Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 27 января 2006 г. N 3-2/06
(извлечение)
Верховный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 27 января 2006 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона РС (Я) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)" и недействующим, суд установил:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 11.01.1999 года был принят Закон РС (Я) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)" и был опубликован в газете "Якутские ведомости" 12.03.1999 года.
Прокурор РС (Я) обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В судебном заседании прокурор поддержал заявление полностью, считает, что нормы в части Закона РС (Я) противоречат федеральному закону, просит их признать недействующими.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иванов В.Н. с заявлением прокурора согласен в полном объеме. Что с учетом требований прокурора подготовлен новый проект закона и внесен на рассмотрение пленарного собрания законодательного органа.
Выслушав пояснение прокурора и представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Оценивая указанные правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС (Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.
Наименованием главы 2 и ст. 4 Закона РС (Я) установлена структура государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И ч. 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляют: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы, учреждения и службы социальной защиты, образования, опеки и попечительства, службы занятости, здравоохранения, внутренних дел и иные государственные организации, к компетенции которых относятся вопросы воспитания, досуга несовершеннолетних. Между тем, в части отнесения системы профилактики безнадзорности и правонарушений к государственной противоречит федеральным законодательствам.
Согласно ст. 34 ГК РФ и ст. 121 ч. 2 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления.
В соответствие с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления создают муниципальные органы управления, предприятия и учреждения, органы опеки и попечительства.
В силу ст. 4 ФЗ от 24.06.1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему органов профилактики включены как государственные, так и муниципальные органы и учреждения. А определение в названии гл. 2, ч. 1, 2, 3 ст. 4 Закона РС (Я) системы профилактики как государственной, а также отнесение к ней органов опеки и попечительства, муниципальных органов здравоохранения и образования противоречит вышеприведенной норме закона.
Ст. 4 ч. 4 Закона РС (Я) предусматривает, что комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий принимают постановления, касающихся вопросов профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, которые обязательны для исполнения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Между тем, в соответствии ст. 29.13 КоАП РФ, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносят в соответствующие органы и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению причин и условий способствующих совершению правонарушений.
Таким образом, установленная республиканским законодателем форма реагирования противоречит федеральному закону.
Ст. 10 ч. 1 Закона РС (Я) в части, определяющей обязанности органов службы занятости по квотированию рабочих мест для несовершеннолетних, нести ответственность за их трудоустройство противоречит Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", где к полномочиям федеральных органов государственной власти в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения отнесено установление норм социальной поддержки безработных граждан и квотирование рабочих мест предусмотрено только для инвалидов.
Ст. 12 ч. 2 п. "з" Закона РС (Я) предусмотрено, что одной из основных задач комплексных центров социальной помощи семье, детям, молодежи является организация социального приюта с проживанием детей сроком до 1 года на государственном обеспечении.
Между тем, разделом 2 Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 19.07.2000 года не предусмотрена организация социального приюта с проживанием детей сроком до 1 года.
Ст. 8 ч. 2 Закона РС (Я) установлено, что органы управления здравоохранения определяют в улусе (городе) перечень учреждений здравоохранения, предназначенных для круглосуточного приема и последующего содержания заблудившихся и подкинутых детей и других несовершеннолетних, оставшихся без попечения законных представителей в возрасте до 3 лет. Однако согласно ст. 18 ч. 1 п. 3, 5 ФЗ N 120-ФЗ возраст детей определен до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей. В связи с этим в этой части норма закона противоречит федеральному закону.
Ст. 13 ч. 1 п. "г" Закона РС (Я) на органы социальной защиты возложена обязанность по созданию совместно со службами занятости, органами управления образования центров трудоустройства, а также сети школьных бирж труда, предоставляющих несовершеннолетним направления на работу.
Согласно со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и ФЗ "О занятости населения в РФ" на органы социальной защиты не возложена обязанность по созданию центров трудоустройства, школьных бирж труда. Таким образом, республиканский закон противоречит федеральным законодательствам.
