Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2010 г. N 745-р настоящее постановление снято с контроля
В целях улучшения бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия), обеспечения доступности и гарантии качества, развития малого и среднего предпринимательства, увеличения занятости населения, повышения уровня жизни населения сельских поселений республики, а также учитывая социальную значимость сферы быта и недостаточную обеспеченность сельских жителей необходимыми услугами, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы (далее по тексту - Концепция) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Дмитриев Р.Г.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в срок до 01 февраля 2009 года, разработать План мероприятий по реализации настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований в разделах "Потребительский рынок" и "Малое предпринимательство" руководствоваться основными положениями Концепции и использовать данную Концепцию в практической работе по развитию службы быта на территории муниципального образования.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Концепция
развития бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2008 г. N 528)
1. Введение
Бытовое обслуживание населения (далее по тексту - БОН) традиционно несет на себе большую социальную нагрузку, а также является сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест.
Предприятия службы быта удовлетворяют бытовые потребности населения, проживающего на определенной территории. При этом конкретные условия и особенности обслуживаемых районов - численность и плотность населения, покупательская способность, транспортная доступность и другие факторы - становятся определяющими во всей деятельности службы быта, формировании их производственной программы, определении пунктов размещения, оптимизации их специализации и назначения.
За период рыночных преобразований сфера БОН претерпела коренные изменения, В 1991 - 1995 годах в связи с ликвидацией структур государственного управления бытовым обслуживанием на всех уровнях, проведением коммерциализации и приватизации было практически ликвидировано всякое управление этой сферой деятельности, от службы быта остались разрозненные мелкие предприятия без оборотных средств, налаженных связей в области снабжения материалами и запасными частями.
В связи со вступлением в действие Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть предприятий перешла в собственность органов местного самоуправления, была ликвидирована централизация финансовой помощи, что привело к новому дроблению предприятий, их финансовому ослаблению, ликвидации централизованного снабжения, подготовки кадров, т.е. произошло ослабление всей инфраструктуры отрасли. Особенно пострадала служба быта в сельской местности. Разделение объектов недвижимости лишило сельскую службу быта производственной базы, практически во всех районных центрах закрылись сельские комплексные Дома быта и приемные пункты. В результате сельское население потеряло возможность пользоваться бытовыми услугами по месту жительства.
Позитивные тенденции развития сферы услуг коснулись в основном бытового обслуживания городского населения. Недостаточная поддержка местных органов, низкая рентабельность большинства видов услуг, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования не способствуют росту темпов развития сферы услуг в сельской местности.
Тем не менее, меры, принятые за 2002 - 2007 годы Правительством республики, администрациями районов по поддержке сферы быта, хотя и не носили комплексный, системный характер, но все же сыграли значительную роль в улучшении ситуации в данной отрасли.
В период с 2004 по 2007 годы в сфере бытового обслуживания Республики Саха (Якутия) создано более 900 новых оборудованных рабочих мест, в том числе в сельской местности 393 единицы. На эти цели направлено около 50 млн. рублей собственных средств хозяйствующих субъектов, более 5 млн. рублей средств республиканского и местного бюджетов.
В целях коренного улучшения положения дел в сфере бытового обслуживания в сельских поселениях необходима разработка организационно-правового механизма по доведению бытовых услуг до потребителей в сельских поселениях республики, обеспечивающего позитивное развитие сферы бытовых услуг в целом.
С учетом того, что рынок бытовых услуг на сегодня сформирован с наибольшим участием субъектов малого и среднего предпринимательства, Концепция основывается на Стратегии поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.
При разработке Концепции были использованы статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), материалы Российского объединения работодателей в сфере бытового обслуживания и ремесленничества, Ремесленной палаты России, опыт работы отдельных регионов Российской Федерации в сфере развития бытовых услуг.
