Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия)
от 24 апреля 2014 г. N 3-8/14
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2, 3, 5-7 Порядка предоставления и распределения бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, пунктов 2, 3, 5-7 Порядка предоставления и распределения бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, абзаца 2 пункта 1, пункта 6 Правил предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.12.2013 N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)",
установил:
09 декабря 2013 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 162-172, 18.12.2013.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2, 3, 5-7 Порядка предоставления и распределения бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - Порядок N 1), пунктов 2, 3, 5-7 Порядка предоставления и распределения бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности (далее - Порядок N 2), абзаца 2 пункта 1, пункта 6 Правил предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (далее - Правила), утвержденных названным постановлением Правительства РС (Я).
В обоснование заявления указано, что постановление Правительства РС (Я) от 09.12.2013 г. N 421 принято в целях реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Федеральная программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, и содержит указание на предоставление соответствующих социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в порядке и на условиях, установленных соответствующим Типовым положением, являющимся приложением к Федеральной программе.
Между тем, как указывает прокурор, в противоречие нормативным правовым актам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, пунктами 2, 3, 5-7 Порядка N 1 и пунктами 2, 3, 5-7 Порядка N 2 изменен механизм предоставления гражданам указанных социальных выплат.
В частности, на уровне субъекта РФ предусмотрена полная передача органам местного самоуправления функций уполномоченного органа исполнительной власти республики при реализации мероприятий Федеральной программы, тогда как Типовое положение устанавливает закрытый перечень отдельных функций органов исполнительной власти, которые органы местного самоуправления вправе выполнять на основании заключенных с органами исполнительной власти соглашений.
Также прокурор указывает на то, что получение социальных выплат гражданами, проживающими в сельских местностях республики, поставлено в зависимость от соответствия муниципальных образований установленным Порядком N 1 и Порядком N 2 критериям и условиям, в том числе от наличия инвестиционного проекта по развитию сельскохозяйственного производства, а также действующей муниципальной целевой программы по предоставлению из местного бюджета социальных выплат на улучшение жилищных условий гражданам. Тем самым, круг сельских жителей республики, имеющих право на получение социальной выплаты, неправомерно сужен. В частности, жители районов, на территории которых не реализуется либо отсутствует названные инвестиционный проект или муниципальная программа, лишены права получить средства государственной поддержки, что не согласуется с положениями Федеральной программы.
Оспаривая вышеуказанные пункты Порядка N 1 и Порядка N 2 прокурор полагает, что понуждение муниципальных образований принять муниципальные программы, предусматривающие предоставление социальных выплат за счет средств местных бюджетов (путем установления в пункте 2 Порядка N 1 и пункте 2 Порядка N 2 такого критерия отбора муниципальных образований), противоречит установленному в статье 31 Бюджетного кодекса РФ принципу самостоятельности бюджетов.
Кроме того, прокурор считает оспариваемые положения регионального законодательства не соответствующими части 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, содержащей правовое понятие субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, под которыми понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
При этом, ссылаясь на Государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2016 годы, утвержденную Указом Президента РС (Я) от 07.10.2011 года N 934, прокурор указывает на то, что софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в сельской местности (софинансирование муниципальных программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат), равно как и привлечение средств местных бюджетов при предоставлении таких социальных выплат из бюджета республики, не предусмотрено. Согласно программе социальные выплаты гражданам предоставляются только за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца 2 пункта 1 Правил прокурор обосновывает тем, что данная норма неправомерно сужает понятие гранта на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по сравнению с определением, содержащимся в Федеральной программе, и предполагающим возможность предоставления средств государственной поддержки не только органу местного самоуправления, но и органу территориального общественного самоуправления сельского поселения.
Кроме того, по мнению прокурора, установленное пунктом 6 Правил определение размера гранта, исходя из сметной стоимости проекта, не соответствует положениям Федеральной программы, предусматривающим, что размер гранта рассчитывается в процентном соотношении к общей стоимости проекта.
В судебном заседании прокурор Самойлова В.В., прокурор Диодорова Ю.Л. заявленные требования поддержали в полном объеме, просят признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими вышеприведенные положения Порядка N 1, Порядка N 2, а также Правил, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.12.2013 N 421.
Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Саха (Якутия) Владимиров Д.Г., действующий на основании доверенности от 09.09.2013 г. N 897-П1, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился, считает заявленные требования необоснованными.
