Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2017 г. N 1660-р настоящее постановление снято с контроля
В целях развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия), во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Законов Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды" от 25.12.2003 104-З N 211-III, "Об экологическом образовании и просвещении" от 27.01.2005 205-З N 415-III, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия):
2.1. Обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией.
2.2. Ежегодно в срок до 01 декабря направлять в Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия):
2.2.1. Информацию о ходе выполнения плана мероприятий Стратегии.
2.2.2. Предложения по повышению эффективности непрерывного экологического образования и просвещения.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований улусов и городов, в пределах переданных полномочий, организовать работу по внедрению Стратегии на местах.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики (Якутия) Степанова А.И.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Стратегия
развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 г. N 603)
О стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года
Введение
В настоящее время Республика Саха (Якутия) вступила в новую эпоху, связанную с претворением в жизнь мегапроектов хозяйственного развития. В этот период актуальным и особенно важным является формирование экологической культуры населения республики, которое может быть достигнуто при условии функционирования развитой системы непрерывного экологического образования и просвещения всех групп населения, учитывающей экологические традиции коренных народов Севера.
Сегодня сложная экономическая ситуация не позволяет государству выделять на цели экологического образования и просвещения существенные бюджетные средства. Этим объясняется необходимость использования для разработки и реализации Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года" (далее - Стратегия) всех доступных научных, организационных и финансовых ресурсов, привлечения к решению проблемы всех заинтересованных деятелей науки, образования, культуры, природоохранных структур, общественного экологического движения.
Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения - это система приоритетных целей, задач и принципов, составляющая основу государственной политики республики в области экологического образования и просвещения, определяющая основные направления ее реализации и формирования экологической культуры общества.
Стратегия направлена на развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения населения. Она предусматривает создание условий для воспитания человека, осознающего значение проблем окружающей среды, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для экологически грамотного решения задач социально-экономического развития республики.
Стратегия основана на Конституции Российской Федерации от 12.12.1993, Федеральных законах "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, Конституции (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992, Законах Республики Саха (Якутия) "Об охране окружающей среды" от 25.12.2003 104-З N 211-III, "Об образовании" 17.10.2003 78-З N 171-III, "Об экологическом образовании и просвещении" от 27.01.2005 N 205-III N 415-III и иных нормативных правовых актах Республики Саха (Якутия).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеназванного Закона Республики Саха (Якутия) "Об образовании" следует читать как "от 23 мая 1995 г. З N 59-I"
Стратегия определяет долгосрочные цели, задачи, приоритетные направления ее реализации. Она служит основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных, культурных, природоохранных, научных учреждений всех типов и уровней, предпринимателей и общественных объединений в области экологического образования (рис. 1. Модель реализации Стратегии).
Данный документ носит общественный характер и призван содействовать регулированию правовых, экономических и организационных основ в области экологического образования и просвещения.
Настоящая Стратегия распространяется на:
- органы государственной власти и иные государственные органы Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, установленных законодательством;
- организации всех форм собственности, связанные с образовательной, производственной, природоохранной и природоресурсной деятельностью;
- средства массовой информации;
- общественные объединения, общественность и граждан, занимающихся экологическим образованием и просвещением.
Межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению населения | |||||
(распоряжение Правительства РС (Я) от 29 июля 2008 года N 787-р) (председатель комиссии, заместитель Председателя Правительства РС (Я) Степанов А.И.) | |||||
Аналитико-прогностический межведомственный центр развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия) | |||||
(при Министерстве охраны природы РС (Я), министр Григорьев В.А.) (Ежегодный выпуск Государственного доклада о реализации Закона РС (Я) "Об экологическом образовании и просвещении") | |||||
МСУ - местное самоуправление городов, улусов РС (Я) (главы улусов, городов) | |||||
Ресурсы субъектов непрерывного экологического образования и просвещения населения территорий в условиях социального партнерства МСУ - Бизнес-структура - Гражданское общество | |||||
Информационный |
Научный |
Финансово-экономический |
Социально-педагогический |
Правовой |
и др. |
Рис. 1. Модель реализации "О Стратегии развития системы непрерывного экологического образования и просвещения населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года"
Раздел I. Состояние экологического образования и просвещения в Якутии
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) создана система экологического образования и просвещения. Основные компоненты системы экологического образования и просвещения населения в республике уже действуют, однако нуждаются в дальнейшем развитии. На основе федерального и республиканского законодательств разработана республиканская нормативная правовая база в области экологического образования и просвещения населения. Особым достижением можно считать, что с февраля 2005 года на территории республики действует Закон Республики Саха (Якутия) "Об экологическом образовании и просвещении".
В экологическом образовании и просвещении населения важную роль играет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На этих территориях создается сеть детских экологических лагерей и постоянно-действующих экспедиций. На стационарных базах природных парков ("Ленские столбы", "Синяя", "Колыма", "Момский", "Усть-Вилюйский") и ресурсных резерватов ежегодно организовываются летние экологические лагеря и проводятся экспедиции школьников и студентов.
