессе проведения торгов (конкурса). В силу ч. 1 ст. 2 Гражданского законодательства РФ договорные и иные обязательства, другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулируются гражданским законодательством, которое в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации также находится в ведении Российской Федерации. На федеральном уровне данные правоотношения урегулированы нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 447 - 449, 1057 - 1061).
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации. Между тем, отдельные положения рассматриваемого постановления вступают в противоречие с нормами федерального законодательства.
Так, в противоречие с нормами федерального законодательства вступают отдельные нормы Положения об организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для нужд Республики Саха (Якутия) и порядке взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) N 252 от 31.05.04 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" согласно Приложению N 1 (далее Положение об организации закупок).
Пунктом 5 раздела 1 Положения об организации закупок предусмотрена возможность установления льгот республиканским поставщикам, ставящая их в преимущественное положение по отношению к иным хозяйствующим субъектам, т.е. установлены иные критерии, требования в части определения квалификации поставщиков - местных товаропроизводителей, что противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно п. 43 Положения РФ одному или нескольким поставщикам не могут быть созданы преимущественные условия.
Квалификационные требования, которым должны удовлетворять юридические лица и индивидуальные предприниматели для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд в соответствии с пунктом 4 Положения РФ определяются названным Положением для каждой процедуры отдельно. Общие исчерпывающие требования к поставщикам определены в пункте 5 Положения РФ, установление иных критериев, требований или процедур в части определения квалификации поставщиков в соответствии с пунктом 6 Положения РФ не допускается.
Кроме того, названные положения подпункта "б", абзацы 2, 3 пункта 5 вступают в противоречие со ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 г. N 948-1, в соответствии с которой органам государственной власти субъектов РФ запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.
Данный вывод подтвержден судебной практикой. Так, решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.07.2004 была признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 49 Закона Республики Саха (Якутия) "О закупках и поставках товаров, выполнении работ и оказания услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" от 25.12.2003, устанавливающая возможность предоставления государственным заказчиком при проведении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд льгот (преференций) местным товаропроизводителям в порядке, определенном Правительством РС (Я). Определением Верховного суда Российской Федерации от 8.12.2004 решение Верховного суда Республики оставлено без изменения, при этом отмечено, что ст. 49 оспоренного закона ставит в преимущественное положение местных товаропроизводителей перед иными субъектами малого бизнеса и не соответствует положениям ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14.06.1995 N 88-ФЗ на который делается ссылка в кассационной жалобе. Обоснованным является вывод суда о том, что законодательный орган PC (Я), устанавливая дополнительные критерии и льготы для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд, превысил свои полномочия. В связи с этим оспариваемые нормы закона правильно признаны судом недействующими и не подлежащими применению.
Кроме того, пункт предусматривает возможность проведения внутреннего конкурса. Проведение внутреннего конкурса среди исключительно республиканских поставщиков противоречит п. 31 Положения об организации закупки, согласно которому заказчик вправе проводить внутренние торги (конкурс) только в случаях если а) в закупках в соответствии с законодательством РФ принимают участие только российские поставщики; б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики. Принимая во внимание, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности под внутренними торгами (внутренним конкурсом) следует понимать торги (конкурс) проводимые на территории Российской Федерации среди российских поставщиков без участия иностранных поставщиков. Норма Положения ограничивает права российских поставщиков, не зарегистрированных на территории республики. Размещение заказа среди республиканских поставщиков по сути представляет собой размещение заказа на закупки продукции для государственных нужд путем проведения закрытых торгов (закрытого конкурса), который в силу п. 27 Положения РФ проводится исключительно в предусмотренных случаях, а именно: в силу уровня технической сложности продукции либо при цене контракта менее 2500 МРОТ, а также когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции - по согласованию с Минэкономразвития России. К числу случаев проведения закрытых торгов (конкурса) не отнесен случай, когда в участии в конкурсе заинтересованы только республиканские поставщики.