2. Анализ состояния сферы бытового обслуживания
Начиная с 2001 года, в сфере бытового обслуживания в Российской Федерации отмечается рост физического объема, при этом темпы роста незначительны.
|
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Объем бытовых услуг населению (млн. рублей) |
109,6 |
126,8 |
152,6 |
188,5 |
228,7 |
276,1 |
339,1 |
Индекс физического объема бытовых услуг населению |
99,1 |
104,1 |
101,7 |
107,5 |
105,5 |
107,5 |
108,0 |
По итогам 2007 года в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа по объему бытовых услуг, который составляет 21,1 % от общего объема по Дальневосточному федеральному округу, Республика Саха (Якутия) занимает первое место. По объему на душу населения республика занимает второе место, как и по показателям индекса физического объема бытовых услуг.
|
Объем бытовых услуг (млн. рублей) |
Объем бытовых услуг на душу населения (рублей) |
Индексы физического объема бытовых услуг в % к предыдущему году |
Республика Саха (Якутия) |
3055 |
3213 |
113,5 |
Камчатская область |
534 |
1542 |
97,1 |
Приморский край |
3049 |
1524 |
100,6 |
Хабаровский край |
2727 |
1941 |
106,2 |
Амурская область |
828 |
950 |
108,7 |
Магаданская область |
209 |
1251 |
134,2 |
Сахалинская область |
2447 |
4707 |
111,9 |
Еврейская автономная область |
251 |
1351 |
116,8 |
Чукотский автономный округ |
18 |
360 |
86,8 |
В Республике Саха (Якутия) в течение ряда лет на рынке бытовых услуг наблюдалось ежегодное падение физического объема бытовых услуг. И только, начиная с 2002 года, динамика показателей имела позитивную тенденцию роста. Общее улучшение экономической ситуации в республике, а также реализация мер поддержки бытового обслуживания населения позволили обеспечить рост объема в 2007 году в 3 раза к 2002 году, с 732,8 млн. рублей до 3054,7 млн. рублей. Объем бытовых услуг на душу населения вырос с 771 до 3213 рублей,
В республике наибольшее развитие получили такие виды услуг, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (удельный вес в общем объеме бытовых услуг в 2007 году составил 33,1 %), услуги парикмахерских (14,1 %) и услуги по ремонту и пошиву одежды (13,6 %).
Система бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия), функционирующая в рыночных условиях, сформировалась на основе предпринимательской инициативы. Субъектами предпринимательства оказывается 94,6 % объема бытовых услуг, при этом 86,9 % объема оказывается индивидуальными предпринимателями, отдельными физическими лицами и домашними хозяйствами, неоформленными в установленном порядке.
В республике 90,6 % объема бытовых услуг оказывается в городах и промышленных районах, и только 9,4 % оказывается в сельских и арктических улусах. В 2007 году жителям сельских и арктических улусов оказано бытовых услуг на сумму 287,1 млн. рублей. Среди сельских улусов наибольший объем бытовых услуг произведен в Сунтарском улусе - 52646 тыс. рублей, наименьший в Эвено-Бытантайском улусе - 115,8 тыс. рублей. При этом объем реализации бытовых услуг на одного жителя колеблется от 2000 до 40 рублей.
По республике процент обеспеченности сферы бытового обслуживания рабочими местами составляет 39,8 % в расчете на 1000 человек. Сфера бытового обслуживания в сельской местности обеспечена 1369 оборудованными рабочими местами, что составляет 12,9 % от минимального норматива. При этом уровень обеспеченности отрасли рабочими местами, с учетом норматива в расчете на 1000 жителей в разрезе муниципальных районов, варьирует в среднем от 10 до 40 %. Самый низкий процент обеспеченности наблюдается в Булунском (11,9 %), Эвено-Бытантайском (12,8 %), Абыйском и Аллаиховском (14,5 %) улусах. Обеспеченность рабочими местами сферы бытового обслуживания выше республиканского значения наблюдается в Амгинском (45,1 %), Кобяйском (46,2 %), Томпонском (49,1 %) улусах.