Созданы и действуют детские природные парки (ДПП) "Кэнкэмэ" в Намском, "Булуу Чээнэ" в Сунтарском, "Хотуйа" в Амгинском и Республиканский детский эколого-оздоровительный центр "Кустук" в Чурапчинском улусах. На базе научного стационара "Джикимдэ" Олекминского госзаповедника ежегодно действует полевая экологическая школа, где ведутся научные исследования школьников совместно с научными сотрудниками заповедника, Института биологических проблем криолитозоны СО РАН и преподавателями Якутского госуниверситета.
Созданы центры воспитания экологической культуры в с.с. Верхневилюйск, Чурапча, Курбусах Усть-Алданского улуса, действуют визит-центры при НПП "Ленские столбы" и заповеднике "Олекминский".
Большую роль в экологическом просвещении играют СМИ, библиотеки и учреждения культуры. Основные сведения об экологической обстановке в республике население получает из средств массовой информации - газет, радио-, телевидения. Созданы рубрики в республиканских газетах "Саха Сирэ", "Якутия", "Юность Севера" и в 34 улусных газетах. На республиканском радио и телевидении постоянно ведутся передачи экологической направленности.
Многие библиотеки, особенно сельские, - становятся центрами экологического просвещения. Свою работу они ведут совместно с природоохранными органами и органами власти на местах. Библиотеки постоянно организуют выставки, конкурсы, викторины, выпускают рекомендательные списки литературы экологической направленности, принимают активное участие в массовых природоохранных мероприятиях по озеленению, благоустройству населенных пунктов.
Значительный вклад в развитие экологического просвещения населения вносит Якутский государственный объединенный музей культуры и искусства им. Е. Ярославского. Отделом охраны природы музея проводятся передвижные выставки по районам и улусам республики, организуются тематические выставки, экологические акции, праздники среди школьников г. Якутска.
В республике общественное экологическое движение поддерживается объединениями, центрами и обществами.
Постоянно проводится работа с международными экологическими организациями, в том числе с Всемирным Фондом Дикой Природы (WWF).
Непрерывное экологическое образование ведется во многих учреждениях дошкольного, общего, начального, среднего специального и высшего профессионального образования.
На территории Республики Саха (Якутия) функционируют десятки детских образовательных учреждений с экологической направленностью с официальным статусом: дошкольные учреждения, школы, детская республиканская очно-заочная экологическая школа (РОЗЭШ) и др.
На более, чем 64 специальностях Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова введены дисциплины экологической направленности: "Основы экологии и охраны природы", "Концепция современного естествознания", "Экология Якутии" и др. Биолого-географический факультет (БГФ) ЯГУ ведет целенаправленную работу по подготовке кадров - экологов различного профиля и уделяет большое внимание совершенствованию научно-методической основы экологического образования и просвещения населения. Так, опубликованы более 20 учебно-методических пособий, разработаны 8 компьютерных программ по моделированию процессов обучения. С 1999 года на кафедре экологии БГФ ЯГУ открылась новая специальность "013400 - Природопользование", а также организованы курсы для получения на базе высшего образования второй специальности по природопользованию.
Для привлечения широких слоев населения к охране окружающей среды практикуется проведение массовых экологических мероприятий: выставок, конференций, смотров, конкурсов, слетов, ярмарок, субботников. Проведение "Общероссийских Дней защиты от экологической опасности", республиканского движения "Экология начинается со двора", регионального экологического пробега "Туймаада - Эркээни", экологических праздников "День Земли", "Всемирный День окружающей среды" стали традиционными в рамках республиканских экологических месячников, декад и недель.
Однако, принимаемые меры в области экологического образования и просвещения в нашем регионе недостаточны. До настоящего времени на федеральном уровне и на уровне субъектов в не полной мере решена задача, поставленная нормативными правовыми актами, по развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения населения.
Данное направление, как в стране, так и в республике осуществляется отдельными организациями, учебными заведениями, группами энтузиастов в инициативном порядке. Отсутствуют государственные стандарты для различных уровней экологического образования и просвещения, недостаточно его организационное, кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение. Предмет "Экология" исключен из Базисных учебных планов школ Республики Саха (Якутия), поэтому он реализуется в отдельных экологически ориентированных школах. Отсутствуют согласованные программы экологического образования, недостаточно издается экологической литературы, наглядных рекламных материалов по охране природы. Отсутствуют специальные постоянно действующие программы по республиканскому телевидению и радио. В виду дефицита республиканского бюджета не уделяется должного внимания финансовому обеспечению экологического образования и просвещения населения.
Как показывает анализ показателей государственного экологического контроля, большинство экологических правонарушений допускается в связи с недостаточностью экологических знаний, низкой экологической подготовкой руководителей и специалистов промышленных предприятий, деятельность которых негативно влияет на состояние окружающей природной среды.
Поэтому сегодня существует необходимость повышения уровня знаний людей и степень их участия в поиске решений проблем, связанных с сохранением окружающей среды.
Раздел II. Цель, задачи и принципы стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения
Цель Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения - совершенствование основ республиканской политики в области экологического образования и просвещения для формирования нового мировоззрения и образа жизни общества, улучшение состояния окружающей среды и достижения с ней гармонии, создания благоприятных условий существования населения Республики Саха (Якутия).