Пункт 8 раздела 1 Положения об организации закупок в части обжалования действий государственного заказчика в Министерстве экономического развития Республики Саха (Якутия) вступает в противоречие с пунктами 60, 61 Положения РФ, которыми предусмотрено, что до заключения государственного контракта жалоба направляется руководителю заказчика в письменной форме. В случае если жалоба основана на действии или решении заказчика либо использованной им процедуре, которые были утверждены уполномоченным территориальным органом в соответствии с настоящим Положением, она направляется в Министерство экономики Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2004 г. N 443 "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации" установлено, что Министерство до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из вышеизложенного следует, что Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и его территориальные органы являются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения вне зависимости от источника бюджетных средств до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
По указанным основаниям в противоречие с федеральным законодательством вступают п. 10 раздела 2 Положения об организации закупок поскольку именно конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок и принимает решение о выигравшей заявке в соответствии с порядком и критериями, предусмотренными конкурсной документацией. Также по изложенным основаниям является противоречащим пункт 3.6 Положения о Республиканской комиссии по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для государственных нужд РС (Я), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 252 от 31.05.04 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" согласно Приложению N 3 (далее Положение о Республиканской тендерной комиссии).
Пунктом 4 раздела 2 Положения об организации закупок установлена необходимость согласования создания органов управления конкурсов, в том числе иных конкурсных комиссий, с Республиканской тендерной комиссией.
Данный пункт в части согласования формирования органов управления конкурсом с Республиканской тендерной комиссией вступает в противоречие с пунктами 42, 47 Положения РФ, которыми установлено, что заказчик самостоятельно формирует конкурсную комиссию, которая проводит конкурс, по результатам которого определяет победителя торгов (конкурсов) без согласования с иными органами.
Пункты 7 и 8 раздела 2 Положения об организации закупок в части установления обязанности государственных заказчиков подготовки отчетов об оценке конкурсных заявок и представления их на экспертизу в Министерство экономического развития PC (Я) и утверждение Республиканской тендерной комиссии, а также пункт 9 раздела 2 Положения об организации закупок в части утверждения результатов торгов на поставку и оказания услуг для государственных нужд вступают в противоречие с пунктами 42, 44, 47 Положения РФ, которыми не предусмотрено экспертиза и утверждение результатов торгов на поставку товаров и оказания услуг для государственных нужд какими-либо органами.
Так, в соответствии с п. 42 Положения РФ заказчик формирует конкурсную комиссию, которая осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в торгах (конкурсе) и оценку этих заявок и принимает решение о выигравшей заявке (предложении, оферте или котировке) в соответствии с настоящим Положением. В состав конкурсной комиссии входит не менее трех должностных лиц заказчика и представители поставщиков. Данная норма означает, что участники конкурса, являясь членами конкурсной комиссии, вправе присутствовать при принятии решения о результатах конкурса. Чего они лишаются в случае, если окончательное решение принимается РТК.
Кроме того, согласно п. 44 Положения РФ все поставщики, представившие заявки на участие в торгах (конкурсе), или их представители могут присутствовать при вскрытии конвертов с заявками.
В соответствии с п. 47 именно конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в торгах (конкурсе) для определения победителя торгов (конкурса) в соответствии с порядком и критериями, предусмотренными конкурсной документацией. Использование иных критериев, помимо предусмотренных конкурсной документацией, не допускается.
Согласно пункту 51 письменное уведомление о признании заявки на участие в торгах (конкурсе) выигравшей немедленно направляется представившему ее поставщику. К этому моменту заказчик должен быть готов предоставить поставщику текст проекта государственного контракта.
Таким образом, рассмотрение итогов конкурса РТК с целью их утверждения противоречит вышеназванным нормам Положения.
По аналогичным основаниям в противоречие с нормами федерального законодательства вступают пункты 3.1, 3.3, 3.4, 3.9 Положения о Республиканской тендерной комиссии.
Пункт 14 раздела 2 Положения об организации закупок по сути означает, что в случае отсутствия перечисленных в нем разрешений и согласований перечисления бюджетных средств по заключенным государственным контрактам не производится.
Данная норма противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям. Абзацем 2 пункта 50 Положения РФ предусмотрено, что государственный контракт заключается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьями 525 - 534 Гражданского Кодекса РФ урегулирована поставка товаров для государственных нужд, при этом частью 4 статьи 527 ГК РФ установлено, что если заказ на поставку для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, является для государственного заказчика обязательным, согласно статьи 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для госнужд государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Аналогичная обязанность государственного заказчика предусмотрена частью 2 статьи 763 ГК РФ при заключении государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо абзаца 2 пункта 50 Положения РФ имеется в виду абзац 2 пункта 51 Положения РФ
Отдельные нормы Положения о Республиканской комиссии по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для государственных нужд РС (Я), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 252 от 31.05.04 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)" согласно Приложению N 3, также не соответствуют федеральному законодательству.