В республике расход населения на бытовые услуги составляет 1,8 % от дохода. В разрезе МР расход населения на бытовые услуги зависит, как от дохода, так и от уровня доступности населения к бытовым услугам. Например: в Сунтарском улусе население направляет на пользование услугами службы быта 2,4 % дохода, в Усть-Алданском улусе - 1,9 %, тогда как население арктических улусов расходует всего в среднем 0,2 % дохода на бытовые услуги.
В улусах республики номенклатура оказываемых услуг бедна и не всегда отвечает запросам потребителя, большую часть составляют услуги первой необходимости (парикмахерские, ремонт и пошив обуви, одежды, ритуальные услуги).
Анализ нормативной правовой базы показывает следующее:
На уровне Российской Федерации сфера бытового обслуживания косвенно регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей";
Законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446.
Непосредственно регулирующими отношение между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания нормативно-правовыми актами являются:
Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025;
Закон Российской Федерации от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В сфере бытового обслуживания наряду с законами и правилами действуют государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТы), классификаторы, инструкции, регламенты.
В Республике Саха (Якутия) по регулированию сферы бытового обслуживания в предыдущие годы были приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 года N 37 "О мерах по стабилизации и развитию сферы бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) на 2002 год" и от 11 ноября 2003 года N 695 "О мерах по развитию бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия)", которые в настоящее время утратили силу.
Инфраструктура бытового обслуживания в Российской Федерации охарактеризована следующим образом:
В доперестроечный период управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФР, которое в начале 90-х годов было упразднено. Координационные функции министерства были переданы в ОАО "Росбытсоюз". В 2006 году ОАО "Росбытсоюз" прекратил свое существование и превратился в частную организацию ЗАО "Росбытсоюз", не имеющую отношения к функциям организации бытового обслуживания. С 2004 года создана некоммерческая организация "Российское объединение работодателей в сфере бытового обслуживания и ремесленничества" (НО "Росбытсоюз"), которому переданы общероссийские функции работодателя в сфере бытового обслуживания и ремесленничества. Координирующим органом в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества является Ремесленная палата России (РПР), Основные задачи РПР - предоставление интересов предприятий, организаций, субъектов предпринимательства в сфере бытового обслуживания в органах государственной власти России, участие в разработке законодательных актов и нормативных документов, подготовка кадров.
Научное обслуживание, осуществлявшееся ранее ЦНИИбытом, РОСБЫТНОТом, МТИ Минбыта РСФСР, в настоящее сохранилось лишь в ЦНИИбыте и Московском государственном университете сервиса. В настоящее время разработку государственных стандартов в сфере бытового обслуживания ведет технический комитет по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения", сформированный из 18 заинтересованных организаций и действующий на базе научного центра ЦНИИбыт-ИРЭИ. Этот комитет подготавливает систему сертификации и подтверждения соответствия бытовых услуг.
Информационное обслуживание практически отсутствует. Полиграфическое обслуживание в части распространения бланков строгой отчетности ведут НО "Росбытсогоз" и РПР.
Проектирование предприятий бытового обслуживания Гипробытпромом практически свернуто. Проектирование помещений предприятий бытового обслуживания осуществляется отдельными структурами зачастую без учета отраслевых ГОСТов.
В наиболее сохранившемся виде оказалась отраслевая система подготовки кадров (специалистов с высшим образованием). Это объясняется сохранившимся бюджетным финансированием и развернутой программой коммерческого обучения. Развитая структура МГУ сервиса включает в настоящее время десятки филиалов по всей стране. В МГУ сервиса осуществляется повышение квалификации руководящих работников и специалистов бытового обслуживания в рамках различных, программ дополнительного образования.
