Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2012 г. N 666-р настоящее постановление снято с контроля
В целях защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод Правительство Республики Саха (Якутия) Постановляет:
1. Утвердить Концепцию защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (Новиков В.А.), Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) (Стручков А.А.) в срок до 01 ноября 2010 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект государственной целевой программы Республики Саха (Якутия) "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.
Председатель Правительства |
Е. Борисов. |
Концепция
защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года N 253)
Введение
Концепция защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод разработана на основе научно-технического отчета "Разработка целевой республиканской программы "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений"", выполненного Якутским государственным университетом имени М.К. Аммосова по заказу Ленского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
При разработке Концепции учтены основные выводы и результаты прогноза рисков, связанных с природными и техногенными явлениями на территории Республики Саха (Якутия), и путей их снижения (Часть I. Риски развития опасных природных явлений), утвержденного ГУ "Пожарно-спасательная служба Республики Саха (Якутия)" от 29 февраля 2008 года.
Защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод является неотъемлемой частью государственной политики России в области рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, которая направлена на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
В этой связи основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Саха (Якутия) являются осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод. Особое место в этом направлении занимают защита населенных пунктов и объектов экономики республики от природных и техногенных наводнений, поскольку экономическая и экологическая безопасность региона находится в непосредственной зависимости от режима и состояния рек и гидротехнических сооружений, расположенных на них.
1. Состояние водных ресурсов Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) - один из наиболее богатых реками субъектов Российской Федерации, по объему годового речного стока уступает только Красноярскому краю. По ее территории протекают более 700 тыс. рек длиной более 10 км, из них 314 рек в пределах Якутии имеют длину более 100 км, 12 рек - более 1000 км. Большинство рек несет свои воды с юга на север. Речная сеть относится к бассейнам моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Ежегодно в эти моря выносится 780 кубических километров воды - это примерно пятая часть стока рек России, причем около 70% этого объема составляет сток реки Лены.
С каждым годом все более возрастает использование водных ресурсов и увеличивается антропогенная нагрузка на прибрежные территории и режим рек республики. Кроме того, в связи с глобальным и региональным изменениями климата цикличность катастрофических наводнений стала повторяться чаще, нанося региону огромный ущерб. В настоящее время обеспечение водной безопасности, оценка возможных изменений водных ресурсов и водного режима рек в связи с происходящими изменениями климата и активизацией хозяйственной деятельности человека является фундаментальной проблемой государственного уровня.
Территория Якутии по своим природным условиям относится к регионам с высокой вероятностью наводнений. На ее территории угроза наводнений существует почти для всех населенных пунктов, расположенных на реках, только за последние 12 лет здесь произошли самые крупные наводнения России. Так, наводнения на реках Лена, Алдан, Яна, Алазея, Колыма, Амга, Таатта, Суола, Матта, Бая га, Мархинка (1998-2008 годы) по величине подъема уровней воды, масштабам затопления и суммарному ущербу превысили все крупнейшие наводнения предыдущих лет и по существующим классификациям относятся к разряду катастрофических, причем с очень редкой повторяемостью.
