Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
от 4 апреля 2008 г. N 3-П
"По делу о проверке конституционности абзаца 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года З N 379-III о признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З N 231-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)"
(извлечение)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.С. Антонова, Н.Г. Захарова, Н.Е. Полятинского, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием заявителя М.И. Поповой, ее представителей Владимира Шиндикиевича Ю, С.Л. Растригина, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.А. Слепцовой, председателя функционального отделения диалезников при городском обществе инвалидов М.А. Сапожникова, председателя ООИ "Феникс" И.В. Ильиной, заместителя министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) И.К. Чахова, полномочного представителя Президента Республики Саха (Якутия) в Конституционном суде Республики Саха (Якутия) Е.М. Ларионова, заместителя руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Р.Е. Федоровой рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года З N 379-III о признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З N 231-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужило обращение гражданки М.И. Поповой в защиту прав и законных интересов ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Саха (Якутия) абзац 3 статьи 1 Закона, конституционность которого оспаривается заявителем.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Г. Захарова, объяснения сторон, выступления других участников судебного процесса, исследовав представленные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. Закон Республики Саха (Якутия) "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)" от 20 февраля 2004 года З N 231-III устанавливал инвалидам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), наряду с установленными законодательством Российской Федерации мерами социальной защиты, дополнительные права и льготы, а также порядок их реализации. На его основании были приняты республиканские целевые программы "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов" на 2003 - 2006 годы, подпрограмма "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" (с охватом инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов) республиканской целевой программы "Жилище" на 2006 - 2011 годы, подпрограмма "Дети, нуждающиеся в особой заботе" республиканской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2007 - 2011 годы, а также ряд постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам социальной защиты инвалидов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название республиканской целевой программы ""Жилище" на 2006 - 2011 годы" следует читать как ""Жилище" на 2006 - 2010 годы"
В своей жалобе гражданка М.И. Попова просит признать абзац 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года З N 374-III, отменивший Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия). "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)" противоречащим статьям 2 (части 1, 2), 10 (часть 1), 11 (часть 1) и 23 Конституции Республики Саха (Якутия), Оспариваемый Закон, по мнению заявителя, оставил инвалидов и детей-инвалидов без государственной поддержки на республиканском уровне; отсутствие соответствующего закона повлекло недофинансирование, а в ряде случаев - отмену программ поддержки и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, приостановление действия статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 1 июля 1994 года N 24 "О правах ребенка", прекращение оплаты проезда ребенка-инвалида в реабилитационные центры, приостановление законодательной разработки предоставления жилых помещений инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов. Заявитель считает, что Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предписывает субъектам Российской Федерации в обязательном порядке отменять законы, которые принимались ими в интересах инвалидов и детей-инвалидов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года следует читать как "З N 379-III"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Закона Республики Саха (Якутия) от 1 июля 1994 года следует читать как "З N 23-I"
В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", обращение граждан о проверке соответствия Конституции Российской Федерации закона субъекта Российской Федерации относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации. Иски граждан о возмещении причиненного ущерба в связи с нарушением их прав и законных интересов подведомственны судам общей юрисдикции.
Предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) с учетом сказанного является положение оспариваемого Закона о признании утратившими силу правовых норм, устанавливающих для детей-инвалидов дополнительные меры социальной поддержки и льготы за счет средств государственного бюджета республики.
2. Защита прав и свобод человека и гражданина, семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) изменил сложившуюся систему социальной защиты граждан и установил новое разграничение полномочий.
В связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ утратил силу пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в котором устанавливалось, что к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что полномочия по принятию законов и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов были отнесены указанным Федеральным законом к ведению Российской Федерации. Закон Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З N 231-III, предусматривавший меры социальной защиты в натуральной форме, частично вошел в противоречие с федеральным законодательством, направленным на замену льгот денежными компенсациями. В силу статей 8 и 40 Конституции Республики Саха (Якутия) законы и иные нормативные правовые акты республики по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) должны соответствовать федеральным законам.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный суд приходит к выводу о том, что принятие абзаца 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года З N 379-III о признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З N 231-III было основано на статьях 8 и 40 Конституции Республики Саха (Якутия).
Вместе с тем, в статье 23 Конституции Республики Саха (Якутия) право гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, утраты трудоспособности связывается с изданием соответствующего закона. Существует обязанность республики в отношении лиц, в силу объективных обстоятельств нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты. В этом смысле оспариваемый Закон не сохранил ранее действовавшее законодательное регулирование дополнительных мер социальной поддержки и льгот за счет средств государственного бюджета республики. Тем самым на момент издания этого Закона дети-инвалиды оказались вне сферы действия республиканского социального законодательства.
3. В настоящее время Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов предоставлено право принятия законов, иных нормативных актов и программ по реализации дополнительных мер социальной поддержки инвалидов. Таким путем идет реализация принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В полномочия субъектов Российской Федерации отнесены вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; оказания медицинской помощи; приобретения различной литературы для инвалидов; организации воспитания и обучения детей-инвалидов, образования инвалидов и обеспечения их специальными учебными пособиями; обеспечения гарантий занятости инвалидов; социально-бытового обслуживания инвалидов с распределением расходных обязательств между соответствующими бюджетами. А часть вопросов социальной защиты передана в ведение органов государственной власти Российской Федерации с принятием расходов по ним за счет государственного бюджета Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий предполагает необходимость законодательного регулирования по реализации предписаний Федерального закона. При решении вопросов об объеме мер социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов законодатель не вправе действовать произвольно и связан необходимостью сохранения и возможным повышением ранее достигнутого уровня социальной защиты. Осуществление мер социальной поддержки производится в рамках бюджетных полномочий органов государственной власти республики. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов республика вправе рассчитывать на оказание Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах своей компетенции, установленной статьей 56 (части 2, 5) Конституции Республики Саха (Якутия) и установленного разграничения полномочий, обязано устранить образовавшийся пробел в правовом регулировании мер социальной защиты и социальной поддержки детей-инвалидов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 88 (пункт 3), 89 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 3, 4, 87, 88, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать абзац 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 2004 года N 379-III о признании утратившим силу Закона Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года З N 231-III "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)" не противоречащим Конституции Республики Саха (Якутия) с точки зрения установленного статьями 8 и 40 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
На момент его издания названный Закон не сохранил законодательное регулирование дополнительных мер социальной поддержки и льгот за счет средств государственного бюджета республики и в этой части исключил детей-инвалидов из сферы действия республиканского социального законодательства.
2. Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьями 8, 23, 56 (пункты 1 и 2) Конституции Республики Саха (Якутия) с учетом Федерального закона N 199-ФЗ надлежит в законодательном порядке обеспечить механизм реализации мер социальной защиты и социальной поддержки детей-инвалидов.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель |
Д.Н. Миронов |
Секретарь |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск,
4 апреля 2008 г.
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2008 г. N 3-П
Текст постановления предоставлен Конституционным судом Республики Саха (Якутия) по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 14 мая 2008 г. N 25