Анализируя состояние сферы бытового обслуживания, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы развития бытового обслуживания в улусах:
Во-первых: Географическая отдаленность населенных пунктов от стационарных специализированных объектов службы быта, их недостаточное количество, низкий уровень технической оснащенности. Сегодня число организаций бытового обслуживания населения в сельской местности составляет 88 предприятий со средней численностью работников в количестве 516 человек. В Таттинском, Усть-Алданском, Томпонском, Верхневилюйском, Сунтарском улусах функционируют Центры бытового обслуживания, в 5 улусах действуют специализированные предприятия - Намский, Горный, Нюрбинский, Олекминский, Амгинский улусы, где оказываются комплексные виды бытовых услуг. Данные объекты практически все расположены в районных центрах. В наслегах услуги в основном оказываются неформальным сектором.
Во-вторых: Отсутствие экономической привлекательности занятие# бизнесом в сфере бытовых услуг. Низкая платежная способность основной массы сельского населения приводит к тому, что предприятия сельских служб быта стараются сохранить цены на доступном уровне, в результате вынуждены зачастую работать с убытками. Количество предпринимателей в сфере бытовых услуг растет низкими темпами, граждане, оказывающие нелегально бытовые услуги, не торопятся регистрировать свою коммерческую деятельность официально.
В-третьих: Недостаточно активная позиция органов местного самоуправления и их участие в развитии сферы бытового обслуживания на местах. Ограниченность средств местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. При этом, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создание условий для обеспечения населения услугами бытового обслуживания является предметом ведения местного самоуправления. На сегодня во всех улусах отсутствуют перспективные планы развития бытовых услуг. Муниципальные образования при формировании своих программ социально-экономического развития, в лучшем случае, по сфере бытовых услуг предусматривают расходы только на погребение социально незащищенных слоев населения и покрытие убытков услуг бани. Там, где власть уделяет внимание вопросам сохранения и развития сферы бытового обслуживания населения (Верхневилюйский, Нюрбинский, Намский, Таттинский, Усть-Алданский), эта сфера деятельности сохранена и получила дальнейшее развитие.
Вместе с тем, в некоторых муниципальных образованиях, где в последние годы не уделялось должного внимания развитию сферы услуг, полностью отсутствуют организованные формы хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги. Это, в основном, арктическая группа районов, в том числе: Булунский, Момский, Нижнеколымский, Верхнеколымский улусы.
Наряду с вышеназванными факторами существует ряд проблем, характерных для сферы бытового обслуживания:
отсутствие современной нормативной правовой базы и механизмов регулирования взаимоотношений между исполнителями, потребителями бытовых услуг и органами власти;
недостаток квалифицированных кадров, особенно при организации услуг с применением современных технологий;
слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;
недостаток технических средств и автотранспорта для организации выездного обслуживания;
острая потребность и сложность в получении кредитов на развитие бытовых услуг;
недостаток оборотных средств;
низкий уровень рентабельности;
недоступность к имуществу и высокие расходы на коммунальные услуги.
3. Цели и задачи Концепции
Целями Концепции являются повышение уровня доступности населения к сфере бытового обслуживания в сельских поселениях, насыщение рынка социально значимыми видами бытовых услуг, таким образом, повышение качества жизни в сельской местности.
Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:
формирование среднесрочных правовых, экономических и организационных механизмов развития сферы бытовых услуг в сельских поселениях;
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей процессы в сфере бытового обслуживания населения;
создание экономических и организационных условий для обеспечения доступности социально значимых бытовых услуг в сельских поселениях; повышение уровня и качества бытового обслуживания населения; развитие малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения и развитие конкурентной среды;
обеспечение сферы бытового обслуживания населения квалифицированными кадрами, достижение качественного и количественного состава квалифицированных кадров, соответствующего потребностям организаций бытового обслуживания населения республики.
Дальнейшее развитие БОН должно проводиться на следующих принципах:
системности организационных решений;
строгого разграничения предметов ведения по вопросам бытового обслуживания между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
государственно-частного партнерства.
Опираясь на перечисленные принципы развития, сфера БОН должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров объектов и всегда быть ориентированной на сельское население с учетом социально-экономического развития муниципального района.
