Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 28 августа 2012 г. N 3-54/12
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего Дьяконовой З.С.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных норм Закона Республики Саха (Якутия) от 06.05.1999 З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии",
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29.06.1999 г., принят Закон Республики Саха (Якутия) З N 89-II "О6 энергосбережении и эффективном использовании энергии", опубликованный в печатном издании: "Якутские ведомости", N 17, 06.06.1999 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) следует читать как "от 06.05.1999 г.", вместо "О6" имеется в виду "Об", вместо "06.06.1999 г." имеется в виду "16.06.1999 г"
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статью 2 в части, статьи 4, 6, 2, 8, 9, 10, части 1, 2, 3 и 5 статьи 13, статью 14, часть 1 статьи 15, статью 18 Закона Республики Саха (Якутия) 06.05.1999 З N 89-II "О6 энергосбережении и эффективном использований энергии" (далее по тексту Закон Республики N 89-II).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "эффективном использований" имеется в виду "эффективном использовании"
В обоснование заявления указано, что в статье 2 Закона Республики N 89-II, в качестве источников правового регулирования в сфере энергосбережения определены Закон Российской Федерации от 0304.1 996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" (далее Закон РФ N 28-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные и республиканские законы, иные нормативно-правовые акты РС (Я), а также Закон Республики N 89-II. В нарушение статьи 3 Федерального закона от 23.1 1.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту Федеральный закон N 261-ФЗ), в числе законодательства в сфере энергосбережения не включены муниципальные правовые акты. Кроме того, оспариваемая норма вступила в противоречие со ст. 47 Федерального закона N 261-ФЗ, которой Закон РФ "Об энергосбережении" признан утратившим силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущены опечатки.
Дату названного Федерального закона N 261-ФЗ следует читать как "от 23.11.2009"
Вместо "Закон Российской Федерации от 0304.1 996 N 28-ФЗ" имеется в виду "Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ"
Здесь и далее по тексту вместо "Закон РФ N 28-ФЗ" имеется в виду "Федеральный закон N 28-ФЗ"
Статья 4 Закона Республики Ы 89-11 устанавливает основные принципы энергосберегающей политики. Указанная норма, по мнению прокурора, вступает в противоречие со статьей 4 Федерального закона N 261-ФЗ, которая содержит более широкий перечень принципов правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "89-11" имеется в виду "89-II"
Прокурор оспаривает также статьи 6, 7, 8, 9 Закона Республики N 89-II, в которой определены, соответственно, полномочия Правительства Республики Саха (Якутия), республиканского государственного органа исполнительной власти, местных органов государственной власти, территориального органа государственного надзора в области энергосбережения. Указывает, что указанные статьи вступают в противоречие со статьей 7 Федерального закона N 261-ФЗ, которой установлены более широкие полномочия органов государственной власти субъектов РФ.
Статья 10 Закона Республики N 89-11, в которой определены источники финансирования энергосберегающих целевых программ, как указывает прокурор, противоречит части 3 статьи 14 Федерального закона N 261-ФЗ, поскольку источники финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должны определяться региональными и муниципальными программами в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Часть 1 статьи 13 Закона Республики N 89-11, в которой установлены цели энергетического обследования - эффективное использование энергетических ресурсов и снижение затрат потребителей на топливо и энергию, противоречит части 2 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которой основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Частями 2 и 5 статьи 13 Закона Республики N 89-II предусматривается обязательность энергетических обследований для всех организаций, тогда как согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ, энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, когда проведение обследования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц; организаций с участием государства или муниципального образования; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Часть 3 статьи 13 Закона Республики N 89-II, которой определено, что порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Министерством топливной промышленности и энергетики РС (Я), как указывает прокурор, вступает в противоречие со статьями 15-16 Федерального закона N 261-ФЗ, которыми урегулирован порядок проведения энергетических обследований, а также со статьей 7 названного Федерального закона, которой определение данного порядка к полномочиям органов государственно власти субъектов РФ не отнесено.
Статьей 14 Закона Республики N 89-II предусмотрено проведение энергетической экспертизы проектов строительства, тогда как субъекты Российской федерации полномочиями по установлению порядка проведения энергетической экспертизы проектов строительства не наделены.
Часть 1 статьи 15 Закона Республики N 89-II, которой предусмотрено, что весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов подлежат обязательному учету с помощью технических средств. Согласно ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы. Таким образом, оспариваемой нормой региональный законодатель возлагает на организации дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством, тогда как такими полномочиями не наделен.
Статья 18 Закона Республики N 89-II, которой предусмотрена обязанность имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, а такие учреждений подготовки и переподготовки кадров, предусматривать в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективности использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, противоречит, как указывает прокурор, части 5 статьи 14 Закона РФ "О6 образовании". Согласно указанной норме федерального законодательства, образовательная программа утверждается и реализуется конкретным образовательным учреждением самостоятельно.