Указывает на то, что оспариваемые положения регионального законодательства, в частности, пункты 2, 3, 5-7 Порядка N 1 и пункты 2, 3, 5-7 Порядка N 2, приняты в соответствии с Федеральной программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598. Ссылается на подпункт "в" пункта 4, подпункт "г" пункта 17 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение N 3 к Федеральной программе), которые во взаимосвязи предусматривают использование субъектом Российской Федерации предоставляемой из федерального бюджета субсидии на софинансирование муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.
Полагает, что в силу вышеуказанных положений Федеральной программы допускается установление такого критерия для предоставления субсидии, как наличие соответствующих целевых муниципальных программ.
Также не согласен с требованием прокурора о признании недействительным абзаца 2 пункта 1 Правил. При этом указывает на то, что пунктом 2, пунктом 4 Правил предусмотрено предоставление гранта на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, как органу местного самоуправления, так и органу территориального общественного самоуправления сельского поселения.
Требования прокурора об оспаривании пункта 6 Правил считает необоснованными, указывая на то, что данное положение в соответствии с Федеральной программой содержит указание на верхний предел гранта в размере, не превышающем 2 млн. рублей.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта по следующим основаниям.
09 декабря 2013 года Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)", опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 162-172, 18.12.2013.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2, пункт 6 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ).
Из содержания части 2 статьи 7 названного Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ следует, что финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку устойчивого развития сельских территорий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из Преамбулы постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 09 декабря 2013 N 421, данный нормативный правовой акт принят в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Порядок предоставления бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 09.12.2013 N 421, определяет правила и условия предоставления бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия) на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Порядок предоставления и распределения бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 09.12.2013 N 421, также содержит аналогичные положения, касающиеся предоставления бюджетных средств (субсидий) муниципальным образованиям.
При этом, пунктом 2 Порядка N 1 предусмотрены критерии для предоставления субсидий муниципальным образованиям, в том числе:
а) наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятие, указанное в пункте 1 настоящего Порядка;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в пункте 1 настоящего Порядка" имеется в виду "в пункте 1 Порядка N 1"
б) привлечение муниципальным образованием в объемах, необходимых для выполнения показателей результативности предоставления субсидий, собственных (заемных) средств граждан;
в) наличие предварительных списков участников мероприятия - получателей социальных выплат по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
г) выполнение целевых индикаторов по вводу (приобретению) жилья.
Условиями предоставления субсидий муниципальным образованиям являются:
наличие на территории муниципального образования инвестиционного проекта по развитию сельскохозяйственного производства;
соответствие мероприятий муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий мероприятиям государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы", утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 N 2349.
Аналогичные по смыслу положения приведены в пункте 2 Порядка N 2.
Из раздела I названной Федеральной программы видно, что целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:
предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в соответствии с Правилами, предусмотренными приложением N 3.
Субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, предоставляются в соответствии с Положением, предусмотренным приложением N 7.
В свою очередь, пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Приложение N 3 к Федеральной программе) установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих:
а) предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к Федеральной программе (далее - Типовое положение);
б) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям, молодым специалистам по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, предусмотренным приложением N 7 к Федеральной программе.
Согласно пункту 3 Приложения N 3 к Федеральной программе субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, региональные целевые программы устойчивого развития сельских территорий которых прошли отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пунктом 17 Приложения N 3 к Федеральной программе установлено, что субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающим, в том числе обязательство о заключении органом исполнительной власти соглашений с органами местного самоуправления в случае, если субсидия используется субъектом Российской Федерации на софинансирование муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "в пункте 2 настоящих Правил" имеется в виду "в пункте 2 указанных Правил"
Из пункта 19 Приложения N 3 к Федеральной программе следует, что перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке и в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с заявкой, представляемой органом исполнительной власти по форме и в срок, которые установлены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на мероприятия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, источником финансового обеспечения которых является субсидия, осуществляются в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, а при перечислении субсидии в местный бюджет - в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации для исполнения бюджетов муниципальных образований.
По смыслу вышеприведенных положений федерального законодательства предусмотренные Федеральной программой субсидии из федерального бюджета предоставляются субъектам Российской Федерации, которые вправе использовать их как на непосредственное осуществление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям, молодым специалистам, так и на предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов.