Разнообразие форм бытового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования как крупных, так и средних и малых предприятий службы быта, а также индивидуальных предпринимателей.
Общее содержание государственного регулирования опирается на понимание того, что на любом уровне системы должны выполняться предусмотренные законодательством разрешительные, контрольно-запретительные, аналитические, информационные, координирующие функции, а также функции по поддержке предпринимательства, содействия внедрению прогрессивных научно-технических разработок.
Реализация мероприятий Концепции должна обеспечить:
1. Повышение качества жизненного уровня населения на селе.
2. Сохранение и развитие существующей сети предприятий службы быта в соответствии с нормативными требованиями обеспеченности бытовыми услугами.
3. Повышение доступности, качества и безопасности бытовых услуг, предоставляемых населению.
4. Сохранение и создание новых рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания населения.
6. Увеличение видов предоставляемых бытовых услуг населению.
4. Механизмы регулирования и поддержки сферы бытового обслуживания в сельских поселениях на различных уровнях государственного и местного самоуправления
4.1. Механизмы регулирования и поддержки
Учитывая, что одной из основных задач власти является повышение качества жизни населения, развитие сферы бытового обслуживания становится одним из показателей работы органов государственного и местного самоуправления. В связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов государственного и местного самоуправления в развитии данной отрасли. Роль государственного управления в развитии деятельности индустрии услуг, прежде всего, состоит в том, чтобы создать соответствующий правовой и экономический климат для развития социально значимых видов бытовых услуг путем применения определенных механизмов управления.
Формирование экономического и организационного механизмов управления развития социально значимых видов бытовых услуг в разрезе улусов должно основываться с учетом анализа развития социально значимых бытовых услуг в улусах, разделенных на группы в соответствии со Стратегией поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу.
Бытовые услуги, как часть показателя уровня жизни населения, можно отнести к основным видам потребления. Таким образом, социально значимые бытовые услуги, предоставляемые населению в условиях функционирования регионального потребительского рынка, - это, прежде всего, услуги первой необходимости, наиболее полно и постоянно востребованные населением, предназначенные для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, которые должны быть доступны всем слоям населения. Каждая социально значимая услуга имеет свое индивидуальное значение, поскольку не все услуги можно воспроизвести при самообслуживании. В связи с чем, необходимо принять следующий перечень социально значимых бытовых услуг в сельских поселениях:
1. Ремонт и пошив кожаной, меховой обуви.
2. Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий и головных уборов.
3. Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов.
4. Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.
5. Услуги фотоателье и фото-кино-лабораторий#.
6. Услуги бань и душевых.
7. Услуги парикмахерских.
8. Ритуальные услуги.
Администрации муниципальных образований могут в рамках установленных основных видов социально значимых услуг утвердить перечень социально значимых бытовых услуг на уровне подвидов услуг.
Для определения приоритетов развития сферы бытового обслуживания в муниципальных образованиях за основу взяты показатели по объемам оказанных бытовых услуг на душу населения, для чего территория республики условно разделена на 3 группы: арктическая группа улусов, сельскохозяйственные улусы и промышленные районы.
