Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием заявителя Седалищева Н.И., представителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Т.С. Ивановой, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Саха (Якутия) части 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 г. N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило обращение гражданина Н.И. Седалищева. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределённость в вопросе о том, что соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) рассматриваемое законоположение, подлежащее применению в конкретном деле.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Е. Полятинского, объяснения заявителя, выступления участника судебного процесса и исследовав документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Гражданин Н.И. Седалищев обратился в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с жалобой о проверке конституционности положения части 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)". Данной нормой предусматривается обязанность организаций, финансируемых из бюджета республики, оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа работнику и неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям). Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), с которой заявитель состоял в трудовых отношениях, ссылаясь на приведённую норму, отказала ему в оплате проезда к месту использования отпуска и обратно двух совершеннолетних детей, являвшихся студентами очного обучения высших учебных заведений.
Заявитель Н.И. Седалищев утверждает, что до принятия оспариваемого Закона работодатели оплачивали стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно двум членам семьи, в том числе детям, на основании Закона Российской Федерации N 4520-I от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Как считает заявитель, в силу преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "возникшее право не может исчезнуть". По утверждению заявителя, оспариваемым положением были нарушены его конституционные права.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда является положение части 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", которым устанавливается круг членов семьи работника, пользующихся правом компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
2. В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы трудового законодательства, социальной защиты и семьи относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 9 января 1998 года N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного Кодекса Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, разграничивая полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе передавать им осуществление части полномочий, которые ранее реализовывались федеральными органами государственной власти.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", как закон специального регулирования, был издан в то время, когда хозяйствующие субъекты Севера не в полной мере испытывали влияние рынка. Потому его положения были направлены на упорядочение обеспечения жителей северных регионов более широкими государственными гарантиями и компенсациями. В условиях адаптации "северного законодательства" к условиям рынка положение статьи 33 Закона Российской Федерации N 4520-I обнаружило признаки несоответствия требованиям времени.
В обстановке развития рынка и государственной политики в области социальной защиты система государственной поддержки районов Севера совершенствуется. Правительством Российской Федерации принята Концепция "О государственной поддержке экономического и социального развития районов Севера", где признаётся архаичный характер северных гарантий и компенсаций, чрезмерно расширенный круг их получателей. Трудовой Кодекс Российской Федерации, введённый в действие 1 февраля 2002 года и выполняющий роль общего регулирования, посвятил вопросам труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях главу 50, закрепив по ряду вопросов видоизменённые по сравнению с действующим законодательством нормы. Так, по рассматриваемому вопросу статьёй 325 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что "работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа работнику и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ различия в регулировании рассматриваемого вопроса общим и специальным законодательством были устранены. В статье 313 Трудового Кодекса Российской Федерации было закреплено положение о том, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В статье 325 Трудового Кодекса Российской Федерации было внесено дополнение, по которому размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в статьях 313, 325 Трудового Кодекса Российской Федерации определены возможности субъектов Российской Федерации в реформировании системы северных гарантий и компенсаций. Полномочия органов государственной власти республики в регулировании рассматриваемого круга отношений установлены в Законе Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года N 381-III.
3. По предметам совместного ведения законодательные установления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не должны расходиться с правилами, введёнными федеральным регулированием. Это, в частности, относится к принципам финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ) в подпункте 1 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым им за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерации) относит вопросы оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень полномочий не входит оплата проезда членов семьи работника к месту использования отпуска и обратно. Вместе с тем пункт 4 статьи 26.3 этого же Федерального закона допускает принятие федеральных законов по вопросам, перечисленным в пункте 2 настоящей статьи, без определения объёма и порядка выполнения расходов из бюджета субъекта, необходимых для исполнения соответствующих полномочий.
Правомерность регулирования Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопроса о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета республики подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
В определении N 365-О-П, от 15 мая 2007 года по запросу Конституционного суда Республики Саха (Якутия) о проверке конституционности отдельных положений статьи 325 Трудового Кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, внося в статью 325 Трудового Кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающие передачу полномочий по установлению размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семьи работника организации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, действовал в пределах своей компетенции.
Следовательно, часть 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) N 381-III, реализующая соответствующие предписания федерального законодательства, соответствует статьям 8, 56 Конституции Республики Саха (Якутия), а заключённое в ней положение находится в нормативном единстве с предписаниями статьи 325 Трудового Кодекса Российской Федерации.
4. Полномочия органов государственной власти республики по предметам совместного ведения, установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", осуществляются данными органами самостоятельно за счёт и в пределах средств бюджета республики. Из этого вытекает, что установление дополнительных полномочий осуществляется с учётом бюджетно-финансовых возможностей республики.
Статья 11 Конституции Республики Саха (Якутия) в Республике Саха (Якутия) объявляет, что семья находится под защитой государства, воспитание в семье имеет целью формирование свободной и просвещенной личности, носителя национальной и общечеловеческой культуры. Государство создает систему защиты и охраны здоровья ребёнка. Приведённые положения прямо не закрепляют права родителей на совместное проведение дней отпуска с детьми-студентами, но устанавливают обязанность республики поддерживать статус работника и его семьи по правилам действующего законодательства. В указанных сферах отношений законодателем республики предусматриваются меры социальной поддержки и социального обслуживания в отношении детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
Статьёй 21 Конституции Республики Саха (Якутия) устанавливается, что каждый имеет право на отдых, ежегодное получение отпуска в соответствии с действующим законодательством. Из него не вытекает обязанность работодателя оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска всем членам семьи работника. Законодатель вправе исчерпывающим образом определить круг членов семьи, пользующихся правом на компенсацию расходов по оплате проезда в отпуск.
Положение части 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года N 381-III исходя из правил, установленных Федеральным законом, а также с учетом финансовых возможностей республики, не расширяет круг членов семьи работника, имеющих право на оплату проезда к месту использования им отпуска, установленного федеральным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 86 - 88, 90, 92, 97, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать часть 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 г. N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", согласно которому работодатели обязаны оплачивать стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа работнику и неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска, не противоречащим Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
3. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
|
Секретарь |
|
г. Якутск,
25 октября 2007 г.
N 7-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 25 октября 2007 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положения части 3 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 г. N 381-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" от 22 ноября 2007 г. N 93 (744)