Задачами Стратегии являются:
разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни человека и общества, согласованных с современными законами развития природы и общества;
создание и развитие системы непрерывного экологического образования и просвещения на основе фундаментальных национальных и общечеловеческих ценностей гармоничного соразвития природы, человека и общества;
определение и разработка приоритетных направлений развития непрерывного экологического образования и просвещения в изменяющихся социально-экономических условиях общества.
Основными принципами Стратегии являются:
гуманистический принцип экологического образования исходит из права человека на благоприятную среду жизни, выражает идею формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на сохранение жизни на Земле, спасение человечества от экологических катастроф;
гарантированность приобретения каждым гражданином общих экологических знаний;
обязательность экологических знаний в системе экологического образования и просвещения;
включение вопросов экологического образования и просвещения в целевые, республиканские, отраслевые и региональные государственные программы;
участие граждан на всех этапах принятия решений по реализации любых проектов, затрагивающих использование природных ресурсов, а также потенциально влияющих на окружающую среду и здоровье населения;
приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты# общего и профессионального образования;
всеобщность экологического образования и просвещения: обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения;
непрерывность экологического образования, обусловленная:
1) поэтапным освоением разнообразных знаний, формированием устойчивых убеждений и интеллектуального роста в процессе экологического образования и развития личности;
2) необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого научно-технического развития человечества;
3) необходимостью адаптации человека к изменяющейся среде обитания, должна обеспечивать и связывать воедино все звенья образовательной, воспитательной, информационной и культурной систем: дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, вузы, музеи, библиотеки, природные заповедники и парки, средства массовой информации и научные учреждения;
комплексность и междисциплинарность экологического образования, учитываемая в форме параллельного развития как самостоятельных и междисциплинарных областей знаний и учебных дисциплин, так и рассмотрением экологических проблем в каждой науке (учебной дисциплине);
принцип раскрытия глобальных, национальных, региональных и локальных экологических проблем, реализующий на практике международный девиз "Мысли глобально, а действуй локально!";
практическое значение приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработки соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения;
регионализация прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчающая быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей;
социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, противоречивые интересы различных групп населения и регионов, а также ответственность нынешнего поколения перед будущим.
Раздел III. Система непрерывного экологического образования и просвещения
3.1. Цель, задачи и основные принципы развития системы непрерывного экологического образования и просвещения
Цель развития системы непрерывного экологического образования и просвещения - осуществление государственной политики в области экологического образования и просвещения, целей и задач Стратегии на основе непрерывности, преемственности и взаимодействия связанных ее уровней и компонентов.
Задачами являются:
совершенствование нормативной правовой, методической, научно-методической и материально-технической базы непрерывного экологического образования и просвещения;
определение приоритетных направлений развития системы непрерывного экологического образования и просвещения в изменяющихся социально-экономических условиях общества;
планирование и координация взаимодействия основных компонентов системы непрерывного экологического образования и просвещения;
координация практических действий государственных структур (министерств, ведомств, соответствующих республиканских и местных органов управления), общественных организаций и предприятий по созданию и развитию системы непрерывного экологического образования и просвещения.
Основными принципами являются:
государственно-общественный характер системы непрерывного экологического образования и просвещения;
единство прав и обязанностей граждан республики;
нормативный характер содержания непрерывного экологического образования;
плановость осуществления непрерывного экологического образования и просвещения;
оперативность реагирования на изменяющиеся социально-экономические условия;
научность и открытость системы непрерывного экологического образования и просвещения;
гибкость и вариативность системы непрерывного экологического образования и просвещения;
системно-деятельностный характер экологического образования;
принцип саморазвития системы непрерывного экологического образования и просвещения;
последовательность и преемственность этапов развития системы непрерывного экологического образования и просвещения.
3.2. Научно-методическое обеспечение непрерывного экологического образования и просвещения
Методологической базой экологического образования и просвещения являются основные положения о биосоциальной природе человека; о единстве и взаимосвязи развития природы и человеческого общества в широком понимании их эволюции, учения о био- и ноосфере; диалектическом характере этих законов и др.
Основные направления научно-методического обеспечения непрерывного экологического образования и просвещения:
разработка теоретических основ целостной научной картины мира;
определение законодательных и этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе;
нормативное и учебно-методическое обеспечение системы экологического образования я просвещения на всех уровнях;
экологизация всей системы образования и просвещения Республики Саха (Якутия);
подготовка специалистов в области экологического образования для всех уровней системы образования и просвещения.
Цель научно-методического обеспечения экологического образования - разработка теоретических и методических основ организации, содержания, координации и управления системой экологического образования; педагогическая трансформация социального заказа общества устойчивого развития в цели и задачи экологического образования для каждого его уровня.
Задачи научно-методического обеспечения для каждого уровня системы экологического образования и просвещения:
разработка целей, содержания, методов и форм непрерывного экологического образования и просвещения;
разработка вариативных моделей реализации экологического образования и просвещения, обусловленных региональными и местными факторами;
разработка учебных планов и программ;
создание учебно-методических (дидактических) комплексов;
разработка соответствующих методик;
создание на всех уровнях профессионального образования преемственных учебных планов и программ с экологической направленностью;
создание научно-популярной и другой литературы для системы экологического просвещения.