(рублей) | ||||||||
Улусы |
Пошив обуви |
Пошив одежды |
Ремонт бытовой техники |
Ремонт транспортных средств |
Фотоуслуги |
Услуги бани |
Услуги парикмахерских |
Ритуальные услуги |
I группа | ||||||||
Абыйский |
27,8 |
11,6 |
11,6 |
10,4 |
10,4 |
0,2 |
63,7 |
24,8 |
Аллаиховский |
23,2 |
35,8 |
|
|
|
6,2 |
53,8 |
36,8 |
Анабарский |
24,1 |
13,1 |
|
|
|
|
6,3 |
23,8 |
Булунский |
2,2 |
3,9 |
|
13,1 |
3,9 |
51,1 |
2,4 |
3,8 |
Верхнеколымский |
25,7 |
25,3 |
|
|
2 |
|
122 |
2,8 |
Верхоянский |
15.5 |
68,5 |
|
42.2 |
|
85,9 |
55.8 |
17,9 |
Жиганский |
95,4 |
6,3 |
|
|
74,0 |
7,5 |
91,9 |
19,7 |
Момский |
101,6 |
24,3 |
11,5 |
141,4 |
25,1 |
2,4 |
68,7 |
6,2 |
Нижнеколымский |
48,8 |
17 |
|
|
69,2 |
3,9 |
16,0 |
4,7 |
Оймяконский |
11,1 |
31,6 |
7,9 |
105,8 |
31,6 |
|
146,5 |
40,5 |
Оленекский |
49,4 |
67,4 |
|
|
54,2 |
18,2 |
69,8 |
6,9 |
Среднеколымский |
34,3 |
33,3 |
48,2 |
30,9 |
33,1 |
29,5 |
98,8 |
21,8 |
Усть-Янский |
34,4 |
31,6 |
29,3 |
|
20,4 |
|
71,3 |
13,0 |
Эвено-Бытантайский |
|
|
|
|
|
|
|
|
II группа | ||||||||
Амгинский |
16,7 |
38 |
25,1 |
16,8 |
59,1 |
366,9 |
34,7 |
27,6 |
Верхневилюйский |
93,6 |
177,8 |
10,6 |
102,4 |
46,4 |
66,2 |
160,6 |
9,4 |
Вилюйский |
3,2 |
2,8 |
8,2 |
5,9 |
26,4 |
54,9 |
26,3 |
18,4 |
Горный |
16,3 |
31,6 |
20,6 |
107,0 |
63,9 |
17,5 |
21,0 |
16,6 |
Кобяйский |
46,2 |
61,9 |
96,1 |
159,2 |
77,2 |
74,3 |
199,7 |
17,5 |
Мегино-Кангаласский |
10,1 |
35,7 |
22,8 |
41,0 |
20,8 |
17,7 |
57,5 |
19,8 |
Намский |
19,9 |
39,6 |
9,5 |
9,7 |
25,3 |
121,4 |
56,2 |
16,3 |
Олекминский |
18,8 |
69,2 |
50,0 |
142,0 |
60,2 |
84,3 |
179,7 |
123,7 |
Сунтарский |
103,7 |
123,3 |
57,0 |
358,8 |
221,7 |
136,1 |
79,4 |
111,3 |
Таттинский |
88,9 |
16,9 |
36,9 |
63,7 |
14,4 |
6,9 |
22,3 |
33,6 |
Томпонский |
19,5 |
68,5 |
25,7 |
104,1 |
21,6 |
5 |
18,3 |
35,3 |
Усть-Алданский |
56,5 |
68,6 |
32,1 |
315,7 |
133,7 |
45.1 |
81,0 |
31,3 |
Усть-Майский |
42,3 |
26,8 |
54,6 |
81,7 |
29,2 |
|
140,6 |
52,0 |
Чурапчинский |
28,1 |
45,1 |
9,9 |
111,4 |
70,9 |
0,1 |
24,7 |
57,4 |
III группа | ||||||||
Алданский |
41 |
250 |
214 |
269 |
170 |
26 |
558 |
157 |
Ленский |
22 9 |
49,3 |
17,7 |
72,1 |
28,3 |
5,6 |
211,2 |
32,3 |
Мирнинский |
71,5 |
143,5 |
51,4 |
57,4 |
168,3 |
30 |
478,8 |
206,8 |
Нюрбинский |
62,1 |
25,1 |
16,3 |
99,2 |
84,3 |
327,2 |
91,2 |
59,0 |
Нерюнгринский |
507,6 |
675,3 |
405,9 |
1053,5 |
310,2 |
34 |
722,7 |
65,4 |
Хангаласский |
42,8 |
11,5 |
18,8 |
154,3 |
130,7 |
120,2 |
50,3 |
100,6 |
г. Якутск |
281,4 |
1111 |
467,3 |
3041,3 |
167,9 |
143 |
936,3 |
237 |
1. Для улусов, входящих в первую группу, необходимо создание условий для развития всех видов социально значимых услуг.