В судебном заседании прокурор Ефремов Д.В. требования поддержал в полном объеме, просит заявление удовлетворить. Уточнил, что в заявлении прокурора допущена опечатка, и вместо части 3 статьи 13 Закона Республики N 89-II, оспариваемой прокурором, указана часть 4 статьи 13 указанного закона. Просит признать недействующей часть 3 статьи 13 Закона Республики N 89-II, а не часть 4 статьи 13, как ошибочно указано в заявлении прокурора.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 29 декабря 2011 года N 1гс-4855, а также представитель заинтересованного лица - Правительства РС (Я) Старостин А.И., действующий на основании доверенности от 20 августа 2012 года N 921-ПЗ в судебном заседании заявили о признании требований прокурора. Указывают, что оспариваемый Закон Республики морально устарел. Правительством РС (Я) разрабатывается проект закона РС (Я) о внесении изменений в Закон РС (Я) от 6 мая 1999 года З N 89-II "06 энергосбережении и эффективном использовании энергии". Просят приостановить производство по делу либо отложить рассмотрение дела до 27 сентября 2012 года; когда на пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) будет принят указанный закон и тем самым устранены противоречия регионального закона федеральному.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Оснований для приостановления производства по делу либо отложения рассмотрения дела не имеется. На момент подачи заявления и рассмотрения его в суде оспариваемый нормативный акт является действующим.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно пункту 65 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета-субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относятся утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством, об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту Федеральный закон N 261-ФЗ).
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 29.06.1999 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии", опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", N 17, 06.06.1999 г. (далее Закон Республики N 89-II).
Статьей 2 Закона Республики N 89-II предусмотрено, что законодательство Республики, Саха (Якутия) об энергосбережении состоит из Закона Российской Федерации "Об энергосбережении" и принимаемых в соответствии с ним федеральных и республиканских законов, иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, также настоящего Закона.
Указанная норма, определяя источники правового регулирования, в противоречие с вышеприведенной статьей 3 Федерального закона N 261-ФЗ, в качестве законодательства об энергосбережении ссылается на утративший силу, недействующий нормативный акт - Закон РФ "Об энергосбережении", не указывает в качестве источников правового регулирования Федеральный закон от 23.11.2009 N 261 ФЗ "Об энергосбережении" и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона от 23.11.2009 следует читать как "N 261-ФЗ"
Статьей 4 Закона республики N 89-II определены основные принципы энергосберегающей политики, к каковым отнесены: приоритет эффективности использования топлива и энергии над увеличением их добычи и производства; осуществление государственного надзора за эффективным использованием топлива и энергии; обязательность учета и контроля расхода используемых и отпускаемых энергоносителей юридическими лицами, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов; сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителен топлива и энергии; обеспечение государственной финансовой поддержки программ и проектов повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики привлечение энергопроизводящих организаций в процесс повышения эффективности использования энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики.
Статьей 4 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах; эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
Установленные статьей 4 Закона Республики N 89-II принципы энергосберегающей политики, не соответствуют принципам, установленным федеральным законом, поскольку содержат иные принципы и тем самым оспариваемая норма устанавливает иное правовое регулирование.
Статьей 6 Закона Республики N 89-II определены полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области энергосбережения. К ним отнесены реализация энергосберегающей политики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) на территории республики; установление лимитов потребления; разработка и обеспечение выполнения федеральных и республиканских энергосберегающих программ и проектов; проведение экспертизы эффективности энергосберегающих проектов; образование республиканских органов управления энергосбережением и контроль за их деятельностью; обеспечение бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергосберегающим контрактам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках республиканских программ энергосбережения; определение основных направлений проведения государственной энергосберегающей политики на территории республики; утверждение республиканских программ в области энергосбережения; определение порядка формирования средств республиканского фонда энергосбережения; принятие в пределах своей компетенции нормативных актов;. направленных на стимулирование предприятий и организаций в целях повышения эффективности использования энергоресурсов создание благоприятных экономических условий на территории республики для инвестирования энергосберегающих проектов и программ; стимулирование внедрения возобновляемых источников энергии (ветровой, солнечной энергии, продукции биологических отходов сельского и лесного хозяйства).
Статьей 7 Закона Республики N 89-II к полномочиям республиканского государственного органа исполнительной власти в области энергосбережения (Министерство топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия) отнесены: координация деятельности органов государственного надзора по проведению энергосберегающих работ; контроль за выполнением обязательств организаций и предприятий по улучшению показателей использования энергии и топлива; разработка с другими министерствами и ведомствами проектов республиканских программ в области энергосбережения.