В 1998 году пострадало от наводнения 205 населенных пунктов, погибло 5 человек, общее число пострадавших составило около 47 тыс. человек. Были затоплены более 15 тыс. жилых домов, из них полностью разрушено 746 домов. В 2001 году пострадали населенные пункты в 10 административных районах Якутии из 35, в т.ч. город Якутск и его пригородные поселки, некоторые населенные пункты, включая город Ленск, были затоплены полностью, имелись человеческие жертвы, разрушено 3489 домов, 704 сельскохозяйственных объекта, десятки мостов, более 4000 объектов тепло-, водо, электро-, нефте- и газоснабжения, погибло 2184 домашних животных, затоплено около 30 тонн посевного материала. Общая сумма ущерба, нанесенного наводнениями населению и экономике республики, составила около 10,6 млрд. рублей, в том числе:
1998 год - 939,4 млн. рублей;
2001 год - более 7 000,0 млн. рублей;
2002 год - 114,6 млн. рублей;
2004 год - 439,0 млн. рублей;
2005 год - 97,4 млн. рублей;
2006 год - 7,7 млн. рублей;
2007 год - 1 088,5 млн. рублей
2008 год-939,1 млн. рублей
В Якутии под влиянием наводнений создаются не только чрезвычайные ситуации, принимающие характер стихийного бедствия (гибель людей, посевов, разрушение сооружений), но и происходят не менее опасные негативные последствия, угрожающие здоровью людей, животному и растительному миру, состоянию окружающей среды, такие как:
1. Повышение уровня грунтовых вод, которые приводят к избыточному переувлажнению земель сельскохозяйственного назначения. Развитие явления гидроморфизма ведет к деградации плодородных земель, снижению их урожайности, ухудшаются условия обитания растений и животных. Кроме того, усиленная промывка почвогрунтов, затопленных в период весеннего половодья территорий, способствует увеличению концентрации загрязняющих веществ в водных объектах.
2. Ухудшение условия обеспечения водой населенных пунктов из-за выхода из строя русловых и береговых водозаборов питьевого водоснабжения. Ситуация еще более усугубляется тем, что большинство крупных населенных пунктов Якутии не имеют альтернативных источников водоснабжения, хотя согласно требованиям ГОСТ Р 226.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" водообеспечение средних и крупных городов должно осуществляться не менее чем от двух независимых водоисточников. Предполагается, что для этих целей шире могли бы использоваться ресурсы подземных вод.
3. Разрушение емкостей для хранения нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, смыв паводковыми водами с затопленных территорий пестицидов, агрохимикатов и других опасных химических веществ, производственных и бытовых отходов, отходов животноводческих и свиноводческих ферм, а также затопление кладбищ, скотомогильников, несанкционированных свалок, что приводит к загрязнению водных объектов.
4. Активизация криогенных процессов (оползни, суффозия, пучение грунтов, термокарст и др.) из-за увеличения влажности грунтов, возникновение опасности разрушения фундаментов сооружений, усиление процессов водной эрозии земель, разрушение берегов, оврагообразование и заболачивание территорий.
5. Происходит засорение и захламление русел и прибрежных защитных полос водных объектов посторонними нерастворимыми предметами (древесиной, шлаком, металлоломом, строительным мусором и т.п.), что усиливает отложение наносов и уменьшение водопропускной способности.
Так, захламленность русла, берегов и поймы реки Лены проржавевшими, притопленными и затопленными судами, металлоконструкциями, автомобильными покрышками является постоянным источником загрязнения речных вод.
6. Засоление почвы пойменных сельскохозяйственных угодий в результате длительного затопления территорий.
Согласно "Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России", составленному Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по результатам исследований к 2015 году ожидается повышение частоты заторных наводнений на реке Лена в два раза. Свой вклад в увеличение водности рек республики внесет и деградация многолетней мерзлоты, вызванная потеплением климата. Все это в комплексе увеличивает угрозу формирования катастрофических наводнений практически на всех реках Якутии - от малых до больших. Прогнозируемое изменение стока рек скажется на притоке воды к водохранилищам на реках Вилюй и Колыма, в перспективе - к водохранилищу Канкунской ГЭС на реке Тимптон. На реках ожидается уменьшение максимальной толщины льда до 20-40%, что приведет к значительному изменению в сроках и процессах замерзания и вскрытия рек. Эти изменения потребуют пересмотра режима работы водохранилищ с учетом интересов основных потребителей. Между тем, не изучен гидрологический режим, закономерности и механизм вскрытия рек в условиях возможных изменений климата и интенсивного освоения территории республики. Не разработаны нормативные документы в области гидрологических расчетов, учитывающие особенности режима рек Якутии (наводнения, зажоры, заторы, промерзание и перемерзание, наледи, полыньи, пересыхание, криогенные "паводки"), что увеличивает риск техногенных аварий на гидротехнических сооружениях, в том числе и на ГЭС.