2. Для второй группы улусов поддержка должна быть направлена в приоритетном порядке на развитие услуг бани, ритуальных услуг и услуг по ремонту бытовой техники.
3. Для сельских поселений промышленных районов третьей группы рекомендуется направлять усилия на развитие услуг бани и ритуальных услуг.
В связи с недостаточно высокой потребительской возможностью сельского населения важно использовать региональные нормативы развития социально значимых видов бытовых услуг, которые выступают как инструмент определения путей совершенствования и корректировки пропорций развития, распределения бюджетных средств с учетом уровня развития отдельно взятого района и ориентир для принятия мер по развитию рынка бытовых услуг на местах. Для чего необходимо разработать и утвердить методику расчета обеспеченности сельских поселений социально значимыми бытовыми услугами.
Предлагаемая структура управления развитием рынка бытовых услуг включает законодательные, экономические, организационные механизмы регулирования и поддержки:
Законодательные механизмы
В области законодательного регулирования в связи с отсутствием законодательно-нормативного акта прямого назначения по установлению правового поля для сферы бытового обслуживания необходимы разработка и принятие Закона Республики Саха (Якутия) "О развитии и государственной поддержке бытового обслуживания населения в Республике Саха (Якутия)". Принятие закона создаст единую правовую базу для предприятий службы быта, четко разграничит и уточнит полномочия и сферу ответственности между органами власти и предприятиями бытового обслуживания, В законе необходимо зафиксировать правовые основы, определяющие развитие бытовых услуг, вопросы регулирования и поддержки хозяйствующих субъектов органами государственной власти, полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере бытового обслуживания населения, перечень социально значимых бытовых услуг.
Экономические механизмы
Экономическое регулирование предполагает разработку механизмов финансово-кредитного и налогового регулирования, обеспечивающих доступность социально значимых видов бытовых услуг населению.
В целях определения норматива объема социально значимых бытовых услуг и степени удовлетворения населения предполагается разработка методики расчета обеспеченности сельского населения социально значимыми бытовыми услугами.
Кредитно-финансовая и налоговая политика предусматривают государственную поддержку по укреплению материально-технической базы предприятий, выделение субсидий на развитие социально значимых услуг, компенсиронание части затрат производителям услуг, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на развитие бытового обслуживания населения. Использование фиксированных цен по отдельным видам социально значимых видов бытовых услуг с дотированием выпадающих доходов, определение минимального значения К2 при оплате единого налога на вмененный доход
При выделении субсидии и компенсации части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо также придерживаться условий ранжирования территорий по группам и предусматривать дифференцирование процентов долевого участия субъектов малого и среднего предпринимательства.
Организационные механизмы
В области организационного регулирования и поддержки механизмы призваны обеспечить выравнивание уровней бытового обслуживания между муниципальными районами сельских поселений, координацию деятельности предприятий и повышение эффективности их работы, осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня специалистов сферы бытового обслуживания, совершенствование статистической отчетности. Основными направлениями должны стать мероприятия по восстановлению управляемости в отрасли. В этих целях предусматривается разработка администрациями районов в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства мероприятий, направленных на развитие социально значимых бытовых услуг.
Географическая и климатическая особенность сельских районов, сложная транспортная схема обуславливают организацию в районных центрах Центров бытового обслуживания, комплексных специализированных предприятий, предлагающих весь спектр социально значимых услуг. Проблему обеспечения производственной площадью объектов службы быта можно решить арендой или выкупом неиспользуемых основных средств СПО "Холбос" Республики Саха (Якутия) в сельских улусах. В настоящее время СПО "Холбос" в Кобяйском, Сунтарском, Амгинском, Намского#, Нюрбинском улусах имеет пустующие помещения.