Средства научно-методического обеспечения экологического образования и просвещения:
по согласованию с Российской академией образования в установленном порядке создание филиала научного совета Российской академии образования по экологическому образованию;
создание и развитие республиканского научно-методического центра для обеспечения синтеза науки и практики в деле экологического образования на всех его уровнях;
введение в содержание всех уровней образования обязательного минимума экологических знаний и умений;
научно-информационная поддержка экологического образования, опирающаяся на новейшие информационные технологии (Internet и др.);
развитие и внедрение новых методов обучения, в т.ч. методов дистанционного обучения и самообразования населения;
использование сети особо охраняемых природных территорий разного уровня, зоопарков, ботанических садов, природоохранных музеев для целей экологического образования и воспитания гуманного отношения к природе;
использование национальных традиций коренных народов Республики Саха (Якутия) в сфере формирования экологической культуры;
системный анализ состояния экологического образования в Якутии и опубликование его результатов в ежегодных Государственных докладах "О состоянии окружающей природной среды Республики Саха (Якутия)", а также соответствующих докладах Министерства образования РС (Я) - для информирования общественности.
Первоочередные мероприятия в области научно-методического обеспечения экологического образования:
разработка обязательных минимумов содержания основных образовательных программ всех уровней образования с включением вопросов, касающихся проблем экологии, охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности;
разработка методических рекомендаций по формированию механизмов инвестиционной политики в области экологического образования;
разработка методики мониторинга и оценки общественного экологического сознания и экологической информированности различных социальных групп населения и на этой основе системы мониторинга состояния экологического образования и просвещения;
разработка рекомендаций по формированию рынка услуг в области экологического образования и просвещения населения;
создание республиканского центра и сети улусных (районных) информационно-методических центров в области экологического образования и распространения наиболее эффективного опыта;
разработка и принятие республиканской программы экологического образования;
осуществление республиканского проекта "Экологическая книга" для учебно-методического обеспечения всех уровней экологического образования (включая бумажные, электронные варианты, аудио-, видеозаписи).
3.3. Основные уровни и направления экологического образования и просвещения
3.3.1. Экологическое образование в семье
Цель - формирование социально-ценного личного опыта взаимодействия человека с окружающим миром, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и опытом, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении воздействия на окружающую среду.
Задачи:
формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека с окружающим миром;
воспитание основных принципов культурного взаимодействия с окружающим миром;
осознание необходимости непрерывного экологического образования и самообразования.
Направления:
обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям;
обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов;
организация просветительской деятельности среди родителей.
Средства:
организация работы с родителями в учреждениях образования, подростковых и туристских клубах, путем включения их наряду с детьми в активную экологическую деятельность;
создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам в быту, на садовых и дачных участках, в личных подсобных и крестьянских хозяйствах для формирования умений решения простейших экологических проблем;
создание полезных практических пособий, предлагающих способы уменьшения экологического риска и ослабления воздействия на окружающую среду в повседневной жизни;
разработка и организация курсов для городских и сельских семей с учетом региональных и национально-культурных различий; для домохозяек, владельцев садовых и дачных участков, личных подсобных и крестьянских хозяйств, автолюбителей и др;
разработка и внедрение методик экологического образования и просвещения, основанных на традиционных ценностях, культурных обычаях, а также по обмену опытом между поколениями, взаимному обучению членов семьи;
разработка материалов по экологическому образованию и самообразованию в семье, включая игры, в т.ч. компьютерные для детей, литературу для семейного чтения и видеоматериалы.
Первоочередные мероприятия:
создание сети межсемейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга, в том числе и на лоне природы;
создание специальных семейных рубрик в печатных СМИ, теле- и радиопрограммах;
создание сети консультационно-информационных советов по экологическому образованию и просвещению семьи на базе улусного управления образования с охватом всех школ, детских домов, детских садов, домов творчества;
издание серии брошюр, плакатов по экологическому воспитанию детей различного возраста в помощь родителям.
3.3.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях
Цель - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активно#й личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру;
Направления:
воспитание любви и уважения к природе, понимание ее самоценности;
формирование эмоционального, положительного отношения к окружающей среде, умения видеть красоту природы;
формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего, ближайшего окружения);
формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения (эколого-валеологическое направление);
формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни (окружающем мире);
воспитание осознанно-бережного# отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
приобщение детей к общественно-полезному# труду, помощи старшим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями;
формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; участвовать в посильных действиях по ее сохранению и улучшению.
Средства:
разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего образовательного процесса детского сада (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: музыкальную и художественную, экспериментирование и наблюдение и т.п.);
экологизация развивающей предметной среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений (экологические комплексы, живые уголки, отдельные комнатные животные, растения), так и за их пределами (экологические тропинки, сады, огороды и т.п.);
организация экологического просвещения родителей;
организация экологического образования сотрудников дошкольных учреждений;
создание условий для координации работы дошкольного учреждения в области экологического образования с государственными (органами образования, природоохранными службами, заповедниками, природными парками, медицинскими учреждениями и др.) и общественными организациями.