Из 338 гидротехнических сооружений, расположенных на территории республики, сооружения сельскохозяйственного назначения составляют 298 (78,6%), промышленности и жилищно-коммунального хозяйства - 40 (21,4%). Большинство сооружений построено в 70-80-х годах XX века и представляют гидросооружения низкого напора, в основном, для обеспечения работы систем лиманного орошения лугов и водоснабжения населенных пунктов. В настоящее время 60% сооружений сельскохозяйственного назначения имеют 70-75% износа. Управление водохозяйственными системами с гидротехническими сооружениями на реках проводится недостаточно эффективно. Особую экологическую опасность представляют сооружения, поднадзорные Ростехнадзору России - хвостохранилище бывшего цеха обогатительной фабрики (ЦОФ) Депутатского ГОКа "Западный", водоем-отстойник Куларской ЗИФ. При прорыве дамб данных гидроузлов может быть нанесен экологический ущерб рекам Нэттик, Бургуаат, Омолой, Депутатка, Иргичээн и Индигирка. На многих сооружениях наблюдается фильтрация через тело вдоль водосбросных сооружений, просадка тела земляных дамб и плотин (водохранилище Сытыканское, хвостохранилища на руч. Новом, Лебединское и Куранахское обогатительной фабрики в Алданском районе), переполнение (Куларское хвостохранилище) и переработка берегов, загрязнение воды фенолами (Вилюйское водохранилище).
На ликвидацию последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это обстоятельство выдвигает цель и приоритетные задачи по защите населенных пунктов и объектов экономики республики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.
2. Цели и задачи Концепции
Защита населенных пунктов и объектов экономики от наводнений должна основываться на следующих основных положениях:
1. На реках Якутии существует постоянная угроза от наводнений природного и техногенного характера, при этом наибольшему риску подвержены 92 населенных пункта с населением 136,4 тыс. человек, что негативно влияет на жизнедеятельность населения и устойчивое развитие экономики.
2. Возникновение экстремальных гидрологических ситуаций, связанных с наводнениями, происходит стихийно и не регулируемо. В то же время исторически сложилось так, что населенные пункты Республики Саха (Якутия) в преобладающем большинстве размещены в речных долинах, подверженных периодическим затоплениям и подтоплениям, поэтому величина причиняемого наводнениями ущерба в значительной степени зависит, прежде всего, от понимания угрозы и разумных действий человека, а также от своевременности и точности предсказания наводнений и принятия предупредительных мер защиты.
3. Вопросы защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод являются одним из приоритетных направлений развития водохозяйственного комплекса России.
Целью Концепции защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод является создание безопасных условий для жизнедеятельности населения и устойчивого развития экономики. Цель выдвигает в число приоритетных задач разработку и реализацию эффективных мер по минимизации ущербов от наводнений и ликвидации последствий в кратчайшие сроки, для чего на основании данной Концепции должна быть разработана Государственная целевая программа Республики Саха (Якутия) по защите населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод.
Указанные цели будут достигнуты при решении следующих задач:
совершенствование и развитие служб изучения, прогнозирования, обнаружения, мониторинга экстремальных гидрологических ситуаций;
разработка научно-обоснованных планов предупредительных мероприятий по защите населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод;
нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности (отвода земельных участков под строительство жилых домов, дачных построек и производственных объектов) в зонах вероятного затопления и подтопления для обеспечения безопасности населения и объектов экономики от опасности наводнений и других видов негативного воздействия вод;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений;
проведение и внедрение в практику широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на предупреждение наводнений и негативного воздействия вод и минимизации их последствий в условиях современного климата и его возможного изменения с учетом интенсивного освоения территории республики.
3. Основные мероприятия и этапы реализации Концепции
Главным условием эффективности реализации государственной политики в сфере защиты от наводнений и других видов негативного воздействия вод на территории Республики Саха (Якутия) является программно-целевое решение комплекса задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека от негативного воздействия вод, которое должно учитывать гидрологические и социально-экономические условия территории Республики Саха (Якутия).