Пунктом 2.1 Положения о Республиканской тендерной комиссии к основным задачам Комиссии отнесено проведение конкурсов на закупку товаров, выполнения работ и оказания услуг, имеющих особую значимость при обеспечении государственных нужд Республики Саха (Якутия) по определенной номенклатуре.
В силу п. 12 Положения РФ контракт на поставку заключается заказчиком. В соответствии с ч. 1 ст. 72 БК РФ государственный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени, в частности, субъекта Российской Федерации с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Согласно ч. 5 указанной статьи отношения, связанные с государственными контрактами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РС (Я) "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд РС (Я)" государственным заказчиком является уполномоченный орган исполнительной власти, либо распорядитель бюджетных средств, либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и внебюджетных источников.
В силу положений статьи 53, 80 Конституции Республики Саха (Якутия), а также Закона РС (Я) от 05.02.2003 З N 3-III "О структуре Правительства Республики Саха (Якутия)" республиканская тендерная комиссия не является исполнительным органом государственной власти, а, следовательно, не вправе осуществлять функции государственного заказчика.
Согласно пункту 2.3 Положения о Республиканской тендерной комиссии основной задачей Комиссии является также организация контроля за эффективным и целевым использованием финансовых средств, выделяемых из средств федерального бюджета, а также средств Республики Саха (Якутия), формируемых из средств республиканского бюджета, средств федерального и регионального фондов государственной поддержки завоза грузов, переданных республике в собственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 163 БК РФ обязанность эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением возложена на получателей бюджетных средств. Согласно ч. 2 ст. 157 БК РФ предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют органы государственного финансового контроля, созданные соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 Закона PC (Я) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в PC (Я)" органами государственного финансового контроля являются: 1) Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия); 2) Министерство финансов Республики Саха (Якутия); 3) главные распорядители, распорядители средств государственного бюджета.
Трансферты из федерального бюджета для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются как средства республиканского бюджета. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 268 БК РФ финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств, вправе осуществлять Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Таким образом, контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств организован в полной мере. Организация контроля предполагает установление чьих либо полномочий, принятие соответствующих нормативных правовых актов и т.д. Подобными полномочиями Республиканская тендерная комиссия не наделена.
Пунктом 3.5 Положения о Республиканской тендерной комиссии к числу функций Комиссии отнесено составление и подписание протокола по итогам торгов (конкурса). В соответствии с п. 14 Положения РФ предусмотрено составление протокола процедур закупок продукции. Данная обязанность возлагается на заказчика. Согласно пункту 44 Положения РФ по мере вскрытия заявок наименование, адрес и цена заявки на участие в торгах (конкурсе) каждого поставщика, конверт с заявкой которого вскрывается, объявляются лицам, присутствующим при вскрытии конвертов с заявками, и немедленно заносятся в указанный протокол. Составление каких либо иных протоколов по итогам конкурса Положением РФ не предусмотрено.
Согласно пункту 5.1 Положения о Республиканской тендерной комиссии Комиссия наделена правом создавать конкурсные комиссии (жюри) для проработки вопросов по предварительному проведению первого этапа торгов.
Пунктом 42 Положения РФ предусмотрено, что заказчик формирует конкурсную комиссию, которая осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в торгах (конкурсе) и оценку этих заявок и принимает решение о выигравшей заявке. Абзацем 3 пункта 54 Положения РФ предусмотрено, что на первом этапе 2-х этапных торгов заказчик вправе проводить переговоры с любым поставщиком, заявка которого не была отклонена в соответствии с настоящим Положением, по любым вопросам, за исключением требований к квалификации.
По смыслу положений пунктов 7, 8 Положения РФ проводится именно квалификационный отбор на соответствие установленным требованиям, а не конкурс между потенциальными поставщиками.
Таким образом, нормами федерального законодательства не предусмотрено создание иных конкурсных комиссий целью проработки вопросов по предварительному проведению первого этапа торгов (конкурсов).
Пунктом 5.2 Положения о Республиканской тендерной комиссии предусмотрено право Комиссии отклонить заявки на участие в торгах (конкурсах), предложения, оферты или котировки в любое время до подведения итогов процедуры по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд при наличии соответствующего условия в конкурсной или иной документации. В соответствии с п. 17 Положения РФ это право государственного заказчика.
По указанным основаниям противоречат Положению РФ и пункты 6.5, 6.6 Положения о Республиканской тендерной комиссии, согласно которым Комиссия, не являясь государственным заказчиком, осуществляет полномочия заказчика, предусмотренные пунктами 11, 45 Положения РФ.
