Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 31 июля 2014 г. N 3-23/2014
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Марковой Д.Р.,
с участием прокурора Ефремова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению в части пункт 1 статьи 5.1 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 З N 338-IV принят Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 726-З N 337-IV (далее КоАП РС (Я)).
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1 статьи 5.1 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в части слов "образовательных учреждений".
Заявление мотивировано следующим.
Со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" термин "образовательное учреждение" не используется в связи с введением новых понятий. Использование термина "образовательное учреждение" в отдельных нормах Закона РС (Я) необоснованно сужает круг объектов, на территории которых распространяется ограничение, связанное с выгулом собак.
В судебном заседании прокурор поддержал требования заявления по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 16 июня 2014 года согласился с доводами прокурора и пояснил, что данное противоречие возникло в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Соответствующие изменения в КоАП РС (Я) будут внесены.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Вопросы административного, административно процессуального законодательства, в соответствии с подпунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кодекс РС (Я) Об административных правонарушениях принят постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 14.10.2009 З N 338-IV. Опубликован в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 66, 11.11.2009, "Ил Тумэн", N 44, 13.11.2009, "Сокуоннар. Уураахтар. Дьапаллар.", N 175-178, 19.12.2009.
Главой 5 КоАП РС (Я) определены административные правонарушения в области обращения с животными.
Частью 1 статьи 5.1 КоАП РС (Я) предусмотрена ответственность за нарушение установленных Правительством Республики Саха (Якутия) правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, в транспорте, а также выгул собак на территориях медицинских организаций, детских садов, школ и иных образовательных учреждений, работающих с несовершеннолетними.
Вступившим в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 273-ФЗ) определены понятия "образовательная организация", "организация, осуществляющая обучение", "организации, осуществляющие образовательную деятельность" и "образовательная деятельность".
Так, в пункте 18 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ раскрывается содержание образовательной организации, как некоммерческой организации, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (пункт 19);
организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (пункт 20);
Федеральный закон N 273-ФЗ определил также понятие "образовательная деятельность", как деятельность по реализации основных и дополнительных образовательных программ.
При этом правом на осуществление этой деятельности наделены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Федеральный закон N 273-ФЗ не применяет такое понятие как "образовательное учреждение" и, соответственно, не дает определение этому понятию,
Понятие "образовательное учреждение" предшествующим Законом РФ "Об образовании" определялось как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательным учреждением являлось только юридическое лицо, создаваемое и регистрируемое в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.ч. 1 и 2 ст. 12 Закона РФ "Об образовании").
В этом же смысле указанное понятие используется в КоАП РС (Я).
Оспариваемая норма в части указания в ней на "образовательные учреждения" вступает в противоречие с нормами федерального законодательства, поскольку в нормативном акте субъекта РФ, регулирующем вопросы, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, применяется понятие, исключенное из федерального законодательства.
Поскольку определение понятий "образовательное учреждение", используемое в утратившем силу Законе РФ "Об образовании", и "организации, осуществляющие образовательную деятельность", используемое в Федеральном законе N 273-ФЗ, различно, использование в региональном законодательстве понятия "образовательное учреждение" нельзя признать обоснованным.
При указанных обстоятельствах, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая исследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о признании оспариваемых положений КоАП РС (Я) недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункт 1 статьи 5.1 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в части слов: "образовательные учреждения", со дня вступления в законную силу решения суда.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
З.С. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2014 г. N 3-23/2014
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 6 сентября 2014 г. N 49