Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия)
от 25 декабря 2008 г. N 3-82/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2009 г. N 74-Г09-5 настоящее решение отменено в части признания противоречащей федеральному закону и недействующей части первой статьи 8 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 г. N 550-З N 1115-III, в остальной части решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Александрова П.С, представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю.,представителя Министерства охраны природы РС (Я) Седельник НД., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске "25" декабря 2006 года дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 2, ч. 1, 2 ст. 8, ст. 21 Закона РС (Я) от 31.01.2008 года N 550-З N 1115-III "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)", суд установил:
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона РС (Я) от 31.01.2008 года N 550-З N 1115-Ш "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)", мотивируя тем, что приведенный в ст. 2 Закона РС (Я) перечень недревесных лесных ресурсов, разрешенных к заготовке, не соответствует ч. 2 ст. 32 Лесного кодекса РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Закона РС (Я), требующие заключения договора купли-продажи для заготовки еловых, пихтовых, сосновых лап, ограничивают права граждан на свободную и бесплатную заготовку соответствующих лесных ресурсов. Установление в ст. 21 Закона РС (Я) оснований для заключения договора купли-продажи лесных насаждении без проведения аукциона, не согласуется с правилами ст. 19, 30 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми аукцион по продаже лесных насаждений не проводится только при размещении государственного (муниципального) заказа на осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также при предоставлении древесины гражданам для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
На судебном заседании прокурор Александров П.С. требование поддержал, просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1, 2 ст. 8, ст. 21 Закона РС (Я), в отношении ст. 2 Закона РС (Я) заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с устранением несоответствия федеральному законодательству.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю. с заявлением согласен в части несоответствия федеральному законодательству ст. 2 оспариваемого Закона РС (Я), суду пояснил, что 17 декабря 2008 года было проведено пленарное заседание государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я), в ходе которого ст. 2 приведена в соответствие с указаниями прокуратуры. В остальной части с заявлением не согласен. Так, ст. 8 Закона РС (Я) не устанавливает требования в виде заключения договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки еловых, пихтовых, сосновых лап, а лишь определяет места, где разрешается заготовка. Статья 21 Закона РС (Я) разработана и принята в соответствии со ст. 75 Лесного кодекса РФ, где субъектам РФ предоставлено право путем принятия своих законов устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Начальник отдела организации и использования земель лесного фонда Министерства охраны природы РС (Я) Седельник Н.Д. суду пояснил, что статьей 75 Лесного кодекса РФ субъектам РФ предоставлено право путем принятия своих законов устанавливать исключительные случаи заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Необходимость установления таких исключительных случаев связана со спецификой региона. Поскольку большая часть северных районов производит отапливание с использованием дров, гражданам разрешено заниматься заготовкой без аукциона. Просит в заявлении отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В целях реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия) принят Закон Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 550-З N 1115-III "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии со ст. 2 Закона РС (Я) к недревесным лесным ресурсам, разрешенным к заготовке, относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы, за исключением видов, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Республики Саха (Якутия).
Между тем частью второй статьи 32 Лесного кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ) перечень недревесных лесных ресурсов, заготовка которых осуществляет для новогодних праздников, расширен деревьями других хвойных пород. В этой части орган государственной власти, принявший оспариваемый акт, заявление признал. Заявитель в свою очередь ходатайствовал о прекращении производства по делу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеназванного Федерального закона от 22.07.2008 г. следует читать как "N 141-ФЗ"
Учитывая, что права и законные интересы других лиц не нарушены, в соответствии со ст. ст. 134, 220, ч. 3 ст. 252 ГПК РФ суд считает возможным прекратить производство по делу в части признания ст. 2 Закона РС (Я) противоречащей федеральному законодательству и недействующей.
Статья 8 указанного Закона РС (Я) посвящена заготовке еловых, пихтовых, сосновых лап. При этом в части первой ст. 8 определено, что заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап производится при проведении лесохозяйственных мероприятий, а также при проведении всех видов рубок при наличии на рубку этой древесно-кустарниковой растительности договора купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части второй ст. 8 граждане имеют право на заготовку еловых, пихтовых и сосновых лап для ритуальных и торжественных мероприятий. В этом случае заготовка производится на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи и другие площади, где не требуется сохранение подроста насаждений), на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
На уровне федерального законодательства заготовке и сбору гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд посвящена ст. 33 Лесного кодекса.
Статья 33 применительно ко всем недревесным лесным ресурсам, кроме елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, заготовка и сбор которых осуществляется для собственных нужд, отсылает к иным положениям лесного законодательства. В соответствии со статьей 11 ЛК заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, в частности, еловых, пихтовых, сосновых лап, может осуществляться бесплатно, без формирования лесного участка и заключения договора, и могут быть ограничены только непосредственно ФЗ.
В толковании Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству, т.к. не устанавливают требований для граждан.
В данной ситуации суд руководствуется разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 Постановления N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суду необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.
Таким образом, части 1, 2 а. 8 Закона РС (Я) предусматривают заключение договора купли-продажи, в то время как федеральным законодательством установлено право граждан на бесплатные сбор и заготовку соответствующих недревесных ресурсов. В силу этого оспариваемые части ст. 8
Закона РС(Я) подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Статьей 21 Закона РС (Я) установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого без проведения аукциона. Данное положение ст. 21 вступает в противоречие с порядком, предусмотренным ст. ст. 29, 75, 77 Лесного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 75 Лесного кодекса РФ исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что случаи заготовки древесины по договору купли-продажи являются исключительными и должны быть установлены законами субъекта, но при этом в соответствие с прямым указанием федерального законодателя (ст. 77 ч. 1) такие договоры должны заключаться по результатам аукциона за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19 и 30 Лесного кодекса РФ.
Следовательно, установление в Законе РС (Я) случаев заключения договора купли-продажи лесных насаждений без проведения аукциона, отличных от случаев установленных ст. 19, 30 Лесного кодекса РФ, противоречит федеральному законодательству.
На основании вышеизложенного, требования заявителя в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1, 2 ст. 8, ст. 21 Закона РС (Я) обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ,
решил:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1, 2 ст. 8, ст. 21 Закона РС (Я) от 31.01.2008 года N 550-З N 1115-III "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)" со дня вступления решения в законную силу.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2009 г. N 74-Г09-5 исключено из резолютивной части настоящего решения указание суда о прекращении производства по делу в части оспаривания статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 года N 550-З N 1115-III
В части признания ст. 2 Закона РС (Я) от 31.01.2008 года N 550-З N 1115-III "О реализации отдельных полномочий в сфере лесных отношений в Республике Саха (Якутия)" противоречащей федеральному законодательству и недействующей прекратить.
Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Е.В. Пухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.