Пунктом 5.3 Положения о Республиканской тендерной комиссии предусмотрено право Комиссии потребовать от поставщиков подтверждения квалификации независимо от проведения заказчиком квалификационного отбора.
Право требовать от поставщиков предоставления документов или иной информации, необходимых для удостоверения квалификации в соответствии с критериями, предусмотренными Положением, если это не нарушает прав поставщиков на защиту их интеллектуальной собственности и их охраняемых законом прав, предоставлено заказчику. Также заказчик может потребовать от прошедшего квалификационный отбор поставщика, с которым он намерен заключить контракт, подтверждения квалификации в соответствии с теми же критериями, требованиями и процедурами, которые применялись при проведении квалификационного отбора в отношении этого поставщика (п. 12). При наличии оснований, предусмотренных пунктами 17, 46 Положения РФ заказчик вправе отклонить заявку поставщика.
Участие в процедуре предварительной квалификации, квалификационного и конкурсного отбора каких-либо иных уполномоченных органов государства помимо заказчика Положением РФ об организации закупки не предусмотрено. Кроме того, названная норма республиканского положения о РТК вступает в противоречие с абзацем третьим п. 6 Положения РФ, согласно которому установление иных требований или процедур в части определения квалификации поставщиков не допускается.
Пунктами 6.1, 6.2 Положения о Республиканской тендерной комиссии установлена обязанность Комиссии ответить на запрос поставщика о разъяснении квалификационной документации, пунктом 6.3 - обязанность не допускать дискриминации в отношении поставщиков. Тем самым Комиссия также наделена функциями государственного заказчика, предусмотренными пунктами 10, 11, 13 Положения РФ.
Пунктом 10.2 Положения о Республиканской тендерной комиссии предусмотрена ответственность в случае принятия Комиссией решения в нарушение установленных требований, в том числе принятия решения о нецелевом использовании средств федерального и республиканского бюджета.
Данный пункт противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 пункта 3 Указа Президента РФ N 305 средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ используются заказчиками или юридическими лицами, которым государственный заказчик передал выполнение части своих функций. Пунктом 51 Указа предусмотрено, что заказчик предоставляет выигравшему конкурс поставщику текст проекта государственного контракта, который заключается государственным заказчиком в соответствии с требованиями ГК РФ.
Из изложенного следует, что только государственный заказчик по результатам решения конкурсной комиссии принимает решение об использовании бюджетных средств путем заключения госконтракта, а их целевое использование обеспечивает бюджетополучатель, контроль за целевым использованием которых обеспечивают согласно статей 158, 159 Бюджетного Кодекса РФ распорядители бюджетных средств.
Следовательно, конкурсная комиссия (в том числе РТК) не может принимать решений, в том числе о нецелевом использовании средств федерального и республиканского бюджета, и следовательно, нести за неправомерные решения ответственность.
Таким образом, исходя из изложенного анализа нормативного правового акта, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора. Оспариваемые нормы нормативного правового акта, как противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления настоящего решения в законную силу:
пункт 5, пункт 8, в части обжалования действий государственного заказчика в Министерстве экономического развития Республики Саха (Якутия), раздела 1, пункт 4, пункты 7 и 8, в части установления обязанности государственных заказчиков по подготовке отчетов об оценке конкурсных заявок и представления их на экспертизу в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия) и утверждение республиканской тендерной комиссии, пункт 9, в части утверждения республиканской тендерной комиссией результатов торгов на поставку и оказания услуг для государственных нужд, пункты 10, 14 раздела 2 "Положения об организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для нужд Республики Саха (Якутия) и порядке взаимодействия органов исполнительной власти при рассмотрении итогов конкурсов через республиканскую комиссию по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для государственных нужд Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 31 мая 2004 г. N 252 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)";
пункты 2.1, 2.3, пункт 3.1, в части определения реестра государственных заказчиков, итоги конкурсов которых рассматриваются Республиканской тендерной комиссией, пункты 3.3 - 3.6, 3.9, 5.1 - 5.3, 6.1 - 6.3, 6.5, 6.6, 10.2 "Положения о Республиканской комиссии по проведению тендеров (конкурсных отборов) для осуществления поставок продукции для государственных нужд Республики Саха (Якутия)", утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 31 мая 2004 г. N 252 "О порядке организации закупок товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Саха (Якутия)".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.