Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 16 апреля 2012 г. N 3-21/12
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего |
Дмитриевой Л.А. |
при секретаре |
Черепановой Е.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)"
установил:
28.09.2011 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 816-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон), опубликованный в печатном издании "Якутские ведомости", N 70, 15.10.2011, "Ил Тумэн", N 41, 21.10.2011 (закон (статьи NN 1 - 22)), "Ил Тумэн", N 42, 28.10.2011 (закон (статьи NN 23 - 40)), "Ил Тумэн", N 43, 03.11.2011 (закон (статьи NN 41 - 58)), "Ил Тумэн", N 45, 18.11.2011 (закон (статьи NN 59 - 74)), "Ил Тумэн", N 46, 25.11.2011 (закон (статья N 75), "Ил Тумэн", N 49, 16.12.2011 (закон (статьи NN 75 - 81)), "Ил Тумэн", N 50, 23.12.2011 (закон (статьи NN 82 - 96)), "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 32-36, 06.03.2012.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)".
В обоснование заявления указано, что часть 2 статьи 6 оспариваемого нормативного правового акта, а именно третье предложение третьего абзаца названной нормы, вступает в противоречие с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ), поскольку допускает иной по сравнению с положениями действующего федерального законодательства порядок исчисления срока полномочий органов местного самоуправления (в том числе, депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования).
Также в заявлении указано на то, что пунктом 4 части 21 статьи 31, частью 21 статьи 79, частью 29 статьи 79 Закона урегулированы вопросы, касающиеся соответственно порядка ознакомления члена избирательной комиссии с правом решающего голоса с документами и материалами (в том числе открепительными удостоверениями), упаковки открепительных удостоверений, передачи открепительных удостоверений на хранение, тогда как норм, предусматривающих возможность голосования избирателей на основании открепительных удостоверений при проведении муниципальных выборов, в Законе не содержится. В связи с этим прокурор полагает оспариваемые положения Закона противоречащими части 1 статьи 62 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
В судебном заседании прокурор Самойлова В.В. требования, изложенные в заявлении с учетом уточнений, предъявленных в ходе предварительного судебного заседания, поддержала. Просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 4 части 21 статьи 31, часть 21 статьи 79, часть 29 статьи 79, а также часть 2 статьи 6 Закона по вышеизложенным основаниям.
Представители заинтересованных лиц - Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванов В.Н., действующий на основании доверенности от 29.12.2011 г. N 1ГС-4853, Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Чукрова Т.Д., действующая на основании доверенности от 12.04.2012 г., с заявлением прокурора не согласились. Суду пояснили, что часть 2 статьи 6 Закона в оспариваемой прокурором части соответствует пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 названной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий. Также ссылаются на пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, допускающий возможность сокращения не более чем на одну треть сроков, указанных в настоящем пункте, а также сроков осуществления иных избирательных действий, при назначении досрочных выборов. Полагают, что оспариваемые положения Закона приняты законодателем субъекта РФ в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, предусматривающей, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
В части требований прокурора, касающихся оспаривания положений Закона, имеющих отношение к открепительным удостоверениям, представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) пояснил, что данные положения полностью соответствуют пункту 1 статьи 62 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, так как названной нормой установлено, что законом может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.
Представителем Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) в этой части даны суду пояснения о возможной технической ошибке при составлении текста Закона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.
28.09.2011 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 816-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-З N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" (далее - Закон).
Текст Закона был опубликован на русском языке в печатном издании "Якутские ведомости", N 70, 15.10.2011, "Ил Тумэн", N 41, 21.10.2011 (закон (статьи NN 1 - 22)), "Ил Тумэн", N 42, 28.10.2011 (закон (статьи NN 23 - 40)), "Ил Тумэн", N 43, 03.11.2011 (закон (статьи NN 41 - 58)), "Ил Тумэн", N 45, 18.11.2011 (закон (статьи NN 59 - 74)), "Ил Тумэн", N 46, 25.11.2011 (закон (статья N 75), "Ил Тумэн", N 49, 16.12.2011 (закон (статьи NN 75 - 81)), "Ил Тумэн", N 50, 23.12.2011 (закон (статьи NN 82 - 96)), на языке саха - в печатном издании "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 32-36, 06.03.2012.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности, полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, а также предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года определено, что федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Статьей 11 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В связи с этим суд считает, что оспариваемый Закон принят Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных действующим федеральным законодательством законодательному органу субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III (ред. от 15.06.2011) "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов является первая публикация полного текста в республиканских газетах "Ил Тумэн", "Саха сирэ", "Якутия", а также в "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)".