Первоочередные меры:
создание республиканских и улусных (районных) баз данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
проведение обмена опытом в области экологического воспитания дошкольников с другими регионами России и зарубежными странами;
разработка требований в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника;
продолжение организации экспериментальных площадок республиканского и улусного (районного) уровней на базе лучших дошкольных учреждений;
обобщение и распространение наиболее удачного опыта работы экспериментальных площадок разного уровня в виде книг и видеофильмов;
издание серий учебно-методических комплексов, методических и наглядных пособий, научно-популярных книг для педагогов и познавательной литературы для детей, создание экологически ориентированных игрушек и игр (включая компьютерные), видеофильмы, аудиозаписи, детские теле- и радиопередачи, фильмы, мультфильмы, периодические издания экологического содержания;
проведение ежегодного# республиканских, улусных (районных) выставок, конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому образованию и конференции по обмену опытом;
проведение подготовки и переподготовки кадров в области экологического образования дошкольников;
введение в дошкольных учреждениях должности воспитателя-эколога.
3.3.3. Экологическое образование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования
Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формирование у школьников активной социально-экологической позиции, освоение новой системы ценностей в коммуникации с природой (приблизить учащихся к природе, дать им представление о единстве мира, о человеке как органической части биосферы и космоса), творческая трансляция ценностей экологической культуры в образовательном пространстве, качественное внедрение внешкольного практического цикла экологического образования школьников в республике.
Задачи:
формирование ключевых компетенций, определяющих качество экологического образования;
формирование основ экологической культуры личности;
формирование системы знаний и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды в своей местности, ее защите и улучшению;
воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни;
оказание педагогической поддержки учащимся в их жизненном и профессиональном самоопределении, в адаптации личности воспитанника к жизни в изменяющемся социуме.
Интеграция общего и дополнительного образования.
Средства:
создание государственной системы непрерывного экологического образования детей школьного возраста на основе использования возможностей всех компонентов основного и дополнительного образования, совершенствование используемых педагогических технологий в деятельности образовательных учреждений и объединений школьников;
интеграция усилий общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, ботанических садов и особо охраняемых природных территорий в обеспечении непрерывного экологического образования детей;
разработка учебно-методического обеспечения экологического образования с учетом региональных компонентов базисного учебного плана;
развитие системы полевых экологических центров и станций юных натуралистов для проведения занятий учащихся и педагогов в окружающей среде;
восстановление и развитие пришкольных участков;
подготовка и переподготовка педагогических кадров, способных осуществлять экологическое образование на уровне современных требований;
установление творческих контактов между организациями и ведомствами, НИИ, учреждениями образования (рамках образовательного и социального партнерства);
развитие в республике общественного экологического движения.
Первоочередные мероприятия:
разработка и принятие нормативной правовой базы общего экологического образования на региональном уровне;
разработка Положения о пришкольных участках Министерством образования Республики Саха (Якутия);
дальнейшая разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования;
продолжение и совершенствование подготовки педагогических кадров для осуществления экологического образования в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования;
совершенствование республиканских экологических олимпиад, научно-практических конференций "Шаг в будущее", "Бессоновские чтения", "Чугуновские чтения"; соревновательных мероприятий по массовому привлечению школьников и учителей в эколого-образовательное пространство;
организация новых проектов, разработка педагогических технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала детей;
гуманитаризация экологического содержания информации;
продолжение и совершенствование исследовательских экспедиций в особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия);
продолжение и совершенствование конкурсов: школьных библиотек, детских объединений, учреждений дополнительного образования, экологических лагерей, учебных пособий по экологии и образовательных программ;
создание на телевидении и радиовещании специальных циклов передач по различным направлениям экологического образования, информационная деятельность в СМИ;
создание наглядных учебных пособий в т.ч. аудио-, видео - и др. по экологии.
3.3.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе
Цель - подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания в своей профессиональной деятельности.
Задачи:
подготовка квалифицированного персонала, формирование активной жизненной позиции и сознания личной ответственности по вопросам охраны природы и сохранения природных ресурсов.
Направления:
формирование систематических знаний в области экологии и понимание необходимости применения безопасных для человека и окружающей среды ресурсосберегающих технологий;
формирование потребности рационализаторской деятельности и поиска новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте;
привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной и общественной деятельности в соответствии со своей профессиональной специализацией.
Средства:
открытие в средних специальных учебных заведениях новых экологических специальностей;
создание учебных комплексов типа "колледж-вуз" экологической направленности;
введение в учебный процесс дисциплины "Экология" как обязательной, независимо от профиля среднего специального учебного заведения;
привлечение учащихся и студентов к участию в различного рода экологических мероприятиях (акциях, конкурсах, семинарах, конференциях, круглых столах, в международных экологических программах и др.);
организация системы экологической практики в сельской местности;
создание в сельской местности учебных хозяйств и приусадебных участков;
экологизация учебных дисциплин.