Ст. 13 ч. 2 п. "б" Закона РС (Я) предусмотрено, что органы социальной защиты населения разрабатывают государственные стандарты социального обслуживания и социальных услуг в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты, другие нормативы расходов бюджета субъекта РФ на финансовое обеспечение полномочий, к которым статьей 26.3 отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии Положения о Министерстве труда и социального развития РС (Я), утвержденного постановлением Правительства РС (Я) Министерство является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим функции в сфере социального развития и труда, включая вопросы социальной поддержки населения, в том числе социальной поддержки семьи и детей.
Анализ данных правовых норм свидетельствует, что право устанавливать региональные государственные стандарты социального обслуживания предоставлено государственному органу исполнительной власти.
Ст. 14 Закона РС (Я) предусмотрено, что поведение мероприятий по реализации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется путем размещения государственного заказа, который обеспечивается необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, в том числе услуги учреждений социального обслуживания населения осуществляются в порядке выполнения государственного заказа.
ФЗ N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не содержит положения о государственном заказе. Согласно приведенного ФЗ финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ. Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Таким образом, оспариваемая республиканская норма противоречит федеральному закону.
Ст. 16 ч. 3 Закона РС (Я) установлено, что деятельность организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подлежит лицензированию, если эта деятельность связана с пребыванием в указанных организациях несовершеннолетних или оказыванием психологической, медицинской, педагогической помощи или социальной адаптации.
По ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положению о лицензировании медицинской деятельности, Положению о лицензировании образовательной деятельности подлежат лицензированию образовательная и медицинская деятельность вне зависимости от возраста обслуживаемой категории населения. Потому дополнительного лицензирования этих учреждений не требуется и в этой части норма закона республики противоречит федеральному закону.
Ст. 17 ч. 1 п. "г" Закона РС (Я) предусмотрено, что органы местного самоуправления создают сеть муниципальных служб и учреждений по реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в пределах средств собственных источников и доходов; при этом часть расходов компенсируется государством.
Ст. 53 Федерального закона N 131, ст. 139 Бюджетного кодекса РФ установлены основания и порядок предоставления и расчета финансовой помощи для предоставления государством дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования. Кроме того, согласно ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в их ведении, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из этого следует, что действующим законодательством не предусмотрено обязательная компенсация государством части расходов органов местного самоуправления по содержанию муниципальных служб и учреждений по реабилитации несовершеннолетних. Поэтому в этой части оспариваемая норма должна быть признана недействующим.
Ст. 19 ч. 1 Закона РС (Я) предусмотрено, что финансовое, материально-техническое и иное обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет республиканского бюджета по утверждаемой ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия) программе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно статьи 25 ФЗ N 120 следует, что финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ с учетом установленного порядка финансирования деятельности указанных органов и учреждений.
Кроме того, согласно ст. 2 ФЗ N 131 " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органами местного самоуправления самостоятельно решаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом отнесено к компетенции указанных органов.
Таким образом, оспариваемая норма в части финансового, материально-технического и иного обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений из средств местного бюджета противоречит федеральному закону.
Анализ приведенных норм республиканского и федерального закона свидетельствует о том, что оспариваемые нормы закона противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению в полном объеме.
Признать наименование главы 2 в части, ч. 1, 2, 3 ст. 4 в части, ч. 4 ст. 4, ч. 2 ст. 8 в части, ч. 1 ст. 10 в части, п. "з" ч. 2 ст. 12, п. "г" ч. 1, п. "б" ч. 2 ст. 13, ст. 14, ч. 3 ст. 16, п. "г" ч. 1 ст. 17 в части, ч. 1 ст. 19 в части Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)" от 11.02.1999 года недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 января 2006 г. N 3-2/06
Текст решения предоставлен Верховным Судом РС (Я) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 23 ноября 2006 г. N 68