Судом установлено, что первая публикация Закона состоялась в печатном издании "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия"), N 70, 15.10.2011. Следовательно, по правилам пункта 2 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III (ред. от 15.06.2011) "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" оспариваемый Закон, как нормативный правовой акт, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступил в силу не ранее чем через десять дней со дня его официального опубликования.
Согласно части 1 статьи 6 Закона срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается в соответствии с федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.
По правилам части 2 статьи 6 Закона исчисление срока, на который были избраны депутаты представительного органа муниципального образования, начинается со дня их избрания. Днем избрания указанных депутатов является день голосования, в результате которого представительный орган муниципального образования был избран в правомочном составе.
Исчисление срока, на который был избран глава муниципального образования, начинается со дня его избрания.
Если депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования были избраны в марте, то днем окончания срока, на который избираются указанные лица, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных лиц. Если депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования были избраны в октябре, то днем окончания срока, на который избираются указанные лица, является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных лиц (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Если депутаты представительного органа муниципального образования, глава муниципального образования были избраны на досрочных либо повторных муниципальных выборах в период с 1 января по 30 июня, то днем окончания срока, на который избираются указанные лица, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных лиц, а если в период с 1 июля по 31 декабря, то днем окончания срока, на который избираются указанные лица, является второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных лиц (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах).
Также частью 3 статьи 6 закона установлено, что изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6 и 9 статьи 81.1 и пунктом 4 статьи 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 2 настоящей статьи, частью 4 статьи 8 настоящего Закона.
Часть 4 статьи 8 Закона предусматривает, что днями голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", второе воскресенье октября года, в которых истекают сроки полномочий указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 7 настоящей статьи.
Частью 5 статьи 8 Закона, в свою очередь, установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, представительного органа муниципального образования или депутатов представительного органа муниципального образования, влекущего за собой неправомочность органа местного самоуправления, досрочные муниципальные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Согласно части 6 статьи 8 Закона выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.
По правилам части 7 статьи 8 Закона голосование на муниципальных выборах может быть назначено только на воскресенье.
Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены муниципальные выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, муниципальные выборы назначаются на первое воскресенье марта. Если второе воскресенье октября, на которое должны быть назначены муниципальные выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, муниципальные выборы назначаются на первое воскресенье октября.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.
Срок полномочий органов местного самоуправления регламентирован статьей 8 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая в пункте 1 устанавливает, что днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
По правилам пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 67-ФЗ изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6, 9 и 10 статьи 81.1 и пунктами 4 и 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.
Пунктом 8 статьи 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в соответствии с пунктом 3, 4, 5 или 7 настоящей статьи в иные, чем второе воскресенье марта дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
Согласно пункту 3 статьи 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, или депутаты указанных органов, истекает в период с 1 апреля по 31 октября после 15 августа 2005 года, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах.
При этом пункт 4 статьи 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года предусмотрено, что если реализация положений пункта 1 или 2 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах. Если реализация положений пункта 3 настоящей статьи приводит к такому совмещению дней голосования на нескольких выборах, в том числе выборах в орган (органы) местного самоуправления, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выдаваемых на досрочных, повторных и дополнительных выборах), выборы в орган (органы) местного самоуправления назначаются на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены.
Исходя из содержания пункта 5 статьи 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, сроки полномочий которых или сроки полномочий депутатов которых истекают в период до 1 января 2006 года, проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации не будет определено, что соответствующие выборы проводятся во второе воскресенье марта 2006 года.
Согласно пункту 7 статьи 81.1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года выборы в представительные органы первого созыва и выборы глав вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальных образований, а также выборы в органы местного самоуправления, срок полномочий которых был продлен или сокращен в соответствии со статьей 82 настоящего Федерального закона, проводятся в сроки, определенные законами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.
Установленные в статье 8 и статье 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требования, предъявляемые к порядку назначения выборов являются по своей сути организационной правовой гарантией для обеспечения соблюдения принципа обязательности и периодичности проведения выборов, соблюдения сроков их проведения в увязке со сроками истечения полномочий выборного органа.
В силу пункта 5 статьи 1 этого же Федерального закона эти гарантии могут быть изменены только федеральным законодателем.
Поскольку, сформулированное законодателем Республики Саха (Якутия) оспариваемое положение части 2 статьи 6 Закона изменяет общее условие назначения выборов и исчисления срока полномочий выборных органов, предусмотренное в аналогичных федеральных нормах, суд приходит к выводу о том, что изменение данного правила указывает на противоречие названных положений Закона действующему федеральному законодательству и удовлетворении требований прокурора о признании недействующей части 2 статьи 6 Закона (третьего предложения абзаца третьего названной нормы).
Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, на который ссылается представитель заинтересованного лица, касается срока проведения досрочных выборов в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 названной статьи, т.е. не регулирует собственно вопросы исчисления срока полномочий органов местного самоуправления, которые являются предметом рассмотрения по настоящему делу. Также пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, допускающий возможность сокращения не более чем на одну треть сроков, указанных в настоящем пункте, применим к случаям, касающимся назначения выборов и не может рассматриваться как норма, регулирующая порядок исчисления полномочий органов местного самоуправления.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что установленное частью 2 статьи 6 Закона иное по сравнению с федеральным законодательством правило исчисления сроков полномочий органов местного самоуправления, является дополнительной гарантией избирательных прав граждан, не могут быть приняты судом. Представительные органы в субъектах Российской Федерации, в том числе и в органы местного самоуправления, формируются на основе собственных избирательных законов, а установленные законные избирательные процедуры не могут нарушаться. Иное привело бы к ущемлению права граждан участвовать в свободных, демократических периодических выборах.
Это означает, что на законодателе субъекта Российской Федерации лежит конституционная обязанность, приводить свои избирательные законы в соответствие с федеральными законами (статьи 5 часть 2; 76 части 4 и 5; 77 часть 1), обеспечивая защиту конституционных, в том числе избирательных, прав граждан (статьи 32 и 72 пункт "б" части 1).
Изменение срока полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица лишает избирателей возможности принять участие в очередных выборах и тем самым реализовать их конституционное право участвовать в местном самоуправлении, избирать и быть избранным в соответствующие органы местного самоуправления.
Как следует из части 1 статьи 62 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, участка референдума, где он включен в список избирателей, участников референдума, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, округа референдума, где избиратель, участник референдума обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме) на том избирательном участке, участке референдума, на котором он будет находиться в день голосования.
Таким образом, вышеназванным Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право в своих законодательных актах самостоятельно предусматривать возможность голосования избирателей на основании открепительных удостоверений при проведении выборов в органы местного самоуправления. При этом законодательный орган субъекта Российской Федерации исходит из принципа гарантированности обеспечения избирательных прав граждан с учетом территориальных и иных условий реализации данного права избирателями на территории субъекта Российской Федерации.
Положения оспариваемого прокурором Закона не предусматривают возможность голосования избирателей на основании открепительных удостоверений при проведении выборов в органы местного самоуправления. Вместе с тем пунктом 4 части 21 статьи 31, частью 21 статьи 79, частью 29 статьи 79 Закона урегулированы отдельные вопросы, касающиеся использования открепительных удостоверений, в том числе: порядка ознакомления члена избирательной комиссии с правом решающего голоса с документами и материалами (в том числе открепительными удостоверениями), упаковки открепительных удостоверений, передачи открепительных удостоверений на хранение.
Таким образом, названные положения Закона при отсутствии общей нормы, позволяющей избирателю принять участие в голосовании на основании открепительного удостоверения, порождают неопределенность оспариваемых положений, вызывают их неоднозначное толкование.
В связи с изложенным установленное оспариваемым нормативно-правовым актом правовое регулирование в этой части не соответствует требованиям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Неопределенность содержания законодательного регулирования допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона.
Неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 вышеназванного Постановления от 29 ноября 2007 года N 48 разъяснил, что суду, проверяя содержание оспариваемого акта, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемого распоряжения недействующим со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими третье предложение абзаца третьего части 2 статьи 6; пункт 4 части 21 статьи 31, часть 21 статьи 79, часть 29 статьи 79 в части регулирования вопросов, связанных с открепительными удостоверениями Закона Республики Саха (Якутия) от 28.09.2011 964-3 N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Решение суда принято в окончательной форме 23 апреля 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2012 г. N 3-21/12
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 20 апреля 2013 г. N 27