Первоочередные мероприятия:
разработка и утверждение государственных стандартов по экологическим дисциплинам;
создание на базе научно-методических центров сети постоянно действующих семинаров по проблемам экологического образования для повышения квалификации и переподготовки преподавателей ссузов и ПТУ;
создание системы банков данных по экологическому мониторингу местности расположения учебных заведений;
создание на базе учебных заведений общественных центров и библиотек экологической направленности;
введение общих экологических предметов (общая экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) в учебные планы ссузов и ПТУ;
введение специализированных экологических предметов и специальных курсов (экологическая химия, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и т.п.);
введение в учебный процесс специальных общеобразовательных курсов ("Биосфера и человек", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы" и т.п.).
3.3.5. Экологическое образование в высших учебных заведениях
Цель - подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей и имеющих опыт экологического просвещения.
Задачи:
получение глубоких знаний об основах устойчивого развития общества и природы;
всестороннее развитие личности, включая ее познавательные и творческие способности;
формирование экологической культуры личности;
психолого-педагогическая подготовка студентов к экологическому образованию и просвещению самых широких слоев населения.
Направления:
формирование современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных последствий для биосферы и человечества антропогенной деятельности;
подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;
оптимизация учебно-методического обеспечения экологического образования для различных направлений и специальностей;
включение в планы кафедральных НИР тем, связанных с вопросами охраны природы.
Средства:
приобщение студентов к экологической деятельности;
создание региональных учебно-методических комплексов для осуществления экологического образования студентов.
Первоочередные мероприятия:
создание межведомственной лаборатории экологического образования и просвещения;
разработка методики эколого-ориентированной подготовки студентов, не специализирующихся в области экологии и природопользования (включение в дисциплины их специализации разделов по общей и социальной экологии, введение курса "Охрана природы" или "Основы экологии", "Проблемы устойчивого развития", подготовка курсовых и дипломных работ по проблемам охраны природы);
проведение студенческих научно-практических конференций, семинаров, олимпиад по экологии и экологическому образованию.
проведение курсов повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов в области экологического образования;
координирование работы по созданию методических и информационных материалов для всех уровней образования.
Экологическое образование в гуманитарных и технических вузах Задачи:
формирование высокой культуры отношения к природе;
получение теоретических основ экологических знаний и их прикладных аспектов для различных специальностей;
развитие навыков научно-исследовательской работы в области охраны окружающей среды;
формирование социальной активности студентов в практике природопользования.
Направления:
формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического образования населения с участием вузов;
обеспечение эколого-ориентированной подготовки специалистов всех специальностей;
формирование навыков и умений организации экологического просвещения и воспитания по мере своей профессиональной деятельности;
понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности;
развитие и представление о технических, экономических, организационных, законодательных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.
Экологическое образование в педагогических вузах
Задачи:
получение совокупности экологических знаний и умений;
ознакомление студентов с методической системой обучения и воспитания для целей экологического образования и просвещения населения.
Направления:
приобщение студентов к экологической деятельности через систему исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
осуществление в рамках педагогических и производственных практик в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, детских научных и оздоровительных лагерях, ЛТО и других внешкольных учреждениях изучение экологической обстановки данной местности;
привлечение студентов к участию в НИР экологической направленности.
Средства:
включение в учебные планы педагогических вузов дисциплин, реализующих подготовку студентов по экологии и экологическому образованию;
создание учебных пособий по экологии Якутии и ее административных единиц;
расширение тематики курсовых и дипломных работ в области экологического образования детей;
Первоочередные мероприятия:
коррекция учебных планов педагогических вузов с целью обогащения их экологическими дисциплинами и методикой реализации экологического образования;
Высшее специальное экологическое образование
Задачи:
получение глубоких экологических знаний и связанных с ними навыков и умений, позволяющих оценить и прогнозировать степень антропогенного воздействия на природу;
широкая правовая подготовка студентов, позволяющая в дальнейшем принимать экологически целесообразные решения.
Направления:
подготовка высокопрофессиональных специалистов для научных и административных учреждений, в том числе для министерств и ведомств эколого-ресурсного блока;
обеспечение практического участия студентов в республиканских экологических программах и научно-исследовательских работах;
привлечение студентов к работе в общественных экологических структурах по организации экологического образования;
Средства:
расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования, экологических студенческих отрядов;
осуществление специальной экологической практики по изучению экологической обстановки в данной местности и определению подходов по ее стабилизации и улучшению;
оказание студентами помощи в организации экологических мероприятий, проводимых в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и средней профессиональной школе;
внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов сквозной экологической подготовки студентов;
укрепление материально-технической и лабораторной базы профессиональной подготовки экологов.
Первоочередные мероприятия:
введение системы государственного заказа на подготовку специалистов-экологов с гарантией их трудоустройства;
анализ и разработка требований в области экологического образования, предъявляемых к дошкольным и образовательным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника, ученика и воспитанника дополнительного образования;
продолжение организации экспериментальных площадок агроэкологической, экологической, эколого-валеологической, валеологической направленности республиканского и улусного (районного) уровней на базе лучших дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования;
проведение ежегодного республиканских, улусных (районных) выставок, конкурсов среди дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению;
проведение научно-практической конференций, круглых столов, семинаров по проблемам экологического воспитания, образования и просвещения для воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования;
создание республиканских и улусных (районных) баз данных об опыте воспитателей дошкольных учреждений, учителей общеобразовательных школ, работников дополнительного образования по экологическому воспитанию, образованию и просвещению;
обобщение и распространение позитивного опыта работы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования в виде книг, видеофильмов и др.;
проведение обмена опытом в области экологического воспитания, образования дошкольников, учителей общеобразовательных школ с другими регионами России (стендовая защита, мастер-классы, педагогические мастерские).
3.3.6. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности
Цель - дать основные базовые знания в области экологии, экологического права и управления природопользованием государственным служащим и специалистам промышленности руководящего звена, принимающим ответственные решения на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Направления:
формирование экологического сознания и экологического мировоззрения госслужащих, руководителей отраслей и предприятий, непосредственно связанных с природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
формирование атмосферы рационального использования природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде в процессе проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации производственных объектов;
создание нормативно-правовой и учебно-методической базы обязательного экологического образования;
разработка учебно-методической базы развития специализации профессиональной подготовки по направлениям: экологическое управление; страхование; лицензирование; экологический - аудит; мониторинг; экологическая - сертификация; экспертиза; безопасность; современные природоохранные и природоресурсные технологии;
развитие системы дистанционного обучения;
разработка и выпуск дидактических материалов, методических пособий, тематических модулей и учебников в области экологии, охраны природы и экологической безопасности.
3.3.7. Информирование населения через средства массовой информации в системе непрерывного экологического образования и просвещения
Цель - достоверное информирование населения по проблемам экологии, пропаганды экологических знаний.
Задачи:
повышение роли средств массовой информации в экологизации общественного сознания;
повышение уровня экологической грамотности населения;
создание республиканской системы информационной поддержки экологического образования и просвещения населения.
Направления:
информационное обеспечение просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для населения;
повышение уровня экологического сознания населения;
формирование активной общественной позиции в вопросах экологии и охраны природы;
повышение требовательности общественности и работников СМИ к достоверности данных и к обоснованности аналитических обзоров и прогнозов.
Средства:
создание и выпуск серии фильмов о природе Якутии, ее богатствах и биологическом разнообразии;
выпуск брошюр, информационных листков, научно-популярной литературы, календарей, открыток, буклетов, кинофильмов с описанием уникальных видов флоры и фауны региона, требующих особых мер охраны;
активное воздействие на бытовые стереотипы с целью создания новой экологически ориентированной модели поведения населения и системы приоритетов, отдающей предпочтение экологически чистым товарам и услугам;
регулярное информирование граждан о состоянии окружающей природной среды и здоровья населения;
обеспечение доступа общественности к экологической информации;
организация постоянно действующего мониторинга общественного мнения по проблемам окружающей среды и развития (социально-экологический мониторинг);
проведение открытых публичных "круглых столов", семинаров с участием ученых, общественности, руководителей отраслей и ведомств, органов государственной и муниципальной власти по проблемам обеспечения экологической безопасности, снижения экологического риска от деятельности предприятий с опубликованием материалов в печати, проведение разъяснительной работы по экологической безопасности промышленных объектов "Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года" в достоверном и полном объеме;
привлечение общественных организаций к работе по экологическому просвещению населения и оказанию содействия им в работе по пропаганде экологических знаний;
расширение подготовки и выпуска квалифицированных специалистов по направлению "экожурналистика";
разработка учебно-методических комплектов для организации учебного процесса по данной специальности;
Первоочередные мероприятия:
создание на телевизионном канале специальных экологических телепрограмм для взрослых и детей;
проведение ежегодных республиканских конкурсов на лучшую публикацию;
расширение выпуска периодических экологических изданий, создание в сети Internet сайты# по экологическому образованию и просвещению.
3.3.8. Особо охраняемые природные территории, ботанические сады, зоопарки, библиотеки и музеи в системе непрерывного экологического образования и просвещения
Цель - распространение среди населения полной, разносторонней и объективной информации о состоянии и динамике природных процессов различной сложности на охраняемых природных территориях; популяризация идей устойчивого социального развития в гармонии с природой; формирование у граждан, проживающих в Республике Саха (Якутия), чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
Направления:
получение и распространение информации о целях и задачах охраняемых природных территорий различных категорий и статуса, их биосферном значении, роли в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия, накоплении и использовании научных данных об экологических системах и их растительных и животных компонентах, месте ООПТ в природоохранном просвещении и образовании;
популяризация информации о роли и деятельности ботанических садов и других интродукционных центров по сохранению биоразнообразия флоры и рациональном использовании растительных ресурсов. Развитие и пропаганда ботанических садов в качестве центров образовательной работы со школьниками и взрослым населением Республики Саха (Якутия);
изучение роли и значения биологического разнообразия в поддержании биологического круговорота, сохранении устойчивости и повышении биологической продуктивности экологических систем, предотвращении утраты редких экосистем и видов живых организмов.