Между тем, статьей 7 Федерального закона N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесены: проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической: эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества. собственников помещений в многоквартирном доме; информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление регионального. государственного контроля (надзоре) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесенных настоящим Федеральным, законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Республики N 89.11 к полномочиям местных органов государственной власти в области энергосбережения отнесены: разработка и участие в осуществлении местных топливно-энергетических программ энергосбережения; участие в обеспечении бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергосберегающим контрактам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках местных программ энергосбережения; обеспечение финансовой поддержки энергосбережения на основе формирования местных, финансовых средств; согласование местных программ энергосбережения и создание территориальных структур энергосбережения
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Статьей 8 Закона Республики N 89-II"
К полномочиям территориального органа государственного надзора в области энергосбережения отнесены статьей 9 Закона Республики N 89-II надзор за рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов при их потреблении организациями, независимо от их организационно-правовых форм; надзор за организацией учета производства и потребления топлива и энергии; техническая экспертиза проектов в, части эффективного использования топлива и энергии.
Между тем, статьей 8 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере энергосбережения устанавливаются федеральными законами. Региональный законодатель, определив полномочия указанных органов, отличные от установленных федеральным законодателем, тем самым установил иное регулирование отношений в области энергосбережения.
Статьей 10 Закона Республики N 89-II определены источники финансирования энергосберегающих целевых программ. Между тем частью З статьи. 13 Федерального закона N 261-ФЗ определено, что информацию об источниках финансирования мероприятии по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий должны содержать региональные; муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью З статьи. 13" имеется в виду "пунктом 3 части 3 статьи 14"
Статья 13 Закона Республики N 89-II состоит из 5 частей следующего содержания:
1. Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективного использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо и энергию.
2. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов.
3. Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Министерством топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия).
4. Энергетическое обследование организаций, за исключением бюджетных; производится на хоздоговорной основе.
5. Бюджетные организации подлежат обязательному энергетическому обследованию.
Часть 1 указанной статьи вступает в противоречие с частью 2 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ, которой определены основные цели энергетического обследования; получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергической эффективности; разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимости оценки.
Таким образом, региональный законодатель по сравнению с федеральным законодателем сужает, ограничивает цели энергетического обследования.
Часть 2 и часть 5 статьи 13 Закона Республики N 89-II устанавливающие обязательность энергетических обследований для определенных организаций, вступают в противоречие с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ, которой установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ установлено, что проведение энергетического обследования является обязательным для. лиц: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц; 2) организации с участием государства или муниципального образования; 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности; 4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год; 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень организаций, в которых обязательно проведение энергетических обследований, определенный региональным законодателем, не совпадает с перечнем таких организаций, определенным федеральным законодателем.
В перечне полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенной в ст. 7 Федерального закона N 261-ФЗ, не предусмотрено полномочие указанных органов определять порядок и сроки энергетических обследований. Порядок, основания энергического обследования установлены ст.ст. 15, 16 Федерального закона N 261-ФЗ. В противоречие указанным нормам федерального законодательства, частью 3 статьи 13 Закона Республики N 89-II установлено, что порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Министерством топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия).
Частью 5 статьи 13 частью 1 статьи 15 Закона Республики N 89-II предусмотрено, что весь объем добываемых, производимых, перерабатывающих, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергических ресурсов подлежит обязательному учету с помощью технических средств.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы.
Статьей 18 Закона Республики N 89-II предусмотрено, что имеющие государственную аккредитацию учреждения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения подготовки и переподготовки кадров в программах по обучению и подготовке работников в области энергообеспечения должны предусматривать основы эффективного использования энергетических ресурсов, в том числе основы эффективности использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива.
Указанная норма устанавливает обязанность образовательных учреждений включать в образовательную программу определенные учебные курсы в сфере энергосбережения, тогда как согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 261-ФЗ, образовательные программы могут включать в себя учебные курсы по основам энергосбережения и повышения энергической эффективности, то есть федеральный законодатель устанавливает право образовательных учреждений включать в образовательные программы соответствующие учебные курсы, а не обязанность. Кроме того, частью 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Сравнительный анализ вышеприведенных норм Закона республики N 89-II и норм Федерального закона N 261-ФЗ дает основание сделать вывод о противоречии указанных норм регионального закона нормам федерального закона, поскольку региональные нормы устанавливают иное правовое регулирование отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отличное от правового регулирования этих отношений федеральным законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений Закона РС (Я) недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими статью 2 в части, не предусматривающей в качестве источников правового регулирования в сфере энергосбережения Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", муниципальные правовые акты; статьи 4, 6, 7, 8, 9, 10, части 1, 2, 3 и 5 статьи 13, статью 14, часть 1 статьи 15, статью 18 Закона Республики Саха (Якутия) 06.05.1999 З N 89-II "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии" со дня вступления в законную силу решения суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "06.05.1999" имеется в виду "от 06.05.1999"
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
З.С. Дьяконова |
Решение изготовлено в окончательной форме 31 августа 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2012 г. N 3-54/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 6 февраля 2013 г. N 8
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника