Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 25 марта 2008 г. N 3-34/08
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 20 июня 1996 году принял Закон Республики Саха (Якутия) "О музейном фонде и музеях в Республике Саха (Якутия)". Закон опубликован в газете "Якутские ведомости", N 26, 26.07.1996.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Закона РС (Я) недействующими в связи с тем, что данные положения противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор поддержала заявление в полном объеме, просит его удовлетворить.
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) О. с заявлением прокурора согласен.
Представитель Министерства культуры и духовного развития РС (Я) Ф. с заявлением прокурора согласна и пояснила, что в своей работе пользуются только Федеральным законом, инструкциями по учету и хранению материальных ценностей, инструкциями и рекомендациями Россохранкультуры.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленный материал, приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.
Суд, оценивая указанный Закон РС (Я) приходит к выводу, что республиканский законодатель вправе принимать подобный нормативный правовой акт. Однако его нормы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут противоречить Федеральному закону. В случае противоречия между настоящим Федеральным законом и иным актов, принимаемым в Российской Федерации, действует настоящий Федеральный закон.
В статье 1 абзаце 5 Закона РС (Я) дано понятие музейного фонда, в соответствии с которым музейный фонд определен как совокупность постоянно находящихся на территории Республики Саха (Якутия) музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим законом Республики Саха (Якутия).
Между тем, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации" под музейным фондом понимается совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Федеральным законом установлена возможность ограничения гражданского оборота постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, в том числе на территории Республики Саха (Якутия), только в соответствии с федеральным законодательством. В связи с этим установление ограничений гражданского оборота музейных предметов и музейных коллекций, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), и включенных в Музейный фонд Республики Саха (Якутия), на основании Закона республики противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 8 пунктом 1 Закона республики музейные предметы и музейные коллекции фондов государственных музеев, включенные в состав государственной части Музейного фонда Республики (Якутия), являются государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Между тем, статьей 14 Федерального закона установлено, что музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являются государственной собственностью Российской Федерации. Порядок разграничения форм собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается положением о Музейном фонде Российской Федерации.
Таким образом музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Республики Саха (Якутия), могут находиться в составе государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являться государственной собственностью Российской Федерации.
Ст. 11 п. 3 Закона РС (Я) установлено, что передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Республики Саха (Якутия), производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Республики Саха (Якутия).
Между тем, в статье 10 Федерального закона передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Устанавливающий дополнительные ограничения пункт 3 статьи 11 Закона РС (Я) противоречит федеральному законодательству, поскольку указанные ограничения могут также касаться музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству пункт 1 статьи 12 Закона РС(Я), устанавливающий ограничение по вывозу, пункт 2 статьи 8, определяющий ограничение по разгосударствлению и приватизации и пункт 2 статьи 10, устанавливающий ограничение по отчуждению музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Республики Саха (Якутия),
Статья 5 пунктом 8 Закона РС (Я) установлено, что к ведению республиканского органа исполнительной власти, на который Правительством Республики Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области музейного дела, отнесено формирование улусных (городских) органов управления культуры, на которые возложено регулирование в области музейного дела.
Между тем, статьей 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9.10.1992 года и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры являются полномочиями органов местного самоуправления.
Поскольку органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) отнесены полномочия органов местного самоуправления пункт 8 статьи 5 Закона PC (Я) противоречит положениям федерального законодательства.
По аналогичным основаниям противоречит и пункт 9 статьи 5 Закона РС (Я), который предусматривает отнесение к компетенции республиканского органа исполнительной власти организацию финансирования и оказание посреднических услуг местным органам государственной власти в части материально-технического обеспечения музеев и пункт 1 статьи 17 Закона республики, устанавливающий учреждение государственных музеев на основании акта органов местной государственной власти, в том числе в виду того, что местные органы государственной власти упразднены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.01.2003 N 16 "О мероприятиях по прекращению полномочий местных исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)".
Согласно ст. 15 ч. 1 абзацу 3 Закона РС (Я) одной из целей создания музеев в Республике Саха (Якутия) определена научная деятельность.
Однако статьей 27 Федерального закона определен полный перечень целей создания музеев в Российской Федерации: хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности. Создание музеев в Российской Федерации для иных целей не допускается.
Статья 28 Закона PC (Я) также противоречит федеральному законодательству в той мере, в какой она не предусматривает ответственность за нарушения законодательства о Музейном фонде и музеях органов местного самоуправления, предусмотренной статьей 37 Федерального закона.
Таким образом, анализ данных норм показывает, что нормы республиканского закона противоречат федеральному закону, следовательно они подлежат признанию недействующими.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд решил
Удовлетворить заявление первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия)
Признать ст. 1 абз. 5; ст. 5 п.п. 8, 9; ст. 8 п.п. 1, 2; ст. 10 п. 2; ст. 11 п. 3; ст. 12 п. 1; ст. 15 ч. 1 абз. 3; ст. 17 п. 1; ст. 28 Закона Республики Саха (Якутия) "О музейном фонде и музеях Республики Саха (Якутия) от 20 июня 1996 года за N 3-119-1 недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении опубликовать в газете "Якутские ведомости".
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Верховный суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.