Средства:
содействие сохранению всемирного культурного и природного наследия, выявлению и сбережению объектов природного наследия, его изучению и пропаганде организации постоянных экспозиций и маршрутов для отечественных и зарубежных туристов, развитии краеведения;
организация постоянно действующей системы экологической пропаганды и природоохранного просвещения на базе природных заповедников, национальных парков, ботанических садов республики, создание в них соответствующих структурных подразделений, визит-центров и экспозиций;
создание условий для профессиональной стажировки на ООПТ и ботанических садах студентов-экологов вузов, ссузов и экопросвещения учащихся школ;
разработка в ботанических садах образовательных программ для всех уровней населения с учетом проблем охраны природы и биоразнообразия, актуальных для Республики Саха (Якутия);
разработка просветительских программ для отдельных заповедников и парков, учитывающих их природные особенности и опыт научно-информационной деятельности, а также региональные традиции природопользования;
разработка и осуществление программы экологического образования на основе школьной программы в сотрудничестве с республиканскими (городскими, улусными) управлениями образования;
совершенствование методических и организационных основ музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы и экологических принципов рационального природопользования, организации банков данных для массовых потребителей экологической информации;
формирование материальной базы эколого-просветительской деятельности, методического и компьютерного оснащения музейного и библиотечного хозяйства.
Первоочередные мероприятия:
проведение региональных конкурсов для природных парков, ботанических садов, музеев и библиотек на лучшую экспозицию и организацию эколого-просветительской работы с населением, в том числе со школьниками и студентами;
подготовка видеофильмов, фотоальбомов, научно-популярных книг и брошюр, справочников, картографических материалов, буклетов, значков, календарей по природоохранной и экологической тематике.
Раздел IV. Управление, координация и финансирование организации экологического образования и просвещения на региональном и местном уровнях
Учитывая общественно-государственную значимость экологического образования, управление его организацией осуществляется на принципах координации усилий министерств и ведомств - Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), Министерства образования Республики Саха (Якутия), Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерства по молодежной политике Республики Саха (Якутия), Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) и общественных организаций.
Для координации деятельности органов государственной власти, учреждений и некоммерческих организаций в области экологического образования и просвещения создаются и функционируют республиканская и муниципальные межведомственные комиссии.
Республиканская межведомственная комиссия по экологическому образованию и просвещению (далее - комиссия) создается Правительством Республики Саха (Якутия).
В состав комиссии входят представители министерств и иных органов государственного управления, учреждений и организаций, ведающих вопросами образования, науки, культуры, охраны окружающей среды, учебных заведений, средств массовой информации, здравоохранения, некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области экологического образования и просвещения.
Финансовое обеспечение деятельности в области экологического образования и просвещения осуществляется за счет: республиканского и муниципального бюджетов, благотворительных поступлений, грантов государственных, коммерческих и некоммерческих благотворительных фондов и организаций.
Раздел V. Региональный аспект экологического образования и просвещения
Целью регионального сотрудничества в области экологического образования является активное вхождение Республики Саха (Якутия) в деятельность федеральных межрегиональных образовательных организаций, образовательных структур, сотрудничество с образовательными организациями субъектов Федерации, а также развитие этого направления с учетом российского опыта, опыта регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Важнейшим принципом такого сотрудничества должно стать сохранение и преумножение общего эколого-образовательного пространства на территории России, развитие контактов со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Основные направления межрегионального сотрудничества в области экологического образования:
сотрудничество и взаимодействие с субъектами Российской Федерации по созданию эффективной региональной системы экологического образования;
активное взаимодействие с федеральными образовательными организациями в области экологического образования;
подключение к мероприятиям, организуемым международными структурами в области экологического образования;
адаптация и использование отечественного опыта в области экологического образования.
Средства межрегионального сотрудничества:
разработка и реализация образовательных проектов совместно с соответствующими структурами Российской Федерации и ее субъектов;
обмен опытом, полученным в результате выполнения межрегиональных, федеральных обучающих программ в области окружающей среды;
широкий обмен педагогическим опытом и кадрами в процессе реализации экологических образовательных программ;
участие в рамках международных программ РФ (совместно с ЮНЕП, ЮНЕСКО и другими организациями) в формировании баз данных по экологическому образованию и их дальнейшее максимальное использование в системе экологического образования и просвещения Республики Саха (Якутия);
активное участие в федеральных программах РФ по подготовке кадров и проведения научных исследований окружающей среды;
активное вовлечение образовательных структур республики в федеральные образовательные программы, развитие межрегиональных связей с образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации, налаживание связей на основе сочетания традиционных и новых форм сотрудничества;
проведение опытной проверки методов экологического образования.
Первоочередные мероприятия:
изучение и отбор изданных в РФ изданий по экологическому образованию для перевода их на языки коренных народов (якутский, эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский и др. - для публикаций на русском языке, дополнительно на русский язык - для международных изданий) и адаптации их к условиям Республики Саха (Якутия);
участие в федеральных и международных мероприятиях в области экологического образования с целью совершенствования взаимодействия экологического образования;
участие в организуемых в РФ и за рубежом выставках материалов и средств в области экологического образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 г. N 603 "О Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 31 декабря 2008 г. N 74
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 января 2019 г. N 14
Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.
Настоящий документ снят с контроля