Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего В.Т. Филиппова, судей А.С. Антонова, Д.Н. Миронова, В.Н. Прокопьева, Н.Е. Полятинского, с участием гражданки О.Д. Старостиной, ее представителя О.Ю. Ильиной, председателя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) А.Д. Кривошапкина, представителя Президента Республики Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) П.В. Иванова, народного депутата Республики Саха (Якутия) О.В. Макиенко, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) М.В. Рожиной, представителя Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова М.Ю. Велижаниной рассмотрел на открытом заседании дело о проверке конституционности части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явились жалоба гражданки О.Д. Старостиной и ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльского.
Основанием к рассмотрению дела явилась неопределенность в понимании положений части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Миронова, объяснения ходатайствующего и других участников судебного заседания, исследовав представленные документы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) гражданка О.Д. Старостина просит проверить конституционность ряда положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", предусматривающих, что:
- гражданин Российской Федерации, который достиг на день голосования совершеннолетия и место жительство которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, имеет право избирать депутатов представительного органа, главу муниципального образования по соответствующему избирательному округу (часть 1 статьи 5);
- основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (часть 1 статьи 18).
Студентка СВФУ им. М.К. Аммосова О.Д. Старостина, подавшая жалобу в Конституционный суд Республики Саха (Якутия), пребывает по адресу: г. Якутск, ул. Кулаковского, 46/2, комната 506/4. Якутская городская территориальная избирательная комиссия решением от 1 февраля 2012 г. N 6 отказала О.Д. Старостиной и другим студентам во включении их в списки избирателей на выборах главы Городского округа "Город Якутск" на основании части 1 статьи 5, части 1 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)". По иску О.Д. Старостиной и других студентов, не включенных в списки избирателей, городской суд г. Якутска удовлетворил требования истцов, но по правилам подведомственности не рассматривал вопросы о конституционности названных статей упомянутого закона.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльский обратился в Конституционный суд Республики Саха (Якутия) с ходатайством и просит проверить конституционность статей 18, 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", полагая, что положения этих статей ограничивают активное избирательное право граждан, закрепленное в статье 14 Конституции Республики Саха (Якутия).
Поскольку ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльского и жалоба гражданки О.Д. Старостиной касаются одного и того же предмета, Конституционный суд Республики Саха (Якутия), руководствуясь статьей 54 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", решил соединить дела по этим обращениям в одно производство.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда по настоящему делу являются положения части 1 статьи 5 и части 1 статьи 18, а также статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", касающиеся избирателей, обучающихся по очной форме обучения и имеющих регистрацию по месту пребывания в общежитиях СВФУ им. М.К. Аммосова.
2. Согласно статье 14 Конституции Республики Саха (Якутия) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы народовластия. Порядок реализации права граждан избирать органы народовластия в зависимости от уровня власти устанавливается федеральным и региональным законодательством.
Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через представительные органы и выборных должностных лиц (статья 97). Но порядок формирования выборных органов местного самоуправления определяется федеральным и региональным законодательством.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено осуществление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 36 названного закона глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Республики Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" в части 1 статьи 5 устанавливает, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и место жительство которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, имеет право избирать главу муниципального образования по соответствующему избирательному округу. Здесь адаптированы положения части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" применительно к муниципальным выборам в Республике Саха (Якутия).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Конституции Республики Саха (Якутия) органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также должностные лица, юридические лица обязаны на территории республики соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.
Следовательно, положение части 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" соответствует Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) на судебном заседании утверждал, что Центральная избирательная комиссия как правоприменительный орган заинтересован в восстановлении в составе действующего Закона "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" нормы закона от 11 июля 2007 г. о том, что "избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения). Соответствующая информация передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включается в списки избирателей".
Названные законы регулируют однотипные отношения, что допускает сравнимость их отдельных положений. Сопоставление конструкций положений части 1 статьи 18 Закона от 28 сентября 2011 г. "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" с положениями части 2 статьи 14 Закона от 11 июля 2007 г. "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" показывает, что они различаются как по объему, так и по характеру регулируемых ими отношений. Так, положения части 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г. по объему являются почти в три раза больше, чем положения части 2 статьи 14 закона от 11 июля 2007 г. Что касается существа регулируемых ими отношений, то часть 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г., в отличие от части 1 статьи 14 закона от 11 июля 2007 г., помимо прочего, регламентирует вопросы, связанные с установлением факта временного пребывания гражданина на территории избирательного участка с учетом правил регистрационного учета граждан Российской Федерации.
Категория граждан, идентифицируемая частью 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г. с избирательным участком путем введения режима "временного пребывания на территории определенного участка", может состоять из нескольких групп населения. В данном случае суд, в соответствии с предметом рассмотрения выделяет избирателей, обучающихся по очной форме обучения и имеющих регистрацию по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения).
В составе выделенной категории избирателей рассматриваемая группа в силу ее многочисленности, организованности, социального статуса, а также устойчивости ее связей с местом пребывания занимает особое положение. В условиях Якутии реализация активного избирательного права представителями данной группы по месту постоянной регистрации связана с трудностями транспортной схемы и дополнительными материальными затратами.