Концепция защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод основывается на Конституции Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации, посланиях Президента Российской Федерации, Федеральных программных документах (в частности, на Комплексе мер по предупреждению негативного воздействия вод в паводковые периоды в бассейне реки Лена, утвержденном приказом Минприроды России от 22.01.2009 N 9), материалах Ленского бассейнового водного управления Росводресурсов, прогнозах социально-экономического развития Российской Федерации, Дальневосточного региона, нормативно-правовых актах Республики Саха (Якутия).
Для достижения цели и реализации задач, поставленных Концепцией защиты населенных пунктов и объектов экономики от наводнений и других видов негативного воздействия вод, должен быть проведен комплекс мероприятий по следующим направлениям:
1. Предупреждение и предотвращение вредного воздействия вод.
2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
3. Охрана водных объектов и восстановление водохозяйственных сооружений.
4. Обеспечение надежного, безаварийного функционирования систем инженерной защиты от подтоплений и наводнений.
5. Создание информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в области управления водными объектами и их ресурсами, в том числе создание моделей зон затопления на местности с применением программного средства ГИС на базе "Панорамы" с учетом наличия электронной топоосновы населенных пунктов Республики Саха (Якутия) в этой системе.
6. Проведение и внедрение в практику широкого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и другим видам вредного воздействия вод.
7. Целевая подготовка инженерных кадров в области гидрометеорологии (направление - опасные гидрометеорологические явления и процессы), в области водного хозяйства, эксплуатации и безопасного обслуживания гидротехнических сооружений, мелиорации земель.
Перспективы государственной деятельности в области обеспечения безопасных условий для жизнедеятельности населения и устойчивого развития экономики рассматриваются на ближний, среднесрочный и долгосрочный периоды.
На первом этапе (2010-2012 гг.) приоритетным является решение следующих задач:
обобщенная оценка возможных изменений климата и антропогенного воздействия на гидрологический режим и ресурсы водных объектов Республики Саха (Якутия) в соответствии с Планом действий по исследованию региональных изменений климата и их возможного влияния на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), утвержденным Росгидрометом от 14 апреля 2009 года и согласованным с Правительством Республики Саха (Якутия);
прогноз цикличности многоводных и маловодных лет, разработка методики долгосрочного прогноза гидрометеорологической ситуации в период весеннего половодья;
разработка и утверждение нормативного документа "Территориальные строительные нормы Якутии. Определение основных расчетных гидрологических характеристик", учитывающего особенности гидрологического режима рек республики;
корректировка критических отметок подтопления населенных пунктов паводковыми водами на территории Республики Саха (Якутия) с установлением на картографической основе границ территорий, периодически затопляемых при прохождении паводков различной обеспеченности;
классификация перечня населенных пунктов по степени частоты и воздействия паводковых вод;
разработка и внедрение в практику научно-методических основ оценки рисков (угроз), обусловленных различными видами негативного воздействия вод;
разработка методических документов по научно-техническому обеспечению мониторинга гидротехнических сооружений;
реализация комплекса мероприятий по защите населенных пунктов от наводнений и других видов негативного воздействия вод, в том числе берегоукрепительных и берегозащитных сооружений, а также создание экологического флота;
принятие мер по предотвращению разрушения гидротехнических сооружений на хвостохранилищах, накопителях сточных (дренажных) вод, емкостного парка нефтепродуктов и снижение рисков их разрушений, которые могут привести к экологическим катастрофам на водных объектах;
создание единой корпоративной информационной системы по водным и водохозяйственным объектам на территории Республики Саха (Якутия) на основе ГИС-технологий;
создание единой информационной системы по объектам жизнеобеспечения на территории Республики Саха (Якутия) на основе ГИС-технологий;
открытие в Северо-Восточном федеральном университете кафедры по подготовке инженерных кадров в области гидрометеорологии, водного хозяйства и мелиорации земель.