Тем самым суд находит несостоятельными доводы прокурора о недопустимости указания в нормативном правовом акте субъекта РФ на принятие муниципальными образованиями муниципальных целевых программ, поскольку наличие соответствующей муниципальной программы прямо предусмотрено Федеральной программой в качестве условия для использования субъектом РФ предоставленной субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований.
Кроме того, согласно пункту 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, что опровергает утверждение прокурора о предоставлении предусмотренных социальных выплат гражданам только за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Разрешая заявленные требования по существу, суд также исходит из правовых норм, предусмотренных статьями 26.2 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также статьями 8 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ одним из основных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации названы разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 26.2 того же Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно статье 26.14 упомянутого Федерального закона расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по установлению и исполнению расходных обязательств субъекта РФ.
Статьей 31 того же Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает, в том числе, право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
Поскольку к мероприятиям, реализуемым в рамках Федеральной программы за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, относится также и предоставление субсидий субъектам РФ на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления муниципальным образованиям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.
Принцип адресного и целевого использования бюджетных средств, закрепленный статьей 38 Бюджетного кодекса РФ, в данном случае не нарушен, так как бюджетные средства выделяются в распоряжение получателя бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей - осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, одним из вариантов которых является софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации муниципальных целевых программ.
Утверждение прокурора о неправомерном установлении дополнительного условия получения субсидии муниципальным образованием в виде наличия на территории муниципального образования инвестиционного проекта по развитию сельскохозяйственного производства, не может быть принято судом. Данная норма регионального законодательства согласуется с положениями Федеральной программы, определяющими, что достижение целей Программы будет осуществляться с учетом, в частности, обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса. Из раздела IV Федеральной программы "Обоснование ресурсного обеспечения Программы" следует, что средства федерального бюджета, предусмотренные на финансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, развитию социальной и инженерной инфраструктуры и комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку, направляются на реализацию указанных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса.
В связи с этим суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части оспаривания пунктов 2, 3, 5-7 Порядка N 1, пунктов 2, 3, 5-7 Порядка N 2.
Согласно утвержденным постановлением Правительства РС (Я) от 09.12.2013 N 421 Правилам предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, настоящие Правила устанавливают условия предоставления и расходования грантов (субсидии) на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (далее - гранты), в соответствии с федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.
Из абзаца 2 пункта 1 названных Правил следует, что под грантом понимаются средства государственной поддержки, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе органу местного самоуправления сельского поселения на реализацию общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в сельской местности.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598, под грантом понимаются средства государственной поддержки, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления сельского поселения на реализацию общественно значимого проекта с участием граждан, проживающих в сельском поселении.
Сравнительный анализ вышеприведенных правовых норм дает основания полагать, что положение регионального законодательства вопреки нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, необоснованно сужает понятие гранта, так как не предусматривает такой субъект получателей средств государственной поддержки, как орган территориального общественного самоуправления сельского поселения.
Ссылка представителя заинтересованного лица на пункт 4 названных Правил, из содержания которого усматривается, что гранты предоставляются органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления сельского поселения, не может быть признана судом обоснованной, так как не устраняет выявленных противоречий в отношении конкретной оспариваемой нормы.
Исходя из изложенного, суд считает правомерными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что размер гранта составляет не более 60% от сметной стоимости проекта и не должен превышать 2 млн. рублей.
Однако, пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598, установлено, что размер гранта не может превышать 60 процентов общей стоимости проекта.
Таким образом, оспариваемое положение регионального законодательства в отличие от правовых норм Федеральной программы, прямо указывающих на то, что размер гранта определяется, исходя из общей стоимости проекта, устанавливают иной порядок расчета средств государственной поддержки, что не соответствует нормам бюджетного законодательства.
В связи с этим суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора, касающиеся оспаривания пункта 6 Правил в части слов "составляет не более 60% от сметной стоимости проекта". В остальной части содержание пункта 6 Правил согласуется с пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598, в соответствии с которым размер гранта определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сумме, не превышающей 2 млн. рублей.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора и признании вышеприведенных положений Правил недействующими со дня вступления в силу решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзац 2 пункта 1, пункт 6 в части слов "составляет не более 60% от сметной стоимости проекта" Правил предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.12.2013 N 421 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в Республике Саха (Якутия)", со дня вступления в законную силу решения суда.
В остальной части требований отказать.
Сведения о принятом решении суда опубликовать в средствах массовой информации по вступлении решения в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Л.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2014 г. N 3-8/14
Текст решения опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 11 октября 2014 г. N 54