Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 25 октября 2007 г. N 3-27/07
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., с участием представителя прокуратуры PC (Я) Рязанской А.Д., представителя Госсобрания (Ил Тумэн) PC (Я) Иванова П.В., представителя Министерства здравоохранения PC (Я) Руфовой Н.Г., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу эксперта Куркутова B.C., при секретаре Захаровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "25" октября 2007 г. гражданское дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутии) о признании в целом Закона Республики Саха (Якутии) от 25.01.2006 г. 312-З N 633-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до 3 лет" противоречащим Федеральному законодательству и недействующим,
Установил:
25 января 2006 г. Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии) был принят, и, в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации, Закон PC (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до 3 лет".
Прокурор PC (Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в целом Закона PC (Я) от 25.01.2006 г. 312-З N 633-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питанием детей в возрасте до 3 лет", по тем основаниям, что в законе отсутствуют положения, содержащие перечень подлежащих передаче материальных средств или порядок определения ИЙрЗОЗ&Рбчня#, что противоречит п.п. 4 п. 6 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации N 31-ФЗ от 6.10.2003 г., предусматривающий, что закон субъекта РФ, наделяющий органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать перечень подлежащих передаче в пользование или управление либо муниципальную собственность материальные средства, необходимые для осуществления этих государственных полномочий, или порядок определения данного перечня.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 6 октября 2003 г. следует читать как "N 131-ФЗ"
В судебном заседании представитель прокуратуры PC (Я) Рязанская А.Д. поддержала заявленные требования полностью.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) PC (Я) Иванов П.В. заявленные требования не признал, суду пояснил, что во всех районах при больницах имеются пункты выдачи специализированного питания для детей в возрасте до 3-х лет, поэтому законом не предусмотрена передача материальных средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Кроме того, в республике не было отдельных специализированных пунктов детского питания. Просит в удовлетворении заявления отказать, т.к. прокурор не обосновал в чем заключается нарушение прав детей, а признание закона недействующим прекратит раздачу бесплатного питания и нарушив интересы детей.
Представитель Министерства здравоохранения PC (Я) Руфова Н.Г. с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что согласно приказа Минздрава СССР от 31.07.63 г. N 395 обеспечение бесплатным питанием детей в возрасте до 3-х лет осуществляется через районные больницы, которые изначально находятся в ведении местного самоуправления. Отдельных самостоятельных организаций по обеспечению бесплатным детским питанием нет. Поэтому необходимости в определении порядка перечня подлежащих передаче материальных средств нет.
Эксперт Куркутов B.C. суду пояснил, что Закон PC (Я) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питание детей в возрасте до 3 лет" противоречит федеральному законодательству в части отсутствия перечня подлежащих передаче материальных средств.
Заслушав представителя прокуратуры PC (Я) Рязанскую А.Д., представителя Госсобрания (Ил Тумэн) PC (Я) Иванова П.В., представителя Министерства здравоохранения PC (Я) Руфову Н.Г., представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу эксперта Куркутова B.C., исследовав материалы дела, судебные прения, суд считает заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделяются соответствующими законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Статьей 26.3 в п.п. 24 п. 2 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей.
В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается прокурором, обеспечение бесплатным питанием детей в возрасте до 3-х лет в Республике Саха (Якутия) осуществляется районными (городскими) больницами через кабинеты раздачи сухих адаптированных смесей и молочные кухни, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 г. N 627 (в редакции от 19.02.2007 г.) "Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", которые находятся в ведении местного самоуправления.
По сообщениям Министерства имущественных отношений PC (Я) и Министерства здравоохранения PC (Я) в муниципальных районах раздаточные пункты сухих молочных смесей и детские молочные кухни не зарегистрированы как самостоятельные юридические лица, а находятся при центральных улусных (районных) больницах, являясь их структурными подразделениями.
Проверкой, проведенной прокуратурой PC (Я) установлено, что специальных нормативных актов по организации работы молочных кухонь и раздаточных пунктов в Республике не издавалось, отдельных государственных учреждений, осуществляющих функции молочных кухонь и раздаточных пунктов по Республике не создавалось и в настоящее время не существует.
Денежные средства на оплату поставок детского питания поступают из республиканского бюджета в виде субвенции.
Анализируя доказательств в их совокупности, суд считает, что данный нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) как законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и, по основаниям, изложенным в заявлении прокурора PC (Я), не может быть признан противоречащим в целом федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд PC (Я) решил:
В удовлетворении заявления прокурора Республики Саха (Якутии) о признании в целом Закона Республики Саха (Якутии) от 25.01.2006 г. 312-З N 633-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по обеспечению бесплатным питанием детей в возраст до 3 лет" противоречащим Федеральному законодательству недействующим отказать.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.
Решение в окончательном виде будет изготовлено 02.11.2007 г. и с этого момента может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течении 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.