Эффективной формой обеспечения населения поселений, отдаленных от районного центра, выступает внедрение выездной формы обслуживания. В организации данной формы обслуживания социально значимыми бытовыми услугами жителей своих наслегов должны быть заинтересованы администрации муниципальных образований. Местные органы власти могут привлекать субъекты предпринимательства, для оказания бытовых услуг, при этом должны предусматривать возмещение транспортных расходов и обеспечение приемными пунктами на местах.
В республике система обучения кадров, занятых в сфере бытовых услуг, в основном ориентирована только на получение первичной квалификации, отсутствуют условия, обеспечивающие системное повышение профессионального уровня. Для сельской местности подготовка кадров и повышение профессионального уровня специалистов сферы бытового обслуживания должны осуществляться в учебно-производственных комбинатах (УПК), по аналогии действующих межшкольных учебно-производственных комбинатов в Мегино-Кангаласском, Усть-Алданском и Горном улусах. При этом в УПК необходимо осуществлять помимо базовой подготовки также повышение квалификации специалистов сферы бытового обслуживания. Подготовка кадров может осуществляться и в частных образовательных учреждениях, которые организованы силами ведущих предприятий службы быта в городах. С учетом недостатка финансовых средств у хозяйствующих субъектов, оказывающих бытовые услуги в сельской местности, необходимо предусмотреть субсидирование затрат, связанных с обучением специалистов,
4.2. Функции органов власти
Осуществление эффективного регулирования сферы бытовых услуг требует единства действий всех государственных структур, четкого взаимодействия республиканских и местных органов и разграничения полномочий между ними. Основываясь на разграничении полномочий, обозначенных в Федеральных законах "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", можно обозначить следующие функции при реализации основных направлений данной Концепции:
Республиканские органы:
разрабатывают и принимают нормативные правовые акты;
разрабатывают механизмы финансового и кредитного регулирования;
содействуют созданию инфраструктуры в службе быта и формированию новых организационно-хозяйственных структур;
оказывают методическую и организационную помощь местным органам власти по вопросам развития бытовых услуг;
разрабатывают методику расчета потребности и нормативный объем социально значимых бытовых услуг для конкретного муниципального образования.
Органы местного самоуправления:
с учетом местных условий разрабатывают в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства комплекс мероприятий развития бытового обслуживания, принимают меры по их реализации;
способствуют развитию конкуренции;
создают благоприятные экономические и финансовые условия для развития социально значимых бытовых услуг за счет средств местного бюджета;
привлекают средства сторонних организаций на развитие и содержание сельской службы быта;
обеспечивают координацию деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на подведомственной территории;
принимают меры по созданию благоприятного налогового климата для хозяйствующих субъектов, оказывающих социально значимые бытовые услуги;
способствуют обеспечению и предоставлению в аренду помещений, земельных участков для строительства объектов службы быта на льготных условиях.
5. Система реализации основных положений Концепции
Координация деятельности местных органов по реализации основных положений Концепции, разработке нормативных актов возлагается на Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) осуществляет контроль за ходом реализации Концепции и в необходимых случаях вносит на рассмотрение Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) соответствующие предложения, проекты постановлений, распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия).
Реализация Концепции должна стабилизировать ситуацию в сфере бытовых услуг в сельских поселениях и создать условия для обеспечения жителей муниципальных районов социально значимыми бытовыми услугами, положительно сказаться на решение# проблем занятости населения.
Реализация Концепции будет осуществляться в рамках Государственной целевой программы "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", Государственной целевой программы "Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы", муниципальных программ социально-экономического развития района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 декабря 2008 г. N 528 "Об утверждении Концепции развития бытового обслуживания в сельских поселениях Республики Саха (Якутия) на 2009 - 2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 13 декабря 2008 г. N 69
Настоящий документ снят с контроля