С учетом этих обстоятельств и в соответствии с практикой включения студентов в списки избирателей законодатель при формулировании норм части 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г. счел возможным закрепить определенное и недвусмысленное положение о "режиме временного пребывания избирателей на территории определенного избирательного участка", которое объективно распространяется на избирателей, обучающихся по очной форме обучения, имеющих регистрацию по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения). Это связано с тем, что положение упомянутого закона по своему конституционно-правовому смыслу в системе приведенного правового регулирования направлено на обеспечение активного избирательного права студентов очной формы обучения, имеющих регистрацию по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения), и не содержит запрета на включение их в списки избирателей главы Городского округа "Город Якутск".
Кроме того, закрепленный в части 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г. способ идентификации избирателей-студентов с определенным избирательным участком подтверждается тем, что списки избирателей составляются избирательной комиссией муниципального образования на основании сведений, представляемых главой муниципального образования, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают (часть 2 статьи 17 закона от 28.09.2011 г.).
Исполнение избирательной комиссией обязанностей (желательно по регламенту), закрепленных в статье 17 названного закона, означает принятие ею правоприменительного акта в виде списка избирателей, который является процессуальным средством обеспечения активного избирательного права студентов очной формы образования, имеющих регистрацию по месту пребывания. Список избирателей, составленный избирательной комиссией, утверждает студентов очной формы обучения, имеющих регистрацию по месту пребывания, в качестве участников (субъектов) избирательного процесса, осуществляемого в данном избирательном участке, что исключает предъявление к ним требований, в том числе таких, которые приведены в жалобе гражданки О.Д. Старостиной.
Включение избирателей, обучающихся по очной форме, в список по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения) не означает их жесткого прикрепления к соответствующим избирательным участкам. Такие избиратели по их личному выбору могут быть включены в списки избирателей по избирательным участкам по месту их постоянной регистрации.
Следовательно, часть 1 статьи 18 закона от 28 сентября 2011 г. не противоречит Конституции республики, поскольку определенно, недвусмысленно и ясно предполагает включение избирателей данной группы в списки избирателей по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения). Этому правилу корреспондирует, вытекающая из статьи 17 закона от 28 сентября 2011 г. обязанность избирательной комиссии составлять списки избирателей на основе сведений, представляемых руководителями учреждений, где соответствующие избиратели пребывают.
4. Переход от одного законодательного регулирования к другому не прерывает реализацию правоотношений, связанных с предшествующим порядком регулирования. В связи с этим соответствующие вопросы законодатель вправе решать по собственному усмотрению, руководствуясь своими дискреционными полномочиями, и, как указывает ходатайствующий, не отступая "от общих принципов юридической техники".
В статье 95 закона от 28 сентября 2011 г., в частности, закрепляется правило, согласно которому его действия распространяются на правоотношения, возникшие и возникающие в связи с проведением муниципальных выборов, назначенных после дня вступления закона в силу, т.е. после 26 октября 2011 г.
Не противоречит положениям статей 56 (пункт 29), 62 (часть 5) Конституции Республики Саха (Якутия) установление статьи 96 закона от 28 сентября 2011 г. о том, что Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 477-З N 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" утрачивает силу с 1 января 2012 г., поскольку этим обеспечивалась реализация конституционного права граждан избирать на выборах 4 декабря 2011 г.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 100-103 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать положения части 1 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку в них содержатся общие условия реализации избирательного права граждан Российской Федерации применительно к муниципальным выборам в Республике Саха (Якутия).
2. Признать часть 1 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" не противоречащей Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку она не направлена на ограничение активного избирательного права студентов очной формы обучения, а конкретизирует порядок реализации их активного избирательного права.
Положения пункта 1 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования предполагает включение студентов, обучающихся по очной форме, в списки избирателей соответствующего избирательного участка, при наличии у них регистрации по месту пребывания (по месту нахождения образовательного учреждения).
Включение избирателей, обучающихся по очной форме обучения, в списки избирателей данного избирательного участка, являясь актом правоприменительной деятельности органов публичной власти по обеспечению реализации всеми гражданами принадлежащего им активного избирательного права, осуществляется избирательной комиссией по месту пребывания на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, а также руководителем учреждения.
3. Признать положения статей 95, 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)", определяющих порядок действия ряда положений Закона Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. 477-З N 969-III "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" в переходный период, соответствующими статьям 14, 56 и 62 Конституции Республики Саха (Якутия), так как не создают ограничений в реализации активного избирательного права рассматриваемой группы избирателей и не нарушают правил осуществления законодательной деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
4. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно и действует непосредственно.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн".
Председатель Конституционного суда |
Д.Н. Миронов |
Судья-секретарь Конституционного суда |
В.Т. Филиппов |
г. Якутск,
20 февраля 2012 г.
N 1-П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2012 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5, части 1 статьи 18, статей 95 и 96 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" по жалобе гражданки О.Д. Старостиной и ходатайству народного депутата Республики Саха (Якутия) С.А. Сюльского"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 25 февраля 2012 г. N 22, в парламентской газете "Ил Тумэн" от 2 марта 2012 г. N 8, в газете "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 6 марта 2012 г. N 32-36