На втором этапе (2012-2015 гг.) стоят следующие задачи:
продолжение комплекса мероприятий по защите от наводнений и других видов негативного воздействия вод;
приведение в соответствие с нормативными требованиями сети гидрометеорологических станций и постов для проведения мониторинговых работ;
перемещение объектов экономики и переселение населения с территорий, подверженных наводнениям;
разработка гидроэкологических паспортов водных объектов, картографическое обеспечение (атлас, отражающий гидрологические, экологические, экономические, паводковые и др. аспекты современного состояния водохозяйственной деятельности на территории республики);
ликвидация и (или) консервация гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии или утративших свое хозяйственное значение;
продолжение проведения руслоочистительных и русловыправительных работ на водотоках.
На третьем завершающем этапе (2016-2020 гг.) стоят следующие задачи:
формирование региональной системы прогнозирования, предупреждения и защиты от наводнений;
оптимизация системы управления процессом заторообразования на реках;
завершение комплекса мероприятий по защите от наводнений;
завершение комплекса берегоукрепительных работ;
завершение разработки и реализация системы предупреждения наводнений в бассейне р. Лена;
осуществление комплекса мер по защите поверхностных водных объектов - питьевых водоисточников от загрязнения в период весеннего половодья;
реализация целевых бассейновых проектов по ликвидации наиболее опасных в экологическом отношении рассредоточенных источников загрязняющих веществ, расположенных на затопляемых паводковыми водами территориях.
4. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции будет осуществляться государственной целевой программой Республики Саха (Якутия) "Защита населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод", которая будет разработана в соответствии с настоящей Концепцией.
Источниками финансирования мероприятий, включенных в программу, будут федеральный, республиканский и муниципальные бюджеты, а также могут быть внебюджетные средства.
5. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Проведение целенаправленной государственной политики в области использования и охраны водных объектов и достижение цели и задач данной Концепции связаны с обеспечением баланса экономических и экологических интересов Республики Саха (Якутия), а также со снижением опасности негативного воздействия вод.
Реализация Концепции обеспечит безопасные условия для жизнедеятельности населения и устойчивое развитие экономики республики:
1. Будут минимизированы ущербы от наводнений и других видов негативного воздействия вод населению и производственным объектам, транспортным коммуникациям, сельскохозяйственным угодьям.
2. В результате выполнения первоочередных мероприятий к 2012 году будет защищено от наводнений 13 населенных пунктов.
3. Предусмотрен перенос населенных пунктов с территорий, подверженных наводнениям, на новые площадки.
4. Проведение руслоочистительных и русловыправительных работ на малых реках позволит уменьшить их вредное воздействие на населенные пункты.
5. Произойдет улучшение качества поверхностных и подземных вод.
6. Проведение и внедрение в практику широкого комплекса мероприятий Концепции позитивно повлияет на общую экологическую ситуацию на территории Республики Саха (Якутия).
7. В результате проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ появится возможность более точно и надежно прогнозировать гидрометеорологическую ситуацию в период весеннего половодья, оптимизировать систему управления процессом заторообразования на реках как в условиях современного климата, так и в условиях возможных его изменений.
8. Внедрение информационной системы на основе ГИС-технологий и разработка нормативного документа, учитывающего особенности гидрологического режима рек республики, улучшит качество выпускаемой проектно-сметной документации, повысит надежность гидротехнических сооружений, ГЭС и водохозяйственных объектов, повысит эффективность управления водохозяйственным комплексом, позволит принимать научно-обоснованные решения в области использования и управления водными ресурсами, проследить развитие наводнений и экологически опасной ситуации с загрязнением речных вод.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 г. N 253 "Об утверждении Концепции защиты населенных пунктов и объектов экономики Республики Саха (Якутия) от наводнений и других видов негативного воздействия вод"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 16 июня 2010 г. N 38
Настоящий документ снят с контроля